Напоминание

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".


Автор: Бабенко Валентина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 197
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Кемерово
Наименование материала: Реферат
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №197 «Детский сад комбинированного вида» РЕФЕРАТ Тема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитатель: Бабенко В.В. Кемерово 2017 г

Содержание
Введение
………..3
1.Экологическое воспитание - часть нравственного воспитания дошкольников
………..5
2.Цели и задачи экологического воспитания.
……….6
3.Содержание работы по данной проблеме /анализ альтернатив- ных программ: программа Васильевой, «Радуга», Николаева «Юный эколог», «Развитие».
……….7
4.Формы и методы экологического воспитания
……….20
Выводы
………21
Список использованной литературы
……….22
Приложение
………23

Введение.
2
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и дея- тельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, по- вышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимо- сти реализации принципов устойчивого развития. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано раз- решить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей при- родной среды» (1991), «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для фор- мирования системы экологического образования населения. Указанные доку- менты подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы эко- логического образования трудно переоценить. От того, как и в каких услови- ях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще ве- сти речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению Я.А.Коменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к это- му делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость... Образование должно на- чинаться в весне жизни - в детстве...» 3
(Я.А.Коменский, 1939). Основываясь на психологических особенностях лич- ности ребенка, дошкольный возраст мы считаем сенситивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека. Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры лично- сти, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психиче- ских процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.
1.

Экологическое воспитание – часть нравственного

воспитания дошкольников.
4
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирова- ние у детей знаний и представлений об окружающем мире. включающем при- роду и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окру- жающей средой; развитие эмоционально – положительного отношения к при- роде. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека опре- деленных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бе- режного отношения к природе. Экологическая культура включает в себя следующие компоненты: экологические знания и умения; экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение.
2. Цели и задачи экологического воспитания
5
Особое внимание при работе с детьми дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблю- дать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Реализация цели идет через решение следующих задач:  уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;  формирование знаний о жизненно необходимых условиях для челове- ка, животных и растений (питание. рост, развитие);  формирование элементарных представлений о причинно – следствен- ных связях внутри природного комплекса;  развитие гуманного эмоционально – доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;  формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;  ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье че- ловека;  формирование привычки рационально использовать воду;  выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);  развитие познавательного интереса к окружающему миру;  формирование эстетического отношения к окружающему миру. Для реализации целей и задач предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в усло- виях дошкольного учреждения и семьи.
3. Содержание работы по данной проблеме
6
( Анализ альтернативных программ: программа Васильевой, программа «Радуга», программа «Юный эколог» Николаева, программа «Развитие») Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии с концепцией автора программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой – предпола- гает, во – первых, формирование осознанно – правильного отношения к при- родным явлениям и объектам; во – вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на осново- полагающие идеи и понятия экологии. Итак, экологическое воспитание до- школьников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Эти два направления нераз- рывны: чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необхо- димо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии. Его необходимо прово- дить в процессе интеграции занятий, наблюдений, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно – ролевых игр, чтение литературы, просмотр видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельно- сти детей. Большое значение при этом отводится работе с родителями. Совместно с ними можно проводить праздники («Осенины», «Праздники урожая» и т. д.); субботники по высадки деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей («Закружилась осень золо- тая», «Зимняя сказка») и многое другое. Цель экологического развития дошкольников – формирование элементар- ных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения. 1. Задачи оздоровительной направленности:  охранять и укреплять здоровье детей;  учить их правильно взаимодействовать с природой; 7
 формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;  учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды. 2. Задачи образовательной направленности:  формировать элементарные экологические знания и представления, а также начала, азы экологического мировоззрения;  уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;  формировать умение самостоятельно решать различные экологиче- ские задачи;  развивать воображение, фантазию и логическое мышление;  учить понимать причинно – следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пи- щей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;  познакомить с Красной книгой. 3. Задачи воспитательной направленности:  формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;  формирование эмоционально – доброжелательное отношение к жи- вым существам в процессе общения к живым существам в процессе общения с ними;  воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочув- ствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту; уважи- тельное отношение к традициям своего народа; 8
 развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представ- ление об экологических проблемах города (поселка, деревни и т.д.);  формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;  развивать ответственное и бережное отношение домашним животным, животным живого уголка в дошкольном учреждении, к лесным богат- ствам;  воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцы, трак- тористы, лесничие и т.д.);  формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого. 4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков пи ознакомлении с природными явлениями:  формировать трудовые навыки и умение по уходу за комнатными рас- тениями, домашними животными;  учить ухаживать за объектами Уголка природы;  учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы, го- рода (поселка, деревни и т.д.);  формировать представления об экологических проблемах своего горо- да (поселка, деревни и т.д.). 5. Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процес- се участия в продуктивных видах деятельности:  развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке и аппликации;  формировать эстетическое отношение к окружающей действительно- сти;  учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру; 9
 показать, как мастера народного декоративно – прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни и т.д.) и отража- ют красоту окружающей природы в своих изделиях. Критерии сформированности экологических знаний:  знание о мире животных;  знание о растительном мире;  знании о неживой природе;  знание о временах года4  отношение к миру природы. Программа «Развитие». В основу программы взяты два теоретических по- ложения Первое – это теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, переходя от утилитарного понимания дошкольного детства к его гу- манистическому пониманию. Второе – это концепция Л.А.Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с по- мощью специфических для дошкольников образных средств решения задач. В младшей группе основными средствами являются сенсорные эталоны. Руководители программы «Развитие» утверждают , что дети пятого года жиз- ни могут прослеживать некоторые причинно – следственные зависимости, их интересуют структура и свойства различных объектов. В средней группе предлагается уделять больше времени анализу разных объектов, искать и на- ходить причину того или иного явления, рассматривать рост и развитие жи- вых организмов. На первое место выступает задача развития познавательных творческих способностей через овладение действием замещения, а затем по- строение и использование простейших пространственно – временных моде- лей. Знакомство детей с неживой природой происходит как в ходе наблюде- ний за сезонными изменениями и погодой, так и при экспериментировании с такими объектами, как вода, воздух. магнит, свет. Дети узнают о свойствах 10
этих объектов, делают выводы из результатов наблюдений о причинах того или иного явления, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека. Они узнают о сезонных изменениях, проис- ходящих в природе, усваивают основные признаки времени года; с помощью воспитателя устанавливают взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы. Ознакомление детей с природой предполагает два аспекта: воспитатель- ный и образовательный. Воспитательный аспект состоит в развитии у ребен- ка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бе- режное отношение ко всему живому; образовательный – в обогащении дет- ских представлений о мире природы и развитии способности выделять в са- мых общих чертах основные закономерности природных явлений. Наблюдение является наиболее эффективной формой при освоении таких сфер действительности, как мир человеческих отношений и воспитание эко- логической культуры, развитие экологического сознания. Знакомство с природой в младших возрастах являлось составной частью развития представлений детей об окружающем мире и себе. в старшей и под- готовительной группах эта сфера становится основой самостоятельного раз- дела. В нем решаются следующие задачи: развитие экологического сознания, а также интеллектуальных и творческих способностей. Основой экологического сознания является понимание связей и отноше- ний, существующих в природе и роли человека в их, с одной стороны, и уме- ние понимать и любить все живое, с другой. В старшей группе эта работа проходит на материале экологических си- стем, окружающих детей (лес. луг. водоем. город), где особенно четко просле- живается взаимосвязь живой и неживой природы. Развитие экологического сознания невозможно без проживания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него. Такая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни: на экс- курсиях. в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой 11
природы. ухода за обитателями живого уголка. проигрывания ситуаций, тре- бующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при чтении произведений детской литературы. Вторая задача раздела, развитие интеллектуальных и творческих способ- ностей, решается через овладение действиями наглядного моделирования. К пяти годам дети, в основном, овладевают действием замещения. в старшей группе они осваивают действия использования, а затем и построения моде- лей. Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений. по- могает ребенку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Зем- ле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете. Развивающие задачи.  Классификация объектов с использованием условных обозначений.  Освоение действия модели: - взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в экологических системах.  Зависимости строения растений от условий жизни.  Освоения действия построения модели – взаимосвязи растений и жи- вотных с условиями жизни в экологических системах  - зависимости строения растений от условий жизни  - роста и развития живых существ  Творческое применение усвоенных детьми средств в воображаемых ситуациях. Развитие экологического сознания и познавательных способностей оста- ются основными задачами и в подготовительной группе. Расширяются про- странство и уровень взаимосвязей, с которыми знакомится ребенок. В работе по экологическому пониманию большой упор делается на ста- новлении понимания и переживания ребенком своего единства и неразрыв- ной связи с живой природой Земли, ее эволюцией, а также осознании ответ- 12
ственности и причастности к развитию и охране всего живого. Это происхо- дит через знакомство со сложными и хрупкими связями живой и неживой природы в природных зонах, ролью человека в их сохранении. Понимание за- кономерности развития животного мира Земли дает возможность ребенку по- чувствовать себя неотъемлемой частью этого процесса, не существующим в отрыве от всего живого, причастным к сохранению его многообразия. Познавательные и творческие способности развиваются в процессе овла- дения действиями использования, а затем и построения моделей, отображаю- щих связь животного и растительного мира различных природных зон Земли с условиями жизни в них. Дети знакомятся с флорой и фауной природных зон Земли (тундры, тайги, пустыни и др), узнают о влиянии условий жизни на строение растений и животных, образе их жизни. а также получают представ- ления о том, как изменения в окружающей среде повлияли на внешней вид животных в ходе эволюции и привели к огромному многообразию современ- ных живых форм. Во второй половине года дети переходят к отражению в на- глядной модели развития и видоизменения животного мира Земли в ходе эво- люции. Развивающие задачи.  Освоение действия использования модели  - соотношения воздуха, воды и суши на Земле  - особенностей внешнего вида животных в зависимости от среды оби- тания  - взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне  - особенностей внешнего вида животных, обитающих в различных природных зонах  освоение действия построения модели – взаимосвязи растений и жи- вотных с условиями жизни  - особенностей внешнего вида животных саванны. пустыни. джун- глей 13
 - особенностей строения растений саванны, пустыни. джунглей  - особенностей внешнего вида древних животных  - развития животного мира Земли  Творческое применение усвоенных детьми средств в воображаемых ситуациях. /Программа «Радуга» авторы Доронова, Гербова т.д./. В возрасти от 2 до 4 лет объектом познания малыша является богатое, многообразное пред- метное содержание его ближайшего окружения. Все с чем ребенок стал- кивается на своем пути познания, воспринимается им как единственное в своем роде, как единичное. И это «единичное» интенсивно и активно по- знает по принципу «что вижу, с чем действую, то и познаю». В младшем возрасте существуют 4 основные направления в работе с детьми. - Знакомство с предметами, явлениями и событиями находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; - установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной си- стемы представлений; - формирование положительного отношения к окружающему миру. В четыре – пять лет развитие ребенка Мероприятия, посвященные созда- нию целостных систем детских представлений о мире, проводятся в три этапа: 1 этап - воссоздание общего вида земной поверхности конкретного ме- ста (сюда относится вся неживая природа: почва, горы, вода, снег, лед и пр.) + некоторые существенные связи и зависимости (низкие температу- ры. лед и снег); 2 этап – заселяем воссозданный ландшафт характерными представителя- ми флоры и фауны (сюда относятся вся живая природа: растения и жи- вотные) + некоторые связи и зависимости; 14
3 этап – включаем в данную систему (целостность) человека и определя- ем его взаимоотношения с окружающей средой. Таким образом, в процессе мероприятий по созданию целостных си- стем детских представлений о мире решаются разные задачи развития детей: - расширение кругозора; - упорядочивание накопленных сведений о мире; - утверждение ребенка в его позиции созидателя; формирование у него осознанного, бережного, сочувственного отношения к миру природы, к руко- творному миру. В старшей группе продолжается интенсивное содержательное обогаще- ние понятия «природа». Детей по – прежнему волнуют различные интерес- ные, необычные факты, события, происходящие в живой и неживой природе. Живая природа: растительный и животный мир. У ребенка к пяти годам на- коплено достаточно много представлений о данной действительности. и поэтому здесь можно выделить два направления познавательной активности детей: 1. Стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения). 2. Стремление и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, классифицировать ее на крупные блоки. Неживая природа: почва. вода, атмосфера, климат и др. Мир неживой природы привлекает внимание детей старшего дошкольного возраста. Он очень обширный и интересный. Но дошкольник не в состоянии до конца осознать разницу между «живым» (органическим) миром и «нежи- вым» (неорганическим) миром. Поэтому добиться от детей пяти лет осмысле- ния этой разницы не имеет смысла. У детей пяти – шести лет в основном наблюдается тенденция только к на- коплению информации, сбору познавательного багажа. К шести – семи годам у ребенка начинает складываться первичное обоб- щенное отношение к миру, в котором мы живем. 15
Необходимо, чтобы это отношение было: познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок («Я хочу их узнать и разгадать»); бережным – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны («Я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить»); созидательным - мир так прекрасен («Я хочу сохранить и приумножить эту красоту»). Отношение к чему – либо проявляется в поступках человека. Педагоги че- рез поступки, поведение своих воспитанников могут увидеть их истинное от- ношение к различным объектам, предметам, явлениям и событиям нашей жизни. Это отношение проявляется через: познавательные вопросы детей, их желание получать новые сведения о мире, их личную активность, при- частность к познавательным педагогическим мероприятиям; поступки детей по отношению к конкретным объектам, предметам, явлениям нашего мира (увидел лягушку – наблюдает за ней, а не хватает; вырос цветок – любуется им, а не рвет его и т.п.); стремление детей что – то сделать своими руками (посадить в группе или на участке детского сада цветок, помочь попавшему в беду живому существу и т.п.). Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А.Ва- сильевой. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) подготовлена с учетом новейших до- стижений современной науки и практики отечественного дошкольного воспи- тания, образования. в программе комплексно представлены все основные со- держательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Первая младшая группа. - содействовать интересу детей к объектам природы: уточнять представления о растениях, учить рассматривать комнатные растения, наблюдать за домаш- ними животными, их характерными признаками, знакомить с домашними птицами и птицами на участке; 16
- учить различать и называть диких животных, формировать умение выде- лять их характерные особенности, показать отличительные особенности жи- вотных, птиц, рыб; - Учить различать по внешнему виду и вкусу овощи, фрукты, где живет ребе- нок; - наблюдать за красотой природных явлений; - формировать бережное отношение к окружающей природе. Вторая младшая группа: - формировать интерес к явлениям природы; - продолжать учить детей определять состояние погоды, знакомить с некото- рыми характерными особенностями времен года; - формировать элементарные представления о некоторых астениях родного края. познакомить с названиями комнатных растений, имеющих ярко выра- женные характерные признаки; - расширять представления об аквариумных рыбках. Учить узнавать по внешнему виду лягушку, жука, бабочку; - продолжать знакомить с обитателями уголка природы; - воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее кра- соту. Средняя группа: - расширять представления о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними; - давать начальное представление о приспособленности растений и живот- ных к среде обитания; - давать представления о том, что растения – живые существа; - знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными; - учить называть 1 – 2 представителя класса пресмыкающихся; - расширять представления о жизни в природных условиях диких живот- ных. Старшая группа: 17
- углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных; - познакомить с некоторыми способами вегетативного размножения ком- натных растений; - учить устанавливать связи между состояниями растений и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений; - учить называть животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, нашей стране и других странах; - обобщать и систематизировать представления о временах года и частях суток; - в доступной форме отвечать на вопросы детей о космосе, звездах, луне, солнце; - формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в изодеятельности, делиться впечатлениями об окружающем мире. Подготовительная группа: - расширять представления о различных природных объектах, о жизни на Земле, в Земле, в воде, воздухе; - знакомить с растениями и животными родного края занесенными в Крас- ну книгу; - объяснить экологические зависимости, сознание которых способствует развитию современного экологического мышления; - способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой; - учить устанавливать связи между средой обитания к внешним видам, средой обитания и образом жизни животных; - развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей; - знакомить с нашей планетой, с планетами Солнечной системы. 18

4.Формы и методы экологического воспитания.
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на дости- 19
жение дидактических задач. В процессе ознакомления детей с природой ис- пользуют разнообразные методы: Наблюдение Экскурсия Чтение литературы Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, Подвижные игры. Практическая деятельность детей. Создание изопродукции Продуктивная деятельность Экспериментирование Просмотр книг, картин, телепередач 10.Речевая деятельность (беседа, экологические сказки) Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: - на занятиях; - на экскурсиях; - в повседневной жизни ( в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
Выводы.
Работая с детьми по теме экологическое воспитание, надо развивать у де- тей представления о самоценности природы, эмоциональное положительное 20
отношение к ней, вырабатывать первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Через что это воспитывать? Читать много литературы, соответствующей данной теме. Создавать разви- вающую среду. Использовать как можно больше дидактические игры, по- движные игры, игры – путешествия, экскурсии, наблюдения, опыты и экспе- рименты, беседы, занятия, трудовую деятельность. А также использовать ху- дожественную литературу, прослушивание грамзаписей, календари, картины, загадки, пословицы, поговорки. Стараться все проводить в игровой форме, игровая деятельность – это основной вид деятельности дошкольника, а она присутствует во всех видах деятельности дошкольника. Совместно с родителями проводить выставки работ, поделок из природного материала: «Осенние композиции из цветов», «Праздник птиц», «Праздник урожая», «Построй снежный городок». Родителям предложить анкеты по данной теме. Сделать анализ их ответов. Исходя из этого в дальнейшем продолжать работу по данной теме. У детей формировать личность, характер, развивать интеллектуальность и коммуникативную компетентность. Закладывать у воспитанников основы фи- зического, нравственного и интеллектуального развития личности.
Список литературы
21
1. Программа Васильевой 2006г. 2. Л.Горькова Сценарий по экологическому воспитанию дошкольников 2005г. 3. О.Доронова «Радуга» 4. А.Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспе- риментов в детском саду» -2004г. 5. Г.Лямина «Воспитание детей в старшей группе детского сада»-1994г. 6. Николаева «юный эколог» 7. Программа «Развитие» 8. Л.Потапова «Детям о природе»-2000г. 9. П.Саморокова «Как знакомить дошкольников с природой»-1994г. 10.О.Соламенникова «Экологическое воспитание в детском саду»
Приложение
Опыты с водой. 22
Цветные льдинки. Показать цветные льдинки и просим подумать как они получились. Опыт. Размешиваем краски в воде, заливаем в формочки. опускаем в них веревочки ставим на холод и следим за процессом замерзания. Какая бывает вода. Берем стаканчики с водой, молоком, соком. Определите где вода? (Узнаем по цвету, запаху). Как изменить воду. Смешать с водой соль, сахар, молоко, растительное масло, землю, кусочки льда. Объяснить, что стало с водой и почему. Испарение воды. Накрываем растения стеклянной банкой и наблюдаем. Через несколько дней на стенках банки появились капельки воды. Она испаряется. Куда тянутся корни. Два растения в горшках с поддоном. Взрослый предлагает полить два расте- ния по разному: циперус – в поддон; герань под корень. Через некоторое вре- мя дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. а в поддоне герани нет. Корни не появились, так как они тянутся за водой; у гера- ни влага в горшке, а в не поддоне. Опыты с воздухом. Свечка в банке. 23
Выяснить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня (свечка, банка, бутылка с обрезанным дном). Как можно погасить пламя, не задувая, не прикасаясь к нему руками. Зажигаем свечу, накрываем банкой, наблюдаем до тех пор пока свеча не по- гаснет. Можно засыпать пламя землей или залить водой. (тушат пожар) Влажное дыхание. Понимать и объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. (зеркало) Дети делают выдох на зеркальную поверхность, отличают что зеркало запо- тело, на нем появилась влага. Вместе с выдыхаемым воздухом, влага выно- сится из организма. Рассказать как сохраняют в пустыни влагу животные. Вертушка. Воздух обладает упругостью. Понять, как можно использовать силу воздуха. Почему вертится вертушка? Ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом. и этим вызы- вает, движение вертушки. При каких условиях она вертится быстрее? При усилении ветра. 24
25


В раздел образования