Автор: Сайдашева Зульфия Фаритовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Радищевская СШ №2 им. А.Н. Радищева"
Населённый пункт: р.п. Радищево
Наименование материала: конспект совместного с родителями индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе
Тема: "Мы к лесной полянке вышли"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
совместного логопедического занятия родителей с детьми
«Мы к лесной полянке вышли»
по автоматизации звука (Р) в работе с ребенком
подготовительной группы
МБОУ «Радищевская СШ №2 им. А.Н. Радищева»
учитель- логопед: Сайдашева З.Ф.
«Мы к лесной полянке вышли»
( Во
время
занятия
родители
являются
участниками
процесса,
все
упражнения и задания выполняются совместно)
Цель: профилактика и коррекция нарушений речи через совместные занятия
родителей с детьми.
Задачи: продолжать обучать родителей приёмам по развитию речи детей;
совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
расширять лексический запас;
развивать слуховое внимание и зрительную память;
учить
выработке
чётких
координированных
движений
во
взаимосвязи
с
речью;
способствовать развитию мимической выразительности.
Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение
звука (Р) изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения;
- продолжать обучать звуковому анализу слов, формируя умение слышать
звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;
Коррекционно-развивающие: - развивать артикуляционную моторику при
выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;
-
развивать общую и мелкую моторику рук при выполнении движений и
при раскрашивании контурных изображений;
- развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в
звуковой системе языка;
- обогащать лексику, практически знакомя с антонимами;
-
тренировать
навык
правильного
согласования
существительных
с
числительными;
-
упражнять
в
образовании
относительных
прилагательных
с
заданным
звуком;
-
развивать
зрительное
восприятие,
внимание,
воображение,
мышление,
пространственную ориентацию.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать
навыки
сотрудничества
на
занятии,
формировать
положительные
установки
на
участие
в
занятии;
создать
хорошее
настроение,
воспитывать
аккуратность,
доброту,
умение
выполнять игровые правила; поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: Зеркало, наборы картинок, магнитная удочка и рыбки для
игры «Рыбалка», магнитная доска для рисования, логопедическая ромашка,
логопедическая улитка, лэпбук, ноутбук («Пение птиц», «Весёлая азбука»)
Ход занятия:
Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся
(Здравствуйте). Садитесь.
Покажи, как ты рада, что мама присутствует на занятии. (Улыбка)
Назови ласково того, кто пришёл на занятие? (мамочка, мамуля)
А как вы назовёте своего ребёнка ласково? (дочка, доченька)
Скажи, какое правило речи мы знаем? Правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку со звуком, который потерялся в
словах …омашка, т..опинка, ..ыба, ..ечка, Вы догадались, что это за звук?
(Р).
Давайте
скажем
слова
правильно:
ромашка,
тропинка,
рыба,
речка
(отвечают по очереди). Молодцы.
Совет: такие упражнения способствуют развитию умения различать на
слух звуки и выделять их в словах.
Итак, послушайте волшебные слова и повторите за мной: «Вокруг себя
повернись, на полянке окажись». Вот мы и на полянке, послушайте, как поют
птицы. (Запись- «Пение птиц»)
Представьте, что греет нас теплое солнышко, и мы дышим свежим воздухом
(Вдох носом - выдох ртом).
А сейчас я предлагаю вам на полянке собрать цветы с лепестками -
картинками, в названии которых имеется звук Р. (Игра “Собери цветы”-
логопедическая ромашка: расчёска, рамы, руль, радуга, скворечник, ручка;
берут лепестки по очереди). – Что ты делала сейчас? (Я собирала ромашку)
Посмотрите – тропинка, давайте пойдём по ней, наступая на кочки (РА, РО,
РУ, РЫ).
Вот и речка, давайте присядем здесь. В этой речке водятся необычные
рыбы, предлагаю выловить магнитной удочкой из речки рыб, пересчитать и
положить их в ведро- «Игра Рыбалка»: первая рыбка, вторая рыбка, …; ловят
по пять рыбок). А вот двум волшебным рыбкам нужно дорисовать чешую.
(Рисунок на магнитной доске). Скажи, что ты делала сейчас? (Я ловила рыбу.
Я рисовала чешую рыбке.)
Совет: такие задания направлены на развитие мелкой моторики, их можно
использовать дома.
Давайте отпустим рыбу в речку и пойдём дальше.
Наша прогулка с вами продолжается, но на пути у нас – лужи. Нужно пройти,
перешагивая через лужи и называя слог. (РЯ, РИ, РЮ, РЕ, РЁ). Молодцы.
Вот мы и на полянке. Посмотри, что вы видите? (Лежат листья). Правильно,
наверное, был сильный ветер, они и упали. Я предлагаю вам выполнить
физминутку «Листья, листочки тихо кружатся». Ответьте: Если лист упал с
клёна – он кленовый (Берёза, липа, рябина)- отвечают по очереди.
Совет: Такие игры формируют у детей грамматический строй речи.
А сейчас мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику «Листопад». Мама
будет
выполнять
вместе
с
нами,
и
наблюдать,
правильно
ли
ребёнок
выполняет. Молодцы.
Совет: Уважаемая мама, такие
пальчиковые игры и упражнения нужно
проводить ежедневно, так как развитие мелкой моторики стимулирует
развитие отделов головного мозга, отвечающих за речь.
Я предлагаю вам подуть на листочки и посмотреть, как они падают.
Что же у нас было под листьями? (Лэпбук)
Давайте мы с вами выполним несколько заданий из него:
- Что это за звук? (Р) А буква? (ЭР). Молодец.
Предлагаю составить буквы и назвать картинки на них.
-
Лягушонок
предлагает
нам
выполнить
Артикуляционную
гимнастику
(«Лопаточка», «Чашечка», «Индюк», «Лошадка»,
«Грибок», «Гармошка»,
выполнение
перед
зеркалом,
а
теперь
повернитесь
друг
к
другу,
я
буду
называть упражнение, а вы выполнять)
Совет: артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день чётко
и правильно, если вы сомневаетесь в выполнении какого – либо упражнения,
проконсультируйтесь с логопедом.
- На поляне сидит Улитка, нужно назвать картинки, выделяя голосом звук Р в
словах: рыба, роза, барабан, огурец, шар, морковь, арбуз, комар, картина,
костёр, крыша, крокодил, матрёшка, гриб, тигр - называют по очереди).
- Подсолнух поиграет с нами в игру «Мой, моя, моё, мои» (Рассматривание
картинок
на
подсолнухе:
горох,
пирамида,
кровать,
светофор,
корона,
рукавицы,
градусник,
кукуруза,
дерево,
фонарик,
курица,
орёл,
рюкзак,
аквариум, огурец – называют по очереди)
- Дюймовочка предлагает нам игру «Определи место звука в слове» (Бабочка
и цветы): рыба, сковорода, кружка, сахар, ведро, самовар, торт – по очереди)
- Два пуделя не могут закончить предложение, давай им поможем (Игра
«Закончи предложение» (Антонимы - звук Р - поочерёдно).
Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
Суп горячий, а компот - … (холодный)
Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)
Дедушка старый, а внук - … (молодой)
Волшебница добрая, а колдунья … (злая).
Совет: Такие игры способствуют пополнению словаря ребёнка.
- Сейчас посмотрите на рисунок и составьте предложение. (Рома ловит рыбу
в речке.
Рома сидит на траве. В речке плавает рыба. В речке есть
рак.)
Молодцы.
Совет: Чтение, пересказ, составление рассказов по картине развивают
связную речь ребёнка.
-Я предлагаю вам послушать песенку, про рыбака Рому, состоящую из слов
со звуком Р. Слушайте и запоминайте слова. Понравилась песенка? Какие
слова вы запомнили? (Речка, рыбак, рак, русалка,…) Молодцы.
Вот и подошла к концу наша прогулка. Вы молодцы, справились со всеми
заданиями, – Вам понравилась прогулка? С
каким звуком мы ходили на
прогулку? (Р). А о том, где мы были, расскажи стихотворение «Мы к лесной
полянке вышли», помни наше правило речи. Молодец. И я предлагаю маме
поблагодарить ребёнка (Родитель берёт в руки руку ребёнка и говорит ему,
что он был сегодня самым лучшим).
Совет: Ребёнок с нарушением речи не уверен в своих ответах и такие игры,
где нужно говорить громко повышают самооценку и уверенность.
Вот пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные
слова: «Вокруг себя повернись в детском саду окажись».
Наше занятие окончено. Ребёнок может идти в группу, а маму попрошу
задержаться на минутку. Поделитесь вашими впечатлениями о занятии: что
понравилось, было интересным, что взяли для себя для работы с вашим
ребёнком дома.
Итак, работа над исправлением нарушений речи должна быть комплексной:
развивать
мелкую
моторику,
выполнять
артикуляционную
гимнастику,
работать над умением слышать звуки, развивать связную речь. Помните без
вашей поддержки одному логопеду не справиться и важно не пропускать
занятия. Наше занятие окончено, всем спасибо.