Напоминание

Социальное проектирование как механизм реализации ФГОС


Автор: Климчук Ольга Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: СОШ №3
Населённый пункт: г.Белоярский, ХМАО-Югра, Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: Социальное проектирование как механизм реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





«Социальное проектирование как механизм реализации ФГОС»
Подготовила Климчук Ольга Михайловна Как известно, ключевое изменение ФГОС состоит в том, что на первый план выходит
развитие личности ученика на основе освоения способов де-

ятельности.
В основу стандарта положен
системно-деятельностный подход
, который и предполагает воспитание и развитие личности, переход к страте- гии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования. На практике де- ятельный подход к обучению согласно стандартам второго поколения предпо- лагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы вос- требована активность и инициатива ученика. Социальный проект позволяет получить опыт системного подхода к ре- шению межпредметных, надпредметных и личностных задач. Проектирова- ние – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребёнка, благодаря взаимодействию РЕБЁНОК-РЕБЁНОК рождается продукт деятельности, усваивается информация мире, формируются УУД, дети приобретают соци- альные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм уча- щихся. Взаимодействие РЕБЁНОК-ВЗРОСЛЫЙ осуществляется многоплано- во: педагог, родители, ученики, привлекаемые сотрудники разных организа- ций города и сфер деятельности. Социальное проектирование – активная форма воспитания, поскольку эта форма способствует формированию актив- ной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. В проектировании ребёнок может заявить о себе, продемонстрировать такие ка- чества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициатив- ность, общительность, организованность, авторитет. Результат будет достиг- нут в том случае, если деятельность не оторвана от опыта ребёнка, актуальна для него. Кроме того ребёнка влечёт новизна проекта или творческого дела, поэтому важны гибкая форма, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
Социальный проект «Белоярский многоликий». Реализация данного проекта в 6 Б классе была организована в сентябре-октябре 2015 года. Проект предполагал знакомство с культурами народов, живущих в нашем городе. Ре- зультатом проекта была встреча, который состоялась 31 октября 2015 в юно- шеской библиотеке. На празднике были представлены культуры семи нацио- нальностей, проживающих в городе Белоярский. Гости рассказывали о культуре и быте своих земляков, представили национальные костюмы. Ви- олетта Витальевна Усенко рассказала о культуре и быте своих земляков, наро- дах ханты и манси. С сибирскими пельменями, любимым блюдом русского народа, пришла на праздник Петриченко Алина. Пельмени Алина стряпала вместе с мамой Натальей Александровной. Родную Киргизию представляла семья Алтынбековых. Дочь Нуриса пришла в народном костюме и спела на родном языке песню о том «…кто жил и вырос в Кыргызстане, тот не забудет никогда, весной - цветущие тюльпаны, и вкус речного родника…». Мама, Гульмира Алымбековна, приготовила киргизский бешбармак и бурсо. Викто- рия Нухова вместе с мамой и бабушкой (через скайп) приготовили чак-чак, любимое блюдо не только башкирского народа. Виктория рассказала о бес- крайних полях, солнечном и красивом, гостеприимном и любимом Башкорто- стане. Выступали белоярские поэты. Наталья Александровна Ахметова пред- ставила стихи о своей малой родине – селе Полноват (Белоярский район, ХМАО-ЮГРА, Тюменская область). Автор прочитала и стихи, которые пи- шет её мама. Старожил нашего города Гнездилов Юрий Фёдорович родом с Украины. С болью он говорил о событиях на Украине. Наш округ предложил беженцам с Украины свою помощь. Семья Кувычко Лизы приехала в наш го- род летом 2014 года. Лиза прочла стихотворение, выученное ещё там, на далёкой теперь Украине… В чём важность этого проекта? У нас – общая история и общее будущее. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый много- национальный народ России, соединённый общей судьбой на своей земле!
Сейчас мы реализуем проект «Подари добро другому», главная цель ко- торого - осуществление преемственности между детским дошкольным учре- ждением и школой. В сентябре 2015 года во время классного часа «Воспитай себя сам» мы разбирали различные жизненные ситуации, высказывали свое мнение. В итоге мы все вместе решили, что каждый человек может сам вос- питать себя, совершая добрые дела и хорошие поступки. Тут же у нас возник вопрос, а много ли добрых дел делаем мы и для кого? В результате оказалось, что добрые дела мы совершаем чаще для себя, а не для других. Поэтому мы решили, как можно больше делать хороших и полезных дел для других и да- рить добро окружающим нас людям. Наши родители поддержали нас, и мы решили попробовать осуществить задуманное. Мы стали работать в д/с «Сне- гирёк». Была составлена программа взаимодействия на весь учебный год. В сентябре «подготовишки» пришли к нам в школу на экскурсию. Затем провели со старшими дошкольниками пресс-конференцию на тему «Один день из жизни школьника», ответили на вопросы об увлекательной жизни в школе. У воспитанников детского сада горели глаза, когда они слу- шали рассказы про любимые предметы учеников, о том, как они проводят переменки между уроками, кто из учителей им больше нравиться, чем их кор- мят в школе и т.д. Каждую последнюю пятницу месяца работаем в группах. Антипова Ан- желика познакомила всех со своей коллекцией «Мир медвежат», поиграла с ребятами в интересные подвижные игры. Василий Громов погрузил в увлека- тельную историю, которая сопровождалась выполнением в технике Оригами различных ее элементов и персонажей. Весь процесс настолько захватывал, что присоединялись даже взрослые. Богдановская Алина поделилась с девочками подготовительных групп своими «секретиками» о том, как должна себя вести настоящая Леди. И не только рассказывала, но и показывала, как двигаться, ходить и, конечно же, как нужно одеваться, чтобы быть истинной Леди. После чего девочки еще долго не хотели расставаться с Алиной. Совсем недавно прошли соревнова-
ние, посвящённые дню защитника Отечества. 14 марта 2016 пройдёт ша- шечный турнир, а в апреле «Фокус-покус». Пригласили к сотрудничеству Меньщикову Ольгу Владимировну (учителя химии) и Шкахову Елену Юрьевну (учителя физики). Такая работа полезна, прежде всего, детям, участвующих в ней. Работа над социальным проектом помогает укреплять взаимоотношения со сверст- никами и педагогами, формирует ценностные отношения к близким людям, сверстникам и более младшим поколениям, а также содействуют сплочению школьного коллектива. Позволяет осуществить системно-деятельностный подход.
Что мы осваиваем сами, мы это ценим!


В раздел образования