Напоминание

"Мы к лесной полянке вышли"


Автор: Сайдашева Зульфия Фаритовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Радищевская СШ №2 им. А.Н. Радищева"
Населённый пункт: р.п. Радищево
Наименование материала: конспект совместного с родителями индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе
Тема: "Мы к лесной полянке вышли"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

совместного логопедического занятия родителей с детьми

«Мы к лесной полянке вышли»

по автоматизации звука (Р) в работе с ребенком

подготовительной группы

МБОУ «Радищевская СШ №2 им. А.Н. Радищева»

учитель- логопед: Сайдашева З.Ф.

«Мы к лесной полянке вышли»

( Во

время

занятия

родители

являются

участниками

процесса,

все

упражнения и задания выполняются совместно)

Цель: профилактика и коррекция нарушений речи через совместные занятия

родителей с детьми.

Задачи: продолжать обучать родителей приёмам по развитию речи детей;

совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

расширять лексический запас;

развивать слуховое внимание и зрительную память;

учить

выработке

чётких

координированных

движений

во

взаимосвязи

с

речью;

способствовать развитию мимической выразительности.

Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение

звука (Р) изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения;

- продолжать обучать звуковому анализу слов, формируя умение слышать

звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;

Коррекционно-развивающие: - развивать артикуляционную моторику при

выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;

-

развивать общую и мелкую моторику рук при выполнении движений и

при раскрашивании контурных изображений;

- развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в

звуковой системе языка;

- обогащать лексику, практически знакомя с антонимами;

-

тренировать

навык

правильного

согласования

существительных

с

числительными;

-

упражнять

в

образовании

относительных

прилагательных

с

заданным

звуком;

-

развивать

зрительное

восприятие,

внимание,

воображение,

мышление,

пространственную ориентацию.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать

навыки

сотрудничества

на

занятии,

формировать

положительные

установки

на

участие

в

занятии;

создать

хорошее

настроение,

воспитывать

аккуратность,

доброту,

умение

выполнять игровые правила; поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: Зеркало, наборы картинок, магнитная удочка и рыбки для

игры «Рыбалка», магнитная доска для рисования, логопедическая ромашка,

логопедическая улитка, лэпбук, ноутбук («Пение птиц», «Весёлая азбука»)

Ход занятия:

Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся

(Здравствуйте). Садитесь.

Покажи, как ты рада, что мама присутствует на занятии. (Улыбка)

Назови ласково того, кто пришёл на занятие? (мамочка, мамуля)

А как вы назовёте своего ребёнка ласково? (дочка, доченька)

Скажи, какое правило речи мы знаем? Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку со звуком, который потерялся в

словах …омашка, т..опинка, ..ыба, ..ечка, Вы догадались, что это за звук?

(Р).

Давайте

скажем

слова

правильно:

ромашка,

тропинка,

рыба,

речка

(отвечают по очереди). Молодцы.

Совет: такие упражнения способствуют развитию умения различать на

слух звуки и выделять их в словах.

Итак, послушайте волшебные слова и повторите за мной: «Вокруг себя

повернись, на полянке окажись». Вот мы и на полянке, послушайте, как поют

птицы. (Запись- «Пение птиц»)

Представьте, что греет нас теплое солнышко, и мы дышим свежим воздухом

(Вдох носом - выдох ртом).

А сейчас я предлагаю вам на полянке собрать цветы с лепестками -

картинками, в названии которых имеется звук Р. (Игра “Собери цветы”-

логопедическая ромашка: расчёска, рамы, руль, радуга, скворечник, ручка;

берут лепестки по очереди). – Что ты делала сейчас? (Я собирала ромашку)

Посмотрите – тропинка, давайте пойдём по ней, наступая на кочки (РА, РО,

РУ, РЫ).

Вот и речка, давайте присядем здесь. В этой речке водятся необычные

рыбы, предлагаю выловить магнитной удочкой из речки рыб, пересчитать и

положить их в ведро- «Игра Рыбалка»: первая рыбка, вторая рыбка, …; ловят

по пять рыбок). А вот двум волшебным рыбкам нужно дорисовать чешую.

(Рисунок на магнитной доске). Скажи, что ты делала сейчас? (Я ловила рыбу.

Я рисовала чешую рыбке.)

Совет: такие задания направлены на развитие мелкой моторики, их можно

использовать дома.

Давайте отпустим рыбу в речку и пойдём дальше.

Наша прогулка с вами продолжается, но на пути у нас – лужи. Нужно пройти,

перешагивая через лужи и называя слог. (РЯ, РИ, РЮ, РЕ, РЁ). Молодцы.

Вот мы и на полянке. Посмотри, что вы видите? (Лежат листья). Правильно,

наверное, был сильный ветер, они и упали. Я предлагаю вам выполнить

физминутку «Листья, листочки тихо кружатся». Ответьте: Если лист упал с

клёна – он кленовый (Берёза, липа, рябина)- отвечают по очереди.

Совет: Такие игры формируют у детей грамматический строй речи.

А сейчас мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику «Листопад». Мама

будет

выполнять

вместе

с

нами,

и

наблюдать,

правильно

ли

ребёнок

выполняет. Молодцы.

Совет: Уважаемая мама, такие

пальчиковые игры и упражнения нужно

проводить ежедневно, так как развитие мелкой моторики стимулирует

развитие отделов головного мозга, отвечающих за речь.

Я предлагаю вам подуть на листочки и посмотреть, как они падают.

Что же у нас было под листьями? (Лэпбук)

Давайте мы с вами выполним несколько заданий из него:

- Что это за звук? (Р) А буква? (ЭР). Молодец.

Предлагаю составить буквы и назвать картинки на них.

-

Лягушонок

предлагает

нам

выполнить

Артикуляционную

гимнастику

(«Лопаточка», «Чашечка», «Индюк», «Лошадка»,

«Грибок», «Гармошка»,

выполнение

перед

зеркалом,

а

теперь

повернитесь

друг

к

другу,

я

буду

называть упражнение, а вы выполнять)

Совет: артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день чётко

и правильно, если вы сомневаетесь в выполнении какого – либо упражнения,

проконсультируйтесь с логопедом.

- На поляне сидит Улитка, нужно назвать картинки, выделяя голосом звук Р в

словах: рыба, роза, барабан, огурец, шар, морковь, арбуз, комар, картина,

костёр, крыша, крокодил, матрёшка, гриб, тигр - называют по очереди).

- Подсолнух поиграет с нами в игру «Мой, моя, моё, мои» (Рассматривание

картинок

на

подсолнухе:

горох,

пирамида,

кровать,

светофор,

корона,

рукавицы,

градусник,

кукуруза,

дерево,

фонарик,

курица,

орёл,

рюкзак,

аквариум, огурец – называют по очереди)

- Дюймовочка предлагает нам игру «Определи место звука в слове» (Бабочка

и цветы): рыба, сковорода, кружка, сахар, ведро, самовар, торт – по очереди)

- Два пуделя не могут закончить предложение, давай им поможем (Игра

«Закончи предложение» (Антонимы - звук Р - поочерёдно).

Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Суп горячий, а компот - … (холодный)

Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)

Дедушка старый, а внук - … (молодой)

Волшебница добрая, а колдунья … (злая).

Совет: Такие игры способствуют пополнению словаря ребёнка.

- Сейчас посмотрите на рисунок и составьте предложение. (Рома ловит рыбу

в речке.

Рома сидит на траве. В речке плавает рыба. В речке есть

рак.)

Молодцы.

Совет: Чтение, пересказ, составление рассказов по картине развивают

связную речь ребёнка.

-Я предлагаю вам послушать песенку, про рыбака Рому, состоящую из слов

со звуком Р. Слушайте и запоминайте слова. Понравилась песенка? Какие

слова вы запомнили? (Речка, рыбак, рак, русалка,…) Молодцы.

Вот и подошла к концу наша прогулка. Вы молодцы, справились со всеми

заданиями, – Вам понравилась прогулка? С

каким звуком мы ходили на

прогулку? (Р). А о том, где мы были, расскажи стихотворение «Мы к лесной

полянке вышли», помни наше правило речи. Молодец. И я предлагаю маме

поблагодарить ребёнка (Родитель берёт в руки руку ребёнка и говорит ему,

что он был сегодня самым лучшим).

Совет: Ребёнок с нарушением речи не уверен в своих ответах и такие игры,

где нужно говорить громко повышают самооценку и уверенность.

Вот пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные

слова: «Вокруг себя повернись в детском саду окажись».

Наше занятие окончено. Ребёнок может идти в группу, а маму попрошу

задержаться на минутку. Поделитесь вашими впечатлениями о занятии: что

понравилось, было интересным, что взяли для себя для работы с вашим

ребёнком дома.

Итак, работа над исправлением нарушений речи должна быть комплексной:

развивать

мелкую

моторику,

выполнять

артикуляционную

гимнастику,

работать над умением слышать звуки, развивать связную речь. Помните без

вашей поддержки одному логопеду не справиться и важно не пропускать

занятия. Наше занятие окончено, всем спасибо.



В раздел образования