Напоминание

"Адаптационный период для детей ясельной группы"


Автор: Яковенко Оксана Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №181 к 2
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптационный период для детей ясельной группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптационный период в ясельной группе

«Каждый день как на работу мы приходим в детский сад, а когда домой нам

надо-не хотим идти назад. Ах, как хорошо в садике живется…!»- это слова

хорошей детской песенки. Как же хочется, чтоб и в жизни малыши бежали в

детский сад с удовольствием. Что для этого нужно?

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним

условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто

проходит с напряжением.

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду

пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок

вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"? С

уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень

беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей,

находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все

мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши,

якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно

протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти

сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке

малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении,

стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни.

При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:

Кратко охарактеризую каждую степень…

1 степень – поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3

недели он будет оставаться в детском саду без проблем.

Сдвиги нормализуются в течении 10-15 дней.

2 степень – слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается

идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого

эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок

становится спокойнее и затем привыкает.

Сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое

время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней,

есть признаки психического стресса.

3 степень – самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому

саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его

нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова,

демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и

отчужденность.

Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся

навыки, может наступить как физическое так и психическое истощение

организма.

Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную

жизнь, который не всем детям даётся легко .

Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка

безболезненно. Для этого между родителями и воспитателями, должны

установится дружеские, партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или

поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди

других людей. Это необходимый для всех этап.

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень

короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее

значение.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т. е.

ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает

употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная

деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать

разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-

развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть

разнообразна. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они

предпочитают самостоятельные игры.

Происходит активное формирование речи:

• к 1, 5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

• к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны

быть вопросы «Кто?», «Что? », ребенок начинает употреблять не только

существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.

Формируется фразовая речь;

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет

быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память,

восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является

восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области

памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать

в первую очередь.

Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки,

вкладыши, пирамидки.

Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить

что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Дети этого возраста очень восприимчивы к эмоциональным состоянием

окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если

один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три

«лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных

эмоций зависит от физического комфорта.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность,

ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может

отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать,

много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства

любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за

причиненные страдания.

Рекомендации родителям как справиться с этим состоянием:

Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте

оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не

показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем,

своими или его родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите

много утешительных историй про то, как дети привыкали к детскому садику

и потом не хотели оттуда уходить

• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень

здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

• Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно

раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму,

предложенному специалистами.

• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время

прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите

просмотр телевизионных передач.

• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных

особенностях малыша.

• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском

учреждении.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3

месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы

ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и

теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в

знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок

сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы в

шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же самому

может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или

платочек. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском

саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и

аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к

действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при

доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным

поощрениям. В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду:

новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество

народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не

значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы

малыш привык к новому режиму. Поддерживайте отношения с воспитателем

и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит,

приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь

его успехам и творчеству.



В раздел образования