Напоминание

"Математический турнир"


Авторы: Власова Людмила Владимировна, Щукина Вера Александровна
Должность: учитель математики и информатики (первая квалификационная категория), учитель математики (первая квалификационная категория)
Учебное заведение: СОГКОУ "Открытая (сменная) школа №6"
Населённый пункт: город Рославль, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Математический турнир"
Раздел: среднее образование





Назад




СОГКОУ

«

Открытая

(

сменная

)

школа

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРНИР

Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

Учителя математики:

Власова Людмила Владимировна

(первая квалификационная категория),

Щукина Вера Александровна

(первая квалификационная категория)

г. Рославль

1

2016 – 2017 учебный год

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРНИР

Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

Форма проведения: турнир (игра – соревнование)

Цели:

Развивать и укреплять интерес к математике, истории её развития, мотивировать

познавательную и творческую деятельность.

Способствовать

развитию творческих

способностей

обучающихся, логического

мышления, внимания, памяти, математической речи.

Расширять математический кругозор обучающихся.

Прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний.

Формировать

заинтересованность

в

приобретении

новых

знаний,

умение

нестандартно мыслить.

Развивать навыки работы с дополнительной литературой.

Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Содействовать

развитию

культуры

коллективного

труда,

формированию

доброжелательных и дружеских отношений, способствовать формированию чувства

сплоченности, солидарности и здорового соперничества.

Способствовать ресоциализации личности делинквентных обучающихся.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) определяют как ключевой

аспект

новых

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС).

В

основе введения стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход в

образовании. Главная задача, которая стоит перед нами учителями – это научить ученика

думать,

развивать

его

мышление.

Математический

турнир

способствует

развитию

логического мышления, математической смекалки, учит

применять свои знания при

решении практических задач. Турнир развивает следующие УУД:

Предметные:

Умение

использовать

математические

знания

в

нестандартной

ситуации, вычислительные навыки, комбинаторика.

Метапредметные –

умение

доказывать

свою

точку

зрения,

анализ,

синтез,

обобщение, комбинаторные навыки.

Личностные:

доброжелательное

отношение

к

участникам

игры,

толерантность,

соревновательность, переживание за общий успех команды, внимание, воображение,

интуиция, умение работать в группе.

Подготовка к математическому турниру.

Проведён отборочный тур. Победителем отборочного тура стали участниками

математического турнира. Было сформировано 2 команды по 5 участников (обучающиеся

8 – 10-х классов). Выпуск математических газет каждой командой. Изучение биографии

ученых математиков.

Домашнее задание:

2

выбрать капитана команды;

название команды;

подготовить эмблему;

приветствие;

девиз;

музыкальный сюрприз.

Оформление:

Над классной доской название «Математический турнир».

Портреты великих математиков.

Высказывания учёных о математике.

Стенгазета по математике.

Пространственные газеты в виде 2 кубов, гранями которых являются портретами

участников команд.

Таблички с названиями команд.

На доске девиз: «Дорогу

осилит

идущий,

а

математику

- мыслящий», названия

команд, таблица подведение итогов турнира.

На

столе

жюри

-

предметы

геометрической формы в виде призмы, пирамиды,

цилиндра, конуса и т.д.

Реквизит:

гитара;

секундомер;

протокол турнира;

карточки со словами (прямая, квадрат, ломаная, биссектриса);

2 папки с листочками и ручкой;

медали.

ХОД ТУРНИРА

3

Вступительное слово Ведущего 1 (Учитель)

Добрый день! Уважаемые гости! Уважаемые

участники турнира! Сегодня мы собрались для проведения «Математического турнира»,

чтобы

отыскать,

среди

собравшихся,

самых

умных,

самых

догадливых,

самых

сообразительных.

Ведущий

2 (

ученик

)

:

Здравствуйте! В составе жюри – …(представляет членов жюри).

Поприветствуем их! А командам – участникам мы пожелаем удачи и успехов в игре!

Стихотворение о математике.

Ведущий 1 (Учитель) Итак, мы начинаем.

I тур «Приветствие»

Представление команд (название, эмблема, приветствие, девиз, музыкальный сюрприз).

Ведущий

2 (

у ч е н и к

)

Максимальное

количество

баллов

за

этот

конкурс

5

баллов………….

Подведение итогов 1 тура. Жюри объявляет результаты.

Ведущий

2 (

ученик

)

II тур «Математический марафон»

Каждой команде предлагается по «чертовой» дюжине вопросов, на которые надо

быстро ответить. Если команды не могут дать ответ, то они говорят «дальше, дальше...».

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Начинает команда, которая первой

решит следующую задачу: «Три ученика 8 класса - Тройкин, Четверкин и Пятеркин -

написали контрольную работу по математике и получили различные оценки: «3», «4» и

«5». Счастливчик, получивший оценку «5» сказал Тройкину: «Любопытно, что ни у кого

оценка не соответствует его фамилии». Назовите, какую оценку получил каждый ученик».

Ведущий 1(Учитель)

Вопросы первой команде:

1.

Сотая часть числа.

2.

Угол, на который поворачивается солдат по команде «Кругом».

3.

Какие числа называются простыми?

4.

Наименьшее значение функции у=х

2

.

5.

Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром.

6.

Сколько вершин у ромба?

7.

Равенство двух отношений.

8.

Тысячная доля килограмма.

9.

Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной

стороны.

10.

Наибольшее двухзначное число.

10.

Числа, представляющие собой бесконечные непериодические дроби.

11.

Двузначное нечетное число, кратное трем и пяти.

4

12.

Результат действия.

Вопросы второй команде:

1.

Наименьшее трехзначное число.

2.

Прямоугольник с равными сторонами.

3.

Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их?

4.

Какой угол опишет часовая стрелка за 2 часа?

5.

Чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника?

6.

Какие числа называются взаимно простыми?

7.

Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых.

1.

Отрезок, соединяющий две не соседние вершины многоугольника.

8.

Число со знаком «минус».

10.

Часть окружности.

11.

Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1?

12. Третья степень числа.

13. Десятая часть метра.

Подведение итогов 2 тура. Жюри объявляет результаты.

Ведущий

2 (

ученик

)

III тур «Теоретики»

Чтобы хорошо знать предмет, необходимо овладеть его терминологией. Командам

нужно за 1 минуту записать на лист бумаги как можно больше математических терминов,

начинающихся на букву «Т» (каждое слово – 1 балл). По окончании времени капитаны

отдают листы жюри с математическими терминами.

Подведение итогов 3 тура. Жюри объявляет результаты.

Ведущий

2 (

ученик

)

IV тур «Гонка за лидером»

Команды должны за 2 минуты ответить на максимальное число вопросов ведущего.

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Очередность команд в конкурсе

определяется жребием. Капитаны подходят к жюри и вытягивают карточку с числом 1 или

2.

Ведущий 1 (Учитель)

Вопросы первой команде:

1.

Число десятков в тысяче.

1.

Математическое предложение, не требующее доказательства.

2.

Сумма длин сторон многоугольника.

3.

В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?

4.

Дробь, меньшая единицы.

5.

Наибольший общий делитель взаимно простых чисел.

6.

Сумма противоположных чисел.

7.

Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут?

8.

В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине?

10.

Как называется натуральное число, которое делится на 2 без остатка?

5

Вопросы второй команде:

1.

Сколько килограммов в половине тонны?

2.

Кратчайшее расстояние от точки до прямой.

1.

Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр.

3.

Количество делителей простого числа.

4.

Значение переменной при решении уравнения.

5.

Деление числителя и знаменателя на одно и то же число.

6.

Два числа, произведение которых равно 1.

7.

Самое маленькое простое число.

8.

Число, на которое делят.

10. Часть плоскости, ограниченная окружностью.

Подведение итогов 4 тура. Жюри объявляет результаты.

Ведущий

2 (

ученик

)

V тур «Тёмная лошадка»

Команда должна угадать о ком идёт речь. Какому известному математику принадлежат

слова. Очередность команд в конкурсе определяется жребием. Капитаны подходят к жюри

и вытягивают карточку с числом 1 или 2. Если ответ дан не правильно, право ответа

переходит другой команде, которая может либо ответить, либо пропустить вопрос. При

правильном ответе команда получает 2 балла.

Ведущий 1 (Учитель)

1. Древнегреческий ученый. Родился в Кирене. Образование получил в Александрии, а

затем

в

Афинах.

Был

воспитателем

наследника

Птолемея III

Эвергета,

возглавлял

Александрийскую библиотеку до своей кончины, носил прозвище многоборец. Самым

знаменитым математическим открытием стало «решето», с помощью которого находят

простые числа.

2. Древнегреческий ученый. Родился в городе Сиракузы, где и прожил почти всю жизнь. В

работе:

«Об

измерении

круга»

впервые

вычислил

число

π

отношение

длины

окружности

к

ее

диаметру

и

доказал,

что

оно

одинаково

для

любого

круга.

Создал

геометрию веса, открыл закон, согласно которому на тело, погруженное, в жидкость

действует сила, равная весу вытесненной им жидкости. Создал систему зеркал, с помощью

которой египтяне смогли сжечь флот римлян в дни обороны.

3 . Какому

известному

математику

принадлежат

слова:

«Математика

царица

наук,

арифметика – царица математики».

4. Кому принадлежат слова: «Математика – это язык, на котором говорят все точные

науки»?

5. Кто говорил всегда: «Что и требовалось доказать»?

6. Кому принадлежат слова: «Невозможно быть математиком, не будучи в то же время и

поэтом в душе»?

7. Одна из легенд гласит, что царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что

сделать это не так-то просто. Тогда царь попросил ученого указать ему легкий путь. На что

тот ответил: «В геометрии нет царских дорог». Кому принадлежат эти слова?

6

8. Считается, что геометрия в Греции началась с него. Он родился в г. Мелет на ионийском

побережье

Малой

Азии.

Каждый

школьник

знает

его

теоремы:

диаметр

делит

круг

пополам; вертикальные углы равны; диагональ прямоугольника делит его на два равных

прямоугольных треугольника. Назовите его имя.

9.

Его

называют

«отцом

современной

алгебры».

Адвокат

по

профессии

он

был

всесторонне

образованным

человеком,

хорошо

знал

древние

языки,

астрономию.

Но

истинным призванием для него была математика. Увлеченный математической задачей, он

мог работать над ней иногда по трое суток без еды и сна. Известно, например, что он во

время войны Франции с Испанией всякий раз разгадывал испанский шифр в тайной

переписке, как бы его не запутывали вражеские шифровальщики. Не представляя себе,

могущество человеческого ума, испанцы думали, что французам помогает дьявол. Они

даже жаловались римскому папе и просили его уничтожить «дьявольскую» силу. О каком

учёном идет речь?

10. Этот знаменитый философ и математик еще ребенком носил прозвище «маленький

философ», за его любовь к логическим (рассказам) рассуждениям. В школе – интернате из-

за слабого здоровья ему разрешали не ходить в класс и заниматься в постели. Он очень

быстро

выполнял

домашнее

задание,

и

все

свободное

время

посвящал

усиленным

занятиям

любимой

математикой.

Считают,

что

именно

он

первым

догадался

пронумеровать ряды в зрительном зале. Необычайная умственная энергия сохранилась у

него на всю жизнь. Он жил в эпоху мушкетеров и, несмотря на серьезную, полученную

профессию юриста, с увлечением отдается как науке, так и бурной жизни молодого

кавалера. Какой французский ученый был мушкетером и дуэлянтом?

Подведение итогов 5 тура. Жюри объявляет результаты.

Ведущий

2 (

ученик

)

VI тур «Практики»

Капитаны команд подходят к жюри и вытягивают карточку с названием геометрической

фигуры. На определение объёма геометрической фигуры командам даётся 2 минуты.

При

правильном ответе команда получает 3 балла.

Подведение итогов 6 тура. Жюри объявляет результаты.

Ведущий

2 (

ученик

)

VII тур «Игра со зрителями»

Данный конкурс проводится со зрителями. При правильном ответе зритель имеет права

отдать свой балл той команде, за которую «болеет».

Ведущий 1 (Учитель)

1.

Кто

из

великих

древнегреческих

математиков

вычислил

отношение

длины

окружности к диаметру?

2. Первая русская женщина-математик?

7

3. Автор первого учебника по геометрии?

4. В честь какого ученого названа прямоугольная система координат?

5. Какой немецкий математик вывел формулу суммы первых 100 натуральных чисел в

семилетнем возрасте?

6. Кто из русских математиков усомнился в единственности геометрической системы

Евклида?

Подведение итогов 7 тура. Жюри объявляет результаты.

Ведущий

2 (

ученик

)

VIII тур «Реклама математического объекта»

А теперь самый последний, самый веселый конкурс – «реклама математического

объекта». На листочках записаны математические объекты (прямая, квадрат, ломаная,

биссектриса).

Листы лежат надписями вниз. Команды выбирают по одному, готовят в

течение 3-5 минут рекламу выбранного объекта. Максимальное количество баллов за этот

конкурс 5 баллов………………………………………………………………………...

Подведение итогов 8 тура. Жюри объявляет результаты.

Ведущий

2 (

ученик

)

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в игре тут отличился?

Жюри объявляет общие результаты всего турнира, называет команду – победителя.

Ведущий

2 (

ученик

)

Вот

и

подошел

к

концу

наш

математический

турнир.

Мы

благодарим всех участников турнира и наградим победителей.

Награждение

Ведущий 1 (Учитель) заключительное слово

Спасибо всем за участие в нашем турнире. Работали все дружно, хорошо. Ну, просто

кому-то удача улыбнулась сегодня чуточку больше. Давайте будем считать, что победила

сегодня, как всегда в хорошем деле, дружба. Ещё раз всем спасибо!

До свидания!

8

Протокол

турнира

тура

Название

тура

Максимально

е

количество

баллов

Команда

(

Круг

)

Команда

(

Радикалы

)

I

Приветствие

5

II

Математический

марафон

13

9

III

Теоретики

1 (

за

слово

)

IV

Гонка

за

лидером

10

V

Тёмная

лошадка

2 (

за

задание

)

VI

Практики

3

VII

Игра

со

зрителями

6

VIII

Реклама

математического

объекта

5

Итого

:

……………………………….

10

ФОТООТЧЁТ

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38



В раздел образования