Автор: Давиденко Ирина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №12 "Звездочка"
Населённый пункт: Саратовская область г. Ртищево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологический проект"
Раздел: дошкольное образование
Управление общего образования администрации
Ртищевского муниципального района Саратовской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовская область»
Экологический проект для детей II младшей группы
«Огород на окошке»
Воспитатель :Давиденко И.И.
Салькина Ю.С.
Ртищево
2017 г.
Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе
со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность,
наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений,
родители.
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение
наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую
деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению
культурных и декоративных растений.
Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей
выращивания огородных и декоративных культур.
Презентация проекта «Огород на окошке».
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих
возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
2. Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта:Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не
подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если
взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое
существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с
помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия
тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от
слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений,
ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи
познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития
ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают
практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической
деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями.
Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие
таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат,
обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения
ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного
возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они
растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-
исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую
любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности
мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний
период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и
луковиц, используя для этого огород на окне.
3. Цели проекта
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение
наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую
деятельность.
Задачи проекта:
Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,
экспериментированию;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и
родителями.
4. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
Составление плана работы над проектом.
Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
Сбор необходимого материала для создания огорода.
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
Беседа с детьми познавательного характера.
Организация предметно – развивающей среды по теме.
Подготовка информации для родительских уголков.
Организация конкурсов, развлечений, выставок.
Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир
растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
Посадка семян в землю.
Уход за растениями.
Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
Игровая, двигательная деятельность.
Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Работа дневником наблюдения.
Просмотр фильмов о растениях.
Сбор коллекций семян.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
Презентация проекта.
Представление опыта.
Деятельность детей:
Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Участие в презентации проекта «Огород на окошке»
Распространение опыта.
Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
«Что такое «Огород на окне»,
«У Луки и Лукерьи»,
«Растения – это жизнь»,
«Семена»,
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Строение растений»,
«Рост и развитие растений»,
«Земля, какая она?»,
«Вода и росток»,
«Солнце и росток»,
«Проращивание семян»,
Практическая деятельность и трудовые поручения:
Отбор и посев семян.
Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена»,
«Первые всходы».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно
вырастить на подоконнике.
Рассматривание различных семян.
Художественно-творческая деятельность детей.
Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
Рисование «Лук от всех недуг»
Лепка «Овощи большие и маленькие»,
Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
Речь и речевое общение.
Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
Заполнение дневника наблюдений.
Оформление альбома «Наш первый огород».
Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека
дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные
ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное
мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для
пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за
прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали
развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и
другие непредвиденные обстоятельства.
Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
№ Этапа
Содержание деятельности
Срок
реализации
Ответственные
за выполнение
1)
Подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе,
детском саду.
3. Сбор информационного материала о
растениях (загадки, поговорки,
стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического
плана работы
5. Создание условий для организации
работы в «огороде на окне»
Февраль
Педагог
группы
2) Основной
1. Рассматривание семян (укропа, огурца,
помидора) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая
деятельность детей по изучению
особенностей выращивания культурных
насаждений:
подготовка почвы, приобретение
семян, посадка, полив, рыхление;
оформление огорода на окне;
Наблюдение за растениями и
опыты с последующим рассматривании
и фиксации рисунков и схем.
3. Отражение результата
через художественно-творческую
деятельность.
Февраль
Март
Апрель
Педагог
группы
3)
Заключительный
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш
зеленый огород!».
3. Презентация проекта «Огород на
окошке» в заключении конкурса.
4. Изготовление стенгазеты «Наши
зимние будни в детском саду»
Апрель
Педагог
группы
Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта
Предполагаемые
результаты: Из
семечки,
луковицы,
зернышка
можно
вырастить
растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие
овощные
культуры.
У
детей
появится
интерес
к
растениям.
Они
смогут
различать
некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют
опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и
делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие
детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями –
это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения,
за
полученный
результат,
обязательность,
целеустремленность.
Для
понимания
результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса
к
исследовательской
и
практической
деятельности
по
изучению
особенностей
выращивания
растений
в
«огороде
на
окне». Диагностическое
исследование
проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в
работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и
критериям
диагностики
мы
заносили
в
таблицу.
Качество
основных
показателей
мы
оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали
средний
результат
качества.
Полученные
результаты
обрабатывали
и
рассчитывали
в
процентном соотношении.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка
с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания,
совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда
ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут
самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного
результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах,
так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых
организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое
чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно
взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети,
воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных
образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической
базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской,
спонсорской помощи.
Библиографический список:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир
растений», М.: 2005 г. 234 с.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М.
«Новая школа», 1995 г. 187 с.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.