Автор: Шимина Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №183" г.Чебоксары
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
Тема: "Календарно-тематический план образовательной деятельности на декабрь в подготовительной группе"
Раздел: дошкольное образование
Тема недели: «Новый год»
Утро:
Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика
Дежурство по столовой.
Задачи:
Организовать
конкурс
между
дежурными
«Кто
самый
опрятный».
Обсудить
назначение формы, принципы оценки внешнего вида дежурных. Формировать осознанное
отношение к своему внешнему виду.
Беседа на тему «Жизнедеятельность животных зимой»
Задачи:
Предложить
детям
рассмотреть,
иллюстраций
рассказать,
как
различные
животные готовятся к зиме. Систематизировать, уточнить и дополнить ответы детей,
учить корректно, исправлять товарища.
Работа в уголке книги: знакомство с малыми фольклорными формами (инсценировка
песенок).
Задачи:
Развивать
интерес
к
малым
фольклорным
формам,
углублять
знания
о
них.
Формировать
интонационную
выразительность
речи
в
процессе
исполнения
и
обыгрывания потешек и песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Игры со строительным материалом: строим автобусный парк.
Задачи:
Упражнять
детей
в
рисовании
планов,
учить
воплощать
задуманное
в
строительстве из конструктора, развивать восприятие формы и глазомер. Формировать
умение на основе зрительного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине.
Познавательное развитие. ФЭМП
Последующее и предыдущее числа натурального ряда
Ц е л и :
Ф о р м и р о в а т ь
умение
называть
последующее
и
предыдущее
число
для
каждого числа натурального ряда в пределах 10.
Упражнять
в
установлении
соответствия
между
количеством
предм етов
и цифрой в пределах 10. оперируют числами и цифрами в пределах 10; решают задачи на
упорядочивание объектов по какому-либо основанию; предлагают различные варианты
решения познавательных задач, преобразуют способы их решения.
Формы и методы организации
«Слушай, считай, записывай», «Составляем и решаем задачу», логическая задача «Обведи
мальчика»,
физминутка
«Стойкий
солдатик»,
игра
«Помоги
мальчикам»,
упражнение
«Дорисуй прямоугольник».
Художественно – эстетическое развитие. Рисование
«Зимние узоры на окнах» Стр. 92. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в дет, саду.
Подгот. гр.
Цели: Обобщить и уточнить знания о различных свойствах красок (гуашь, акварель).
Воспитывать
умение
пользоваться
знаниями
свойств
изобразительных
средств
для
достижения цели в работе.Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе.
Совершенствовать владение различными приемами рисования.
Формы и методы организации
Чтение стихотворения, рассматривание изображение морозного узора на окне, пояснение,
выполнение работы детьми.
Художественно – эстетическое развитие. Музыкальное.
Цели: Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус. Знакомить с
творчеством композиторов и музыкантов.
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Способствовать
дальнейшему
развитию
навыков
танцевальных
движений,
умения
ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в
танце эмоционально-образное содержание.
Прогулка 1
Н а б л юд е н и я
з а
п о г о д о й .
З а д а ч и : уточнить и конкретизировать представление о зиме (самые короткие дни,
самые длинные ночи, много снега, осадки различные, деревья стоят голые и т. д.); учить
устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.
Приметы: в начале зимы шел сильный снег – в начале лета пойдет сильный дождь; зима
холодная – лето теплое; дым от трубы идет вверх – к морозу; если зимой сухо и холодно,
летом будет сухо и жарко.
Дидактическая игра «Наоборот».
Упражнять детей в метании большого мяча в вертикальную цель (Лера П, Родион П,,
Антон Б)
Ситуативный разговор «Если бы не было птиц, то…» Цель: учить детей делать выводы в
ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам.
Труд на участке – развесить кормушки для птиц, насыпать корм. Цель: воспитывать
желание помогать птицам в холодное время года. самостоятельная игровая деятельность
на участке.
Подвижная игра «Мороз, Красный нос». Ц е ль: развивать ловкость, быстроту движений.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна
Беседа на тему «Профилактика инфекционных заболеваний».
Задачи: Раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-
гигиенических
правил.
Формировать
представления
детей
о
значении
гигиенических
процедур для здоровья, о мерах профилактики инфекционных заболеваний.
Чтение сказки В.И. Даля «Старик-годовик».
Задачи:
Предложить
детям
определить
жанровую
принадлежность
произведения,
выделить особенности сказки, ответить на вопросы по ее содержанию.
Работа в уголке физического воспитания: игры с мячом.
Задачи: Напомнить детям правила поведения с мячом в помещении. Формировать умение
действовать с мячом, упражнять в перебрасывание мяча друг другу, правой (левой) рукой,
ловле мяча двумя руками.
Прогулка
Наблюдение за луной – продолжать расширять знания о неживой природе.
Инд. работа с Катей П., Артёмом Т., Ксюшей Г, – закрепить части суток.
Постройка снежной крепости. Обыгрывание постройки.
Скольжение на ледяных дорожках.
Взаимодействие с родителями
Порекомендовать родителям Вани Ф. ,Родиона П., Максима В. закрепить дома навык
вырезывания ножницами круглых предметов.
Утро:
Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика
Работа
в
уголке
сенсорного
воспитания:
группируем
предметы
по
заданному
признаку.
Задачи:
Формировать
у
детей
умение
подбирать
пары
предметов,
совпадающих
по
заданному
признаку
(величине,
форме,
строению);
аргументировать
свой
выбор;
самостоятельно придумывать подобные задания.
Упражнение «Салфетки - наши помощники».
Задачи: Учить детей пользоваться салфетками, показ» удобство их использования в
различных cитyaцияx.
Рассматривание репродукций картин К.П.Коваля «Колыбельный напев» и В.А. Игошева
«Песенка северу ночки».
Задачи: Через художественные образы познакомить детей с бытом народов севера, учить
выделять средства выразительности, использованные художником для передачи основной
мысли произведения. Пробуждать интерес к жизни и быту народов севера.
Инд. работа с Ксюшей А., Антоном. Б., Яном Г.– беседа «Почему зимой рано темнеет»-
закреплять знания о времени суток.
КГН. Во время умывания продолжать формировать умение детей правильно пользоваться
мылом, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.
Речевое развитие. Обучение грамоте
1. Знакомство с буквой к.
2. Придумывание слов со звуком к.
3. Учить детей подробно повторять домашнее задание.
Формы и методы организации
Игра «Кто самый внимательный?», ЗАС «юла», игра «Назови слова».
Художественно – эстетическое развитие. Лепка
Зимние узоры Деда Мороза
Цели:
Развивать
навыки:
–
лепки
барельефа;
–
изображения
из
пластилина
на плоской пластине; – создания выпуклого изображения из пластилина.
Совершенствовать прием примазывания, для скрепления частей изображения.
Развивать творческую фантазию и воображение.
Формы и методы организации
Рассматривание иллюстраций. Объяснение и частичный показ этапов лепки. Выполнение
работы детьми.
Физкультурно-оздоровительная деятельность» (плавание)
Прогулка 1
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕЖИНКАМИ
З а д а ч и : знакомить детей с красотой природы; показать, что падающие снежинки
можно рассмотреть на темном фоне.
Приметы: снежные хлопья стали крупными – значит жди оттепели; первый сухой снег
обещает хорошее лето; много снега – много хлеба; зимний снег глубокий – летом хлеб
высокий.
Дидактическая игра «Добавь слог».
Инд. работа с Катей П., Максимом М., Дашей Т..– закреплять умение детей прыгать через
снежный ров на двух ногах (ширина 50 см.)
Трудовая деятельность
Украшение участка снежными постройками
Самостоятельная игровая деятельность детей.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна
Инд. работа с Владом Б., Алёшей Н., Русланом Х– закрепить умение закрепить умение
застегивать пуговицы..
Сюжетно-ролевая
игра «Угостим
гостей
чаем»
-
способствовать
развитию
игрового
сюжета, формировать умение выполнять роль до конца.
Прогулка 2
Игра-хоровод «Новый год»
Инд.
работа с
Ульяной
П.,
Левой
Л.,
Павлом
В.
«Расскажи
без
слов»
-
рассказать
о выразительных средствах музыки
Знакомство с приметами: снежные хлопья стали крупными – значит жди оттепели; первый
сухой снег обещает тёплое лето.
П/и «Лиса в курятнике» - закреплять мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не
задевая друг друга, увертываться от ловящего.
Взаимодействие с родителями
Предложить
родителям
Даниэлы
К.,
Наташи
Д.,
Артема
Т.
закрепить
с
детьми
последовательность одевания зимой.
живой и не живой природе зимой
Интеллектуальные игры«Головоломки». «Четвёртый лишний» - закрепить с детьми
умение играть вместе.
Инд.
работа с
Юлей
З.,
Антоном.К.,
Русланом
Л.
Аппликация
«Зимушка-зима»–
закреплять умение работать ножницами.
КГН. Во время умывания совершенствовать умение намыливать руки.
Прогулка 1
Наблюдение
за
небом
- продолжать
наблюдать
за
зимним
небом.
Побудить
детей
к
словесному описанию неба
Знакомство с приметами: если зимой тепло - летом холодно; зима морозная - лето жаркое.
Инд. работа с Русланом Х.,Кириллом Х., Настей Т. – «Кто скорее добежит до флажказ» -
акрепить бег от предмета к предмету.
Трудовая деятельность
Сгребание снега к корням деревьев. - воспитывать желание оказывать помощь живым
объектам.
П/и «Снег кружиться» - соотносить действие с текстом.
Вечер
Постепенный подъем, гимнастика после сна
Инд. работа с Артёмом Н, Владом Б., Аней Г..– закрепить умение выворачивать одежду.
Беседа
о
снеге
по
вопрсам
«Какой
снег?
Зачем
нам
зимой
снег?»
- развивать
познавательный интерес к снегу.
Исследовательская деятельность «Из чего состоит снег» -рассуждать о том, от чего
зависят изменения в природе.
Прогулка 2
Наблюдение за луной –продолжать расширять знания о неживой природе.
Инд. работа с Катей К., Артёмом Н., Димой. Д,. – закрепить части суток.
Постройка снежной крепости.
Обыгрывание постройки.
Скольжение на ледяных дорожках.
Тема недели: «Новый год»
Понедельник 19 декабря
Утро:
Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика
Беседа «С кем дружит ель?» Цель: закрепить знания о хвойных деревьях, их значении,
пользе для человека и животных.
П/И «Если весело у елки»
Д/И «Елочный базар» Цель: учить детей выделять самые высокие, пониже, самые низкие
предметы
Ситуативный разговор «Если на новогодний праздник вырубят все елки, то…»
Цель: побуждать детей к умозаключениям в ходе рассуждений.
Д/И «Елки такие разные» Цель: упражнять в строительстве елок из геометрических фигур
и форм
Дежурство в уголке природы – протереть пыль на крупных листьях. Цель: воспитывать
ответственность за выполнение поручений..
Самостоятельная игровая деятельность. Задачи: Предоставить детям возможность
осмыслить полученные впечатления, передать их в игре, повторить понравившиеся
игровые действия.
Познавательное развитие. ФЭМП
П о з н а к о м и т ь с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей и 10 копеек.
В в е с т и понятия: «деньги», «монеты», «рубль», «копейка».
У ч и т ь устанавливать соответствие между монетами и числами.
З а к р е п и т ь знания о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.
У ч и т ь составлять разные наборы из имеющихся монет (до 6 рублей)
Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек. Продолжать
формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. Уточнить представления о
многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.
Формы и методы организации
Отгадай загадку», И/У «Помоги Незнайке написать знаки», физ. минутка, И/У «Дорисуй
правильно», «Дорисуй треугольник», самоконтроль.
Художественно – эстетическое развитие. Рисование
«Зимний вечер». Пейзаж
Продолжить знакомить с картинами И. Грабаря.
Формировать представления о пейзажной живописи.
Учить выделять средства выразительности: колорит, композицию, линию
Формы и методы организации
Чтение
стихотворения,
рассматривание
репродукций
картин,
пояснение,
выполнение
работы детьми.
Художественно – эстетическое развитие. Музыкальное.
Цели: Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус. Знакомить с
творчеством композиторов и музыкантов.
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Способствовать
дальнейшему
развитию
навыков
танцевальных
движений,
умения
ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в
танце эмоционально-образное содержание.
Прогулка 1
Наблюдение за деревьями и кустарниками. Закрепить основные признаки сходства и
различия между кустарником и деревьями. Предложить детям привести по несколько
примеров деревьев и кустарников.
П/И «Белая метелица».
П/упражнение «Загони льдинку в ворота» Цель: упражнять детей в выполнении элементов
спортивной игры «Хоккей»
Экспериментирование с водой, снегом, льдом. Цель: расширять представление детей об
объектах и явлениях неживой природы.
Труд
на
участке
–
предложить
детям
собрать
снег
вокруг
деревьев
и
кустарников,
объяснить
о
защитном
свойстве
снега
для
деревьев.
Самостоятельная
двигательная
активность детей на участке.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна
Беседа на тему «Предметы, требующие осторожного обращения».
Задачи: Формировать знания о предметах, опасных для жизни и здоровья, помочь детям
самостоятельно сделать выводы о возможных последствиях неосторожного обращения с
такими предметами.
С/Р игра «Прокат спортивного оборудования» Цель: закрепить назначение спортивного
оборудования.
Упражнять детей в выразительном чтении стихов к новогоднему празднику
«Мастерская Деда Мороза» Цель: упражнять детей в изготовлении елочных хлопушек-
конфет
Атрибуты
для
с/р
игры,
материал
для
ручного
труда.
Самостоятельная
игровая
деятельность детей в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение за солнцем, познакомить с народной приметой: «Солнце садится в облака – к
снегопаду»
П/И «Зимние забавы»
Взаимодействие с родителями
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Инд. беседы с родителями «Одевайте детей по погоде, воспитывайте умение ухаживать за
своей одеждой
Вторник 20 декабря
Утро:
Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика
Беседа с детьми «Олимпийские виды спорта» Цель: закрепить виды спорта. Д/И «Кому
что надо?» Цель: закрепить знания о спортивном оборудовании. П/И «Ищи»
Д/И
«Снежные
задачки»
Цель:
упражнять
в
умение
решать
логические
задачи
на
наглядной основе (Даша Т, Антон Б, Родион П)
Д/И
«Найди
пару»
Цель:
учить
находить
сходства
и
различия
между
предметами.
Привлечь детей в оформлению макета «На северном полюсе» Цель: закрепить знания о
растениях и животных на крайнем Севере.
Воспитание культурно –гигиенических навыков «Важно ли мыть руки перед едой?»
Дежурство по столовой. Цель: воспитывать умение сервировать столы к завтраку.
Д/И, набор мелких игрушек (северные жители)
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости
Речевое развитие. Обучение чувашскому языку
«Зима»
Ввести
в
словарь
новые
лексические
единицы:
кулать,
хаваслă.
Продрлжать
учить
составлять развернутое описание картины, указывая наиболее существенные признаки и
характерные признаки времени года. Закрепить лексику предыдущих занятий из старшей
группы по теме «Зима», умение обозначать множественность предметов.
Формы и методы организации
Приход Анюк и Ванюк. Рассматривание картины «Зимние забавы». Физкультминутка
«Ярăнатпăр» (имитация катания на санках, коньках и т.д.).. Образец рассказа воспитателя
по картине. Составление рассказа детьми. Художественное слово «Юр» П. Эйзин. Игра
«Патакла"
Художественно – эстетическое развитие.
(
Конструктивно-модельное)
«
Новогодние елочные игрушки»
Поупражнять в работе с бумагой, научить создавать, из цилиндров и конусов, изображения
по представлению и с натуры; развивать творчество и изобретательность.
Формы и методы организации
Рассматривание
иллюстраций.
Показ
образца
работы,
анализ,
определение
последовательности работы и выполнение работы детьми.
Физкультурно-оздоровительная деятельность» (плавание)
1.Учить согласовывать движения ног кролем на груди с дыханием в упоре на месте
2. Совершенствовать умение скользить на спине
Прогулка 1
Наблюдение хвойных деревьев. Сравнить ель и сосну. У сосны хвоя сизо-зеленая, каждая
иголочка заостренная, сидит пучками по 2-3 иголки, окружена чешуйками. У ели хвоя
темно-зеленая, иголки короткие.
П/И «Я Мороз красный нос»
Упражнять в скольжении на ледяной дорожке. Цель: развивать равновесие
Ситуативный разговор «Полезно-неполезно» Цель: воспитывать желание двигаться на
прогулке
Труд – предложить детям украсить сосны на участке разноцветными гирляндами. Цель:
создать предновогоднее настроение. Самостоятельная двигательная активность детей на
участке.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна
Настольный театр «Снегурушка и лиса» Цель: учить детей передавать диалог персонажей,
развивать выразительность речи
Упражнять
детей
в
вырезании
силуэтов
по
трафаретам.
Цель:
формировать
умение
правильно держать ножницы, пользоваться ими
Д/И «Подскажи словечко» Цель: учить детей подбирать слова в рифму.
«Мастерская Деда Мороза» Цель: учить детей делать игрушки – фонарики.
Разучивание стихотворений о новогодних праздниках.
Задачи: Предложить детям выбрать стихотворение, учить декламировать понравившееся
произведение,
выбирать
средства
выразительности
в
соответствии,
с
содержанием
стихотворения и передаваемым им настроением. Способствовать созданию атмосферы
ожидания праздника.
Прогулка 2
Наблюдения за вечерним небом, познакомить с народными приметами – красноватое небо
к вечеру обещает добрую погоду. П/И «Кто сделает меньше прыжков»
Взаимодействие с родителями
Информация для родителей в «Уголке Здоровья»: «Осторожно, вирусы».
Среда 21 декабря
Утро
Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.
Беседа с детьми «Зимушка – зима» Цель: повторить признаки зимы, особенности зимней
погоды, деятельность людей зимой в городе.
П/И «Три хлопка над головой»
Д/И
«Сосчитай
снеговиков»
Цель:
закрепить
количественный
и
порядковый
счет
в
пределах 10, упражнять в ориентации на листе бумаги. (Родион П, Артем Т, Ксюша Г)
Рассматривание иллюстраций «Зимние пейзажи».
Д/И «Мы готовимся к олимпиаде» Цель: закрепить зимние виды спорта.
Настольно-печатная игра «Кто быстрее дойдет до старта»
Дежурство в уголке природы – полив цветов. Цель: воспитывать желание ухаживать за
комнатными растениями. Д/И, настольные игры, самостоятельная игровая деятельность в
центрах занятости.
Познавательное развитие. ФЭМП
П о з н а к о м и т ь с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей и 10 копеек.
В в е с т и понятия: «деньги», «монеты», «рубль», «копейка».
У ч и т ь устанавливать соответствие между монетами и числами.
З а к р е п и т ь знания о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.
У ч и т ь составлять разные наборы из имеющихся монет (до 6 рублей)
Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. Учить считать по
заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов.
Формировать представления о времени, познакомить с песочными часами
Формы и методы организации
монеты достоинством 10 копеек, 1, 2, 5 рублей, физ. минутка
Художественно – эстетическое развитие.
(
рисование)
Новогодний праздник в детском саду. стр.66
Учить передавать в рисунке настроение праздника.
Воспитывать положительные эмоции к окружающей обстановке и людям,
которые находятся рядом, побуждать детей передавать в рисунке полученные впечатления
о зиме, отраженные в искусстве поэзии, живописи, музыке; развивать эстетическое
восприятие, воображение, образные представления
Формы и методы организации
Рассматривание
иллюстраций.
Показ
образца
работы,
анализ,
определение
последовательности работы и выполнение работы детьми.
Физкультурное развитие
1. Повторить ходьбу с изменением темпа движения, с ускорением и замедлением;
2. Упражнять в подбрасывании малого мяча, развивать ловкость и глазомер;
3. Упражнять в ползании на животе, в равновесии;
Формы и методы организации
Выполнение
упражнений,
показ
способов
действий
детьми
и
воспитателем,
игровой
метод.
Прогулка 1
На прогулке раскопать глубокий сугроб, где росла трава. Показать детям маленькие
растения с прижатыми к земле листьями, слабенькие, маленькие. Снег защищает от
переохлаждения.
П/И «Ветер, льдинки и мороз»
Упражнять детей в скольжении на одной лыже Цель: развивать устойчивое равновесие
(Ксюша А, Ян Г, Ваня Ф)
Ситуативный разговор «Полезно ли заниматься спортом на свежем воздухе?»
Труд на участке – очистить дорожки от снега. Цель: воспитывать умение трудиться
сообща. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна.
Игра – драматизация «Путешествие в царство Снежной королевы» Цель: развивать сюжет
по договоренности, обратить внимание на взаимоотношения детей в ходе игры
Игры со счетными палочками «Снежное царство» Цель: развивать мелкую моторику рук,
воображение
Игры с магнитной доской «Зимой на катке» Цель: закрепить зимние виды спорта.
Свободная
деятельность
в
ИЗО
центре
«Зимние
узоры»
Цель:
закрепить
знания
о
холодных цветах.
Самостоятельная деятельность детей: работа с раскрасками.
Задачи: Закреплять умение выполнять штриховку, регулировать силу нажима на карандаш,
измерять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Прогулка
Наблюдения за узорами на стекле, объяснить их появление, д/и «На что похоже?» Цель:
развивать наблюдательность, воображение. П/И «Парный бег»
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы по итогам дня.
Четверг 22декабря
Утро
Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика
Беседа с детьми «Новый год в разных странах. История празднования Нового года.
Традиции и обычаи» Цель: расширять представление о народных праздниках.
П/И «Пустое место»
С Наташей Д, Даниэлой К, Антоном Б. закрепить временные понятия: утро, день, вечер,
утро через д/и «Когда это бывает?»
Д/И «Собери узор из льдинок» (геометрические фигуры) Цель: развивать воображение.
Д/И «Я собираюсь на прогулку» Цель: формировать умение одеваться в соответствии с
временем года.
Труд – привлечь детей к оформлению группы к новогодним праздникам Цель: создать
радостное настроение.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости
Познавательное развитие
Зимующие птицы
З н а к о м и т ь с зимующими птицами.
И з у ч а т ь их особенности.
В о с п и т ы в а т ь любовь к природе.
Р а з в и в а т ь интерес к наблюдению за птицами.
С л о в а р ь: зимующие, перелетные птицы, кормушка
Формы и методы организации
Вводное слово воспитателя. Знакомство с зимующими птицами. Игра «Узнай птицу по
словесному описанию». Изготовление «пряников» для птиц
.
Речевое развитие Обучение чувашскому языку
«Зима»
Познакомить детей с новыми лексическими единицами: уяв, Çĕнĕ çул. Учить использовать
«валли» при составлении повествовательных и вопросительных предложений. Упражнять
в составлении описательных рассказов об игрушках, указывая характерные признаки:
цвет, размер, величину и т.п., и свои действия. Закрепить лексику предыдущего занятия:
тунката, уçланкă, кĕçех.
Формы и методы организации
Краткая беседа по картине «В зимнем лесу». Закрепление слов: илемлетет, тункаьа,
уçланкă. приход Анюк и Ванюк. Просят украсить елку.. Диалог, введение новых слов..
Нахождение слов со звуком «ĕ» в предложении.. Украшение детьми елки. Описание
игрушек. Пение песни «Атьăр елкăна», муз. П. Лискова, сл. Калкан.
Художественно-эстетическое развитие (музыка)
Цели: Продолжать развивать умение правильно брать дыхание.
Способствовать дальнейшему развитию умения петь с ясной артикуляцией.
Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений (кружение на
носочках, перестроения в кругу).
Способствовать дальнейшему развитию умения играть на металлофоне.
Прогулка
Наблюдение за травой. Разгрести снег и посмотреть, что стало с травой. Она пожухла,
стала сухой, но корни ее живы, и весной она снова будет радовать нас своей зеленью.
П/И «Заморожу»
Упражнять детей в ходьбе по глубокому снегу.
Проведение
опыта
«Растаявший
снег»
Цель:
расширять
представления
о
факторах,
разрушающих здоровье, дать представление о том, что снег холодный, грязный, содержит
много микробов.
Труд на участке – собрать снег для постройки горки. Цель: воспитывать умение работать
сообща. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна.
С/Р игра «Детский сад. Подготовка к новогоднему празднику» Цель: активизировать
подготовку к празднику.
Закрепить движения индивидуальных танцев к новогоднему празднику
«Мастерская Деда Мороза» Цель: учить вырезать кружевные снежинки из круглой формы.
Конструктивная деятельность – создание макета «Дед Мороз мчится на праздник» Цель:
развивать эстетические чувства, умение составлять композицию.
Беседа на тему «Братья наши меньшие».
Задачи: Рассказать детям, что животным свойственны такие замечательные качества как:
верность, забота о потомстве, любовь и привязанность к хозяину и др. Развивать эмпатию,
стремление обрести в животном друга.
Прогулка
Наблюдение за работой дворников. Они чистят дорогу от снега, скалывают лед. Спросить
детей, зачем это делается. Какую работу дворники выполняют в другое время года. П/И
«Бездомный заяц
Взаимодействие с родителями
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Пятница 23 декабря
Утро:
Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика
Беседа «Почему мы елку наряжаем?» Цель: дать представление о том, какие деревья
считались
священными
у
древних
народов,
кто
завез
красивый
обычай
в
Россию,
развивать любознательность.
Д/И «Кто у кого?» Цель: закрепить знания детей о животных и их детенышах, подбирать
слова, обозначающие действия.
Д/И «Кто на чем передвигается?» Цель: закрепить знания детей о способах передвижения
сказочных персонажей
Воспитание культурного поведения: игровая ситуация «Я в гостях»
Задачи: Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, правильно ли их герои вели
себя в гостях, какие правила нарушили. Сформулировать общие правила поведения в
гостях.
Самостоятельная
игровая
деятельность.
Задачи:
Предоставить
детям
возможность
осмыслить
полученные
впечатления,
передать
их
в
игре,
повторить
понравившиеся
игровые действия
.
Познавательное развитие
Откуда елка в гости пришла
П о з н а к о м и т ь с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить
их происхождение и назначение.
Р а с с к а з а т ь :
– об обычае украшения елки, откуда он пришел;
– о традициях встречи Нового года у разных народов.
Формы и методы организации
Рассказывание по картинке с изображением празднования Нового года и Рождества,
слушание воспитателя и рассказов других детей
2. Физическое развитие
1. Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному;
2. Упражнять детей в ходьбе с остановкой по сигналу инструктора;
2. Повторить задания с мячом, упражнения в прыжках, на равновесии.
Формы и методы организации
Выполнение
упражнений,
показ
способов
действий
детьми
и
воспитателем,
игровой
метод.
Прогулка 1
Наблюдение деревьев под тяжестью снега. Ветки наклонены вниз, некоторые сломаны.
Предложить подумать, чем мы можем помочь деревьям.
Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу
П/И «Мороз-Красный нос», «Наперегонки»
Труд на участке- собрать снег для строительства снежной горки, учить доводить начатое
дело до конца.
Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна
С/Р игра «Семейные праздники» Цель: продолжать обсуждать сюжет игры вместе с
детьми, распределять роли, формировать умение творчески развивать сюжет игры: д/с-
семья-мы-артисты
Разгадывание кроссворда «Зимние забавы» Цель: расширять кругозор, логику мышления,
закрепить чтение слов.
Альбомы
«Зима»,
репродукции
«Зимние
пейзажи»,
набор
картинок
«Сказочные
персонажи»
Прогулка 2
Наблюдение за узорами на окнах, д/и «Что на что похоже?». Цель: развивать творческое
воображение. П/И «Заморожу», «Дед Мороз и зверята»
Взаимодействие с родителями
Консультация «Какие игрушки можно смастерить вместе с детьми»
Тема недели: «Новый год»
Понедельник 26 декабря
Утро:
Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика
Беседа с детьми «Что интересного заметили по дороге в д/с?» Цель: учить побуждать
детей
делиться
своими
впечатлениями,
следить
за
построением
предложений.
Рассматривание иллюстраций и фото зимующих птиц.
П/И «Птички –невелички»
Индивидуальная работа по развитию речи.
Задачи: Учить детей высказывать свои впечатления (о любимой игрушке, просмотренном
мультфильме,
прочитанной
книге,
событиях,
произошедших на
прогулке
и
т.д.).
Использовать соответствующие речевые конструкции, понятия, отражающие отношение
детей к событиям, людям, предметам.
Общение детей на тему «Как я провел выходные».
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости
Познавательное развитие. ФЭМП
Учить:
– измерять сыпучие вещества;
– следить за полной меркой;
– понимать, что от этого зависит результат измерения
Формы и методы организации
Физ.минутка, задание «Будь внимательным», , самоконтроль.
Художественно – эстетическое развитие. Рисование
Рисование по замыслу
Продолжать учить самостоятельно, обдумывать содержание поздравительной открытки,
осуществлять замысел, используя приобретенные умения и навыки.
Развивать чувство цвета и творческие способности
Формы и методы организации
Участие в беседе о приближающемся празднике, самостоятельное решение творческой
задачи
Художественно – эстетическое развитие. Музыкальное.
Цели:
Продолжать знакомить с элементарными музыкальными понятиями – регистр.
Продолжать развивать умение правильно брать дыхание.
Продолжать способствовать дальнейшему развитию умения петь с ясной артикуляцией.
Продолжать развивать умение выполнять прямой галоп.
Способствовать
развитию
навыков
танцевальных
движений
(неторопливый
бег
на
носочках, плавные махи руками).
Продолжать формировать умение выполнять характерные движения русских 4ап народных
танцев.
Способствовать дальнейшему развитию умения играть на металлофоне.
Прогулка 1
Н а б л юд е н и я
з а
п о г о д о й .
З а д а ч и : уточнить и конкретизировать представление о зиме (самые короткие дни,
самые длинные ночи, много снега, осадки различные, деревья стоят голые и т. д.); учить
устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.
Приметы: в начале зимы шел сильный снег – в начале лета пойдет сильный дождь; зима
холодная – лето теплое; дым от трубы идет вверх – к морозу; если зимой сухо и холодно,
летом будет сухо и жарко.
Дидактическая игра «Наоборот».
Упражнять детей в метании большого мяча в вертикальную цель (Лера П, Родион П,,
Антон Б)
Ситуативный разговор «Если бы не было птиц, то…» Цель: учить детей делать выводы в
ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам.
Труд на участке – развесить кормушки для птиц, насыпать корм. Цель: воспитывать
желание помогать птицам в холодное время года. самостоятельная игровая деятельность
на участке.
Подвижная игра «Мороз, Красный нос». Ц е ль: развивать ловкость, быстроту движений.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна
Настольный театр «Снегурушка и лиса» Цель: учить детей передавать диалог персонажей,
развивать выразительность речи
Упражнять
детей
в
вырезании
силуэтов
по
трафаретам.
Цель:
формировать
умение
правильно держать ножницы, пользоваться ими
Д/И «Подскажи словечко» Цель: учить детей подбирать слова в рифму.
«Мастерская Деда Мороза» Цель: учить детей делать игрушки –фонарики.
Разучивание стихотворений о новогодних праздниках.
Задачи: Предложить детям выбрать стихотворение, учить декламировать понравившееся
произведение,
выбирать
средства
выразительности
в
соответствии,
с
содержанием
стихотворения и передаваемым им настроением. Способствовать созданию атмосферы
ожидания праздника.
Прогулка 2
Наблюдения за вечерним небом, познакомить с народными приметами – красноватое небо
к вечеру обещает добрую погоду. П/И «Кто сделает меньше прыжков»
Взаимодействие с родителями
Привлечь родителей к проведению новогоднего утренника, к приобретению подарков на
Новогодний праздник.
Вторник 27 декабря
Утро
Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика
Д/И «Какое у тебя настроение?» Цель: упражнять в умении давать оценку своим эмоциям.
Беседа с детьми
«У меня есть лучший друг» Цель: воспитывать у детей дружеское
отношение к другим детям.
П/И «Ищи»
Д/И
«Назови
ласково»
Цель:
упражнять
детей
в
словообразовании,
образовывать
уменьшительно-ласкательные формы существительных
Д/И
«Что
говорит
нам
пословица»
Цель:
развивать
умение
детей
понимать
смысл
народных пословиц и поговорок.
Разучить пальчиковую гимнастику «Кормушка»
Труд в уголке природы. Цель: выяснить, какие растения нуждаются в поливе, а какие нет,
выяснить, почему цветы нужно поливать неодинаково.
Индивидуальная работа по ФЭМП: дидактическая игра «Приготовление завтрака для
кукол».
Задачи: Упражнять детей в измерении объема сыпучих веществ, развивать представления
о зависимости результата измерения от выбранной мерки. Учить применять освоенные
умения в различных ситуациях.
Речевое развитие.
«Зимний вечер» (описательный рассказ)
Продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер»
(любого автора). Учить: – придумывать самостоятельно сюжет, использовать
выразительные средства при описании зимы;
– разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, задавая вопросы «кто?»,
«что?».
Познакомить с многозначностью слов (идет падает снег, идет – человек).
Расширить знания о словах, обозначающих предмет.
Упражнять в придумывании предложений с заданным словом
Формы и методы организации
Рассматривание и беседа по картине, 2 -3 рассказа детей по картине, физ. минутка
«Ветерок
и
снежинки»,
рассматривание
и
описание
снежинок
с
использованием
прилагательных.
Художественно – эстетическое развитие.
(
Декоративно-прикладное)
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи
Цели: выделять характерные особенности городецкой росписи, создавать росписи по
мотивам городецкой, передавая ее характерные особенности, смешивать цвета красок;
продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством
Формы и методы организации
Рассматривание городецких узоров и обсуждение средств выразительности, дидактическая
игра, рисование простыми и цветными карандашами, выставки рисунков, самоанализ
работ
Физкультурно-оздоровительная деятельность» (плавание)
1. Учить согласовывать движения рук и дыхания, как при плавании способом кроль
2. Упражнять в выполнении старта в воду
Прогулка 1
Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера.
Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать, чем будут заниматься на
участке в зависимости от погоды.
П/И «Третий лишний
Упражнять детей в выполнении шага «боковой галоп»
Беседа «Правила безопасного поведения зимой на участке»
Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна
Театрализация «Где обедал воробей?» Цель: упражнять в умении подражать повадкам
животных, согласовывая движения с текстом.
Индивидуальная работа по развитию речи.
Задачи: Упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем.
Учить
составлять
рассказы-описания,
сравнения,
фантазийные
рассказы.
Развивать
связную речь, вербальное воображение.
Рассматривание картин русских художников, слушание произведений поэтов о зиме
(В.И. Суриков «Взятие снежного городка», С. Есенин «Пороша», А. Пушкин «Зима,
крестьянин, торжествуя...».
Задачи: Формировать основы художественной культуры, расширять представления детей
об искусстве, учить детей в обычных явлениях природы видеть поэтичность и красоту
Прогулка 2
Наблюдения за наступлением вечера, как ведут себя птицы при наступлении темноты.
Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений. П/И «Птички на дереве»
Взаимодействие с родителями
Информация для родителей в «Уголке Здоровья»: «Профилактика ОРВИ в новогодние
каникулы»
Среда 28 декабря
Утро
Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика
Беседа на тему «Народные приметы декабря».
Задачи: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, с приметами
декабря. Предложить проверить некоторые приметы, используя дневник наблюдений.
Формировать познавательный интерес.
Упражнение «Чей, чья, чье?»
Задачи:
Учить
детей
образовывать
притяжательные
прилагательные,
включать
их
в
различные речевые конструкции, выделять в заданиях и исправлять ошибки товарищей.
Д/И
«Я
начну,
а
ты
продолжи»
Цель:
упражнять
в
умении
описывать
птицу
по
мнемотаблице.
Настольно –печатная игра «Тропинки – лабиринты» Цель: закрепить названия птиц.
Труд по столовой Цель: учить детей самостоятельно накрывать столы к завтраку.
Схемы, настольно -печатные игры,
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Познавательное развитие. ФЭМП
Учить:
– измерять сыпучие вещества;
– следить за полной меркой;
– понимать, что от этого зависит результат измерения
Формы и методы организации
Физ.минутка, задание «Будь внимательным», , самоконтроль.
Художественно – эстетическое развитие. Рисование
«Наши зимние забавы»
Цели: закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления; упражнять в
рисовании фигур детей в движении; продолжать учить располагать изображения на листе;
совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения разных оттенков.
Формы и методы организации
Рассматривание
репродукции
В.Сурикова
«Взятие
снежного
городка»
картинок
и
изображением зимних игр, чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», беседа,
физ. минутка «Зимние забавы», рисование детьми любимых зимних забав.
Художественно – эстетическое развитие. Музыкальное.
Цели: Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус. Знакомить с
творчеством композиторов и музыкантов.
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Способствовать
дальнейшему
развитию
навыков
танцевальных
движений,
умения
ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в
танце эмоционально-образное содержание.
Прогулка 1
Наблюдение за синицами. Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску.
Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения: «Синь – синь».
Д/И «Птицы, звери, рыбы»
Ситуативный разговор «Пользу или вред приносят птицы?»
Беседа с детьми «Мороз и металл» Цель: воспитывать правила безопасного поведения на
прогулке
Труд: почистить кормушки, насыпать корм. Цель: воспитывать желание помогать птицам.
Самостоятельная двигательная активность на участке.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна
Индивидуальная
работа
по
изобразительному
искусству:
аппликация
«Теремок»,
рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова и Е.И. Чарушина.
Задачи:
Вызвать у детей интерес к книжной графике, учить использовать освоенные
ранее навыки (вырезание одинаковых деталей из бумаги, сложенной вдвое) для создания
аппликации по образцу.
Упражнение «Повторяй за мной».
Задачи: Развивать звуковую культуру речи, учить детей различать слоги, воспроизводить
по 3-4 слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости
Прогулка 2
Наблюдение за одеждой людей. Предложить детям назвать зимнюю одежду. Из чего она
должна быть сшита и связана, почему? Добиваться, чтобы дети правильно называли тот
или иной предмет одежды. Д/И «Какая одежда у птиц» П/И «Птицелов»
Взаимодействие с родителями
Инд беседы с родителями «Маршрут выходного дня. Гуляйте и наблюдайте»
Четверг 29декабря
Утро
Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика
Игры со строительным материалом: «Городок для любимых игрушек».
Задачи: Учить детей строить дома из конструктора: анализировать образец постройки,
различать и называть строительные детали (куб, брусок, пластина); выполнять постройку
по
образцу.
Показывать
детям
варианты
оформления
домов
мелкими
деталями
конструктора.
Работа в уголке книги: ремонт книг.
Задачи:
Предложить
детям
осмотреть
книги,
выбрать
те,
что
нуждаются
в
ремонте,
предположить, что случилось с этими книгами, какие правила обращения с ними были на -
рушены.
Формировать
соответствующие
трудовые
навыки,
воспитывать
бережное
отношение к книгам, аккуратность.
Самостоятельная
игровая
деятельность.
Задачи:
Предоставить
детям
возможность
осмыслить
полученные
впечатления,
передать
их
в
игре,
повторить
понравившиеся
игровые действия.
Дежурство
по
столовой
Цель:
упражнять
в
умении
сервировать
стол.
Воспитание
культурно – гигиенических навыков – правила пользования полотенцем при умывании.
Познавательное развитие
«Откуда Новый год пришел»
Цель: углубить представление о празднике Нового года, порадовать подарками близких
людей.
Формы и методы организации
Рассказ воспитателя, рассматривание фотографий резиденции Д.М., подвижная игра «Дед
Мороз и дети», составление приглашения Д.М.
Речевое развитие
Звуковая культура речи (проверочное).
Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.
Формы и методы организации
Д/и «Скажи-наоборот»
Художественно-эстетическое развитие (музыка)
Продолжать способствовать дальнейшему развитию умения ясно излагать свои чувства,
мысли.
Продолжать развивать умение петь с четкой артикуляцией.
Продолжать развивать навык движения под музыку энергичного характера.
Способствовать
дальнейшему
развитию
умения
исполнять
танцевальные
движения
(ритмичные махи и плавное опускание рук).
Продолжать
формировать
умение
выразительно
действовать
с
воображаемыми
предметами.
Прогулка
Наблюдение солнца. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень.
Сказать детям, что в декабре солнце редкий гость, порода пасмурная, ведь декабрь самый
темный месяц в году. Продолжить знакомить детей с некоторыми закономерностями в
природе.
П/И «День –ночь»
Ситуативный разговор «Как нам сберечь здоровье зимой?»
Труд на участке – собрать крупный мусор Цель: воспитывать желание поддерживать
порядок на участке. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна.
Рассматривание альбома «Опасные растения».
Задачи: Познакомить детей с растениями, которые при определенных условиях могут
представлять опасность, Учить различать их и правильно называть, соблюдать правила
личной безопасности
Разучивание подгрупповых танцев для новогоднего утренника
бытовой труд в группе: привлечь детей к мытью игрушек, стирке кукольного белья. Цель:
воспитывать трудовые навыки.
Прогулка
Наблюдения
за
следами
на
снегу.
Д/И
«Где
чьи
следы?»
Цель:
развивать
наблюдательность, воображение, закрепить знания об окружающем мире. П/И «Кого не
стало?»
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Новый год для детей. Как устроить праздник»
Пятница 30 декабря
Утро:
Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика
Беседа «Почему мы елку наряжаем?» Цель: дать представление о том, какие деревья
считались
священными
у
древних
народов,
кто
завез
красивый
обычай
в
Россию,
развивать любознательность.
Д/И «Кто на чем передвигается?» Цель: закрепить знания детей о способах передвижения
сказочных персонажей
Альбомы «зима», «У нас Новый год», картины и иллюстрации «Зимние забавы», р/и
«Лото», «расскажи о времени года»
Новогодний
праздник
«Новогодний
переполох»
Цель:
вызвать
у
детей
радостное
настроение,
желание показать подготовленные музыкальные номера, вызвать желание
участвовать в музыкальных и подвижных играх.
Прогулка 1
Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они пробковеют
и не пропускают холодный воздух. Все промежутки в почечных чешуйках залиты клейким
веществом
Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
2 половина дня
Постепенный подъем, гимнастика после сна
Прогулка 2
Наблюдение за солнцем, познакомить с народной приметой: «Солнце садится в облака – к
снегопаду»
П/И «Зимние забавы»
Взаимодействие с родителями
Беседа «Помните правила дорожного движения»