Напоминание

"Как вырастить сосну"


Авторы: Кильдеева Гузель Хуснетдиновна, Кирдей Ангелина Юрьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань "ЦРР-д/с №5 "Буровичок"
Населённый пункт: г. Нягань Тюменская область
Наименование материала: Исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Как вырастить сосну"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань

«Центр развития ребёнка» - детский сад № 5 «Буровичок»

Как вырастить сосну?

Исследовательский проект

Участники проекта:

Подготовительная к школе группа

Руководители проекта:

Кирдей Ангелина Юрьевна

Воспитатель

Кильдеева Гузель Хуснетдиновна

Воспитатель

Нягань, 2017

2

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………. 5

Заключение…………………………………………………………………... 10

Список литературы……………………………………………………….….11

3

Введение

Гуляя зимой на участке детского сада, мы

заметилипод

соснойшишки.Они

были

такие

красивые,светло-коричневые,

чешуйчатые,

ко н у с о в и д н ы е ,

п р и я т н ы е

н а

о щ у п ь

и

вкуснопахнущие смолкой.

М ы

и х

с о б р а л и ,

п р и н е с л и

в

группу,положили в коробочку и поставили в уголок природы.Когда решили

сделать из них поделки, мы заметили, что шишки

сосны изменились, от тепла они раскрылись и стали

похожи на колючих ежиков. А на дне коробки мы

обнаружили «прозрачные крылышки».

Ангелина

Юрьевна

нам

объяснила,

что

это

крылатые семена сосны. Когда чешуйки раскрываются,

они вылетают на волю. Благодаря крылышку, ветер

уносит

семя

далеко

от

взрослого

дерева.

Таким

образом деревья сосны размножаются.Рассмотрев их

под

лупой,

мы

увидели,

что

семена

сосны темно-

коричневые,

длинной

3-4

мм

и

2

мм

шириной.

Крылышко овальной формы длинной 1см.

Ребята предложили, если у нас есть семена сосны, давайте их посадим!

В прошлом году мы уже выращивалииз семян лук, салат, капусту, и уже

знали,

что

для

роста

растений

необходимо

создать

условия:

свет,

вода,

тепло.Но это овощи, а сосна ведь дерево! А сможем ли мы вырастить из

семян саженцы сосны в группе?

Гипотеза: Мы предположили, если создадим необходимые условия для

роста семян в группе, то сможем вырастить саженцы сосны.

Объект исследования: выращивание сосны.

Предмет исследования: условия, необходимые для роста семян сосны.

Цель проекта: выраститьсаженцы сосны из семян в группе.

4

Задачи проекта:

1.Узнать, как можно больше о деревьях сосны.

2.Выяснить, какие условия нужны для роста сосны.

3. Узнать способы размножения сосны.

4. Посадить семена сосны.

5.Вести наблюдения за саженцами.

6.Выяснить, можно ли вырастить из семян ростки сосны в группе.

7.Сделать выводы по эксперименту.

Этапы исследования:

Подготовительный этап:

1.

Формулирование целей, задач исследования.

2.

Сбор информации о сосне, условиях её выращивания.

Основной этап:

1.

Подготовка оборудования и семян для посадки.

2.

Посадка семян сосны.

3.

Изготовление

и

ведение

дневников

наблюдений

за

ростом

саженцев

сосны.

4.

Оформление гербарияиз хвойных деревьев.

5.

Составление паспорта «Деревья нашего детского сада».

6.

Экскурсии в лес.

7.

Изготовление поделок из шишек сосны.

8.

Изготовление буклета «Правила по уходу за саженцами сосны».

9.

Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».

10. Встреча с руководителем школьного лесничества Фрезе В. Я.

11.

Встреча с инженером по лесовосстановлениюГальцевой Е.Н.

Заключительный этап:

1.

Формулировка выводов.

2.

Формулировка новой проблемы.

3.

Презентация проекта.

5

Описание работы

Для достижения поставленной цели мы решили,как можно больше

узнать о сосне, способах ее размножения.

Мы

уже

знали,

что

древесина

сосны

используется

в

производстве

мебели, бумаги, деталей кораблей, что сосна очищает воздух, рассеивая в нем

противомикробные вещества.

Ценность сосны заключается также и в ее лечебных свойствах.Водные

и спиртовые экстракты сосновых почек, шишек и хвои используются для

лечения многих болезней.

Из

энциклопедий,

журналов,

сети

Интернет,

узнали,

что

в

мире

существует около 120 видов сосен.

Сосна обыкновеннаяшироко распространена на

всей

территории

России.

Это

одна

из

ценнейших

хвойных пород нашей страны.

С о с н ы в ы р а с т а ю т

д о

3 5 - 4 0

м е т р о в .

Продолжительность

жизни

дерева

150-200

(иногда

400)

лет.

Это

светолюбивое

растение,

морозо

и

жароустойчивое.

Сосна - кормилица многих диких животных. Её семенаочень любят

белки, хвою склёвывают глухари, молодые побеги поедают зимой лоси.

Следующим

этапом

нашей

работы

была

подготовка

семян

перед

посадкой.Чтобы

отобрать

хорошие семена, Гузель Хуснетдиновна предложила

нам

провести

опыт-

поместить

семена

в

стакан

и

залить их водой. На следующий день мы увидели, что

несколько семян оказались на поверхности воды, а

остальные - на дне стакана.

6

Воспитатель

объяснила

нам,

что

семена,

которые

плавают

на

поверхности воды пустые, поэтому не тонут. Значит, они не пригодны к

посадке.

Мы отобрали хорошие семена,

поместилимежду

слоями

марли

и

положили

их

в

контейнер

с

водой.

Через

2

дня

замоченные

семена

начали раскрываться.

С л е д у ю щ е е ,

ч т о

м ы

сделали,подготовили

все

необходимое

для

посадки:

контейнеры,

землю,

инвентарь.

Было

интересно

узнать,

какие

семена

быстрее

взойдут,

сухие

или замоченные. Мы посадили их в два

разных контейнера.

Рост саженцев решили отмечать в дневнике наблюдений.

Первымипоявились всходы в контейнере с замоченными семенами на

это ушло 10 дней.А сухие семена проросли через 16дней.

Когда

семена

взошли,

было

интересно

заметить,

что

семечко

осталось

на

верхушке

саженца.

Через

две

недели,

семечко

отпало,

и

появилось шесть хвоинок. Мы радовались нашим

ярко-зеленым, крепким и пушистым росткам.

Мы их поливали, держали на свету,в тепле. Но

однажды

заметили,

что

росточки

стали

вянуть

и

постепенно

погибли.

У

нас

возник

вопрос,

а

почему?Значит, мы создали не все условия,которые

нужны для роста семян?

7

Мы

задумались,

где

это

можно

узнать.

И обратились в школьное лесничество

при

школе

№4.

Пригласили

в

гости

Ф р е з е

В а л е р и я

Я ко в л е в и ч а

и

попросили рассказать,какие же условия

нужны для выращивания сосны.

Он нам рассказал, что семена сосны нужно сеять в почвенный грунт

для хвойных растений и не раньше 28 февраля, поливать всходы надо талой

водой, держать на свету, нотемпература воздуха не должна превышать 18

градусов.

И мы снова взялись за посадку семян, соблюдая все условия, о которых

нам рассказал Валерий Яковлевич.

В цветочном магазине приобрели грунт для хвойных растений. Нашли

более благоприятное для всходов место: на подоконнике, куда не попадают

прямые лучи солнца.Посеяли семена 1 марта, и поливали их талой водой.

В этот раз ростки появились намного раньше, уже через 8 дней.

Валерий Яковлевич сказал нам, что высаживать на участок можно

только

двухгодовалые

растения,

поэтому

мы

не

успеем

высадить

свои

саженцы в этом году, потому что пойдем в школу.

Мы решили свои саженцыподарить детям старшей группы.

Разработали для них рекомендации и правила по уходу за ростками

сосны.

Вместе

с

родителями

нарисовали

знаки

«Осторожно!

Молодые

саженцы!», чтобы все в детском саду оберегали маленькие деревья, и чтобы

они смогли вырасти большими.

А кто же у нас в городе охраняет лес? О работе

городского

лесничества

мы

попросили

рассказать

Га л ь ц е ву Ел е н у

Н и кол а е в н у,

и н же н е р а

п о

лесовосстановлению.

8

Из её рассказа мы узнали, что большая площадь Октябрьского района

покрыта

лесом,

и

лесообразующим

звеном

является

сосна,

что

наше

городское лесничество занимается лесовосстановлением.Там, где лес погиб

от пожара или опустел из-за вырубки, работники лесничества высаживают

молодые

саженцы деревьев, в

основном

с о с н ы . Д л я

э т о г о

онисначала

отправляют

сосновые

ш и ш к и

в

шишкосушилки.

После

сушки

собирают все семена

иотбирают

из

них

хорошиеводным

способом, также, как и мы. Сеют их специальные теплицы, где они растут в

течение двух лет. А затем высаживают в открытый грунт, в том месте, где

нужно вырастить лес.

Елена Николаевна рассказала о пользе леса, о том, какие деревья растут

в нашей местности, принесла и показала большую коллекцию семян разных

деревьев, более 20 видов.

Ещё от Елены Николаевны мы узнали, что каждый год все лесничества

нашего округа участвуют в акциях: «Чистый лес», «День кедра» и других.

А мы ей рассказали о том, как в прошлом году участвовали в акции

«Спасти и сохранить», вовремя которой на территории ДОУ посадили 37

деревьев.

А

много

ли

сосен

на

территории

нашего

детского

сада?

Мы

пересчитали все деревья, которые растут на территории и выяснили, что

хвойных деревьев меньше, чем лиственных в 4 раза.Все подсчеты зарисовали

и сделали паспорт деревьев.

Чтобы дети нашей группы могли лучше

различать

хвойные

растения,

у

нас

возникла

идея-

оформить

гербарий.

9

Ребятам

очень

нравится

рассматривать

гербарий,где

находится

веточка,

семечко и шишка.

Ещё в группе мы организовали выставку изделий,в состав которых

входит сосна: эфирное масло, мыло, живица, зубная паста, соль для ванны,

чай и другое.

Все

ребята

и

их

родители

приняли

участие

в

изготовлении

поделок из шишек. Сосновые шишки

превратились в динозаврика, ёжика,

крокодильчика,

мышку

и

других

животных.

Заключение

В заключение можно сделать вывод, чтонаш эксперимент удался: мы

смогли вырастить из семянростки сосны.

В ходе проекта мы научились:

1.

искать

ответы

на

интересующие

нас

вопросы

самостоятельно

и

при

помощи взрослых;

2.

научились выращивать ростки сосны из семян;

3.

вести дневник наблюдения.

Узнали:

1.

какие условия необходимы для роста саженцев сосны;

2.

полезные свойства сосны;

3.

кто охраняет и восстанавливает лес в нашем городе;

4.

узнали, как трудно вырастить сосну из семян.

10

Список литературы:

1. Дмитриев Ю. Книга природы. - М.: Детская литература, 1990. – 335 с.

2. Морозов В. И. Рассказы о русском лесе. - М.: Малыш, 1991. – 40 с.

3. Соловьёв Л. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их

родителей. - Кемерово, 2008. – 405 с.

4. Шустова И. Б. Азбука. Растения России. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с.

5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. - М.: АСТ, 1995. – 318 с.

6. Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево». –М.: «Карапуз», 2006.

– 256 с.



В раздел образования