Интеллектуальная игра по окружающему миру для 3 класса "Обитатели планеты"
Автор: Мозгунова Светлана Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Лицей имени А.Г.Баженова" Населённый пункт: Респубика Хакасия, город Черногорск Наименование материала: методическая разработка Тема: Интеллектуальная игра по окружающему миру для 3 класса "Обитатели планеты" Раздел: начальное образование
1
(
по
предмету
«
Окружающий
мир
»
для
обучающихся
3-
х
классов
)
Составила
:
учитель
начальных
классов
МБОУ
«
Лицей
»
Мозгунова
Светлана
Анатольевна
2
Черногорск
, 2016
Цель: развитие познавательного интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
способствовать повышению познавательной активности обучающихся;
способствовать
раскрытию интеллектуальных способностей
у обучающихся 3-х
классов;
развивать интерес к окружающему миру;
формировать умение работать в команде.
Оборудование:
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальная аппаратура, экран, видеофильм,
задания (для участников и жюри), мультимедийная презентация, таблички с названием
школ, листы А3, маркеры, фломастеры, карандаши, ластик, линейка
Структура игры
Этап игры
Вид деятельности
Примечание
Время
Организаци
онный
Вводное слово учителя.
Трансляция
аудиофрагмента
« Звуки природы»
2-3 мин
1 этап
Тест
Одинаковый тест для всех школ.
Отметить правильные ответы.
5-7мин
2 этап
Командный конкурс.
Головоломка «Страна
птиц»
Команды получают лист с
заданием. Необходимо составить
слово-название птицы, выполнив
арифметические действия.
5 мин
3 этап
Конкурс капитанов
Капитаны выбирают билет и
отвечают на вопрос без
подготовки.
10мин
4 этап
Конкурс «Интеллектулка»
Командам предоставляется
возможность решить
экологические задачи.
5мин
5 этап
Конкурс «Экологический
плакат»
Капитаны команд выбирают
конверт с названием плаката.
Члены команд должны обсудить
тему, композицию рисунка,
распределить зоны работы над
рисунком между членами команды.
15мин
Подведение
итогов
Награждение
3-5 мин
3
Задание 1 «Тест»
1.Как называется наука о животных?
ботаника;
зоология;
астрономия.
2.Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
коровы, бегемоты, жирафы;
волки, лисы, кабаны;
лоси, тюлени, киты.
3.Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?
звери;
птицы;
рыбы.
4.В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?
весной;
осенью;
зимой.
5.Некоторые виды животных уже спасены. Назовите их.
белка, заяц, кабан;
бобр, соболь, куница;
лось, лиса, волк.
6.Укажи группу, в которой перечислены только домашние животные.
медведь, волк, бобёр, заяц
коза, свинья, лисица, шакал
овца, корова, лошадь, собака
слон, кролик, жираф, кошка
7.Укажи группу, в которой перечислены животные, впадающие на зиму в спячку.
белка, лисица, овца, белый медведь
барсук, выдра, волк,
жираф, лев, заяц
ёж, бурый медведь, сурок
8. По перечисленным признакам определи группу животных. Допиши предложение.
Животные, тело которых покрыто перьями – это ________________.
4
Животные, тело которых покрыто чешуёй, это – _________________.
Животные, тело которых покрыто шерстью, это – __________________.
10. Зачеркни лишнее название в каждом ряду.
Улитки, слизни, осьминоги, раки, кальмары;
Пауки, бабочка, пчёлы, таракан.
11. Установи соответствие.
12. Кто как размножается? Установи соответствие.
13. Допиши предложение.
Животные, которые рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком, это
– _______________.
15. Какое слово пропущено? Обведи нужную букву.
Икринка – …. – взрослая рыба.
а) личинка;
б) малёк;
в) головастик.
4. Кто три раза родится? Обведи нужную букву.
а) кузнечик;
б) ящерица
в) бабочка
Морские звезды
ЗЕМНОВОДНЫЕ
Тритоны
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
Змеи
Морские ежи
ИГЛОКОЖИЕ
Черепахи
Жабы
НАСЕКОМЫЕ
РЫБЫ
ПТИЦЫ
ЗВЕРИ
Откладывают
Рождают
детёнышей
5
Ключ к заданию1 (Тест)
1.Как называется наука о животных?
зоология;
2.Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
коровы, бегемоты, жирафы;
3.Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?
звери;
4.В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?
весной;
5.Некоторые виды животных уже спасены. Назовите их.
бобр, соболь, куница;
6.Укажи группу, в которой перечислены только домашние животные.
овца, корова, лошадь, собака
7.Укажи группу, в которой перечислены животные, впадающие на зиму в спячку.
ёж, бурый медведь, сурок
8. По перечисленным признакам определи группу животных. Допиши предложение.
Животные, тело которых покрыто перьями – это птицы.
Животные, тело которых покрыто чешуёй, это –рыбы.
Животные, тело которых покрыто шерстью, это –звери.
10. Зачеркни лишнее название в каждом ряду.
раки
пауки
11. Установи соответствие.
Морские звезды
ЗЕМНОВОДНЫЕ
Тритоны
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
Змеи
Морские ежи
ИГЛОКОЖИЕ
6
12. Кто как размножается? Установи соответствие.
13. Допиши предложение.
Животные, которые рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком, это
– млекопитающие
15. Какое слово пропущено? Обведи нужную букву.
Икринка – …. – взрослая рыба.
б) малёк;
4. Кто три раза родится? Обведи нужную букву.
в) бабочка
Черепахи
Жабы
НАСЕКОМЫЕ
РЫБЫ
ПТИЦЫ
ЗВЕРИ
Откладывают
Рождают
детёнышей
7
Задание 2. Командный конкурс
СТРИЖКА –КА= птица
КОРА + СО = птица.
САНИ + ЦИ = птица.
УРАЛ + ВЬЖ = птица.
ГОЛ + ИВА = птица.
ЛОБ + ГУСЬ – С = птица.
ЕЙ + СЛОВО = птица.
ЯД + ТЕЛО – О = птица.
СНЕГ + СИБИРЬ – СИБ = птица.
ФЛАГ + МОНИКА – КА = птица.
РОВ + СЕКЦИЯ – ИЯ = птица.
САЛО + ТАЧКА – А = птица.
СОРТ +ГРУЗ +ЯК +А –Р = птица.
ЗИМА +РОД +ОКО – А= птица.
КАМБАЛА +НОВИНКА – КАБАН = птица.
Ключ к заданию2
СТРИЖКА –КА= птица.(Стриж)
КОРА + СО = птица. (Сорока.)
САНИ + ЦИ = птица. (Синица.)
УРАЛ + ВЬЖ = птица. (Журавль.)
ГОЛ + ИВА = птица. (Иволга.)
ЛОБ + ГУСЬ – С = птица. (Голубь.)
ЕЙ + СЛОВО = птица. (Соловей.)
ЯД + ТЕЛО – О = птица. (Дятел.)
СНЕГ + СИБИРЬ – СИБ = птица. (Снегирь)
ФЛАГ + МОНИКА – КА = птица. (Фламинго.)
РОВ + СЕКЦИЯ – ИЯ = птица. (Скворец.)
САЛО + ТАЧКА – А = птица. (Ласточка.)
СОРТ +ГРУЗ +ЯК +А –Р = птица. (Трясогузка)
ЗИМА +РОД +ОКО – А= птица. (Зимородок)
КАМБАЛА +НОВИНКА – КАБАН = птица. (Малиновка)
8
Задание 3 «Конкурс капитанов»
1 билет
Кто спит вниз головой?
2 билет
Кто кукует у кукушки - самка или самец?
3 билет
Какие представители кошачьих живут семьями?
4 билет
Кто, по отношению к длине своего тела прыгает дальше: блоха или кенгуру?
5 билет
Почему кошки часто умываются?
6 билет
Что делает ёж зимой?
7 билет
Кто может пить ногой?
8 билет
След какого хищного зверя похож на человеческий?
9 билет
Какое самое большое животное, обитающее в воде?
10 билет
Какая птица выводит птенцов зимой?
11 билет
У какой птицы самый длинный язык?
12 билет
Как называется самая большая птица в мире?
13 билет
Какая рыба самая большая в мире?
14 билет
Какое животное может обходиться без еды дольше всех?
15 билет
9
Кто считается санитаром пресных вод?
Ключ к заданию3
1 билет
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
2 билет
Кто кукует у кукушки - самка или самец? (самец)
3 билет
Какие представители кошачьих живут семьями? (тигры)
4 билет
Кто, по отношению к длине своего тела прыгает дальше: блоха или кенгуру? (блоха)
5 билет
Почему кошки часто умываются? (смыть запах)
6 билет
Что делает ёж зимой? (спит)
7 билет
Кто может пить ногой? (лягушка)
8 билет
След какого хищного зверя похож на человеческий? (медведя)
9 билет
Какое самое большое животное, обитающее в воде? (кит)
10 билет
Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
11 билет
У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
12 билет
Как называется самая большая птица в мире? (страус)
13 билет
Какая рыба самая большая в мире? (акула)
14 билет
10
Какое животное может обходиться без еды дольше всех? (верблюд, крокодил, клещ…)
15 билет
Кто считается санитаром пресных вод? (рак)
Конкурс 4 «Интеллектуалка»
Решить экологическую задачу.
1.Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?
2.На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут.
Для чего?
Ключ к заданию 4
Решить экологическую задачу.
Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?
(В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие
насекомых.)
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для
чего?
(Освобождается от паразитов, принимая “муравьиную ванну”.)
11
Задание 5 «Экологический плакат».
Темы:
1.Сохрани мою жизнь
2.Они должны жить
3.Доброе сердце
4.С новым другом
5.Под небом единым
6.Жертвы моды
7.Спасите
8.Тепло, забота и дом нужны всем
9.Не забывай друзей
10.Спасём и сохраним живой мир
11.Мы подарим тебе жизнь
12.Мы в ответе за тех кого приручили
13.Не убивай
14.Я нуждаюсь в твоей заботе
15.Мир глазами животных
12
Приложение.
Сценарий игры.
Ведущий:
-Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать вас! 15 команд-
представителей разных школ и классов нашего города собрались здесь, чтобы
бороться за право называть себя лучшими знатоками природы. Представляем
жюри_____________________________________________
-Тема сегодняшней встречи очень интересна. Вслушайтесь в эти звуки.
(звучит аудиозапись «Звуки животных»)
-Догадались, ребята, о ком пойдёт речь?
Тема конкурса : «Обитатели нашей планеты»
1 задание
Начинаем наш конкурс . Каждой команде предлагается выполнить тест .
Время выполнения задания ограничено – 5-7 минут. За каждый правильный
ответ, вы получаете 1балл. Будьте внимательны.
2 задание
Пока жюри подводит итог, приступим к выполнению второго задания. Вам
предлагается отгадать названия птиц, выполнив арифметические вычисления.
Рассмотрим пример (Слайд 2)
3задание
Испытание для капитанов. Ответы вы будете давать без подготовки.
4 задание.
Командам предоставляется возможность решить экологические задачи.
Ответы нужно дать в свободной письменной форме.
5 задание
13
Животные – один из ведущих компонентов экологических систем Земли.
Подсчеты ученых показывают, что за период с 17 по 20 век исчезли 63 вида и
44 подвида мдекопитающих, 74 вида и 87 подвидов птиц. В среднем почти
ежечасно на Земле исчезает один биологический вид.
И мы объявляем следующий творческий конкурс «Экологический плакат».
Капитаны команд выбирают билет с названием плаката. Члены команд
должны обсудить тему, композицию рисунка, распределить зоны работы над
рисунком между членами команды. Время, которое вам будет отпущено для
этого конкурса 10 минут.
Просмотр видеосюжета
Жюри предстоит нелёгкая работа в оценке этого конкурса.
А пока мы предлагаем вам небольшой видеосюжет.
(Просмотр видеоклипа «Необыкновенно красивая панета»)
Заключение
Земля – наш общий большой дом. Посмотрите, ребята, на нашу планету!
Какая она голубая! Какая красивая и неповторимая! И моря есть на ней, и
реки, и горы, и озёра!
Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о всех
живых существах, населяющих нашу планету. У вас на столах есть фигурки
животных, существованию которых на Земле угрожает опасность. Возьмите
их и поселите на нашу голубую планету.
Подведение итогов конкурса председателем жюри…
Мы очень рады, что вы посетили наш конкурс. Мы знаем, что вы не только
знатоки природы, но и её друзья.
Любите и берегите друг друга!