"Экологические правонарушения и способы защиты экологических прав".
Автор: Кожевникова Юлия Васильевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19" Населённый пункт: Северодвинск Наименование материала: конспект урока Тема: "Экологические правонарушения и способы защиты экологических прав". Раздел: полное образование
и способы защиты экологических прав.
Цель урока: рассмотреть основные правонарушения в области взаимодействия
общества
и
окружающей
среды,
актуальность
и
последствия
некоторых
экологических правонарушенийдля природы Архангельской области и способы
защиты экологических прав.
Задачи урока:
1.
Способствовать формированию научных представлений о праве человека на
благоприятную
окружающую
среду,
ознакомить
учащихся
с
различными
способами защиты экологических прав;
2.
Подчеркнуть
роль
экологических
обязанностей
каждого
гражданина
в
обеспечении экологических прав;
3.
Рассмотреть
виды
экологических
правонарушений,актуальность
и
последствия для природы Архангельской области.
4.
Раскрыть основные меры эколого-правовой ответственности.
1. Организационный момент.
2. Формирование новых знаний.
Выступление учителя
Здравствуйте! На протяжении всей истории человечества преобладающим был
взгляд на природу как на неисчерпаемую кладовую, а не как на предмет заботы и
охраны. И в наши дни, несмотря на многочисленные исследования, показавшие
тесную связь между мерами по охране окружающей среды и качеством жизни
человека, состоянием его здоровья, поведение подавляющего большинства людей
остается на уровне потребительского отношения к природе.
К числу субъективных факторов, влияющих на состояние окружающей среды,
следует добавить еще два – экологическое невежество и экологический нигилизм.
Невежество проявляется в незнании законов взаимодействия человека и среды, а
нигилизм – в нежелании руководствоваться этими законами, как в экономической
деятельности, так и в быту.
С катастрофической скоростью сокращается количество зеленых насаждений,
леса
засоряются
мусором,
реки
загрязняются
ядовитыми
отходами,
выбросы
промышленных предприятий отравляют воздух. Не случайно невежество, нигилизм
в
сочетании
с
хищническим
потребительством,
по
единодушному
мнению
экологов,
занимают
ведущее
место
среди
проблем
взаимодействия
человека
с
окружающей средой.
Постановка цели урока в ходе беседы с учащимися
Как вы, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Можем ли мы с вами повлиять на состояние окружающей среды?
Давайте
попробуем
сформулировать
цель
сегодняшнего
урока
(учащиеся
сами
формулируют цель урока, учитель корректирует и записывает цель на доске).
Слайд 1
Тема
нашего
урока
«Экологические
правонарушения
и
способы
защиты
экологических
прав».
Цель
урока
-
рассмотреть
основные
правонарушения
в
области
взаимодействия
общества
и
окружающей
среды
и
способы
защиты
экологических прав.
Слайд 2
Мир достаточно велик, чтобы
удовлетворить нужды любого человека, но
слишком мал, чтобы удовлетворить
людскую жадность.
Махатма Ганди.
Беседа с учащимися.
Как вы понимаете это высказывание?
Чтобы говорить об экологических правонарушениях давайте вспомним, что такое
экология?
Экологическая ситуация?
Когда
мы
говорим
об
экологической
ситуации
мы
часто
используем
термин
«Окружающая среда». Давайте вспомним, что это такое?
Слайд 3
Окружающая среда – совокупность природных условий, объектов живой и неживой
природы,
составляющих
окружение
живой
системы
и
по стоянно
взаимодействующих с ней. Она включает в себя:
Природные объекты (земля, вода, недра, воздух, флора, фауна, космос)
Природно-антропогенные объекты (парки, сады, лесополосы, пруды)
Антропогенные
объекты
(здания,
дороги,
линии
электропередач,
мосты)
Слайд 4
Одним из основных международных документов по вопросам экологии является
Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции ООН в
Рио-де-Жанейро в 1992 г. В качестве принципа № 1 Декларация провозгласила:
«
Забота
о
людях
занимает
центральное
место
в
усилиях
по
обеспечению
устойчивого
развития.
Они
имеют
право
на
здоровую
плодотворную
жизнь
в
гармонии с природой».
Слайд 5
Наша Конституция в статье 42 закрепила экологические права граждан.
право на благоприятную среду
право на достоверную информацию о состоянии среды
право на возмещение в полном объеме ущерба, причиненного здоровью или
имуществу экологическим правонарушением
Данная статья включает три самостоятельных, но неразрывно связанных между
собой экологических прав человека и гражданина.
Слайд 6
Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность
различными способами защищать свое право на здоровую окружающую среду. Он
имеют право:
Обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями, предложениями
Создавать общественные объединения для охраны окружающей среды
Принимать участие в собраниях, митингах, акциях
Предъявлять иски о возмещении вреда
Обращаться в Европейский суд по правам человека.
Слайд 7
Вполне
очевидно,
что
без
определенных
экологических
обязанностей
нельзя
обеспечить экологические права. Конституция РФ (ст. 58) и весь комплекс нашего
экологического законодательства обязывает каждого гражданина охранять природу,
бережно использовать природные богатства.
Если смотреть широко, эту обязанность можно определить и как правовую, и как
моральную. Для цивилизованного человека забота о природе – это проявление
общей культуры. И вместе с тем – моральный долг перед живущими и будущими
поколениями.
Экологические правонарушения являются одной из главных причин деградации
окружающей среды. Количество таких правонарушений в нашей стране настолько
велико, что многими оценивается как угроза национальной безопасности.
Беседа с учащимися
Что же такое экологическое правонарушение?
Давайте вспомним, что такое правонарушение?
Каковы признаки правонарушения? (правонарушение это деяние, т.е. действие или
бездействие,
которое
нарушает
правовые
нормы,
которое
совершается
дееспособным лицом
по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности,
которое опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. Признаки
правонарушения:
действие или бездействие;
противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что
правонарушитель не знает требований закона);
виновное поведение человека;
причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы
наступления такого вреда.
совершение деяния дееспособным лицом.
За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.
Слайд 8
Экологическое
правонарушение
–
это
общественно
опасное
вредное
виновное
деяние, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды.
Сформулируйте признаки экологического правонарушения
Слайд 9
Признаки экологического правонарушения
Нарушение норм законодательства
Виновное действие или бездействие
Причинение вреда окружающей среде или здоровью человека
Общественная опасность
Слайд 10
Среди экологических правонарушений можно выделить:
Несанкционированные свалки
Истощение недр и почв
Порча природных объектов
Браконьерство
Лесные пожары
Загрязнение
Незаконная порубка леса
Строительство объектов в природоохранной зоне
Даем задания группам:
В каждой группе есть специалист – эколог, которомубыло дано задание найти
информацию по определенной экологической проблеме.
1 группа – незаконная вырубка леса
2 группа – несанкционированные свалки
3 группа – незаконный вылов рыбы
У
вас
на
столах
есть
статьи
нормативно-правовых
документов
по
данным
правонарушениям.
Ваши задачи:
1.
Выявить актуальность данной проблемы для нашей области.
2.
К
каким
последствиям
для
окружающей
среды
может
привести
данная
проблема.
3.
Определить
вид
юридической
ответственности
и
вид
наказания
в
соответствии с законом за данное экологическое правонарушение.
4.
В какие органы власти, по вашему мнению, следует обращаться гражданам,
обнаружившим данное экологическое правонарушение.
Результаты работы занесите в таблицу.
Вид
экологического
правонарушения
Актуаль-
ность
для
Архан-
гельской
области
Последствия
для
окружающей
среды
Вид
юридичес-
койответст-
венности
Вид наказания
Куда
можно
обратиться
Несанкциониро
ванные свалки
незаконный
вылов рыбы
незаконная
вырубка леса
Через 10 минут мы приступим к обсуждению экологических проблем. От каждой
команды будет выступать 2 человека: эколог и юрист. Эколог озвучит актуальность
проблемы для Архангельской области, а юрист – оценит экологическую проблему с
точки зрения закона.
Выступления групп и заполнение таблицы
3. Обобщение.
Подведение итогов в ходе беседы с учащимися
Итак, давайте подведем итоги работы:
Изученные экологические проблемы актуальны для нашей области.
Любое
экологическое
правонарушение
негативно
влияет
на
состояние
окружающей среды
В нашей стране сложилась целая система норм права, регулирующих охрану
окружающей среды.
За
экологические
правонарушения
виновные
несут
ответственность
в
соответствии с законом.
Главные способы защиты экологических прав:
Самозащита;
Защита
с
помощью
государственных
институтов,
или
государственная
защита.
А сейчас давайте проверим достигли ли мы цели нашего сегодняшнего урока?
(ученики сверяют результаты работы с поставленными целями)
Закончить наш сегодняшний урок мы хотели бы фразой российского писателя и
педагога Антона Лигова «Розы прививают любовь к природе, а шипы – уважение».
Давайте запишем эту цитату в тетради.
4.Домашнее задание
А теперь запишем домашнее задание в дневники: написать эссе по данной цитате.
5.Оценивание учащихся
Чтобы оценить вашу работу на уроке мы просим эколога каждой команды оценить
работающих в группе и листочки с оценками сдать после урока.