Автор: Яковенко Оксана Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №181 к 2
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптационный период для детей ясельной группы"
Раздел: дошкольное образование
Адаптационный период в ясельной группе
«Каждый день как на работу мы приходим в детский сад, а когда домой нам
надо-не хотим идти назад. Ах, как хорошо в садике живется…!»- это слова
хорошей детской песенки. Как же хочется, чтоб и в жизни малыши бежали в
детский сад с удовольствием. Что для этого нужно?
Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним
условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто
проходит с напряжением.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду
пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок
вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"? С
уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень
беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей,
находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все
мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши,
якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно
протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти
сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке
малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении,
стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни.
При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:
Кратко охарактеризую каждую степень…
1 степень – поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3
недели он будет оставаться в детском саду без проблем.
Сдвиги нормализуются в течении 10-15 дней.
2 степень – слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается
идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого
эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок
становится спокойнее и затем привыкает.
Сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое
время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней,
есть признаки психического стресса.
3 степень – самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому
саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его
нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова,
демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и
отчужденность.
Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся
навыки, может наступить как физическое так и психическое истощение
организма.
Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную
жизнь, который не всем детям даётся легко .
Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка
безболезненно. Для этого между родителями и воспитателями, должны
установится дружеские, партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или
поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди
других людей. Это необходимый для всех этап.
Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень
короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее
значение.
Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т. е.
ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает
употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная
деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать
разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-
развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть
разнообразна. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они
предпочитают самостоятельные игры.
Происходит активное формирование речи:
• к 1, 5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;
• к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны
быть вопросы «Кто?», «Что? », ребенок начинает употреблять не только
существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.
Формируется фразовая речь;
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет
быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память,
восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является
восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области
памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать
в первую очередь.
Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки,
вкладыши, пирамидки.
Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.
Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить
что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Дети этого возраста очень восприимчивы к эмоциональным состоянием
окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если
один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три
«лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных
эмоций зависит от физического комфорта.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность,
ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может
отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать,
много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства
любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за
причиненные страдания.
Рекомендации родителям как справиться с этим состоянием:
Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте
оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не
показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем,
своими или его родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите
много утешительных историй про то, как дети привыкали к детскому садику
и потом не хотели оттуда уходить
• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень
здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно
раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму,
предложенному специалистами.
• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время
прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите
просмотр телевизионных передач.
• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных
особенностях малыша.
• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском
учреждении.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3
месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы
ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и
теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в
знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок
сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы в
шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же самому
может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или
платочек. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском
саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и
аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к
действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при
доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным
поощрениям. В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду:
новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество
народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не
значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы
малыш привык к новому режиму. Поддерживайте отношения с воспитателем
и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит,
приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь
его успехам и творчеству.