Напоминание

"Экологический проект"


Автор: Давиденко Ирина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №12 "Звездочка"
Населённый пункт: Саратовская область г. Ртищево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологический проект"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление общего образования администрации

Ртищевского муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовская область»

Экологический проект для детей II младшей группы

«Огород на окошке»

Воспитатель :Давиденко И.И.

Салькина Ю.С.

Ртищево

2017 г.

Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе

со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность,

наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений,

родители.

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение

наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую

деятельность.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению

культурных и декоративных растений.

Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей

выращивания огородных и декоративных культур.

Презентация проекта «Огород на окошке».

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих

возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

2. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта:Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не

подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если

взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое

существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с

помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия

тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от

слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений,

ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи

познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития

ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают

практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической

деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями.

Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие

таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат,

обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения

ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного

возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они

растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-

исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую

любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности

мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний

период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и

луковиц, используя для этого огород на окне.

3. Цели проекта

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение

наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую

деятельность.

Задачи проекта:

Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);

Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,

экспериментированию;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и

родителями.

4. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

Составление плана работы над проектом.

Сбор материала необходимого для реализации проекта.

Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

Сбор необходимого материала для создания огорода.

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

Беседа с детьми познавательного характера.

Организация предметно – развивающей среды по теме.

Подготовка информации для родительских уголков.

Организация конкурсов, развлечений, выставок.

Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир

растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

Посадка семян в землю.

Уход за растениями.

Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.

Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.

Игровая, двигательная деятельность.

Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

Работа дневником наблюдения.

Просмотр фильмов о растениях.

Сбор коллекций семян.

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.

Труд в огороде.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

Презентация проекта.

Представление опыта.

Деятельность детей:

Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

Участие в презентации проекта «Огород на окошке»

Распространение опыта.

Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.

Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

«Что такое «Огород на окне»,

«У Луки и Лукерьи»,

«Растения – это жизнь»,

«Семена»,

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Строение растений»,

«Рост и развитие растений»,

«Земля, какая она?»,

«Вода и росток»,

«Солнце и росток»,

«Проращивание семян»,

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Отбор и посев семян.

Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».

Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена»,

«Первые всходы».

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно

вырастить на подоконнике.

Рассматривание различных семян.

Художественно-творческая деятельность детей.

Раскрашивание картинок «В огороде я росту»

Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.

Рисование «Лук от всех недуг»

Лепка «Овощи большие и маленькие»,

Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»

Речь и речевое общение.

Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,

Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,

Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».

Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

Заполнение дневника наблюдений.

Оформление альбома «Наш первый огород».

Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека

дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные

ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное

мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для

пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за

прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали

развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и

другие непредвиденные обстоятельства.

Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

№ Этапа

Содержание деятельности

Срок

реализации

Ответственные

за выполнение

1)

Подготовительный

1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе,

детском саду.

3. Сбор информационного материала о

растениях (загадки, поговорки,

стихотворения)

4. Разработка комплексно - тематического

плана работы

5. Создание условий для организации

работы в «огороде на окне»

Февраль

Педагог

группы

2) Основной

1. Рассматривание семян (укропа, огурца,

помидора) посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая

деятельность детей по изучению

особенностей выращивания культурных

насаждений:

подготовка почвы, приобретение

семян, посадка, полив, рыхление;

оформление огорода на окне;

Наблюдение за растениями и

опыты с последующим рассматривании

и фиксации рисунков и схем.

3. Отражение результата

через художественно-творческую

деятельность.

Февраль

Март

Апрель

Педагог

группы

3)

Заключительный

1. Анализ полученных результатов.

2. Составление фотоальбома «Наш

зеленый огород!».

3. Презентация проекта «Огород на

окошке» в заключении конкурса.

4. Изготовление стенгазеты «Наши

зимние будни в детском саду»

Апрель

Педагог

группы

Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта

Предполагаемые

результаты: Из

семечки,

луковицы,

зернышка

можно

вырастить

растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие

овощные

культуры.

У

детей

появится

интерес

к

растениям.

Они

смогут

различать

некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют

опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и

делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие

детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями –

это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения,

за

полученный

результат,

обязательность,

целеустремленность.

Для

понимания

результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса

к

исследовательской

и

практической

деятельности

по

изучению

особенностей

выращивания

растений

в

«огороде

на

окне». Диагностическое

исследование

проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в

работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и

критериям

диагностики

мы

заносили

в

таблицу.

Качество

основных

показателей

мы

оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали

средний

результат

качества.

Полученные

результаты

обрабатывали

и

рассчитывали

в

процентном соотношении.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка

с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания,

совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда

ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут

самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного

результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах,

так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых

организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое

чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно

взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети,

воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных

образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической

базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской,

спонсорской помощи.

Библиографический список:

1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир

растений», М.: 2005 г. 234 с.

2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М.

«Новая школа», 1995 г. 187 с.

4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.



В раздел образования