Интерактивная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Хоровод матрёшек"
Автор: Дерезко Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19 "Золотой петушок" ст. Незлобной" Населённый пункт: станица Незлобная Наименование материала: методическая разработка Тема: Интерактивная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Хоровод матрёшек" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому развитию детей №19 "Золотой петушок" станицы Незлобной"
Авторская
разработка
интерактивной
дидактической
игры
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
«
Хоровод
матрёшек
»
Составила:
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №19
«Золотой петушок»
ст.Незлобной
»
Дерезко Ольга
Владимировна
Конспект
интерактивной дидактической игры
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Хоровод матрёшек»
Программное содержание:
формировать
умения
детей
выполнять
практические
упражнения
по
созданию образа матрёшки, выделять знакомые детали костюма матрешки
(сарафан,
фартук,
платок)
и
видеть
их
красоту
на
основе
заданного
алгоритма.
Развивать
память,
внимание, познавательный
интерес,
активизировать речь и мыслительную деятельность, мотивировать детей к
действию. Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на
примере русской национальной игрушки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Оборудование
и
материалы:
интерактивная
доска,
дидактическая
компьютерная игра «Хоровод матрёшек», ноутбуки.
Предварительная
работа:
знакомство
детей
с
матрёшкой,
создание
компьютерной дидактической игры «Хоровод матрёшек».
Методика проведения:
Воспитатель:
- Ребята, мне сегодня по электронной почте пришло письмо, как только я его
открою, я думаю, вы сразу догадаетесь от кого оно.
- Итак, вы догадались, что письмо пришло нам от героини из мультфильма
«Маша и медведь». Что она хочет нам сообщить?
Воспитатель:
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Шесть кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На экране у нас гостят
Как скажите всех их звать?
Слайд 1
Слайд 2
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно
рассмотрим.
Дидактическая игра «Найди одежду матрёшки»
Задание №1: определить, во что одеты наши матрёшки?
Дети
по
очереди
называют
варианты
ответа,
ребенок
за
компьютером подводит курсор к нему. При правильном ответе – одежда
становится
в
контрольную
строку
и
раздаются
аплодисменты,
при
неправильном – исчезает.
(Правильные ответы – сарафан, фартук, платок)
Слайд 3
Воспитатель: А какая это одежда?
Ответы детей: старинная
Воспитатель: А матрешечки сами какие?
Ответы детей. (Дети называют прилагательные).
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для
матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про матрешек, послушайте:
На экране появляются матрёшки.
Русская матрешка - это изначально и по определению детская игрушка.
Кому первому пришла в голову идея раскрашивать красками изделия из
дерева или глины неизвестно, но однозначно идея хорошая и интересная.
Сегодня мы поговорим об особенностях росписи русской матрешки.
Видов
росписи
матрешек
всего
шесть
и
называются
они
по
мету
возникновения данного народного промысла: семеновская, вятская, сергеево-
посадская, тверская, полховская, крутецкая. Абсолютно все виды матрешек
объединяют
несколько
особенностей.
Во-первых,
на
изделиях
всегда
изображаются
люди
и
по
преимуществу
девочки.
Во-вторых,
за
редким
исключением преобладает красный цвет. В-третьих, основные декоративные
элементы росписи, заполняющие всю композицию, - цветы (опять же за
редким исключением встречается что-либо другое).
Слайд 4
Сергеево – посадская матрёшка
Я из Сергиева Пасада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Слайд 5
Семёновская матрёшка
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Слайд 6
Тверская матрёшка
Сарафаны расписные
выдумал Тверской народ.
И одежды дорогие
носишь круглый год.
Слайд 7
Вятская матрёшка
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
Слайд 8
Полховская матрёшка
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками,
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Слайд 9
Крутецкая матрёшка
Я матрёшка расписная
Я девчонка озорная
от Крутецких мастеров
У меня сестрички,
Все сестрички невелички:
Голубенькие платочки, розовые щёчки.
Пальчиковая гимнастика «Мы матрёшки»
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас модные прически.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас красные сапожки.
Задание № 2: Дидактическая игра «Найди отличия»
Слайд 10
-А теперь посмотрите, какие отличия есть у матрешек?
Дети называют, а воспитатель обобщает:
У полховской матрёшки не нарисованы руки, впереди овал
расписанный яркими цветами. Отметьте, какие цвета используют полхов-
майданские мастера?
Дети
по
очереди
называют
варианты
ответа,
а
затем
за
компьютером подводят курсор к нему. При правильном ответе – нужный
цвет становится в контрольную строку и раздаются аплодисменты, при
неправильном – исчезает.
Слайд 11
(Правильные ответы – Жёлтый, алый, голубой, фиолетовый).
Воспитатель: - Посмотрите на центральный цветок, сколько у него
лепестков?
Дети: - Пять.
Воспитатель : -Это всё отличает полховскую матрёшку от семёновской. А
семёновская матрёшка одета в сарафан, фартук и платок, по бокам туловища
или живота нарисованы руки.
Практическая работа.
Задание № 3: Дидактическая игра «Собери матрёшек»
Воспитатель: -
У
вас
на
экране
изображены
3
матрёшки.
Необходимо
собрать матрёшки согласно алгоритму:
Слайд 12
+
=
+
=
+
=
На основе заданного алгоритма дети выполняют задание (воспитатель
поясняет ход выполнения задания)
Слайд 13
Задание № 4: Дидактическая игра «Хоровод матрёшек»
Матрешки веселые не любят на месте сидеть, они любят петь и веселится,
танцевать, а давайте их пригласим на хоровод.
Воспитатель
предлагает
детям
из
матрёшек,
нарисованных
на
экране
выстроить их в хоровод.
Слайд 14
Анализ игры:
Воспитатель:
- С какой игрушкой вы познакомились?
- А к какой национальной культуре она относится?
- Из каких деталей состоит костюм матрёшки?
- Какие основные цвета присутствуют в костюмах матрёшек?
- Какие трудности вы испытывали при игре на компьютере?
- Что вам больше всего запомнилось в игре?
Подведение итогов:
Ребята, я очень рада что вам было интересно на занятии. Вы многое узнали о
русской
матрёшке.
И
хотела
бы
вам
предложить
вместе
с
родителями
придумать
игру
на
компьютере.
Ребята,
я
считаю,
что
вы
справились
с
заданиями. Молодцы! Спасибо, до свидания.