Напоминание

"Метод Данетки в старшей группе ДОУ"


Автор: Воронина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№4 СП д/с №20
Населённый пункт: г.о. Чапаевск Самарской области
Наименование материала: статья Игровые ТРИЗ технологии
Тема: "Метод Данетки в старшей группе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровые ТРИЗ технологии

Метод Данетки в старшей группе ДОУ

Развитие

познавательных

интересов

дошкольников

является

одной

из актуальных

проблем педагогики,

призванной

воспитать

личность,

способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Для дошкольника

характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно

дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их

названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами

наблюдаемых явлений. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с

детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть

явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

Развитию

нестандартного

логического

мышления

способствуют

простые

словесные игры-Данетки.

Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют

собой

описание

странных,

необычных

ситуаций.

Как

правило,

загадка-

данетка не содержит четкого вопроса.

Цели "данеток"

научить детей задавать вопросы, благодаря которым человек открывает

новые возможности, находит альтернативные решения

углублять знания ребенка об окружающем мире, расширяет словарный

запас

учить слушать и быть внимательным

научить

отыскивать

критерии

классификации

любых

объектов

окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не

повторять вопросы).

И конечно, как и любая игра, это отличный способ укрепить дружеские

отношения между взрослыми и детьми.

Используя дидактическую игру «Данетка», дети учатся задавать вопросы

продуктивно-поискового типа.

У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно

азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно

интересного

объекта

для

данной

категории

играющих.

При

угадывании

можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и

«нет» (а также «не имеет значения»).

Данетки бывают разными

Можно сыграть в игру, несущую в своей основе какой-то загаданный

предмет, явление, животное и т.п. Например, задумайте какой-нибудь овощ и

спросите, какой именно. Ребенок станет задавать вам уточняющие вопросы и,

в конце концов, разгадает загадку.

- Этот овощ растет у нас на даче?

- Его кладут в борщ?

- Он красный?..

Аналогично можно задумывать все, что угодно:

- Какое имя я загадал?

- Какую часть одежды я задумал?

- Какую сказку я загадал?

Какого героя мультфильма я загадал?

- Какой цвет (цветок, насекомое, рыбу, зверя, птицу) я задумал?

Интересная разновидность таких головоломок – числовые Данетки.

Взрослый загадывает какое-нибудь число, а ребенок старается его отгадать. В

остальном, все принципы Данетки сохраняются. Для того, что бы ребенок

научился рационально задавать вопросы, сначала пусть загадывает число он,

а взрослые отгадывают. Например, загадано число 16:

Это число больше 50?

- Нет.

- Это число больше 25?

- Нет.

- Это число больше 12?

- Да.

- Задуманное число больше 18?

- Нет.

- Оно больше 15?

- Да.

- Это 17?

- Нет.

- Значит, 16!

Число отгадано. Кроме всего прочего, такой вариант игры поможет

ребенк

у

лучше разобраться с числами и понятием “больше-меньше”. Аналогичные

задачки: “Какую букву русского алфавита я загадал?”, “Какой день недели я

загадал?” Алгоритм их решения такой же, как и в случае с цифрами.

Еще одна разновидность логических задачек – игра “Черный ящик”. Это

может быть коробка, в которой лежит какой-то предмет. Задача игроков, задав

10 вопросов отгадать, что это за предмет. Вот здесь уже нужно тщательно

продумывать вопросы, что бы “экономить” их и не выспрашивать ненужные

детали.

Понятно,

что

“черный

ящик”

может

быть

и

“виртуальным”,

т.е.

ведущий просто загадывает какой-то предмет, а игроки угадывают его за 10

вопросов.

«Игра в ситуации» Бывают Данетки легкие, которые можно отгадать всего

за пару вопросов. А бывают и такие, что приходится поломать голову над

ответом. Но, в любом случае, ответ загадки всегда подчиняется строгой

логике.

Отгадка

вполне

реальна

и

не

содержит

в

себе

каких-либо

фантастических

или

“потусторонних”

элементов.

Но

часто

она

весьма

необычна, что и заставляет уйти от шаблонности мышления, предполагая

самые невероятные развития событий.

Ситуации могут касаться и литературных героев. Такие загадки для детей

несложно придумывать самостоятельно. Вот несколько примеров:

- Четверо друзей-музыкантов забрались друг на друга и напугали

разбойников (Бременские музыканты).

- Его сделали, но не съели. Он убежал, и тогда его съели (Колобок)

- Она квакнула и упала с большой высоты. Кто она? (Лягушка-

путешественница).

- Кто-то похвастался и остался без завтрака (Ворона из басни “Ворона и

лисица”).

- Сначала он ее поймал, но отпустил. Потом она к нему приплыла, делала

подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка).

Вот

вам

для

примера

несколько

“детских”

ситуаций,

которые

можно

попробовать загадать старшим дошкольникам и младшим школьникам. В

скобках дан ответ.

- Она пошла и ее съели. Кто она? (Шашка).

- Одновременно к реке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь

одноместная лодка и поблизости больше никого не было, они благополучно

переправились на противоположный берег. Как это могло получиться? (Они

подошли к разным берегам реки).

- Пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их

туда не клал. Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части

снеговика, который потом растаял).

Советы для ведущего и игроков

При отгадывании Данеток в начале игры лучше не пытаться сразу дать ответ.

Это вряд ли получится, простые ответы в Данетках бывают редко. Лучше

задавать побольше вопросов, чтобы собрать информацию и хоть что-то для

себя прояснить. Ситуация в Данетке почти всегда нестандартная, а значит

нужно

уходить

от

шаблонных

вопросов.

Ответы

бывают

очень

неожиданными. Они могут быть связаны с именами и фамилиями. Как,

например, в такой загадке: “Голый идет по Антарктиде.” Оказывается, Голый

– это фамилия человека. Или в загадке может содержаться подвох, шутка,

игра слов. “В магазин заходит человек и просит нарезать колбасу не вдоль, а

поперек. “Вы пожарник?” – спрашивает продавщица. “Да”, - отвечает он. Как

продавщица

догадалась?”

Мы,

конечно,

пытаемся

рассуждать

логически,

искать связь между профессией и способом нарезки колбасы. А ответ прост:

мужчина был в пожарной форме, а колбаса тут ни при чем. Подобный

отвлекающий маневр в Данетках – обычная вещь.

Тут главное – не мешать

активному творчеству, а поощрять, внимательно слушать, не исправлять

.

Я считаю, что использование Данеток в работе с детьми, помогает не только

в

развитии

творческих

способностей,

но

и

дает

возможность

детям

почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и

интересом в ожидании ежедневных открытий.

Воронина Т.А.

воспитатель ГБОУ СОШ№4 СП д/с №20

г.о. Чапаевск Самарской области



В раздел образования