Автор: Некрасова Жанна Николаевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методический семинар
Тема: "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании: методы и приемы организации образовательной деятельности"
Раздел: среднее образование
Методический семинар
«Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании:
методы и приемы организации образовательной деятельности»
«Человек достигнет результата,
только делая что-то сам...»
А. Пятигорский, русский философ,
профессор Лондонского университета
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это
ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к
той жизни, о которой сама еще не знает. Давайте вспомним старую притчу о том,
как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам
рыбу, чтобы вы утолили голод». Но притча гласит: не надо давать рыбу, надо
научить ловить ее.
Сравнительное
исследование
выпускников
высших
учебных
заведений
постсоветских и западных стран, проведённое Мировым банком, показало, что
студенты постсоветских стран показывали очень высокие результаты (9-10 баллов)
по критериям «знание» и «понимание», и очень низкие баллы — по критериям
«применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1–2 балла).
А
студенты
из
развитых
западных
стран
демонстрировали
диаметрально
противоположные результаты: они показывали высокую степень развития навыков
анализа, синтеза, высокий уровень умений принимать решения при относительно
невысоком уровне показателя «знание».
Поэтому сегодня главной целью образования становится не передача знаний и
социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно
ставить
учебные
цели,
проектировать
пути
их
реализации,
контролировать
и
оценивать свои достижения.
Важно
не
столько
дать
ребенку
как
можно
больший
багаж
знаний,
сколько обеспечить
его
общекультурное,
личностное
и
познавательное
развитие,
вооружить
таким
важным
умением,
как
умение
учиться.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться,
научить «ловить рыбу», призывает не давать готовые знания, а помогает овладеть
универсальными учебными действиями (можете вспомнить их, есть на столах), без
которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. По сути,
это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны
реализовать развивающий потенциал общего образования.
Мы часто слышим: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». А многие учителя
говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, - мы научим их всему». Но по данным
психологов, среди поступающих в школу уже 50% детей учиться не хотят, а среди
тех
50%,
кто
на
входе
эту
тягу
к
знаниям
имел,
снижает
ее
до
30%.
Нужно заметить, что ребята не просто учиться не хотят. Они не хотят учиться так,
как это им предлагают сделать в большинстве общеобразовательных учреждений.
Известный русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: «Нужно, чтобы дети, по
возможности,
учились
самостоятельно,
а
учитель
руководил
этим
самостоятельным процессом и давал для него материал». Эти слова в точности
отражают суть современного урока, в основе которого заложен принцип системно-
деятельностного
подхода. Тема
нашего
методического
семинара
«Системно-
деятельностный
подход
в
обучении
и
воспитании:
методы
и
приемы
организации образовательной деятельности».
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого
рода
понятие.
Уже
тогда
учёные
старались
снять
противоречия
внутри
отечественной
психологической
науки
между
системным
подходом,
который
разрабатывался в исследованиях классиков нашей науки (таких, как Б.Г. Ананьев,
Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был
системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б.
Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Особенностью стандарта
нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в
обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести
за собой развитие. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом
обучения, быть вдохновителем учащихся.
Основные
задачи
образования
сегодня
–
не
просто
вооружить
ученика
фиксированным
набором
знаний,
а
сформировать
у
него
умение
и
желание
учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе
рефлексивной самоорганизации.
Задача учителя сегодня - включить самого ученика в учебную деятельность,
организовать
процесс
самостоятельного
овладения
детьми
новыми
знаниями,
применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических
и
жизненных
проблем.
Для
решения
этой
задачи
используется
технология
системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный
подход
является
попыткой
объединения
двух
подходов
(системного
и
деятельностного).
Что
значит
«деятельность»?
Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором
на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном
процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка
как
субъекта
жизнедеятельности.
Быть
субъектом
–
быть
хозяином
своей
деятельности: - ставить цели; - решать задачи; - отвечать за результаты.
Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает
изменение
самой
методики
обучения.
Современный
процесс
обучения
должен
осуществляться по следующей схеме:
- планирование учениками своей деятельности на уроке;
- выбор ими источников информации;
- освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с
этими источниками;
- самоанализ школьниками результатов работы.
Таким
образом,
меняется
роль
учителя:
учитель
выступает
организатором
деятельности детей. Новые стандарты вводят понятие социального заказа. Система
образования теперь ориентируется на воспитание гражданских, демократических и
патриотических
убеждений.
Но
самое
трудное
на
сегодняшний
день
-
это
перестройка
сознания
учителя,
которому
требуется
освоение
новых
профессиональных умений проектирования образовательного процесса на основе
развивающих технологий.
- Как научить УУД? (создать особую атмосферу – развивающую среду)
- Какие вопросы и задания задавать и предлагать детям?
- На развитие каких навыков действия, вопросы и задания начнут работать?
- Что нужно перестроить в своем сознании учителю?
- Как построить образовательный процесс?
-
Какими
методическими
приемами
воспользоваться,
чтобы
осуществлять
системно-деятельностный подход на уроках? На эти вопросы помогут ответить
наши
коллеги,
поделятся
своим
практическим
опытом
(по
мере
выступления
коллег,
вы
должны
заполнить
«Заметки
педагога»:
прием,
УУД,
которые
формировались в ходе ролевой игры):
1. Фрагмент урока английского языка.
2. Фрагмент урока математики.
3. Фрагменты уроков в начальной школе.
Чтобы
возник
у
учащихся
познавательный
интерес,
надо
их
столкнуть
с
«преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, для решения
которой и потребуется выполнение учебных действий.
4. Фрагмент урока информатики.
5. Фрагмент урока истории.
Основная
идея
системно-деятельностного
подхода
состоит
в
том,
что
обучающиеся получают новые знания не в готовом виде, а открывают их сами в
процессе самостоятельной деятельности.
В завершении семинара хотелось бы отметить, что системно-деятельностный
подход в образовании – это не просто совокупность образовательных технологий,
методов и приемов, это своего рода философия новой системы образования,
которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с
учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у
учеников универсальные учебные действия – и, следовательно, готовить их к
продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Я предлагаю следующее задание: (прием «Фраза рассыпалась») восстановить
слова Британского политика Уильяма Уорда. («Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель
вдохновляет»).
Вдохновляйте учеников своими действиями, получайте от них -
эффективные
действия, обеспечивайте тем самым успех в жизни им и себе!
- Спасибо вам за время, что мы провели сегодня вместе!
Рефлексия
Закончи предложения, выбирая «нужное».
1. Тема методического семинара - … .
- была мне понятна.
- явилась для меня открытием.
- оказалось, что в некоторых вопросах я затруднялся.
- слишком сложная для понимания учителя.
- осталась для меня загадкой.
- _______________________________________________________ .
2. Формы работы на семинаре - … .
- помогали мне понять тему.
- требовали от меня включения в деятельность.
- напрягали и нервировали.
- были мне безразличные.
- были мне интересны и позволили как-то проявить себя.
- ________________________________________________________.
3. Мое участие в работе семинара- … .
- слушал, пытался вникнуть в тему.
- участвовал в обсуждении.
- выступал.
- не нашел для себя работы.
- ________________________________________________________.
В заключении разрешите зачитать «Вечную детскую мудрость»:
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить
меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха — поймут все без труда. Слова
порой запутаны, пример же — никогда. Тот лучший проповедник, кто веру в
жизнь провел. Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ. И если все
мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов
поток.
Должно
быть
можно
верить
и
умным
словесам.
Но
я
уж
лучше
погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой
совет. Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.