Автор: Воронина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№4 СП д/с №20
Населённый пункт: г.о. Чапаевск Самарской области
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Обучение детей созданию образных характеристик объектов посредством сравнений и загадок"
Раздел: дошкольное образование
Методический материал
Обучение детей созданию образных характеристик объектов посредством
сравнений и загадок
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей
ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому,
поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей
дошкольников. Одним из основных направлений в рамках описываемого
подхода является «Обучение детей составлению образных характеристик
объектов». Содержание этого направления позволяет достаточно
гарантировано научить детей 3-7 лет составлению сравнений, загадок и
метафор.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения
детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей
составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе
дети 6-7 лет вполне справляются с метафорами (третий этап).
Мы рассмотрим первые два этапа.
Обучение детей составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего
возраста. Упражнения проводятся не только на НОД по развитию речи, но и в
свободное время.
Модель составления сравнений:
- воспитатель называет какой-либо объект
- обозначает его признак
- определяет значение этого признака
- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Например: мороженое (объект №1), по температуре (признак), холодное
(значение признака), такое же холодное (значение признака) по температуре
(признак) как лед (объект №2).
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления
сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом,
кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого
длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие
более общее, чем значение данного признака.
Например, «Яблоко по вкусу сладкое, такое же сладкое, как мед». «Небо по
цвету голубое, такое же голубое, как море». «Коробочка в форме
многогранника, такая же многогранная, как кирпичик». «Барабан по звуку
громкий, такой же громкий, как гром». «Суп по температуре горячий, такой
же горячий, как огонь».
Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением
признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка. Сладкое по вкусу –
помидор, виноград, груша. Голубое по цвету – колокольчик, глаза, вода.
Многогранное по форме – камень, кристалл, гайка. Громкое по звуку – смех,
голос, шум. Холодное по температуре – снег, холодильник, вода).
До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению
сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает
детям сравнить падающие желтые листья по цвету с какими-либо другими
объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: « Падающие
осенние листья по цвету такие же, как звезды», «Ветер на улице по силе
такой же, как воздух в вентиляторе».
На пятом году тренинги усложняются:
- в составляемой фразе не произносится признак, а составляется только его
значение (цветы яблони белые, как снег)
- в сравнениях усиливается характеристика второго объекта (ваза прозрачная,
как замерзшая вода)
В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при сравнении,
поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по
заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (лиса) и
просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и
т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Например: лиса по цвету рыжая, как морковка (воспитатель задал признак
цвета, а его значение – рыжий – выбрано ребенком).
Технология обучения детей составлению загадок
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике
работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели
составления загадок.
Модель 1
Какой?
Что бывает таким же?
Домашний
Громкий
Кнопочный
Но не пушистый кот
Но не заведенный будильник
Но не электронный калькулятор
(телефон)
Для составления загадки выбран объект. Далее детьми характеристики по
заданным воспитателем признакам. Воспитатель просит детей дать
сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые
строчки таблицы. Далее детей просят дать образные характеристики
объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). После
заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя
между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или
каким-либо одним ребенком. Сложенный текст повторяется неоднократно
всеми детьми.
После освоения модели «Какой- что бывает таким же» на активном уровне
необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно
составить на основе «занижения» свойств объекта или их «завышения».
Модель 2
Что делает?
Что (кто) делает так же?
Летает
Роет норки
Ловит насекомых
Быстро летает
Звонко поет
Строит жилье
Тает
Светит
Капает
Но не бумажный самолет
Но не слепой крот
Но не болотная лягушка
(ласточка)
Но не реактивный самолет
Но не веселый ребенок
Но не опытный плотник
(соловей)
Но не лед
Но не фонарь
Но не дождь
(свеча)
Прыгает
Плавает
Ныряет
«Занижение» свойств объекта
Скрипит
Открывается
Держит
«Завышение» свойств объекта
Скрипит
Открывается
Держит
Но не заяц
Но не рыба
Но не водолаз
(лягушка)
Как несмазанная телега
Но не консервная банка
Как непроходимая топь
(дверь)
Как дрожащая струна
Но не деревянная шкатулка
Как могучая гора
(дверь)
Модель 3
На что похоже?
Чем отличается?
Похоже на облако
Похожа на море
Как зеркало
Похожа на жука
Похожа на улитку
Как дом
Как веточка
Похожа на гармошку
Как электричка
Но никуда не плывет
Но нет волн
Но нельзя разбить
(лужа)
Но нет лапок
Но быстро двигается
Но нельзя побегать
(легковая машина)
Но ползает
Но не играет
Но не ездит
(гусеница)
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая
один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и
различное.
Модель 4
Какая часть?
У какого объекта есть такая же часть?
Есть стрелки
Есть цифры
Но не компас
Но не калькулятор
Есть циферблат
Но не весы
(часы)
Модель 5
Часть
Сколько?
У кого или чего столько
же частей?
Ножки
Сиденье
Спинка
4
1
1
Как у стола
Как у кресла
Как у дивана
(стул)
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок
- Выбор объекта на картине
- Выбор модели загадки
- Подбор характеристик и сравнение с другими объектами
- Выбор наиболее удачных сравнений
- связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов:
«как», «но не»
- По окончании работы выразительное чтение загадки
Воронина Т.А.
воспитатель ГБОУ СОШ№4 СП д/с №20
г.о. Чапаевск Самарской области
Домашний
Громкий
Кнопочный
Скрипит
Открывается
Держит
Скрипит
Открывается
Держит
Не плывет
Нет волн
Нельзя разбить
Стрелки
Цифры
Циферблат
Ножки
4
Сиденье
1
Спинка
1
Летает
Роет норки
Ловит
насекомых
Прыгает
Плавает
Ныряет