Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№197
«Детский сад комбинированного вида»
РЕФЕРАТ
Тема: Экологическое воспитание детей
дошкольного возраста.
Воспитатель: Бабенко В.В.
Кемерово 2017 г
Содержание
Введение
………..3
1.Экологическое воспитание - часть нравственного воспитания
дошкольников
………..5
2.Цели и задачи экологического воспитания.
……….6
3.Содержание работы по данной проблеме /анализ альтернатив-
ных программ: программа Васильевой, «Радуга», Николаева
«Юный эколог», «Развитие».
……….7
4.Формы и методы экологического воспитания
……….20
Выводы
………21
Список использованной литературы
……….22
Приложение
………23
Введение.
2
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и дея-
тельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности.
Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только
при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, по-
вышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимо-
сти реализации принципов устойчивого развития. В решении данной задачи
ведущая роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано раз-
решить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы -
основы выживания человека и сохранения природной среды.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей при-
родной среды» (1991), «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об
экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях
Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для фор-
мирования системы экологического образования населения. Указанные доку-
менты подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного
экологического образования, первым звеном которой является дошкольное.
Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его
отношения к окружающему миру.
Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы эко-
логического образования трудно переоценить. От того, как и в каких услови-
ях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только
то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще ве-
сти речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению
Я.А.Коменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени.
Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к это-
му делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда
от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего
вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною,
когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость... Образование должно на-
чинаться в весне жизни - в детстве...»
3
(Я.А.Коменский, 1939). Основываясь на психологических особенностях лич-
ности ребенка, дошкольный возраст мы считаем сенситивным для заложения
фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия
окружающего мира и экологической культуры человека.
Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы
непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно
является фундаментальной основой развития экологической культуры лично-
сти, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психиче-
ских процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть
взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их
экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития
экологической культуры детей.
1.
Экологическое воспитание – часть нравственного
воспитания дошкольников.
4
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирова-
ние у детей знаний и представлений об окружающем мире. включающем при-
роду и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира
и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окру-
жающей средой; развитие эмоционально – положительного отношения к при-
роде.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека опре-
деленных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение
практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бе-
режного отношения к природе.
Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:
экологические знания и умения;
экологическое мышление;
ценностные ориентации;
экологически оправданное поведение.
2. Цели и задачи экологического воспитания
5
Особое внимание при работе с детьми дошкольного возраста следует уделять
воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблю-
дать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Реализация цели идет через решение следующих задач:
уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных
явлениях;
формирование знаний о жизненно необходимых условиях для челове-
ка, животных и растений (питание. рост, развитие);
формирование элементарных представлений о причинно – следствен-
ных связях внутри природного комплекса;
развитие гуманного эмоционально – доброжелательного и бережного
отношения к окружающему миру;
формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;
ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье че-
ловека;
формирование привычки рационально использовать воду;
выработка
умения
правильно
взаимодействовать
с
окружающим
миром (элементарные правила поведения в природе);
развитие познавательного интереса к окружающему миру;
формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Для реализации целей и задач предусматривается следование принципам:
системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации
деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в усло-
виях дошкольного учреждения и семьи.
3. Содержание работы по данной проблеме
6
( Анализ альтернативных программ: программа Васильевой, программа
«Радуга», программа «Юный эколог» Николаева, программа «Развитие»)
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии
с концепцией автора программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой – предпола-
гает, во – первых, формирование осознанно – правильного отношения к при-
родным явлениям и объектам; во – вторых, ознакомление детей с природой, в
основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на осново-
полагающие идеи и понятия экологии. Итак, экологическое воспитание до-
школьников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по
двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически
правильного отношения к природным объектам. Эти два направления нераз-
рывны: чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необхо-
димо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог,
который сам владеет знаниями в области экологии. Его необходимо прово-
дить в процессе интеграции занятий, наблюдений, опытнической и трудовой
деятельности, дидактических и сюжетно – ролевых игр, чтение литературы,
просмотр видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельно-
сти детей.
Большое значение при этом отводится работе с родителями. Совместно с
ними можно проводить праздники («Осенины», «Праздники урожая» и т. д.);
субботники по высадки деревьев и цветов на участке детского сада; выставки
художественного творчества детей и родителей («Закружилась осень золо-
тая», «Зимняя сказка») и многое другое.
Цель экологического развития дошкольников – формирование элементар-
ных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.
1.
Задачи оздоровительной направленности:
охранять и укреплять здоровье детей;
учить их правильно взаимодействовать с природой;
7
формировать умение рационально использовать природные ресурсы
для гармоничного развития личности;
учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.
2.
Задачи образовательной направленности:
формировать элементарные экологические знания и представления, а
также начала, азы экологического мировоззрения;
уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой
природе;
формировать умение самостоятельно решать различные экологиче-
ские задачи;
развивать воображение, фантазию и логическое мышление;
учить понимать причинно – следственные связи внутри природного
комплекса: знакомить с особенностями жизни животных (животные в
природе живут в определенных местах, питаются определенной пи-
щей и нуждаются в определенных условиях для выведения
потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом
и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их
сообществ; формировать представление о том, что человек – часть
природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их
сохранность – обязанность человека;
познакомить с Красной книгой.
3.
Задачи воспитательной направленности:
формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
формирование эмоционально – доброжелательное отношение к жи-
вым существам в процессе общения к живым существам в процессе
общения с ними;
воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочув-
ствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту; уважи-
тельное отношение к традициям своего народа;
8
развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представ-
ление об экологических проблемах города (поселка, деревни и т.д.);
формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия
для роста растений и жизни животных в неволе;
развивать ответственное и бережное отношение домашним животным,
животным живого уголка в дошкольном учреждении, к лесным богат-
ствам;
воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцы, трак-
тористы, лесничие и т.д.);
формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого
зависит жизнь всего живого.
4.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков пи ознакомлении с
природными явлениями:
формировать трудовые навыки и умение по уходу за комнатными рас-
тениями, домашними животными;
учить ухаживать за объектами Уголка природы;
учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы, го-
рода (поселка, деревни и т.д.);
формировать представления об экологических проблемах своего горо-
да (поселка, деревни и т.д.).
5.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процес-
се участия в продуктивных видах деятельности:
развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в
рисунке, лепке и аппликации;
формировать эстетическое отношение к окружающей действительно-
сти;
учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к
миру;
9
показать, как мастера народного декоративно – прикладного искусства
используют природные ресурсы (дерево, глина, камни и т.д.) и отража-
ют красоту окружающей природы в своих изделиях.
Критерии сформированности экологических знаний:
знание о мире животных;
знание о растительном мире;
знании о неживой природе;
знание о временах года4
отношение к миру природы.
Программа «Развитие». В основу программы взяты два теоретических по-
ложения
Первое – это теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода
развития, переходя от утилитарного понимания дошкольного детства к его гу-
манистическому пониманию.
Второе – это концепция Л.А.Венгера о развитии способностей, которые
понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с по-
мощью специфических для дошкольников образных средств решения задач.
В младшей группе основными средствами являются сенсорные эталоны.
Руководители программы «Развитие» утверждают , что дети пятого года жиз-
ни могут прослеживать некоторые причинно – следственные зависимости, их
интересуют структура и свойства различных объектов. В средней группе
предлагается уделять больше времени анализу разных объектов, искать и на-
ходить причину того или иного явления, рассматривать рост и развитие жи-
вых организмов. На первое место выступает задача развития познавательных
творческих способностей через овладение действием замещения, а затем по-
строение и использование простейших пространственно – временных моде-
лей.
Знакомство детей с неживой природой происходит как в ходе наблюде-
ний за сезонными изменениями и погодой, так и при экспериментировании с
такими объектами, как вода, воздух. магнит, свет. Дети узнают о свойствах
10
этих объектов, делают выводы из результатов наблюдений о причинах того
или иного явления, получают представления о значении и использовании
этих объектов в жизни человека. Они узнают о сезонных изменениях, проис-
ходящих в природе, усваивают основные признаки времени года; с помощью
воспитателя устанавливают взаимосвязь между явлениями живой и неживой
природы.
Ознакомление детей с природой предполагает два аспекта: воспитатель-
ный и образовательный. Воспитательный аспект состоит в развитии у ребен-
ка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бе-
режное отношение ко всему живому; образовательный – в обогащении дет-
ских представлений о мире природы и развитии способности выделять в са-
мых общих чертах основные закономерности природных явлений.
Наблюдение является наиболее эффективной формой при освоении таких
сфер действительности, как мир человеческих отношений и воспитание эко-
логической культуры, развитие экологического сознания.
Знакомство с природой в младших возрастах являлось составной частью
развития представлений детей об окружающем мире и себе. в старшей и под-
готовительной группах эта сфера становится основой самостоятельного раз-
дела. В нем решаются следующие задачи: развитие экологического сознания,
а также интеллектуальных и творческих способностей.
Основой экологического сознания является понимание связей и отноше-
ний, существующих в природе и роли человека в их, с одной стороны, и уме-
ние понимать и любить все живое, с другой.
В старшей группе эта работа проходит на материале экологических си-
стем, окружающих детей (лес. луг. водоем. город), где особенно четко просле-
живается взаимосвязь живой и неживой природы.
Развитие экологического сознания невозможно без проживания ребенком
своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за
него. Такая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни: на экс-
курсиях. в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой
11
природы. ухода за обитателями живого уголка. проигрывания ситуаций, тре-
бующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при
чтении произведений детской литературы.
Вторая задача раздела, развитие интеллектуальных и творческих способ-
ностей, решается через овладение действиями наглядного моделирования. К
пяти годам дети, в основном, овладевают действием замещения. в старшей
группе они осваивают действия использования, а затем и построения моде-
лей.
Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений. по-
могает ребенку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех
или иных условиях, как они приспособлены к ним. модели экосистем дают
представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Зем-
ле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.
Развивающие задачи.
Классификация объектов с использованием условных обозначений.
Освоение действия модели: - взаимосвязи растений и животных с
условиями жизни в экологических системах.
Зависимости строения растений от условий жизни.
Освоения действия построения модели – взаимосвязи растений и жи-
вотных с условиями жизни в экологических системах
- зависимости строения растений от условий жизни
- роста и развития живых существ
Творческое применение усвоенных детьми средств в воображаемых
ситуациях.
Развитие экологического сознания и познавательных способностей оста-
ются основными задачами и в подготовительной группе. Расширяются про-
странство и уровень взаимосвязей, с которыми знакомится ребенок.
В работе по экологическому пониманию большой упор делается на ста-
новлении понимания и переживания ребенком своего единства и неразрыв-
ной связи с живой природой Земли, ее эволюцией, а также осознании ответ-
12
ственности и причастности к развитию и охране всего живого. Это происхо-
дит через знакомство со сложными и хрупкими связями живой и неживой
природы в природных зонах, ролью человека в их сохранении. Понимание за-
кономерности развития животного мира Земли дает возможность ребенку по-
чувствовать себя неотъемлемой частью этого процесса, не существующим в
отрыве от всего живого, причастным к сохранению его многообразия.
Познавательные и творческие способности развиваются в процессе овла-
дения действиями использования, а затем и построения моделей, отображаю-
щих связь животного и растительного мира различных природных зон Земли
с условиями жизни в них. Дети знакомятся с флорой и фауной природных зон
Земли (тундры, тайги, пустыни и др), узнают о влиянии условий жизни на
строение растений и животных, образе их жизни. а также получают представ-
ления о том, как изменения в окружающей среде повлияли на внешней вид
животных в ходе эволюции и привели к огромному многообразию современ-
ных живых форм. Во второй половине года дети переходят к отражению в на-
глядной модели развития и видоизменения животного мира Земли в ходе эво-
люции.
Развивающие задачи.
Освоение действия использования модели
- соотношения воздуха, воды и суши на Земле
- особенностей внешнего вида животных в зависимости от среды оби-
тания
- взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной
зоне
- особенностей внешнего вида животных, обитающих в различных
природных зонах
освоение действия построения модели – взаимосвязи растений и жи-
вотных с условиями жизни
- особенностей внешнего вида животных саванны. пустыни. джун-
глей
13
- особенностей строения растений саванны, пустыни. джунглей
- особенностей внешнего вида древних животных
- развития животного мира Земли
Творческое применение усвоенных детьми средств в воображаемых
ситуациях.
/Программа «Радуга» авторы Доронова, Гербова т.д./. В возрасти от 2 до
4 лет объектом познания малыша является богатое, многообразное пред-
метное содержание его ближайшего окружения. Все с чем ребенок стал-
кивается на своем пути познания, воспринимается им как единственное в
своем роде, как единичное. И это «единичное» интенсивно и активно по-
знает по принципу «что вижу, с чем действую, то и познаю».
В младшем возрасте существуют 4 основные направления в работе с
детьми.
- Знакомство с предметами, явлениями и событиями находящимися за
пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и
событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной си-
стемы представлений;
- формирование положительного отношения к окружающему миру.
В четыре – пять лет развитие ребенка Мероприятия, посвященные созда-
нию целостных систем детских представлений о мире, проводятся в три
этапа:
1 этап - воссоздание общего вида земной поверхности конкретного ме-
ста (сюда относится вся неживая природа: почва, горы, вода, снег, лед и
пр.) + некоторые существенные связи и зависимости (низкие температу-
ры. лед и снег);
2 этап – заселяем воссозданный ландшафт характерными представителя-
ми флоры и фауны (сюда относятся вся живая природа: растения и жи-
вотные) + некоторые связи и зависимости;
14
3 этап – включаем в данную систему (целостность) человека и определя-
ем его взаимоотношения с окружающей средой.
Таким образом, в процессе мероприятий по созданию целостных си-
стем детских представлений о мире решаются разные задачи развития детей:
- расширение кругозора;
- упорядочивание накопленных сведений о мире;
- утверждение ребенка в его позиции созидателя; формирование у него
осознанного, бережного, сочувственного отношения к миру природы, к руко-
творному миру.
В старшей группе продолжается интенсивное содержательное обогаще-
ние понятия «природа». Детей по – прежнему волнуют различные интерес-
ные, необычные факты, события, происходящие в живой и неживой природе.
Живая природа: растительный и животный мир. У ребенка к пяти годам на-
коплено достаточно много представлений о данной действительности. и
поэтому здесь можно выделить два направления познавательной активности
детей:
1. Стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты,
сведения).
2. Стремление и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую
информацию, классифицировать ее на крупные блоки.
Неживая природа: почва. вода, атмосфера, климат и др.
Мир неживой природы привлекает внимание детей старшего дошкольного
возраста. Он очень обширный и интересный. Но дошкольник не в состоянии
до конца осознать разницу между «живым» (органическим) миром и «нежи-
вым» (неорганическим) миром. Поэтому добиться от детей пяти лет осмысле-
ния этой разницы не имеет смысла.
У детей пяти – шести лет в основном наблюдается тенденция только к на-
коплению информации, сбору познавательного багажа.
К шести – семи годам у ребенка начинает складываться первичное обоб-
щенное отношение к миру, в котором мы живем.
15
Необходимо, чтобы это отношение было:
познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок («Я хочу их
узнать и разгадать»);
бережным – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и
даже охраны («Я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить»);
созидательным - мир так прекрасен («Я хочу сохранить и приумножить
эту красоту»).
Отношение к чему – либо проявляется в поступках человека. Педагоги че-
рез поступки, поведение своих воспитанников могут увидеть их истинное от-
ношение к различным объектам, предметам, явлениям и событиям нашей
жизни. Это отношение проявляется через: познавательные вопросы детей, их
желание получать новые сведения о мире, их личную активность, при-
частность к познавательным педагогическим мероприятиям; поступки детей
по отношению к конкретным объектам, предметам, явлениям нашего мира
(увидел лягушку – наблюдает за ней, а не хватает; вырос цветок – любуется
им, а не рвет его и т.п.);
стремление детей что – то сделать своими руками (посадить в группе или
на участке детского сада цветок, помочь попавшему в беду живому существу
и т.п.).
Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А.Ва-
сильевой. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) подготовлена с учетом новейших до-
стижений современной науки и практики отечественного дошкольного воспи-
тания, образования. в программе комплексно представлены все основные со-
держательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения
до 7 лет.
Первая младшая группа.
- содействовать интересу детей к объектам природы: уточнять представления
о растениях, учить рассматривать комнатные растения, наблюдать за домаш-
ними животными, их характерными признаками, знакомить с домашними
птицами и птицами на участке;
16
- учить различать и называть диких животных, формировать умение выде-
лять их характерные особенности, показать отличительные особенности жи-
вотных, птиц, рыб;
- Учить различать по внешнему виду и вкусу овощи, фрукты, где живет ребе-
нок;
- наблюдать за красотой природных явлений;
- формировать бережное отношение к окружающей природе.
Вторая младшая группа:
- формировать интерес к явлениям природы;
- продолжать учить детей определять состояние погоды, знакомить с некото-
рыми характерными особенностями времен года;
- формировать элементарные представления о некоторых астениях родного
края. познакомить с названиями комнатных растений, имеющих ярко выра-
женные характерные признаки;
- расширять представления об аквариумных рыбках. Учить узнавать по
внешнему виду лягушку, жука, бабочку;
- продолжать знакомить с обитателями уголка природы;
- воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее кра-
соту.
Средняя группа:
- расширять представления о многообразии природных явлений. Помогать
устанавливать простейшие связи между ними;
- давать начальное представление о приспособленности растений и живот-
ных к среде обитания;
- давать представления о том, что растения – живые существа;
- знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными;
- учить называть 1 – 2 представителя класса пресмыкающихся;
- расширять представления о жизни в природных условиях диких живот-
ных.
Старшая группа:
17
- углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений
и животных;
- познакомить с некоторыми способами вегетативного размножения ком-
натных растений;
- учить устанавливать связи между состояниями растений и условиями
окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений;
- учить называть животных, обитающих в близлежащей климатической
зоне, нашей стране и других странах;
- обобщать и систематизировать представления о временах года и частях
суток;
- в доступной форме отвечать на вопросы детей о космосе, звездах, луне,
солнце;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Поощрять
стремление детей отражать свои впечатления в изодеятельности, делиться
впечатлениями об окружающем мире.
Подготовительная группа:
- расширять представления о различных природных объектах, о жизни на
Земле, в Земле, в воде, воздухе;
- знакомить с растениями и животными родного края занесенными в Крас-
ну книгу;
- объяснить экологические зависимости, сознание которых способствует
развитию современного экологического мышления;
- способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с
природой;
- учить устанавливать связи между средой обитания к внешним видам,
средой обитания и образом жизни животных;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе
опытнической и исследовательской деятельности детей;
- знакомить с нашей планетой, с планетами Солнечной системы.
18
4.Формы и методы экологического воспитания.
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных
способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на дости-
19
жение дидактических задач. В процессе ознакомления детей с природой ис-
пользуют разнообразные методы:
Наблюдение
Экскурсия
Чтение литературы
Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, Подвижные игры.
Практическая деятельность детей.
Создание изопродукции
Продуктивная деятельность
Экспериментирование
Просмотр книг, картин, телепередач
10.Речевая деятельность (беседа, экологические сказки)
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах:
- на занятиях;
- на экскурсиях;
- в повседневной жизни ( в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке
природы).
Выводы.
Работая с детьми по теме экологическое воспитание, надо развивать у де-
тей представления о самоценности природы, эмоциональное положительное
20
отношение к ней, вырабатывать первые навыки экологически грамотного и
безопасного поведения в природе и в быту.
Через что это воспитывать?
Читать много литературы, соответствующей данной теме. Создавать разви-
вающую среду. Использовать как можно больше дидактические игры, по-
движные игры, игры – путешествия, экскурсии, наблюдения, опыты и экспе-
рименты, беседы, занятия, трудовую деятельность. А также использовать ху-
дожественную литературу, прослушивание грамзаписей, календари, картины,
загадки, пословицы, поговорки. Стараться все проводить в игровой форме,
игровая деятельность – это основной вид деятельности дошкольника, а она
присутствует во всех видах деятельности дошкольника.
Совместно с родителями проводить выставки работ, поделок из природного
материала: «Осенние композиции из цветов», «Праздник птиц», «Праздник
урожая», «Построй снежный городок».
Родителям предложить анкеты по данной теме. Сделать анализ их ответов.
Исходя из этого в дальнейшем продолжать работу по данной теме.
У детей формировать личность, характер, развивать интеллектуальность и
коммуникативную компетентность. Закладывать у воспитанников основы фи-
зического, нравственного и интеллектуального развития личности.
Список литературы
21
1.
Программа Васильевой 2006г.
2.
Л.Горькова Сценарий по экологическому воспитанию дошкольников
2005г.
3.
О.Доронова «Радуга»
4.
А.Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспе-
риментов в детском саду» -2004г.
5.
Г.Лямина «Воспитание детей в старшей группе детского сада»-1994г.
6.
Николаева «юный эколог»
7.
Программа «Развитие»
8.
Л.Потапова «Детям о природе»-2000г.
9.
П.Саморокова «Как знакомить дошкольников с природой»-1994г.
10.О.Соламенникова «Экологическое воспитание в детском саду»
Приложение
Опыты с водой.
22
Цветные льдинки.
Показать цветные льдинки и просим подумать как они получились.
Опыт.
Размешиваем краски в воде, заливаем в формочки. опускаем в них веревочки
ставим на холод и следим за процессом замерзания.
Какая бывает вода.
Берем стаканчики с водой, молоком, соком. Определите где вода?
(Узнаем по цвету, запаху).
Как изменить воду.
Смешать с водой соль, сахар, молоко, растительное масло, землю, кусочки
льда. Объяснить, что стало с водой и почему.
Испарение воды.
Накрываем растения стеклянной банкой и наблюдаем. Через несколько дней
на стенках банки появились капельки воды. Она испаряется.
Куда тянутся корни.
Два растения в горшках с поддоном. Взрослый предлагает полить два расте-
ния по разному: циперус – в поддон; герань под корень. Через некоторое вре-
мя дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. а в
поддоне герани нет. Корни не появились, так как они тянутся за водой; у гера-
ни влага в горшке, а в не поддоне.
Опыты с воздухом.
Свечка в банке.
23
Выяснить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится
меньше), для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения
огня (свечка, банка, бутылка с обрезанным дном). Как можно погасить пламя,
не задувая, не прикасаясь к нему руками.
Зажигаем свечу, накрываем банкой, наблюдаем до тех пор пока свеча не по-
гаснет. Можно засыпать пламя землей или залить водой.
(тушат пожар)
Влажное дыхание.
Понимать и объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов
неживой природы. (зеркало)
Дети делают выдох на зеркальную поверхность, отличают что зеркало запо-
тело, на нем появилась влага. Вместе с выдыхаемым воздухом, влага выно-
сится из организма.
Рассказать как сохраняют в пустыни влагу животные.
Вертушка.
Воздух обладает упругостью. Понять, как можно использовать силу воздуха.
Почему вертится вертушка?
Ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом. и этим вызы-
вает, движение вертушки. При каких условиях она вертится быстрее? При
усилении ветра.
24
25