Автор: Коптева Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: город Полярные Зори, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Формирование исследовательского поведения у детей старшего
дошкольного возраста.
Коптева Галина Васильевна,
воспитатель 1-ой квалификационной категории.
К старшему дошкольному возрасту заметно
в о з р а с т а ю т
в о з м о ж н о с т и
и н и ц и а т и в н о й
преобразующей
активности
ребенка.
Этот
возрастной
период
важен
для
р а з в и т и я
познавательной потребности ребенка, которая находит
выражение в форме поисковой, исследовательской
деятельности, направленной на открытие «нового».
Я считаю, что метод проектов является
наиболее
эффективным
способом,
позволяющим
формировать исследовательскую активность ребенка.
В этом году мы с детьми работала над проектом «
Воздух – невидимка».
Конечно, сначала в ходе предварительной работы я дала начальные представление
детям о роли воздуха в окружающем мире, о значении воздуха для всего живого, о
движении воздуха. Мы беседовали с детьми о воздухе, читали художественную
литературу, составляли рассказы, сказки, даже читали научную энциклопедию.
У детей возник познавательный интерес и дети стали задавать различные вопросы,
связанные со свойствами воздуха, выдвигать гипотезы. Чтобы ответить на эти
вопросы и проверить предположения детей, мы провели ряд экспериментов.
Опыт №1. Как обнаружить воздух?
Опыт №2. Воздух имеет вес.
Опыт №3. Сравнивали свойства воздуха и воды.
Опыт № 4. Как можно увидеть воздух?
Опыт № 5 . Движение воздуха.
Опыт №6. Воздух поет и свистит.
Опыт №7. Теплый воздух легче холодного?
В результате нашей поисково - экспериментальной деятельности дети много нового
узнали о свойствах воздуха, получили ответы на свои вопросы.
Воздух невидим;
Воздух без запаха;
Воздух не имеет формы;
Воздух занимает место;
Воздух может двигаться;
Воздух поет и свистит;
Теплый воздух легче холодного.
В работе с детьми я использую методы, позволяющие стимулировать исследовательское
поведение ребёнка:
метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое
нестереотипное
решение
той
или
иной
задачи,
которое
противоречит
имеющемуся опыту детей;
метод постановки задачи с неопределенным окончанием, что заставляет детей
задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
метод «преднамеренных ошибок по Ш. А. Амонашвили», - педагог избирает
неверный
путь
достижения цели,
а
дети обнаруживают это
и начинают
предлагать свои пути и способы решения задачи.
В результате систематической работы в этом направлении я могу сказать, что у
детей формируются универсальные компетентности т.е.:
самостоятельная постановка задачи,
анализ проблемной ситуации,
выбор наиболее оптимального пути решения,
поиск необходимой информации.
Исследовательское поведение способствует развитию учебной мотивации у
ребенка старшего дошкольного возраста и служит одним из действенных
инструментов научения и совершенствования познавательных функций всех уровней,
приобретения социального опыта. У ребенка оно выступают важнейшим источником
личностного развития и саморазвития.