Напоминание

"Мой край"


Автор: Бадзагуа Елена Спиридоновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "Тюменское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мой край"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 8 города Тюмени

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Краеведение»

направление: духовно- нравственное

5 класс

Составитель: Бадзагуа Елена

Спиридоновна,

учитель русского языка и литература

Тюмень 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению разработана

на основе Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования , Концепции духовно-нравственного развития

и воспитания личности гражданина России в соответствии с целями и

задачами основной образовательной программы учебного заведения,

примерной программой внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Краеведение » является авторской

программой и составлена в рамках проекта «Разработка, апробация и

внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования

второго поколения» с учётом нормативных документов:

1. Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС

начального

общего

образования,

утверждённый

Приказом

МОН

РФ

от

6.10.2009».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О

внесении

изменений

в

ФГОС

НОО,

утверждённый

приказом

МОН

от

6.10.2009 от 6.10.2009».

3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной

деятельности при введении ФГОС ООО.

Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос.

Программа

внеурочной

деятельности

по

духовно-

нравственному

направлению «Краеведение» призвана помочь учителю расширить знания

детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь

с прошлым и настоящим страны.

«Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без

которых невозможно сохранение памятников культуры на местах» (Д. С.

Лихачев)

Программа направлена на воспитание чувства гордости за Тюменский

край, родной город, школу. Она способствует развитию духовной памяти,

чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих

земляках,

изучая

историю

школы,

записывая

рассказы

родственников

о

военных годах, пионерском детстве,

рассказывая о семейных реликвиях,

ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,

усиливает

конкретность

и

наглядность

восприятия

обучающимися

исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Основу содержания программы составляют разделы по литературе ,

истории Тюменского края, города Тюмени, истории

школы 8. Программа

познакомит учащихся с произведениями ненецкой, хантыйской, мансийской

и татарской литератур Тюменского региона.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать

условия

для

развития

информационно-коммуникативных

компетентностей

учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках,

помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он

помогает

овладеть

навыками

исследовательской

и

проектной

работы

с

использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка

путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их

устойчивого

интереса

к

исторической

науке

вообще

и

краеведению

в

частности.

Основное

направление

внеурочной

деятельности

-

духовно-

нравственное.

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении

литературного и

и с т о р и ч е с к о г о

м а т е р и а л а ;

р а с ш и р и т ь

и

у гл уб и т ь

зн а н и я

у ч а щ и хс я

о

р од н ом

к р а е ;

формировать

умения

и

навыки

общения,

подготовки

мероприятий,

о ф о р м л е н и я

и с с л е д о в а т е л ь с к и х

р а б о т ;

• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

ознакомление

с

историей

малой

родины,

историей

школы,

с

произведениями разных литератур Тюменского региона;

• сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков, родственников,

овладение

начальными

навыками

исследовательской

работы;

• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и

своему краю, городу, школе, семье;

воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков;

понимание

ценности и значимости каждой

человеческой жизни;

воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и

труда.

Развивающие задачи:

развитие

познавательного

интереса,

интеллектуальных

и

творческих

с

п

о

с

о

б

н

о

с

т

е

й

;

• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его

людях, интереса учащихся к краеведению.

Программа

предусматривает

теоретические

и

практические

занятия:

1)

теоретические

(беседы,

лекции,

доклады,

викторины,

самостоятельная

р

а

б

о

т

а

)

.

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с

документами,

СМИ,

работа

с

компьютером,

другими

информационными

носителями).

Основные принципы реализации программы:

научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и

личностный

подходы,

преемственность,

результативность,

партнерство,

творчество и успех.

Описание места внеурочных занятий в учебно-воспитательном плане

школы:

В соответствии с

федеральным базисным учебным

планом и учебно-

воспитательным

планом

МАОУ

СОШ

№8

г.Тюмени

на

внеурочную

деятельность «Краеведение » отводится в 5 классе-34 часа (1час в неделю).

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей

в

группах,

парах,

индивидуальную

работу,

привлечение

родителей

в

поисковую деятельность.

Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеках,

музеях, культурных центрах Тюмени.

Проектная

деятельность-

важная

составляющая

часть

внеурочной

деятельности , которая включает проведение экскурсий, викторин, встреч с

интересными

людьми,

соревнований,

участие

в

олимпиадах,

реализацию

проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой

недостающей

информации

в

энциклопедиях,

справочниках,

книгах,

на

электронных носителях, в ЭОР, СМИ и т.д. Источником нужной информации

могут

быть

взрослые:

представители

различных

профессий,

родители,

увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

групповая работа;

экскурсии;

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;

экскурсии, поездки;

Теоретические

и

практические

занятия

способствуют

развитию

коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать

в

обсуждении

исследуемого

объекта

или

собранного

материала;

участвовать в конференциях, фестивалях;

проводить экскурсии для начальной школы.

В процессе работы над проектами разрабатываются экскурсии в школьном

музее,

вспомогательный

фонд

обогащается

краеведческим

материалом,

пополняются электронная библиотека и медиатека школьного музея.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставлять у

ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Межпредметные связи на занятиях по краеведению:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений,

абзацев из текстов изучаемых произведений;

с

уроками

литературы:

изучение

творчества

поэтов

и

писателей

Тюменского края;

с

уроками

изобразительного

искусства:

изучение

творчества

художников Тюменского края, оформление творческих

работ,

участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.

Личностные и метапредметные результаты

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

формирование у детей

мотивации к обучению,

помощь в самоорганизации и

саморазвитии;

развитие познавательных

навыков учащихся, умений

самостоятельно

конструировать свои знания,

ориентироваться в

информационном

пространстве, развитие

критического и творческого

мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем

ориентиры -действия в новом

учебном материале в сотрудничестве

с учителем;

• планировать свое действие в

соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации,

в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

в сотрудничестве с

учителем ставить

новые учебные

задачи;

преобразовывать

практическую задачу

в познавательную;

проявлять

познавательную

инициативу в учебном

результату

сотрудничестве

познавательные

умения учиться: приобретать

навыки решения творческих

задач и навыки поиска,

анализа и интерпретации

информации;

добывать необходимые знания

и с их помощью проделывать

конкретную работу;

осуществлять поиск

необходимой информации для вы-

полнения учебных заданий с

использованием учебной литера-

туры;

осуществлять анализ объектов

с выделением существенных и

несущественных признаков

осуществлять

р а с ш и р е н н ы й

п о и с к

и н ф о р м а ц и и

с

использованием

ресурсов

библиотек и ЭОР

коммуникативные

учиться выполнять различные

роли в группе (лидера,

исполнителя, критика);

умение координировать свои

усилия с усилиями других;

• формулировать собственное

мнение и позицию;

• договариваться и приходить к

общему решению в совместной

деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

• допускать возможность

существования у людей

различных точек зрения, в том

числе не совпадающих с его

собственной, и

ориентироваться на позицию

партнера в общении и

взаимодействии;

учитывать разные мнения и

стремиться к координации

различных позиций в

сотрудничестве

учитывать разные мнения

и интересы и обосновывать

собственную позицию;

понимать

относительность мнений и

подходов к решению

проблемы;

аргументировать свою

позицию и координировать

ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при

выработке общего решения

в совместной деятельности;

продуктивно разрешать

конфликты на основе учета

интересов и позиций всех

его участников;

с учетом целей

коммуникации достаточно

точно, последовательно и

полно передавать партнеру

необходимую информацию

как ориентир для

построения действия

Ожидаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников

среднего звена по краеведению распределяются по трём уровням.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных

знаний,

понимание

социальной

реальности

и

повседневной

жизни):

приобретение

школьниками

знаний

о

принятых

в

обществе

нормах;

отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения

этих норм;

- о нормах отношения к людям других поколений;

- о действенных способах изучения своего края, способах сбора и

обработки собранной информации;

- об истории и культуре родного края;

- об основах организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке

информации; о логике и правилах проведения научного исследования.

2.Результаты

второго

уровня (формирование позитивного отношения

школьника

к

базовым

ценностям

нашего

общества

и

к

социальной

реальности в целом):

- развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой

родины, к родному Отечеству, его истории и народу;

- к труду, знаниям, другим людям.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта

самостоятельного социального действия):

- школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;

- опыт публичного выступления при защите проекта;

- опыт охраны памятников истории и культуры;

- опыт общения с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны;

- приобретение школьником опыта самоорганизации и организации

совместной деятельности с другими школьниками;

- опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них;

- опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном

пространстве.

Возможные результаты проектной деятельности школьников:

стенгазета;

сценарий праздника;

фотоальбом;

презентация;

проведение экскурсии в школьном музее;

виртуальные экскурсии для 1-5 классов.

Общая характеристика курса

Программа

предполагает

формирование

понятий

о

малой

родине,

воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь.

При

подготовке

к

занятиям

учитель

предлагает

детям

заранее

познакомиться

с

произведениями

разных

литератур

Тюменского

края,

побеседовать

с родителями,

бабушками

и дедушками,

выяснить,

какие

традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего

поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают

о прочитанном , узнанном всему классу, больше открываются друг другу.

Данный

прием

способствует

формированию

у детей

уважительного

отношения

к своей

семье,

развитию

интереса

к истории

жизни

семьи.

В

процессе общения дети учатся дружить, правильно вести себя в коллективе,

проявлять соучастие и уважение.

Содержание курса

Введение. Что такое краеведение (1 час).

.

Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном

развитии

ученика.

Школьное

краеведение.

Его

цели,

задачи,

предмет

исследования. Что изучают юные краеведы. Значение этой работы для её

участников, местного населения, развития науки.

Тема 1. Малая родина (14часов).

С

чего

начинается

родина.

Страницы

истории

города

Тюмени.

Улицы

Тюмени

рассказывают.

Архитектурные

памятники

Тюмени:

Троицкий

монастырь,

Дом

купца

Иконникова,

Александровское

реальное

училище.

Деревянная

резьба

Тюмени.

Достопримечательность

Тюмени

Цветной

бульвар. История и судьба. Город Тюмень в годы Великой Отечественной

войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны.

Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в

Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п.

Герои и яркие личности родного края.

Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идём,

зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии),

посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа

о

проведённой

экскурсии

(что

запомнилось,

что

понравилось,

где

и

как

можно организовать следующую экскурсию

Экскурсии

на

местности

и

в

краеведческий

музей.

Знакомство

с

предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.

Подготовка проекта "Моё открытие родного края"

Тема 2. Литература и фольклор. (14 часов)

Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей, с разными

жанрами литературы Тюменского края.

Селькупская сказка.

Сказки Анны Коньковой, Юрия Афанасьева.

Отрывки из сказа Ивана Ермакова. Рассказы Геннадия Колотовкина , Михаила

Лесного. Очерки Евгения Ананьева. Стихотворения Юрия Вэллы. Отрывки из

повести Станислава Мальцева .

Тема 2. Я и моя семья (3 часа).

Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные

реликвии. Памятные вещи.

Тема 3. Наша школа (2 часа).

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы.

Школьные традиции. Посещение школьного музея.

Подведение итогов (1 час).

Календарно-тематическое планирование

"Мой край"

Класс :5

Учитель :Бадзагуа Е.С.

Количество часов 34, в неделю 1 час

Плановых контрольных мероприятий по четвертям -4, зачетов- 2, тестов- 2

Планирование составлено на основе Программы «Литература и фольклор

Тюменского края: Региональный компонент на уроках литературы в 5-11

классах.

Учебник «Литература Тюменского края. Хрестоматия. Книга 1. 5-7 класс»

Составители

:

Г.

И.

Данилина,

Н.

А.

Рогачева,

Е.

н.

Эртнер.

Тюмень:

«СофтДизайн», 1996.

Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение

Дополнительная литература:

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования от 17.12.2010 г. №1897

2.

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в

образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные

программы начального общего образования.

3.

Примерные

программы

внеурочной

деятельности.

Начальное

и

основное

образование (Стандарты второго поколения) под редакцией

В.А.Горского.

– М.: Просвещение, 2011.

4.

А.Н. Вырщиков. Настольная книга по патриотическому воспитанию

школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.

5.

М.А. Горбова. Патриотическое воспитание средствами краеведения.

- М.: Глобус, 2007. – 140 с.

6.

А.В. Даринский. Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.

7.

Т.А.

Касимова,

Д.Е.

Яковлев.

Патриотическое

воспитание

школьников.

- М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.

8.

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников.

Календарно-тематическое планирование

"Краеведение"

п/

п

Тема занятия

Дата

Общ

ее

кол-

во

час.

Виды

деятельности

обучающихся

Планируе

мые

результат

ы

Виды и

формы

контроля

План

Факт

Введение. Что такое краеведение (1 час).

Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии

ученика.

1.

1

Введение. Что

такое краеведение

(1 час).

.

1

Лекция

беседа

-

Ответы на

вопросы

для

домашнего

задания

Малая родина (14часов). Познакомить со страницами истории города Тюмени.

Названиями улиц Тюмени . историей их происхождения, с архитектурными

памятниками Тюмени, достопримечательностью Тюмени – Цветным бульваром.

Познакомить с историей города Тюмени в годы Великой Отечественной войны, с

земляками-участниками Великой Отечественной войны.

2

С чего начинается

родина. Страницы

истории города

Тюмени

1

Выступления

учащихся

,презентация

Выступлен

ия

учащихся

-

план

3

Город, в котором

мы живем.

2

Экскурсия по

культурным

местам

Тюмени

Выступлен

ия

учащихся.

-

презентаци

я

Архитектурные

памятники

Тюмени: Троицкий

монастырь

1

презентация

иллюстрир

ование

тест

. Дом купца

Иконникова,

Александровское

1

презентация

-

Выступлен

ия

учащихся

тест

реальное училище.

Экскурсия в

краеведческий

музей. Знакомство

с архитектурными

памятниками

города Тюмени

2

экскурсия

-

Письменн

ые ответы

на

вопросы

по

содержани

ю

экскурсии

(контрольн

ая работа)

Письменны

е ответы на

вопросы по

содержани

ю

экскурсии

(контрольна

я работа)

Деревянная резьба

Тюмени

1

-экскурсия в

картинную

галерею города

Тюмени

Выступлен

ия

учащихся

иллюстраци

и

.

Достопримечатель

ность Тюмени –

Цветной бульвар.

1

-презентация

иллюстрир

ование

Игра-

путешестви

е

Культурная жизнь

Тюмени в годы

Великой

Отечественной

войны. Земляки-

участники

Великой

Отечественной

войны. Экскурсия

в краеведческий

музей с

посещением залов

«Наш край в годы

Великой

Отечественной

войны» ,«Наш

край и

современность».

Беседа с

экскурсоводом.

3

Экскурсия по

городу

«Тюмень

фронтовая»

или экскурсия

в музей.

Литературно-

музыкальная

композиция "А

значит, нам

нужна одна

победа!"

тест

Письменная

работа тест

по

содержани

ю

экскурсии

Подготовка проекта

"Моё открытие

родного края".

2

Выступления

учащихся

-

Выступлен

ия

учащихся

Выступлен

ия

учащихся

Тема 2. Литература и фольклор. (14 часов)

Познакомить с селькупской сказкой,

с авторскими сказками, с разными

жанрами литературы тюменского края

2

Селькупская

сказки «Почему

люди стали

умирать», Лоз

попутал»

1

-чтение и

анализ

произведения

пересказ

иллюстраци

и

" Сказка Анны

Коньковой

«Поссам – Лучик»

2

Разные виды

пересказов

-словесное

рисование

Простой

план

Сказка Юрия

Афанасьева

«Сказка о добром

сердце»

1

Чтение по

ролям

Создание

собственн

ой сказки

-

Пересказ

краткий

Отрывки из сказа

Ивана Ермакова «О

чем шептал

олененок».

1

Рассказ о

писателе

Рассказ по

иллюстрациям

пересказ

иллюстраци

и

Рассказ Геннадия

Колотовкина

«»Медвежатники»

1

Разные виды

пересказов

-отзыв о

прочитанн

ом

иллюстраци

и

Рассказы М.

Лесного «Яшка»,

«Хищный цветок»,

«»Памятная осень»

2

- Чтение по

ролям, анализ

произведений

викторина

Разыгрыван

ие

рассказов

по ролям

Отрывки из главы

очерка Е. Ананьева

«Хозяин тундры»

1

Рассказы по

иллюстрациям

Словесное

рисование

иллюстраци

и

Стихотворение

Юрия Вэллы

«Перед закатом»

1

Выразительное

чтение

словесное

рисование

Подборка

других

стихотворе

ние поэта .

Рассказ о

писателе

Повесть С.

Мальцева «Мы с

Митяем»

3

-разные виды

пересказов

чтение по

ролям

Рассказ

«однажды

со мной

случилось.

Иллюсраци

и

Контрольна

я работа

сочинение

Защита проектов

«"Моё открытие

родного края

1

Выступления

учащихся

-

Выступлен

ия

учащихся

Выступлени

я учащихся

. Я и моя семья (3 часа).

Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии.

Памятные вещи.

Моя семья. Моя

родословная

1

Выступления

учащихся

-

презентац

ии

Выступлени

я учащихся

«Старая

фотография

рассказала»

1

Выступления

учащихся

-

презентаци

и

Выступлен

ия

учащихся

Семейные

реликвии.

Памятные вещи.

1

Выступления

учащихся

-

презентаци

и

Выступлен

ия

учащихся

Наша школа (2 часа).

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные

традиции. Посещение школьного музея

И с т о р и я

м о е й

школы.

П е р в ы е

выпускники.

Символика

родной

школы.

1

Посещение

школьной

библиотеки.

Рассказ

библиотекаря

иллюстрирова

ние

иллюстрир

ование

тест

Школьные

традиции.

Посещение

школьного музея

1

Экскурсия в

школьный

музей

викторина

Вопросы

викторины

по

содержани

ю

экскурсии

Подведение итогов (1 час)



В раздел образования