Авторы: Мизерева Ирина Васильевна, Ральникова Наталья Михайловна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ№93"ПОЛЯНКА"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: проект
Тема: С книгой по жизни
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
«С книгой по жизни»
Авторы: Мизерева Ирина Васильевна –
воспитатель старшей группы;
Ральникова Наталья Михайловна –
воспитатель подготовительной группы
Паспорт проект
№ Структурные
компоненты проекта
1
Тема проекта
«С книгой по жизни»
2
Авторы проекта
Воспитатели МБДОУ «ДСОВ № 93»: Мизерева
Ирина Васильевна, Ральникова Наталья Михайловна.
3
Сроки реализации
проекта
Тип проекта
Сентябрь 2016 – март 2017 учебный год; (частично
реализованный)
Творческий, познавательно - исследовательский
4
Обоснование проекта
«Чтобы подготовить человека духовно к
самостоятельной жизни, надо вести его в мир книги»
В.А.Сухомлинский.
Тесное сотрудничество с социальными
партнерами, родителями помогает дошкольникам понять
значимость, полезность и необходимость в
заинтересованности к чтению книг; служит важной
предпосылкой для формирования системы нравственных
убеждений и взглядов на окружающий мир.
5
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Способствовать формированию устойчивого
интереса старших дошкольников к книге,
художественной литературе, через создание единой
системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.
Задачи проекта:
- подготовить детей к восприятию того, что книга –
источник знаний;
- повысить эффективность работы по приобщению
старших дошкольников к книге через взаимодействие
всех участников образовательного процесса: педагогов,
работников библиотеки, родителей;
- воспитывать бережное отношение дошкольников
к книге, как результату труда людей многих профессий;
- сформировать у детей интерес к посещению
библиотеки;
- увеличить степень участия родителей в
формировании интереса и потребности детей в чтении
книг.
6
Участники проекта
Дети, воспитатели «ДОУ № 93», библиотекари,
писатели г. Братска, работники городской типографии,
продавцы книжного магазина, родители.
7
Краткое описание
проекта: стратегия и
механизмы
достижения
поставленных целей;
деятельность по
реализации проекта
(этапы, формы,
содержание, способы
организации)
В соответствии с ФГОС, в нашем ДОУ реализуется
интегрированный принцип планирования
образовательного процесса. Одним из его обязательных
условий, является наличие продукта и результата детской
исследовательской и творческой деятельности: буклеты,
стенгазеты, изготовление декораций, масок, кокошников,
разных видов театра, индивидуальные и групповые
книжки - малышки, плакаты, рисунки, что является
наиболее приемлемой формой итогового продукта по
результатам реализации темы.
Формы реализации:
Реализация основывается на следующих
Пояснительная записка
Одна из задач воспитания и развития дошкольников в детском саду – это
приобщение
их
к
миру
книг,
бережному
отношению
к
книге,
чтению
художественной литературы.
Одним
из
подходов
к
построению
модели
ДОУ,
дающего
возможность
воспитывать
человека
с
активной
жизненной
позицией,
культурного,
компетентного, творческого, является проектная деятельность по теме: «Кто много
читает, тот много знает». Совместная партнерская работа ДОУ с библиотекой,
позволяет
максимально
приблизить
к
ребенку
и
его
родителям
возможность
получить
не
только
базовое
дошкольное
образование,
но
и
развитие
его
индивидуальных способностей, проявление творческого потенциала, укрепление
здоровья.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова сказаны
великим французским мыслителем Дани Дидро.
Детское
чтение
–
педагогически
направляемый
процесс
приобщения
дошкольников к художественной литературе, целью которого является воспитание
любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном
итоге приводит к развитию общей культуры ребенка.
На
начальном
этапе,
мы
стали
помогать
родителям
стать
волонтерами
книжной культуры. Ее претворение в практику, потребовало от нас, воспитателей,
творческого подхода.
Семья
–
основа
формирования
личности
ребенка,
где
каждый
из
нас
приобретает различные умения, в том числе и навыки читательской культуры.
Именно родители выступают первыми и главными посредниками между книгой и
маленьким
человеком.
Большую
роль
в
этом
процессе
играет
совместная
партнерская работа ДОУ, библиотеки и семьи. Главный смысл работы в том, чтобы
с детских лет и на всю жизнь выработать у растущего человека внутреннюю
потребность в чтении книг. Совместные чтения рождают близость взглядов на
жизнь, помогают сохранить связь поколений.
Проблема
приобщения
старших
дошкольников
к
чтению
является
на
сегодняшний
день
актуальной.
Один
из
главных
путей
воспитания
духовной
культуры личности ребенка – дошкольника – это активное приобщение к чтению,
интерес к которому, к сожалению, стремительно снизился.
Современные дети
живут и развиваются в окружении огромного количества источников информации:
телевидение, компьютер с его возможностями, Интернет. Поэтому, мы, взрослые,
окружающие ребенка, должны сделать все возможное для того, чтобы общение с
книгой стало необходимой частью жизни наших детей.
Общение
с
книгой
–
важное
условие
развития
фантазии
малышей,
формирует
нравственные
принципы
и
культурные
ценности.
Ни
один
художественный и мультипликационный
фильм не заменит тесного контакта с
книгой. Книги всегда привлекают внимание детей, особенно, если она оформлена
красочными
иллюстрациями
с
изображением
природы,
животных,
детей,
персонажей сказок. Дети учатся правилам пользования книгой: не рвать и не мять
страницы,
не
пачкать,
брать
только
чистыми
руками,
после
рассматривания,
ставить на место. Мы всегда закрепляем правила пользования книгой, объясняя
детям, что мягкие и испачканные страницы трудно читать, а
порванные, вообще невозможно прочесть и, поэтому, мы не сможем узнать, о
чем хотел нам рассказать автор. Учим рассматривать книги, сидя за столом.
С родителями группы провели «Круглый стол» по теме: «Домашнее чтение»,
где у каждой семьи была возможность поделиться опытом семейного чтения.
Обсудили пополнение предметно – развивающей среды группы сказками,
художественной литературой по тематическим неделям, книгами – юбилярами,
авторами – юбилярами.
Познакомили с методами и приемами приобщения детей к художественной
литературе.
В
ходе
совместной
деятельности
оборудовали
Центр
Книги
и
пополнили его яркими и красочными книжками.
Для
развития
интереса
у
старших
дошкольников
к
художественным
произведениям,
предлагаем
вниманию
детей
и
их
родителям
различные
дидактические игры: «Из какой сказки герой?», «В какой сказке я живу?», «Кто это
сказал?», «Сложи сказку», «Что сначала, что потом?»
и т. д.
Детям нравится
обыгрывать понравившиеся эпизоды и сюжеты прочитанных произведений.
В старшем дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей детей,
программой воспитания предусмотрено продолжать развивать у воспитанников
интерес к чтению художественной литературы, и тогда в Центре Книги появляются
книги – юбиляры, с портретами детских писателей и поэтов – юбиляров. Знакомим
дошкольников с детскими поэтами и писателями города Братска, т. к. региональный
компонент
содержания
дошкольного
образования
определяет
систему
воспитательно
–
образовательной
деятельности
в
дошкольном
учреждении
по
формированию
у
воспитанников
знаний
о
родном
крае,
поэтах,
писателях,
художниках,
замечательных
людях
нашего
города
и
его
литературной
жизни.
Совместно с работниками городской библиотеки № 4, с которыми у нас длительное
партнерское сотрудничество; делаем подборку произведений, проводим конкурсы,
викторины,
поэтические
часы,
творческие
встречи
с
интересными
людьми,
презентации, экскурсии, видеопросмотры…
Один раз в месяц, по традиции, у нас, «Книжкин день». Дети приводят в
порядок
книжные
полки,
сортируют
художественную
литературу,
производят
мелкий ремонт и реставрацию пострадавших книг.
План реализации проекта
№
Мероприятия
Дата
Ответственные
1
Знакомство с книгой, ее историей;
разучивание пословиц о книге
Цели: познакомить с историей
возникновения книги; развивать
познавательный интерес, речевые
способности, умение отвечать и задавать
вопросы, понимать значение пословиц о
книге.
сентябрь 1 – 2
неделя
воспитатели
2
«Где живут книги?» экскурсия в городскую
библиотеку № 4;
Презентация « Первые книги наших
предков»
Цели: познакомить с разнообразием книг (по
форме, объему, переплету, назначению);
вызвать желание читать; исследовать
материалы, из которых создавались книги
(пергамент, береста); находить сходства и
различия; обогащать словарь ( папирус,
перо, рукопись, металлические пластины,
глиняные таблицы).
сентябрь 3
неделя
воспитатели
работники
библиотеки,
психолог
3
Знакомство с творчеством детского писателя
К.И.Чуковского (беседа, рассматривание
иллюстраций)
Цели: познакомить с творчеством
К.И.Чуковского; учить эмоционально
воспринимать идею; развивать
диалогическую, монологическую речь,
активизировать словарь детей.
сентябрь 4
неделя
воспитатели
родители
4
Просмотр видеофильма «Мойдодыр» с
целью закрепления культурно –
гигиенических навыков
Цели: познакомить дошкольников с новым
произведением посредством просмотра
видеофильма; вызвать эмоциональный
отклик; закрепить культурно –
гигиенические навыки.
октябрь 1
неделя
воспитатели
5
Чтение произведения «Федорино горе»
Цели: познакомить с новым произведением;
развивать умение сопереживать и
сочувствовать героям.
Выставка рисунков в городской библиотеке
Цели: побуждать желание выражать свои
впечатления от увиденного и прочитанного в
рисунках.
октябрь 2
неделя
воспитатели
библиотекари
6
Прослушивание сказки «Доктор Айболит»
(аудио), ситуативный разговор о
прослушанном
октябрь 3
неделя
воспитатели
Цели: познакомить с новым произведением
К.И.Чуковского; формировать образную
речь, умение подбирать образные
выражения.
7
«Пластилиновая сказка» по произведению
«Доктор Айболит»
Цели: закрепить умения лепить сказочных
персонажей передавая строение фигур,
пропорции; развивать образное
представление, воображение.
октябрь 4
неделя
воспитатели
8
Совместная деятельность: изготовление
коллажа по сказке «Федорино горе»
(конструирование)
Цели: продолжать учить подбирать детали,
изображать фигуры в движении передавая
выразительность образов; закреплять умения
вырезать мелкие детали; воспитывать
трудолюбие, аккуратность, умение работать
в коллективе, оказывать помощь
сверстникам.
Пополнение Центра Театра масками,
кокошниками; создание декораций
ноябрь 1
неделя
воспитатели
родители
9
Гастроли в ДОУ с показом театрализаций по
произведениям К.И.Чуковского
Цели: развивать умения детей эмоционально
отображать характер героев, используя
мимику, жесты, пластику движений.
ноябрь 2
неделя
воспитатели
10
Викторина по произведениям К.И
Чуковского
Цели: выявить и закрепить полученные
знания, развивать активность,
самостоятельность, умение сотрудничать с
коллективом сверстников.
ноябрь 3
неделя
заведующий
библиотекой
воспитатели
11
Участие в городском конкурсе «Весь мир
большой от Я до А откроет книжная страна»
Презентация «История книги»
Изготовление авторской книжки – малышки
Цели: развивать фантазию, творческие,
конструктивные способности.
ноябрь 4
неделя
родители
воспитатели
организаторы
ДТДиМ
библиотекари
12
Экскурсия в городскую типографию
Цели: познакомить с оборудованием
благодаря которому создается текст книг,
газет, журналов; людьми разных профессий,
работающих в типографии и издательских
организациях.
Фотопрезентация самой большой
электронной книги в Царскосельском музее
Цели: знакомить с самой большой в России -
электронной книгой.
ноябрь
воспитатели
библиотекарь
сотрудники
типографии
13
Экскурсия в СОШ № 9. «День открытых
дверей» посвященный 60 - летию города
Братска. Участие в праздничной викторине.
Цель: закрепить и пополнить знания
воспитанников о родном крае.
декабрь 1-2
неделя
воспитатели,
библиотекарь
учителя
14
Разучивание стихотворения К.И.Чуковского
«Елочка»; пальчиковая интерактивная игра
«Елочка»
Цели: развивать умения детей понимать
характерные оттенки в стихотворении,
выделять понравившиеся строчки,
добиваться четкого произношения звуков в
словах.
декабрь 3
неделя
воспитатели
родители
15
Украшение елки авторскими книжками –
малышками
Цели: побуждать детей участвовать в общем
деле, находить творческий подход к
украшению елочки.
декабрь 4
неделя
воспитатели
родители
16
Речевые игры «Я начну, а ты продолжи»,
«Узнай сказку по описанию», «Кого лечит
Айболит?», «Придумай конец», «Что было
бы…»
Цели: развивать устную речь, логическое
мышление, память, сообразительность.
январь 3
неделя
воспитатели
17
Чтение произведений книг юбиляров
Цели: научить эмоционально воспринимать
содержание произведения, формировать
целостное восприятие художественного
текста в единстве содержания и
художественной формы.
в течение года
воспитатели
родители
18
Дидактические игры «Из какой сказки
герой», «Найди пару», «Назови книгу»,
«Перепутанные герои» (классификация)
Цель: развивать самостоятельность при
организации игр, составлять целое из
частей, точно выполнять правила.
в течение года
воспитатели
19
Придумывание детьми авторских рассказов,
сказок
Цели: развивать творческие способности,
учитывая интересы и индивидуальные
особенности детей, воспитывать стремление
к точному словоупотреблению и
словотворчеству.
в течение года
родители
воспитатели
20
«Волшебные есть краски – нарисую сказку»
Цели: закреплять умения отображать в
рисунках впечатления о полюбившихся
произведениях.
январь 4
неделя
воспитатели
родители
21
Изготовление подарков и сувениров для
писателей и поэтов города Братска
Цели: развивать творческую активность,
февраль 1-2
неделя
воспитатели
интерес к изготовлению поделок.
22
Творческая встреча с писателем;
вручение сувениров
Цели: Воспитывать уважение к известным
людям города, испытывать чувство гордости.
февраль 3
неделя
заведующий
библиотекой,
библиотекарь,
воспитатели
писатель
23
Украшение книжечки для мамы
Цели: развивать воображение, желание
доставить радость самому близкому
человеку.
март 1 неделя
воспитатели
24
Тематическая встреча с писательницей
города Братска Бравленковой Т. П.
Цели: развивать познавательный интерес,
умение поддерживать разговор и принимать
участие в нем, воспитывать уважение к
известному человеку, чувство гордости, что
такие люди нас окружают и живут рядом.
март 2 неделя
воспитатели
библиотекарь
писатель
родители
25
«Загадки – отгадки», литературная
викторина «Путешествие по сказкам всей
семьей»
Цели: выявить и повысить уровень знаний о
детских сказках и произведениях
март 3 неделя
родители
воспитатели
26
Дидактические игры по математике
«Сосчитай героев», «Кого не стало»,
«Сколько страничек у книжки»
Цели: совершенствовать навыки счета в
прямом и обратном порядке, развивать
внимание, память, мышление.
в течение
месяца
воспитатели
27
Сюжетно – ролевые игры «Библиотека»,
«Типография», «Книжный магазин»
Спортивные игры «Передай Айболиту
инструменты», «Помоги Федоре собрать
посуду»
Цели: побуждать воспитанников более
широко и творчески использовать в играх
полученные знания. Развивать двигательную
активность, быстроту реакции.
в течение
месяца
воспитатели
родители
инструктор
ФИЗО
28
Путешествие в книжный магазин «Братская
книга».
Цели: познакомить с
достопримечательностями города по пути в
магазин; пополнить знания детей о
предназначении магазина книги и его
необходимости.
Ситуативный разговор по впечатлениям от
экскурсии
Цели: побуждать дошкольников делиться
впечатлениями, полученными знаниями.
март 4 неделя
воспитатели
родители
продавцы
29
Оформление результатов проекта
презентацией «Мы вместе!»
Презентация проекта «Мы вместе!» для
детей, родителей
март
воспитатели
родители
социальные
партнеры
Цели: воспитывать чувство удовлетворения
от совместной работы и сотрудничества.