Напоминание

"Внеурочная деятельность как средство достижения личностных и метапредметных результатов"


Автор: Некрасова Жанна Николаевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Педагогический совет
Тема: "Внеурочная деятельность как средство достижения личностных и метапредметных результатов"
Раздел: среднее образование





Назад




Внеурочная деятельность как средство достижения

личностных и метапредметных результатов

«Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит

перед собой столько дела, что не станет

жаловаться, что ему не дают делать, а

непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать».

Ф.М. Достоевский

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это

обусловлено

происходящими

в

нашей

стране

социально-экономическими

изменениями,

которые

определяют

основные

направления

государственной

образовательной

политики.

Перед

образовательной

системой

стоит

задача:

формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к

обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и

условия образовательной деятельности, в основу которой положены идеи развития

личности школьника.

Главным фактором для построения вектора развития личности становятся

умение

ориентироваться

в

мире

информации

и

способность

принимать

правильные решения на основании данных из разных источников. Стандарт

включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной

программы

,

успешная

реализация

которой

невозможна

без

интеграции,

взаимодополнения урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Поскольку одной из особенностей нового образовательного стандарта

является

введение

масштабной

внеурочной

деятельности,

возникает

необходимость ответить на следующие вопросы:

• В чем состоит замысел внеурочной деятельности?

• Каковы ее цели?

• Как подбирается и структурируется содержание?

• На какие результаты ориентируемся?

На мой взгляд, через ответы на эти вопросы и проявляется позиция школы по

отношению

к

программам

внеурочной

деятельности.

Она

может

быть

как

потребительской,

формальной,

инертной,

так

и

деловой,

тонизирующей

партнерские отношения во всех начинаниях. Хочется, конечно, чтобы последнее

было самым актуальным, т.к.

внеурочная деятельность объединяет все виды

деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их

воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как

деятельность, организуемая во внеурочное время, важно отметить, что она не

я вля е т с я механической

добавкой

к

основному

общему

образованию,

1

призванной

компенсировать

недостатки

работы

с

отстающими

или

одарёнными

детьми,

как

думают

некоторые

участники

образовательных

отношений. Заинтересованность школы в организации внеурочной деятельности

объясняется новым взглядом на образовательные результаты.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой

ту

сферу,

в

условиях

которой

можно

максимально

развить

или

сформировать

познавательные потребности и способности каждого учащегося.

Цель внеурочной деятельности - создание условий:

- для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного

выбора, позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами;

- для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности и

открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к деятельности на всех

возрастных этапах.

О

внеурочной

деятельности,

о

новых

стандартах

много

сказано,

дано

разъяснений, однако остаются еще вопросы, которые вызывают затруднения в

работе учителя. Одним из таких вопросов является определение личностных и

метапредметных

результатов

учащихся

во

внеурочной

деятельности

в

соответствии с требованиями ФГОС. Ведь на самом деле новые стандарты не дают

педагогам

реального

инструмента,

они

лишь

устанавливают

некоторые

рамки,

задают определенную идеологию.

Отличительной особенностью ФГОС общего образования является то, что в нем

впервые определены требования к результатам освоения основной образовательной

программы не только в виде предметных, как было раньше, но и в виде личностных

и метапредметных результатов.

Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных

дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных - ценностей,

ориентиров,

потребностей, удельный

вес

внеурочной

деятельности

гораздо

выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из собственных интересов, мотивов.

Внеурочная деятельность, благодаря таким преимуществам как разнообразие

видов

деятельности,

вариативность

организационных

форм,

свободный

выбор

учащимися вида деятельности, широкие возможности для проявления инициативы,

индивидуальности,

творчества

учащихся,

общественно-значимая

связь

с социальной и профессиональной практикой и др., несомненно, является важным

ресурсом в решении поставленных задач. Внеурочная деятельность, так же как

и деятельность

обучающихся

в рамках

уроков,

направлена

на

достижение

результатов

освоения

основной

образовательной

программы. Но

в первую

очередь, это достижение личностных и метапредметных

результатов, т. к. на

уроке не всегда возможно научить детей общаться, организовывать и анализировать

свою познавательную деятельность, согласованно выполнять совместную работу,

а педагогу

отследить,

как

формируются

и развиваются

личностные

качества

2

учащихся. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в процессе

которой

обучающийся

не

столько

должен

узнать, сколько

научиться

самостоятельно

действовать,

принимать

осознанные

решения,

определять

ценностные жизненные ориентиры.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования

определено, что целью и основным результатом образования является развитие

личности

учащихся,

а именно,

развитие

субъектных,

личностных

качеств

на

основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Поэтому планировать образовательную деятельность необходимо таким образом,

чтобы

обеспечить

формирование

системы

всех

УУД:

личностных

и

метапредметных,

к

которым

относятся

познавательные,

регулятивные,

коммуникативные. Напомню, что формируют данные УУД:

Познавательные

УУД (не предметные) - овладение культурой мышления,

способность

видеть

и понимать

окружающий

мир

(общеучебные,

логические

действия, а также действия постановки и решения проблем).

Регулятивные УУД - действия, направленные на рефлексивную оценку

правильности выполнения того или иного действия, умение выбирать целевые

установки

для

своих

действий

и поступков

(целеполагание,

планирование,

прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция).

Коммуникативные

УУД -

такие

действия,

которые

позволяют

ребенку

в рамках взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми найти

свое

место

и реализовать

свои

умения

(постановка

вопроса,

разрешение

конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и условиями коммуникации и др.).

Личностные

УУД

(ценностно-смысловые) -

система

установок,

интересов,

ценностей

учащихся,

способствующих

развитию

мотивации

к обучению

и познанию.

В теории образования в связи со сложностью оценивания личностных

и метапредметных результатов нет однозначного мнения по этому вопросу. С точки

зрения

одних

специалистов,

уровень

сформированности

личностных

и метапредметных результатов не измеряется количественно, о нем можно говорить

лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других,

измерение

допустимо

в том

смысле,

что

всегда

можно

ответить

на

вопрос:

проявляется

то

или

иное

качество

ученика

в его

поведении,

отношении

к окружающим, какова динамика его развития по сравнению с предыдущими его

проявлениями.

Рекомендуется

в качестве

личностных

и метапредметных

результатов

во

внеурочной

деятельности

рассматривать

уровень

развития

познавательных,

ценностных,

деятельностных

компетенций,

которые

осваиваются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при

3

решении проблем в реальных жизненных ситуациях, так как именно они

и составляют основу УУД.

Учитывая Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ

«Об

организации

внеурочной

деятельности

при

введении

федерального

образовательного

стандарта

общего

образования»,

были

выделены

социально-

значимые

личностные

качества,

которые

могут

быть

определены

в качестве

критериев

оценки

личностных

и метапредметных

результатов

учащихся

во

внеурочной деятельности, в качестве критериев были определены:

- когнитивные

качества -

п о зн а ват е льн а я

а кт и в н о с т ь

( э р уд и ц и я ,

любознательность, ответственное отношение к учению и познанию);

- духовно-нравственные

качества -

нравственно сть

( с о з н ат е л ь н о с т ь ,

справедливость, гуманность, духовность);

-

социальные

качества -

социальная

активность

(самостоятельность,

инициативность, решительность, организованность); гражданская ответственность

(ответственность,

исполнительность,

дисциплинированность,

требовательность

к себе);

коммуникабельность

(общительность,

выдержка,

социальная

мобильность);

-

ценностно-смысловые

качества

(система

установок,

интересов,

ценностей

учащихся) - целеустремленность, настойчивость, которые способствуют развитию

устойчивой мотивации к познавательной деятельности.

Социально-значимые

личностные

качества

(познавательная

и

социальная

активность,

коммуникабельность,

нравственность,

проявление

устойчивых

личностных

мотивов

к познанию)

определяются

в качестве

ориентировочных

критериев

оценки

личностных

и метапредметных

результатов,

показателями

которых являются приобретенные учеником знания, сформированные отношения

и совершенные действия.

По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором

школьники

могут

развивать

свою

творческую

и

познавательную

активность,

реализовывать

лучшие

свои

личностные

качества,

демонстрировать

те

способности,

которые

зачастую

остаются невостребованными

основным

образованием.

Так, работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе

классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и

метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях,

не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов

на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и

условия, прежде всего, для достижения метапредметных результатов, а в конечном

итоге и личностных.

М.А. Почемова расскажет о том, как ведется работа над проектами в начальной

школе в рамках занятий внеурочной деятельности.

4

Итак, в процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий

действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую

информацию

из

максимально

большего

числа

источников,

умеющий

ее

анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать

выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности

обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях

информационного общества.

Так же на занятиях внеурочной деятельности проводится работа в форме

экскурсий, исследований, экспериментов, разнообразных викторин и конкурсов,

творческих мастерских и др. формах, что способствует развитию у детей навыков

общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Убедиться в этом нам помогут предложенные фрагменты занятий внеурочной

деятельности

(на

столах

-

листы

с

видами

УУД,

чистые

листы-заготовки

для

ролевой игры, листы с рыбками для рефлексии):

1.

Учитель

начальных

классов,

фрагмент

занятия

объединения

«Я

исследователь».

Детей

надо

учить

тому,

что

пригодится

им,

когда

они

вырастут.

Аристип

п

2 .

У ч и т е л ь

н ач а л ь н ы х

к л а с с о в ,

ф р а г м е н т

з а н я т и я

с о о б щ е с т в а

«Легоконструирование».

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.

Б. Шоу

3.

Учитель

физики,

фрагмент

занятия

научного

исследования

«Занимательная

физика».

Сильное желание чему-то научиться — это уже 50% успеха.

Дейл Карнеги

4. Учитель истории, фрагмент занятия культурологической студии «История в

лицах».

Цель

обучения

ребенка

состоит

в

том,

чтобы

сделать

его

способным

развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

5.

Учителя

математики,

фрагмент

занятия

поискового

исследования

«Живая

математика».

Задача школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как

эти знания с живой жизнью связаны.

Н.К. Крупская

Итак, мы выяснили, что структура каждого отдельного занятия должна быть

построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В ходе

5

правильно

организованных

занятий

внеурочной

деятельности

учащиеся

учатся

анализировать,

обобщать,

подводить

итоги, проектировать,

моделировать,

сотрудничать, самостоятельно

принимать

решения, действовать.

Ребенок

гармонично

развивается,

раскрывается

его

творческий

потенциал,

возрастает

познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные

результаты.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что занятия внеурочной деятельности

направлены

на

развитие

каждого

ученика,

чтобы

он

мог

ощутить

свою

уникальность и востребованность.

Мы начали с того, что определили одну из приоритетных задач современной

школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития

каждого ребенка.

Предлагаю подвести итог нашего педсовета, видим контур рыбы, основные

отделы (части) тела рыб это: голова, туловище, хвост, используя данные отделы

тела рыбы, попробуем ответить на вопросы: Какова цель образования? Какими

средствами достигается?

Каковы результаты? (Развитие личности - внеурочная

деятельности – личностные, метапредметные

- компетенции (познавательные,

ценностные, деятельностные).

Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит

пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю

жизнь».

У вас на столах лежат рыбки, в качестве рефлексии хотелось бы предложить, чтобы

вы высказали свое мнение по предложенной теме:

- голова (было важно и интересно);

- туловище (трудности, проблемы);

- хвост (предложения, пожелания).

Пожалуйста, выскажите свое мнение (заслушиваются)

Строение организма рыб, форма их тела приспособлены для обитания в воде. Я

желаю вам, чтобы вы чувствовали себя в образовательной деятельности «как рыба

в воде», и не забывайте, что еще в древности говорили «Дорогу осилит идущий».

Решение педсовета (проект)

1. Продолжить реализацию ООП НОО и ООП ООО в рамках внеурочной

деятельности, обеспечивающих реализацию ФГОС.

2. Изучить на ШМО «Методики комплексной оценки индивидуального прогресса

внеучебных достижений обучающихся», разработанную ГАОУ ДПО ЯНАО

«РИРО».

3.

Разработать

Положение

об

оценке

внеучебных

достижений

учащихся

(«Портфель достижений», «Портфолио»).

6

4.

Продолжить

реализацию

программ

внеурочной

деятельности

в

образовательной деятельности.

5. Провести анкетирование учащихся и родителей с целью определения

направлений и видов внеурочной деятельности на 2016 – 2017 уч. год.

6. Повысить ответственность педагогов за результаты внеурочной деятельности.

7



В раздел образования