Напоминание

Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Коптева Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: город Полярные Зори, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование исследовательского поведения у детей старшего

дошкольного возраста.

Коптева Галина Васильевна,

воспитатель 1-ой квалификационной категории.

К старшему дошкольному возрасту заметно

в о з р а с т а ю т

в о з м о ж н о с т и

и н и ц и а т и в н о й

преобразующей

активности

ребенка.

Этот

возрастной

период

важен

для

р а з в и т и я

познавательной потребности ребенка, которая находит

выражение в форме поисковой, исследовательской

деятельности, направленной на открытие «нового».

Я считаю, что метод проектов является

наиболее

эффективным

способом,

позволяющим

формировать исследовательскую активность ребенка.

В этом году мы с детьми работала над проектом «

Воздух – невидимка».

Конечно, сначала в ходе предварительной работы я дала начальные представление

детям о роли воздуха в окружающем мире, о значении воздуха для всего живого, о

движении воздуха. Мы беседовали с детьми о воздухе, читали художественную

литературу, составляли рассказы, сказки, даже читали научную энциклопедию.

У детей возник познавательный интерес и дети стали задавать различные вопросы,

связанные со свойствами воздуха, выдвигать гипотезы. Чтобы ответить на эти

вопросы и проверить предположения детей, мы провели ряд экспериментов.

Опыт №1. Как обнаружить воздух?

Опыт №2. Воздух имеет вес.

Опыт №3. Сравнивали свойства воздуха и воды.

Опыт № 4. Как можно увидеть воздух?

Опыт № 5 . Движение воздуха.

Опыт №6. Воздух поет и свистит.

Опыт №7. Теплый воздух легче холодного?

В результате нашей поисково - экспериментальной деятельности дети много нового

узнали о свойствах воздуха, получили ответы на свои вопросы.

Воздух невидим;

Воздух без запаха;

Воздух не имеет формы;

Воздух занимает место;

Воздух может двигаться;

Воздух поет и свистит;

Теплый воздух легче холодного.

В работе с детьми я использую методы, позволяющие стимулировать исследовательское

поведение ребёнка:

метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое

нестереотипное

решение

той

или

иной

задачи,

которое

противоречит

имеющемуся опыту детей;

метод постановки задачи с неопределенным окончанием, что заставляет детей

задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

метод «преднамеренных ошибок по Ш. А. Амонашвили», - педагог избирает

неверный

путь

достижения цели,

а

дети обнаруживают это

и начинают

предлагать свои пути и способы решения задачи.

В результате систематической работы в этом направлении я могу сказать, что у

детей формируются универсальные компетентности т.е.:

самостоятельная постановка задачи,

анализ проблемной ситуации,

выбор наиболее оптимального пути решения,

поиск необходимой информации.

Исследовательское поведение способствует развитию учебной мотивации у

ребенка старшего дошкольного возраста и служит одним из действенных

инструментов научения и совершенствования познавательных функций всех уровней,

приобретения социального опыта. У ребенка оно выступают важнейшим источником

личностного развития и саморазвития.



В раздел образования