Автор: Федонина Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Колосок" Населённый пункт: с.Узуново г.о. Серебряные Пруды Московская область Наименование материала: конспект ООД Ознакомление с миром природы (экология) Тема: "Жалобная книга природы" Раздел: дошкольное образование
Конспект
ОО Познавательное развитие
ООД Ознакомление с миром природы
Тема: «Жалобная книга природы»
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Колосок»
Подготовила и провела воспитатель Федонина И.В.
май 2017год.
Цель : Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите
окружающей среды.
Задачи:
1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей
и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
2.Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
3. формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости
оказывать
ей
помощь,
а
также
навыков
элементарной
природоохранной
деятельности в ближайшем окружении.
4.Воспитывать
гуманное,
эмоционально-положительное,
бережное,
заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Оборудование : Презентация: «Жалобная книга природы», аудиозапись шума
воды, голосов птиц, ветра, дождя.
Интеграция
ОО :
Познавательное
развитие,
Социально-коммуникативное
развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
СЛАЙД 1
Звучит музыка, дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель:
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём,
Природою родной земли
Зовётся этот дом». (Дайнеко)
СЛАЙД 2
Воспитатель : – Ребята, а как вы думаете, что такое природа? (ответы детей)
Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то,
что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая
маленькая букашка - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает,
обучает, дает все необходимое для жизни.
Воспитатель : – Ребята, все мы знаем, что природа бывает живая и неживая.
У
меня
приготовлены
карточки
с
изображением
разной
природы.
Вам
необходимо разделить эти карточки: в одну сторону отложить карточки с
изображением живой природы, а в другую неживой. Напоминаю, что живая
природа
дышит,
растет,
питается,
движется,
развивается,
размножается,
изменяется, умирает.
Д\и «Живая и неживая природа».
Цель: закрепить знания детей о не живой и живой природе.
Задачи: - обогащать словарный запас детей. Развивать логическое мышление.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
(раскладываются
два
обруча,
дети
раскладывают
картинки
с
объектами
живой природы в первый обруч, а объекты неживой природы во второй)
СЛАЙД 3 (игра жива и неживая природа)
Воспитатель:
Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению. Паучок - терпению
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости.
Отражение в воде учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Воспитатель: ребята, а хотите отправиться в путешествие в мир природы?
Давайте попросим ветер нам помочь. Он везде летает, все видит и все знает.
Возьмитесь за руки, закройте глаза и дружно скажем:
«Ветерок, подуй сильней, унеси нас в лес скорей»
СЛАЙД 4 (на экране картинка леса).
Воспитатель: – Посмотрите, ребята, где мы с вами очутились (в лесу).
Давайте полюбуемся красотой леса.
Физминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес
Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес!
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою
Ночью
темной,
грозовою.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-
налево
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь
над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево
.
Все открой, не утаи.
Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем
Ты же видишь – мы свои!
Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.
Воспитатель: – Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе.
С Л А Й Д
5
( н а
э к р а н е
п л а к а т
с
п р а в и л а м и
п о в е д е н и я
в
природе).
Воспитатель обобщает слова детей:
Нельзя рвать цветы, топтать траву,
Нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке,
Не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять,
Да гнезда птиц не разорять.
СЛАЙД 6 (жалобная книга)
Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споет.
Воспитатель: Ребята, что это такое? На экране изображение «жалобной
книги природы» Смотрите, здесь написано: - «Жалобная книга природы».
Воспитатель: – Правильно. Люди часто ведут себя неправильно в природе и
не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой
книге. Сейчас она обращается к вам, потому, что кто-то из лесных жителей
нуждается в помощи. Что же делать?
Воспитатель: – Боюсь, что мне одной не справиться, а
вы мне можете
помочь? Давайте посмотрим, кто же первый попросил о помощи.
СЛАЙД 7 (грязное озеро)(Слышится журчание водички).
Воспитатель: - Ребята, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь
зовет вода. Посмотрите внимательно, что же случилось?
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Здесь были туристы, которые не умеют себя правильно вести в природе. Они
разбросали мусор. Что нужно сделать, чтобы помочь озеру? Очистить воду
от мусора.
А куда нужно собирать мусор? (ответы детей). Посмотрите, поверхность
воды, и берег озера стали чистыми.
Воспитатель: - Ребята, а что может произойти с мусором, если его не убрать?
(предположения детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Хорошо справились. Откроем следующую
страницу.
СЛАЙД 8 (дерево)
(На пути дерево с ободранной корой).
Воспитатель: - посмотрите, дерево заболело, почему? (дети объясняют).
Да потому, что кто-то приходил сюда с топором и ободрал кору с дерева и
теперь ему больно, его некому защитить.
А мы можем помочь. Чем же можно залечить ранку дереву? (ответы детей).
Ребята, посмотрите, на слайде изображены песок, земля, глина, расскажите,
чем можно замазать ранку у дерева и почему (дети объясняют свойства
песка, земли, глины) ранку у дерева можно замазать глиной. Давайте вместе
и «полечим» деревце (замазываем глиной ствол).
Воспитатель: Молодцы
хорошо,
листаем
дальше. Открываем следующую
страницу
СЛАЙД 9 (полянка с завядшими цветами)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что случилось с цветочками? Чего им не
хватает, отгадайте.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Давайте поиграем и польём цветочки.
Игровой практикум. «Мама Тучка».
Воспитатель : - Давайте представим, что я мама Тучка, а вы мои детки.
Делайте все, что я скажу.
-Капельки, всем пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю.
Попрыгали,
попрыгали…(Дети
бегают).
Скучно
им
стало поодиночке
прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.
(Капельки составляют ручейки, взявшись парами). Встретились ручейки и
стали большой рекой (ручейки соединились в одну цепочку). Плывут капельки,
в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан
(Дети перестраиваются в большой океан и двигаются по кругу). Плавали,
плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала
им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и
потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме
Тучке. (Дети разбегаются и подбегают к воспитателю).
СЛАЙД 10 (На экране картинка с распустившимися цветами)
Воспитатель : Спасибо ребята, помогли цветочкам. Листаем дальше.
СЛАЙД 11 (пожар от костра в лесу)
Воспитатель : ребята, посмотрите, кто-то разжег костер в лесу и ушел. Разве
можно разжигать костер в лесу?
СЛАЙД 12 (правила разжигания костра в лесу)
А если вы уж на это решились, то нужно соблюдать следующие правила:
расчистить
полянку
от
сухой
травы,
вырыть
небольшую
ямку
и
в
ней
разводить огонь. Костер необходимо обложить камнями или землей, чтобы
огонь не смог распространиться за пределы костра.
А что необходимо сделать с костром, когда вы уходите из леса? (ответы
детей)
СЛАЙД 13 (правила тушения костра в лесу)
Воспитатель :
ребята,
как
вы
думаете,
кто
следит
за
порядком
в
лесу,
помогает животным? Ну, конечно же, лесник.
СЛАЙД 14 (лесник)
Воспитатель : Какими качествами должен обладать лесник?
Итог занятия: (выводы)
Воспитатель : Давайте поможем леснику и установим в лесу знаки, которые
помогут людям вести себя правильно в лесу.
СЛАЙД 15, 16, 17 (знаки)
Рассматривание и обсуждение знаков. Почему нельзя так поступать, к каким
последствиям могут привести разжигание костра, разбрасывание мусора,
что станет с детенышами диких животных, если их забрать домой.
СЛАЙД 17 (природа)
Воспитатель : Ну вот, кажется, и закончились жалобы. В лесу
и на воде
наведен порядок. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не
только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому
других.
Воспитатель : Вы такие молодцы! Я хочу, чтобы мы все вместе отдохнули и
послушали голоса природы!
Знают все взрослые, знают все дети
Что вместе с нами живут на планете
Птицы и звери, леса, много рек,
И доверяют тебе человек.
Ты – самый умный, а значит в ответе
За все живое, что есть на планете.
Используемая литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения
до
школы»
под
редакцией
Н.
Е.
Вераксы,
Т.
С.
Комаровой,
М.А.Васильевой. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2014г.
2. О.А.Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа
и методические рекомендации.
Издатель - Мозаика-Синтез -2014г.
3.
Л.Г.Киреева.
Формирование
экологической
культуры
дошкольников.
Планирование, конспекты занятий. Издательство - Учитель 2016г.