Автор: Некрасова Жанна Николаевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методический семинар
Тема: "Реализация ФГОС: методика разработки и проведения метапредметного урока"
Раздел: среднее образование
Методический семинар по теме
«Реализация ФГОС:
методика разработки и проведения метапредметного урока»
Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению.
В.Г. Белинский
Сегодня общество как никогда нуждается в образованных мобильных людях,
чувствующих ответственность за судьбу страны; способных подвергать анализу
свои действия и общую ситуацию; готовых самостоятельно принимать решения и
прогнозировать возможные последствия; желающих сотрудничать друг с другом.
Старый лозунг «Учись учиться» приобретает современное звучание, поскольку
школа призвана вооружить учащегося не только (и не столько) некоей суммой
знаний,
но,
прежде
всего,
научить
его
-
самому
добывать
информацию
из
различных источников, перерабатывать ее и применять полученные знания на
практике. Результаты образования, цель которого состоит в том, чтобы передать от
учителя к ученику опыт, накопленный человечеством, отчуждены от учащегося,
поскольку образовательный процесс в этом случае монологичен, направлен в одну
сторону.
Особенности
«принимающей»
стороны:
личностные
цели,
смыслы,
характер ученика – не принимаются во внимание. Таким образом, передается не
опыт, а информация в готовом виде: факты, правила, законы и т.д. – то, что не
может обеспечить целостного представления о мире.
В Федеральном государственном образовательном стандарте, девиз которого
«Образование на протяжении всей жизни», заложены новые методологические
подходы,
новые
требования
к
результатам
обучения,
и
реализация
этих
требований
в
повседневной
педагогической
практике
может
вызывать
затруднения. Поэтому современная школа как никогда нуждается в учителях,
способных
не
только
передавать
знания
учащимся,
но
и
побуждать
их
к
самостоятельной
деятельности.
Ведь
главный
ресурс
введения
ФГОС
–
учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,
его желание раскрыть способности каждого ученика. Для этого педагог должен
сам постоянно учиться, повышать уровень профессионального мастерства.
Вся учебная деятельность строится на основе системно - деятельностного
подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе
освоения универсальных способов деятельности. Стандарт второго поколения,
помимо предметных, ориентирует на достижение личностных и метапредметных
результатов.
Что же такое метапредметные результаты? Метапредметные результаты –
это универсальные учебные действия, которые применяются учащимися как в
рамках образовательной деятельности, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях.
Напомню, что к метапредметным результатам относятся владение регулятивными,
познавательными
и
коммуникативными
УУД
(умениями),
обеспечивающими
формирование ключевых компетенций и составляющих основу «умения учиться».
Регулятивные умения обеспечивают управление познавательной и учебной
деятельностью
и
включают
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию. Познавательные умения
включают общеучебные, знаково-символические, логические действия, а также
действия
постановки
и
решения
проблемы. Коммуникативные
умения
обеспечивают
социальную
компетентность
и
учет
позиции
других
людей,
партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог;
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем;
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками и взрослыми.
Современный урок, построенный в парадигме деятельностного подхода,
стоит на «трех китах»: постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися
решение и организация оценки найденного способа действия. Ученик становится
главным
деятелем. «Нужно,
чтобы
дети,
по
возможности,
учились
самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и
давал
для
него
материал» -
слова
К.Д.
Ушинского
отражают
суть
урока
современного
типа,
в
основе
которого
заложен
принцип
системно-
деятельностного подхода.
Чтобы реализовывать метапредметный подход, не нужно вносить в учебный
процесс что-то дополнительное. Стоит лишь переструктурировать содержание
учебных
предметов
и
грамотно
организовать
деятельность
школьников.
Пути
организации учебного процесса должны быть направлены на самостоятельный
(преимущественно)
поиск
способа
решения
возникающей
перед
учащимися
задачи. Это значит, что основным методическим средством перестает быть показ
способа
решения
познавательной
задачи.
Ведь
как
только
нужный
способ
продемонстрирован учителем, учащимся остается следовать его указаниям «делай
как я». Но если показ, объяснение и внешний (учительский) контроль учебной
деятельности перестают быть приоритетными способами организации обучения,
то, как педагог может ее организовать? Это далеко не праздный вопрос, поскольку
ФГОС, подробно описывая результаты обучения, не дает никаких рекомендаций
относительно
того, как обеспечивать эти результаты на уроках по конкретным
школьным дисциплинам.
Следовательно, принципиальное отличие новых стандартов в том, что под
метапредметными
результатами
понимаются
способы
регуляции
своей
деятельности,
включающие
планирование,
контроль
и
коррекцию.
Ученик
является активным участником образовательной деятельности. На уроке создается
метапредметная
ситуация
–
спровоцированное
учителем
состояние
интеллектуального затруднения ученика.
Поэтому знания, полученные на
метапредметном
уроке
(занятии), являются универсальными и переходят из
категории «теория» в категорию «практика».
Метапредметный урок - это урок, на котором:
-
происходит
интеграция
различных
профилей
обучения
в
единую
систему
знаний о мире;
- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся
не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями
и,
соответственно, деятельностных единиц содержания;
-
на
первый
план
выходит
обучение
способам
работы
с
информацией "Не
мыслям
следует
учить,
а
мыслить"
(И.
Кант),
ведь
учить
мыслям
бессмысленно,
т.к.
в
современном
мире
происходит
быстрое
устаревание
информации;
- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной
работы,
которые
лежат
над
предметами,
поверх
предметов,
но
которые
воспроизводятся
при
работе
с
любым
предметным
материалом,
у
учащихся
формируются
универсальные
учебные
действия
(УУД),
т.е.
умение
учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного усвоения нового социального опыта;
-
ученик
проживает
историю
открытия
явления,
то
есть
воспринимает
одномоментно весь необходимый для этого опыт;
- ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.
Признаки метапредметного урока: самостоятельная (экспериментальная,
поисковая
и
т.д.)
учебная
деятельность
учащихся;
рефлексия,
перевод
теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
О метапредметности сегодня много говорят. Учителя начали разрабатывать и
проводить уроки, которые называют метапредметными. Но всегда ли громкое
название соответствует сути происходящего в классе? Как реализовать требования
ФГОС на уроках? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Предлагаем
Вашему
вниманию
урок
английского
языка
по
теме
«Достопримечательности Лондона» (просмотр видеоурока).
(Ув. коллеги, ваша задача назвать виды деятельности учащихся и формируемые
УУД, на основе которых реализуется метапредметный подход на этапах урока,
который будет предложен вашему вниманию, а также заполнить технологическую
карту урока).
Напомню, технологическая
карта
урока -
это
новый
вид методической
продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных
курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения
о с но в ны х
о б р а зо ват е льны х
пр о гр а мм
в
с о от ве т с т в ии
с
Ф ГО С .
О бу ч е н и е
с
и с п ол ь зо ва н и е м
т ех н ол о ги ч е с ко й
ка рт ы
п о з в о л я е т
организовать эффективный
учебный
процесс,
обеспечить
реализацию
предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных
действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на
подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта позволяет учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы,
всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от
цели до конечного результата.
Метапредметные результаты предполагают, что у учеников будут развиты:
- уверенная ориентация в различных предметных областях;
-
умение
использовать
речевые
средства
и
средства
информационных
и
коммуникационных технологий;
- навыки различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном
информационном
пространстве
сети
Интернет),
сбора,
обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- базовые способности: мышление, понимание, рефлексия, действие готовности
слушать
собеседника
и
вести
диалог,
готовность
признавать
возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
После каждого фрагмента урока остановки и вопросы
для обсуждения (обмен
мнениями), заполняется технологическая карта:
1этап: подготовительный;
2 этап: постановка проблемы (целеполагание);
3 этап: решение учебной задачи (усвоение новых знаний);
4 этап: контроль и коррекция;
5 этап: итог, рефлексия;
6 этап: домашнее задание.
Смысл нового подхода к обучению состоит не только в выборе инновационной
технологии и строгом следовании алгоритму ее приемов, но и в творческом поиске
учителей и учащихся. И если на вопрос «достигнуты ли цели урока?» можно
ответить утвердительно, то обучение было эффективным независимо от того,
следовал ли педагог классической схеме в рамках данной технологии или вместе с
учениками находился в творческом поиске.
Метапредметный подход позволяет обеспечить общекультурное, личностное и
познавательное развитие ребенка вооружить таким важным умением, как умение
учиться, а также сформировать целостное представление об окружающем мире.
Отношение школьников к миру не укладывается в привычную схему «знаю – не
знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и
узнаю», «пробую и делаю».
Хочется
закончить
словами
Л.Н.
Толстого «Если ученик не научился сам
творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало
таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное
приложение этих сведений».
Роджер Левин говорил: «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо
выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Отсюда
следует вывод: чем больше будем ставить перед учащимися проблем, тем быстрее
они научатся их решать и будут быстрее ориентироваться в современном мире.