Напоминание

С книгой по жизни


Авторы: Мизерева Ирина Васильевна, Ральникова Наталья Михайловна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ№93"ПОЛЯНКА"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: проект
Тема: С книгой по жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект

«С книгой по жизни»

Авторы: Мизерева Ирина Васильевна –

воспитатель старшей группы;

Ральникова Наталья Михайловна –

воспитатель подготовительной группы

Паспорт проект

№ Структурные

компоненты проекта

1

Тема проекта

«С книгой по жизни»

2

Авторы проекта

Воспитатели МБДОУ «ДСОВ № 93»: Мизерева

Ирина Васильевна, Ральникова Наталья Михайловна.

3

Сроки реализации

проекта

Тип проекта

Сентябрь 2016 – март 2017 учебный год; (частично

реализованный)

Творческий, познавательно - исследовательский

4

Обоснование проекта

«Чтобы подготовить человека духовно к

самостоятельной жизни, надо вести его в мир книги»

В.А.Сухомлинский.

Тесное сотрудничество с социальными

партнерами, родителями помогает дошкольникам понять

значимость, полезность и необходимость в

заинтересованности к чтению книг; служит важной

предпосылкой для формирования системы нравственных

убеждений и взглядов на окружающий мир.

5

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Способствовать формированию устойчивого

интереса старших дошкольников к книге,

художественной литературе, через создание единой

системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Задачи проекта:

- подготовить детей к восприятию того, что книга –

источник знаний;

- повысить эффективность работы по приобщению

старших дошкольников к книге через взаимодействие

всех участников образовательного процесса: педагогов,

работников библиотеки, родителей;

- воспитывать бережное отношение дошкольников

к книге, как результату труда людей многих профессий;

- сформировать у детей интерес к посещению

библиотеки;

- увеличить степень участия родителей в

формировании интереса и потребности детей в чтении

книг.

6

Участники проекта

Дети, воспитатели «ДОУ № 93», библиотекари,

писатели г. Братска, работники городской типографии,

продавцы книжного магазина, родители.

7

Краткое описание

проекта: стратегия и

механизмы

достижения

поставленных целей;

деятельность по

реализации проекта

(этапы, формы,

содержание, способы

организации)

В соответствии с ФГОС, в нашем ДОУ реализуется

интегрированный принцип планирования

образовательного процесса. Одним из его обязательных

условий, является наличие продукта и результата детской

исследовательской и творческой деятельности: буклеты,

стенгазеты, изготовление декораций, масок, кокошников,

разных видов театра, индивидуальные и групповые

книжки - малышки, плакаты, рисунки, что является

наиболее приемлемой формой итогового продукта по

результатам реализации темы.

Формы реализации:

Реализация основывается на следующих

Пояснительная записка

Одна из задач воспитания и развития дошкольников в детском саду – это

приобщение

их

к

миру

книг,

бережному

отношению

к

книге,

чтению

художественной литературы.

Одним

из

подходов

к

построению

модели

ДОУ,

дающего

возможность

воспитывать

человека

с

активной

жизненной

позицией,

культурного,

компетентного, творческого, является проектная деятельность по теме: «Кто много

читает, тот много знает». Совместная партнерская работа ДОУ с библиотекой,

позволяет

максимально

приблизить

к

ребенку

и

его

родителям

возможность

получить

не

только

базовое

дошкольное

образование,

но

и

развитие

его

индивидуальных способностей, проявление творческого потенциала, укрепление

здоровья.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова сказаны

великим французским мыслителем Дани Дидро.

Детское

чтение

педагогически

направляемый

процесс

приобщения

дошкольников к художественной литературе, целью которого является воспитание

любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном

итоге приводит к развитию общей культуры ребенка.

На

начальном

этапе,

мы

стали

помогать

родителям

стать

волонтерами

книжной культуры. Ее претворение в практику, потребовало от нас, воспитателей,

творческого подхода.

Семья

основа

формирования

личности

ребенка,

где

каждый

из

нас

приобретает различные умения, в том числе и навыки читательской культуры.

Именно родители выступают первыми и главными посредниками между книгой и

маленьким

человеком.

Большую

роль

в

этом

процессе

играет

совместная

партнерская работа ДОУ, библиотеки и семьи. Главный смысл работы в том, чтобы

с детских лет и на всю жизнь выработать у растущего человека внутреннюю

потребность в чтении книг. Совместные чтения рождают близость взглядов на

жизнь, помогают сохранить связь поколений.

Проблема

приобщения

старших

дошкольников

к

чтению

является

на

сегодняшний

день

актуальной.

Один

из

главных

путей

воспитания

духовной

культуры личности ребенка – дошкольника – это активное приобщение к чтению,

интерес к которому, к сожалению, стремительно снизился.

Современные дети

живут и развиваются в окружении огромного количества источников информации:

телевидение, компьютер с его возможностями, Интернет. Поэтому, мы, взрослые,

окружающие ребенка, должны сделать все возможное для того, чтобы общение с

книгой стало необходимой частью жизни наших детей.

Общение

с

книгой

важное

условие

развития

фантазии

малышей,

формирует

нравственные

принципы

и

культурные

ценности.

Ни

один

художественный и мультипликационный

фильм не заменит тесного контакта с

книгой. Книги всегда привлекают внимание детей, особенно, если она оформлена

красочными

иллюстрациями

с

изображением

природы,

животных,

детей,

персонажей сказок. Дети учатся правилам пользования книгой: не рвать и не мять

страницы,

не

пачкать,

брать

только

чистыми

руками,

после

рассматривания,

ставить на место. Мы всегда закрепляем правила пользования книгой, объясняя

детям, что мягкие и испачканные страницы трудно читать, а

порванные, вообще невозможно прочесть и, поэтому, мы не сможем узнать, о

чем хотел нам рассказать автор. Учим рассматривать книги, сидя за столом.

С родителями группы провели «Круглый стол» по теме: «Домашнее чтение»,

где у каждой семьи была возможность поделиться опытом семейного чтения.

Обсудили пополнение предметно – развивающей среды группы сказками,

художественной литературой по тематическим неделям, книгами – юбилярами,

авторами – юбилярами.

Познакомили с методами и приемами приобщения детей к художественной

литературе.

В

ходе

совместной

деятельности

оборудовали

Центр

Книги

и

пополнили его яркими и красочными книжками.

Для

развития

интереса

у

старших

дошкольников

к

художественным

произведениям,

предлагаем

вниманию

детей

и

их

родителям

различные

дидактические игры: «Из какой сказки герой?», «В какой сказке я живу?», «Кто это

сказал?», «Сложи сказку», «Что сначала, что потом?»

и т. д.

Детям нравится

обыгрывать понравившиеся эпизоды и сюжеты прочитанных произведений.

В старшем дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей детей,

программой воспитания предусмотрено продолжать развивать у воспитанников

интерес к чтению художественной литературы, и тогда в Центре Книги появляются

книги – юбиляры, с портретами детских писателей и поэтов – юбиляров. Знакомим

дошкольников с детскими поэтами и писателями города Братска, т. к. региональный

компонент

содержания

дошкольного

образования

определяет

систему

воспитательно

образовательной

деятельности

в

дошкольном

учреждении

по

формированию

у

воспитанников

знаний

о

родном

крае,

поэтах,

писателях,

художниках,

замечательных

людях

нашего

города

и

его

литературной

жизни.

Совместно с работниками городской библиотеки № 4, с которыми у нас длительное

партнерское сотрудничество; делаем подборку произведений, проводим конкурсы,

викторины,

поэтические

часы,

творческие

встречи

с

интересными

людьми,

презентации, экскурсии, видеопросмотры…

Один раз в месяц, по традиции, у нас, «Книжкин день». Дети приводят в

порядок

книжные

полки,

сортируют

художественную

литературу,

производят

мелкий ремонт и реставрацию пострадавших книг.

План реализации проекта

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Знакомство с книгой, ее историей;

разучивание пословиц о книге

Цели: познакомить с историей

возникновения книги; развивать

познавательный интерес, речевые

способности, умение отвечать и задавать

вопросы, понимать значение пословиц о

книге.

сентябрь 1 – 2

неделя

воспитатели

2

«Где живут книги?» экскурсия в городскую

библиотеку № 4;

Презентация « Первые книги наших

предков»

Цели: познакомить с разнообразием книг (по

форме, объему, переплету, назначению);

вызвать желание читать; исследовать

материалы, из которых создавались книги

(пергамент, береста); находить сходства и

различия; обогащать словарь ( папирус,

перо, рукопись, металлические пластины,

глиняные таблицы).

сентябрь 3

неделя

воспитатели

работники

библиотеки,

психолог

3

Знакомство с творчеством детского писателя

К.И.Чуковского (беседа, рассматривание

иллюстраций)

Цели: познакомить с творчеством

К.И.Чуковского; учить эмоционально

воспринимать идею; развивать

диалогическую, монологическую речь,

активизировать словарь детей.

сентябрь 4

неделя

воспитатели

родители

4

Просмотр видеофильма «Мойдодыр» с

целью закрепления культурно –

гигиенических навыков

Цели: познакомить дошкольников с новым

произведением посредством просмотра

видеофильма; вызвать эмоциональный

отклик; закрепить культурно –

гигиенические навыки.

октябрь 1

неделя

воспитатели

5

Чтение произведения «Федорино горе»

Цели: познакомить с новым произведением;

развивать умение сопереживать и

сочувствовать героям.

Выставка рисунков в городской библиотеке

Цели: побуждать желание выражать свои

впечатления от увиденного и прочитанного в

рисунках.

октябрь 2

неделя

воспитатели

библиотекари

6

Прослушивание сказки «Доктор Айболит»

(аудио), ситуативный разговор о

прослушанном

октябрь 3

неделя

воспитатели

Цели: познакомить с новым произведением

К.И.Чуковского; формировать образную

речь, умение подбирать образные

выражения.

7

«Пластилиновая сказка» по произведению

«Доктор Айболит»

Цели: закрепить умения лепить сказочных

персонажей передавая строение фигур,

пропорции; развивать образное

представление, воображение.

октябрь 4

неделя

воспитатели

8

Совместная деятельность: изготовление

коллажа по сказке «Федорино горе»

(конструирование)

Цели: продолжать учить подбирать детали,

изображать фигуры в движении передавая

выразительность образов; закреплять умения

вырезать мелкие детали; воспитывать

трудолюбие, аккуратность, умение работать

в коллективе, оказывать помощь

сверстникам.

Пополнение Центра Театра масками,

кокошниками; создание декораций

ноябрь 1

неделя

воспитатели

родители

9

Гастроли в ДОУ с показом театрализаций по

произведениям К.И.Чуковского

Цели: развивать умения детей эмоционально

отображать характер героев, используя

мимику, жесты, пластику движений.

ноябрь 2

неделя

воспитатели

10

Викторина по произведениям К.И

Чуковского

Цели: выявить и закрепить полученные

знания, развивать активность,

самостоятельность, умение сотрудничать с

коллективом сверстников.

ноябрь 3

неделя

заведующий

библиотекой

воспитатели

11

Участие в городском конкурсе «Весь мир

большой от Я до А откроет книжная страна»

Презентация «История книги»

Изготовление авторской книжки – малышки

Цели: развивать фантазию, творческие,

конструктивные способности.

ноябрь 4

неделя

родители

воспитатели

организаторы

ДТДиМ

библиотекари

12

Экскурсия в городскую типографию

Цели: познакомить с оборудованием

благодаря которому создается текст книг,

газет, журналов; людьми разных профессий,

работающих в типографии и издательских

организациях.

Фотопрезентация самой большой

электронной книги в Царскосельском музее

Цели: знакомить с самой большой в России -

электронной книгой.

ноябрь

воспитатели

библиотекарь

сотрудники

типографии

13

Экскурсия в СОШ № 9. «День открытых

дверей» посвященный 60 - летию города

Братска. Участие в праздничной викторине.

Цель: закрепить и пополнить знания

воспитанников о родном крае.

декабрь 1-2

неделя

воспитатели,

библиотекарь

учителя

14

Разучивание стихотворения К.И.Чуковского

«Елочка»; пальчиковая интерактивная игра

«Елочка»

Цели: развивать умения детей понимать

характерные оттенки в стихотворении,

выделять понравившиеся строчки,

добиваться четкого произношения звуков в

словах.

декабрь 3

неделя

воспитатели

родители

15

Украшение елки авторскими книжками –

малышками

Цели: побуждать детей участвовать в общем

деле, находить творческий подход к

украшению елочки.

декабрь 4

неделя

воспитатели

родители

16

Речевые игры «Я начну, а ты продолжи»,

«Узнай сказку по описанию», «Кого лечит

Айболит?», «Придумай конец», «Что было

бы…»

Цели: развивать устную речь, логическое

мышление, память, сообразительность.

январь 3

неделя

воспитатели

17

Чтение произведений книг юбиляров

Цели: научить эмоционально воспринимать

содержание произведения, формировать

целостное восприятие художественного

текста в единстве содержания и

художественной формы.

в течение года

воспитатели

родители

18

Дидактические игры «Из какой сказки

герой», «Найди пару», «Назови книгу»,

«Перепутанные герои» (классификация)

Цель: развивать самостоятельность при

организации игр, составлять целое из

частей, точно выполнять правила.

в течение года

воспитатели

19

Придумывание детьми авторских рассказов,

сказок

Цели: развивать творческие способности,

учитывая интересы и индивидуальные

особенности детей, воспитывать стремление

к точному словоупотреблению и

словотворчеству.

в течение года

родители

воспитатели

20

«Волшебные есть краски – нарисую сказку»

Цели: закреплять умения отображать в

рисунках впечатления о полюбившихся

произведениях.

январь 4

неделя

воспитатели

родители

21

Изготовление подарков и сувениров для

писателей и поэтов города Братска

Цели: развивать творческую активность,

февраль 1-2

неделя

воспитатели

интерес к изготовлению поделок.

22

Творческая встреча с писателем;

вручение сувениров

Цели: Воспитывать уважение к известным

людям города, испытывать чувство гордости.

февраль 3

неделя

заведующий

библиотекой,

библиотекарь,

воспитатели

писатель

23

Украшение книжечки для мамы

Цели: развивать воображение, желание

доставить радость самому близкому

человеку.

март 1 неделя

воспитатели

24

Тематическая встреча с писательницей

города Братска Бравленковой Т. П.

Цели: развивать познавательный интерес,

умение поддерживать разговор и принимать

участие в нем, воспитывать уважение к

известному человеку, чувство гордости, что

такие люди нас окружают и живут рядом.

март 2 неделя

воспитатели

библиотекарь

писатель

родители

25

«Загадки – отгадки», литературная

викторина «Путешествие по сказкам всей

семьей»

Цели: выявить и повысить уровень знаний о

детских сказках и произведениях

март 3 неделя

родители

воспитатели

26

Дидактические игры по математике

«Сосчитай героев», «Кого не стало»,

«Сколько страничек у книжки»

Цели: совершенствовать навыки счета в

прямом и обратном порядке, развивать

внимание, память, мышление.

в течение

месяца

воспитатели

27

Сюжетно – ролевые игры «Библиотека»,

«Типография», «Книжный магазин»

Спортивные игры «Передай Айболиту

инструменты», «Помоги Федоре собрать

посуду»

Цели: побуждать воспитанников более

широко и творчески использовать в играх

полученные знания. Развивать двигательную

активность, быстроту реакции.

в течение

месяца

воспитатели

родители

инструктор

ФИЗО

28

Путешествие в книжный магазин «Братская

книга».

Цели: познакомить с

достопримечательностями города по пути в

магазин; пополнить знания детей о

предназначении магазина книги и его

необходимости.

Ситуативный разговор по впечатлениям от

экскурсии

Цели: побуждать дошкольников делиться

впечатлениями, полученными знаниями.

март 4 неделя

воспитатели

родители

продавцы

29

Оформление результатов проекта

презентацией «Мы вместе!»

Презентация проекта «Мы вместе!» для

детей, родителей

март

воспитатели

родители

социальные

партнеры

Цели: воспитывать чувство удовлетворения

от совместной работы и сотрудничества.



В раздел образования