Напоминание

"Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании: методы и приемы организации образовательной деятельности"


Автор: Некрасова Жанна Николаевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методический семинар
Тема: "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании: методы и приемы организации образовательной деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Методический семинар

«Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании:

методы и приемы организации образовательной деятельности»

«Человек достигнет результата,

только делая что-то сам...»

А. Пятигорский, русский философ,

профессор Лондонского университета

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.

Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это

ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к

той жизни, о которой сама еще не знает. Давайте вспомним старую притчу о том,

как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам

рыбу, чтобы вы утолили голод». Но притча гласит: не надо давать рыбу, надо

научить ловить ее.

Сравнительное

исследование

выпускников

высших

учебных

заведений

постсоветских и западных стран, проведённое Мировым банком, показало, что

студенты постсоветских стран показывали очень высокие результаты (9-10 баллов)

по критериям «знание» и «понимание», и очень низкие баллы — по критериям

«применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1–2 балла).

А

студенты

из

развитых

западных

стран

демонстрировали

диаметрально

противоположные результаты: они показывали высокую степень развития навыков

анализа, синтеза, высокий уровень умений принимать решения при относительно

невысоком уровне показателя «знание».

Поэтому сегодня главной целью образования становится не передача знаний и

социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно

ставить

учебные

цели,

проектировать

пути

их

реализации,

контролировать

и

оценивать свои достижения.

Важно

не

столько

дать

ребенку

как

можно

больший

багаж

знаний,

сколько обеспечить

его

общекультурное,

личностное

и

познавательное

развитие,

вооружить

таким

важным

умением,

как

умение

учиться.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться,

научить «ловить рыбу», призывает не давать готовые знания, а помогает овладеть

универсальными учебными действиями (можете вспомнить их, есть на столах), без

которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. По сути,

это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны

реализовать развивающий потенциал общего образования.

Мы часто слышим: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». А многие учителя

говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, - мы научим их всему». Но по данным

психологов, среди поступающих в школу уже 50% детей учиться не хотят, а среди

тех

50%,

кто

на

входе

эту

тягу

к

знаниям

имел,

снижает

ее

до

30%.

Нужно заметить, что ребята не просто учиться не хотят. Они не хотят учиться так,

как это им предлагают сделать в большинстве общеобразовательных учреждений.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: «Нужно, чтобы дети, по

возможности,

учились

самостоятельно,

а

учитель

руководил

этим

самостоятельным процессом и давал для него материал». Эти слова в точности

отражают суть современного урока, в основе которого заложен принцип системно-

деятельностного

подхода. Тема

нашего

методического

семинара

«Системно-

деятельностный

подход

в

обучении

и

воспитании:

методы

и

приемы

организации образовательной деятельности».

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого

рода

понятие.

Уже

тогда

учёные

старались

снять

противоречия

внутри

отечественной

психологической

науки

между

системным

подходом,

который

разрабатывался в исследованиях классиков нашей науки (таких, как Б.Г. Ананьев,

Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был

системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б.

Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Особенностью стандарта

нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в

обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести

за собой развитие. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом

обучения, быть вдохновителем учащихся.

Основные

задачи

образования

сегодня

не

просто

вооружить

ученика

фиксированным

набором

знаний,

а

сформировать

у

него

умение

и

желание

учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе

рефлексивной самоорганизации.

Задача учителя сегодня - включить самого ученика в учебную деятельность,

организовать

процесс

самостоятельного

овладения

детьми

новыми

знаниями,

применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических

и

жизненных

проблем.

Для

решения

этой

задачи

используется

технология

системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный

подход

является

попыткой

объединения

двух

подходов

(системного

и

деятельностного).

Что

значит

«деятельность»?

Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором

на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном

процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка

как

субъекта

жизнедеятельности.

Быть

субъектом

быть

хозяином

своей

деятельности: - ставить цели; - решать задачи; - отвечать за результаты.

Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает

изменение

самой

методики

обучения.

Современный

процесс

обучения

должен

осуществляться по следующей схеме:

- планирование учениками своей деятельности на уроке;

- выбор ими источников информации;

- освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с

этими источниками;

- самоанализ школьниками результатов работы.

Таким

образом,

меняется

роль

учителя:

учитель

выступает

организатором

деятельности детей. Новые стандарты вводят понятие социального заказа. Система

образования теперь ориентируется на воспитание гражданских, демократических и

патриотических

убеждений.

Но

самое

трудное

на

сегодняшний

день

-

это

перестройка

сознания

учителя,

которому

требуется

освоение

новых

профессиональных умений проектирования образовательного процесса на основе

развивающих технологий.

- Как научить УУД? (создать особую атмосферу – развивающую среду)

- Какие вопросы и задания задавать и предлагать детям?

- На развитие каких навыков действия, вопросы и задания начнут работать?

- Что нужно перестроить в своем сознании учителю?

- Как построить образовательный процесс?

-

Какими

методическими

приемами

воспользоваться,

чтобы

осуществлять

системно-деятельностный подход на уроках? На эти вопросы помогут ответить

наши

коллеги,

поделятся

своим

практическим

опытом

(по

мере

выступления

коллег,

вы

должны

заполнить

«Заметки

педагога»:

прием,

УУД,

которые

формировались в ходе ролевой игры):

1. Фрагмент урока английского языка.

2. Фрагмент урока математики.

3. Фрагменты уроков в начальной школе.

Чтобы

возник

у

учащихся

познавательный

интерес,

надо

их

столкнуть

с

«преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, для решения

которой и потребуется выполнение учебных действий.

4. Фрагмент урока информатики.

5. Фрагмент урока истории.

Основная

идея

системно-деятельностного

подхода

состоит

в

том,

что

обучающиеся получают новые знания не в готовом виде, а открывают их сами в

процессе самостоятельной деятельности.

В завершении семинара хотелось бы отметить, что системно-деятельностный

подход в образовании – это не просто совокупность образовательных технологий,

методов и приемов, это своего рода философия новой системы образования,

которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с

учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у

учеников универсальные учебные действия – и, следовательно, готовить их к

продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Я предлагаю следующее задание: (прием «Фраза рассыпалась») восстановить

слова Британского политика Уильяма Уорда. («Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель

вдохновляет»).

Вдохновляйте учеников своими действиями, получайте от них -

эффективные

действия, обеспечивайте тем самым успех в жизни им и себе!

- Спасибо вам за время, что мы провели сегодня вместе!

Рефлексия

Закончи предложения, выбирая «нужное».

1. Тема методического семинара - … .

- была мне понятна.

- явилась для меня открытием.

- оказалось, что в некоторых вопросах я затруднялся.

- слишком сложная для понимания учителя.

- осталась для меня загадкой.

- _______________________________________________________ .

2. Формы работы на семинаре - … .

- помогали мне понять тему.

- требовали от меня включения в деятельность.

- напрягали и нервировали.

- были мне безразличные.

- были мне интересны и позволили как-то проявить себя.

- ________________________________________________________.

3. Мое участие в работе семинара- … .

- слушал, пытался вникнуть в тему.

- участвовал в обсуждении.

- выступал.

- не нашел для себя работы.

- ________________________________________________________.

В заключении разрешите зачитать «Вечную детскую мудрость»:

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить

меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха — поймут все без труда. Слова

порой запутаны, пример же — никогда. Тот лучший проповедник, кто веру в

жизнь провел. Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ. И если все

мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов

поток.

Должно

быть

можно

верить

и

умным

словесам.

Но

я

уж

лучше

погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой

совет. Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.



В раздел образования