Автор: Коростелёва Галина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП
Населённый пункт: пгт. Санчурск Кировской области
Наименование материала: Начальная школа. Разработка открытого урока русского языка 2 класс
Тема: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова"
Раздел: начальное образование
ТЕМА УРОКА: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Создание условия для осознания и осмысления блока новой
учебной информации.
ЦЕЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ:
образовательная: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных
гласных в корне;
познакомить учащихся с правилами проверки безударной гласной в
корне слова, изменением формы слова и побора однокоренного слова; совершенствовать
умения различать проверяемое и проверочное слово; учить наблюдать над единообразным
написанием корня в однокоренных словах;
развивающая:
развивать умение видеть орфограмму – безударную гласную в корне
слова, письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. Продолжать развитие умений
работать по алгоритму.
воспитательные: воспитывать умение ставить перед собой цель и находить пути ее
достижения
индивидуально
и
в
сотрудничестве
с
одноклассниками,
воспитывать
ответственное отношение к учебе и любовь к родному языку.
.ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
личностные: осознание алгоритма учебного действия.
метапредметные:
регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои
действия, проявлять инициативность и самостоятельность.
познавательные: освоение умения самостоятельно подбирать
проверочные слова к словам с безударной гласной.
коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и
сверстниками при решении учебных проблем; наблюдать за действием
партнёра, находить неточности и корректировать их
Ход урока
1. Организационный момент.
- Урок русского языка. Проверьте порядок на рабочем месте.
2. Актуализация знаний и умений.
Чистописание.
- Посмотрите на образец, прописанный в тетрадях.
Отработаем прием безотрывного письма, соблюдая известные способы
соединения букв.
Аеоия аеоия аеоия аеоия аеоия
- Что вы можете сказать об этих буквах ( гласные)
Словарная работа
Вдруг, весело, ветер, воробей, ворона.
- Как называются слова, которые мы записали? ( словарные)
- Почему эти слова называются « словарными»?( их нельзя проверить
правилом, их нужно запомнить)
- Проверьте работу своего товарища по словарю с. 136
Повторение ранее изученного материала.
- Давайте вспомним материал вчерашнего урока.
- Ответим на первый вопрос:
- Что надо проверять в словах? (Гласные А, О, И, Е, Я )
- Ответим на второй вопрос:
Где надо проверять? (В корне слова)
- А на вопросы:
Как надо проверять?
И
Чем надо проверять? ответим сегодня на уроке.
3. Целеполагание и мотивация
- Послушайте историю, которая произошла с хорошими друзьями Димой и
Колей.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с
мечом, сыграем». ( показать записку на экране).
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в
руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не
придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова и проверять её)
4. Работа над темой урока. Первичное усвоение.
А) Работа над алгоритмом
- Давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем
пользоваться в дальнейшем.
- Запишем слово с мячом из записки Димы.
- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)
- Затем поставим ударение.
- Выделим корень
- Определим и подчеркнём безударную гласную в корне.
- Подбираем проверочное слово ( мяч, мячик).
На доске открывается АЛГОРИТМ, дети кладут перед собой карточку с
алгоритмом
.
Чтение алгоритма.
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.
Б) Послушаем, как надо правильно подбирать проверочное слово.
Электронное приложение к уроку
В) Откроем учебник с. 96 и найдём правило, которого не знал Дима и вы тоже
знакомитесь с ним впервые. Прочитайте самостоятельно.
- Как надо проверять безударную гласную в корне? ( подобрать проверочное
слово)
- Назовите первый способ проверки ( изменить форму слова) КАРТОЧКА на
ДОСКЕ
- Прочитайте о втором способе проверки ( подобрать однокоренное слово)
КАРТОЧКА на ДОСКЕ
- Но что должно быть обязательным и главным при подборе проверочного
слова? ( чтобы безударный гласный в корне стал ударным). КАРТОЧКА НА
ДОСКЕ.
- Так ЧЕМ будем проверять безударную в корне ? ( ударением)
5.
Осмысление и осознание.
- Найдите упр. 146. В каждом слове будем учиться находить безударную
гласную и подбирать проверочное слово, пользуясь алгоритмом.
- Кто вспомнит, чем отличается проверяемое слово от проверочного? ( в
корне проверяемого слова гласная без ударения, а в проверочном слове она
ударная).
- Сравните корни в проверочных и проверяемых словах и сделайте
вывод: Как они пишутся? (одинаково).
ФИЗМИНУТКА.
6. Первичное закрепление
Работа в парах по карточкам. Соедините пары слов: проверямое и
проверочное: (словарь – слово, снегурочка – снег, глаза – глаз,
сестренка – сестры и т.д.) Проверка по электоронному приложению.
Самостоятельная работа. 1 вариант выбирает и записывает слова с
безударными гласными А, О. 2 вариант с безударными Е, И. Игра
««Помоги лосям спуститься на землю». Проверка по электронному
приложению.
7.
Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним наши цели, поставленные в начале урока.
- Подведем итог урока и сделаем вывод. Вернёмся к нашим вопросам,
которые ставили в начале урока.
- Кто хочет задать первый вопрос? ЧТО проверяем? ( ответы детей)
Второй? ГДЕ проверяем?
Третий? КАК проверяем? ( обратиться к алгоритму)
Четвёртый? ЧЕМ проверяем?
- Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне ( чтобы
грамотно писать слова)
8.Информация о домашнем задании.
- Прочитайте предложенные задания по карточкам.
Подготовить сообщение на тему « Как можно проверить безударную
гласную в корне» упр. 147.
Найти и записать загадку о животных, в которых есть слова с
безударной гласной. Поставить в них ударение, выделить корень и
подчеркнуть проверяемую безударную гласную.
Из любимой сказки найти и записать 5-7 слов с безударной гласной в
корне и подобрать к ним проверочные слова
9..
Рефлексия.
- Возьмите карточки, прочитайте записанные слова, подчеркните только те, в
которых безударную гласную можно проверить. ( Сады, стена, игра, песня,
школа). Сверка с образцом на доске.
С помощью лесенки из пяти ступенек оцените свою работу на уроке.
10 Резерв урока: Письмо под диктовку 1-2 загадок.
Глаза на рогах, а домик на спине. ( Улитка)
Зелёный поясок в траве затерялся. ( Ящерица)