"Сотрудничество с родителями как условие эффективного воспитания детей"
Автор: Герасимова Любовь Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1" п. Палатка Населённый пункт: поселок Палатка Наименование материала: статья Тема: "Сотрудничество с родителями как условие эффективного воспитания детей" Раздел: дошкольное образование
ДЕТЕЙ
Общество вправе ждать от педагогов глубоких педагогических результа-
тов, которые определяются уровнем обученности, воспитанности и развития
подрастающего поколения. ФГОС ДО ставит воспитателя перед необходимо-
стью пересмотра привычных отношений «педагог – родитель».
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребен-
ка выступает конструктивное взаимодействие с семьей.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей в соответствии с
ФГОС:
- создавать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и
формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимо-
действия педагогов и родителей с детьми;
- привлекать семьи воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрять родителей за внимательное отношение к потребностям ребен-
ка, создавать необходимые условия для их удовлетворения в семье.
Во ФГОС ДО определен принцип партнерского взаимодействия с родите-
лями. Стандарт ориентирует их на участие в реализации программы, создании
условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Родители долж-
ны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сто-
ронними наблюдателями.
Задача детского сада сегодня – выстроить эффективное взаимодействие с
семьей, а это станет возможно, если изменяется не только формы и методы вза-
имодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от
«работы с родителями» до «сотрудничества и партнерства».
Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова-
ния – инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение но-
вых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ
просвещения и обучения семьи.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый внесе-
мейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым
вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогиче-
ское просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит даль-
нейшее развитие ребенка. И наоборот, от качества работы ДОО зависит уровень
педагогической культуры родителей, а следовательно, и семейного воспитания
детей. А чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольно-
го воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого
воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к реко-
мендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспита-
тели должны постоянно повышать требования к себе, своим педагогическим
знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
В семье растет ребенок. С первых лет жизни он усваивает нормы обще-
ния, человеческих отношений, впитывая в себя и хорошее и плохое.
Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни, ответ
будет один – вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но под -
час у родителей возникает столько неотложных «взрослых» дел, что в повсед-
невной жизни теряется это самое главное, откладывается «на потом».
Смысл пе6дагогического сотрудничества с родителями мы видим в созда-
нии условий для комфортной жизни ребенка, развития его индивидуальности в
детском саду и дома. Ключевой момент в этом сотрудничества – преследование
единой цели в воспитании и развитии ребенка. Воспитатель должен занимать
новую «профессиональную позицию» педагога-психолога, умеющего привлечь
родителей к активному взаимодействию с детским садом, сделать его конструк-
тивным, объединить родителей для решения насущных проблем воспитания и
развития.
Прежде чем наметить задачи, мы провели анализ социологического пас-
порта. На основе собранных данных проанализировали особенности структуры
родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспита-
ния. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каж-
дой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Изучение
семьи
воспитанника
позволяет
воспитателю
ближе
позна-
комиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад и традиции, духовные
ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителя-
ми. Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требую-
щее от педагога проявления уважения ко всем ее членам, искренности, желания
оказать помощь.
Следующий этап – проведение анкетирования родителей. Анализ ответов
на вопросы анкеты показал следующее: родители недостаточно осведомлены в
вопросах воспитания дошкольников, не читают педагогические периодические
издания, посвященные проблемам их воспитания. Подавляющее большинство
родителей группы занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с
дошкольным образовательным учреждением. Так, 45% родителей хотели бы по-
лучать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собрани-
ях, 55% ответивших не хотели бы участвовать в работе с детьми в детском саду,
мотивируя это нехваткой свободного времени.
По результатам анкетирования были поставлены следующие задачи по
взаимодействию с родителями:
- установить прочные партнерские взаимоотношения между детским са-
дом и семьей;
- сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть об-
разовательные возможности в вопросах воспитания и развития, сохранности
здоровья своих детей;
- повысить степень вовлеченности родителей в образовательный процесс
ДОО.
Для решения поставленных задач использовались следующие формы вза-
имодействия:
- просветительская (оформление папок-передвижек, выпуск информаци-
онных папок, консультации, родительские собрания, организация совместных
мероприятий);
- исследовательская (анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседо-
вание);
- практическая (семинары-практикумы, конкурсы, совместные праздники
и развлечения, акции, трудовая деятельность).
Вся работа была построена и направлена на то, чтобы обеспечить эффек-
тивность участия родителей в жизни своих детей, повысить уровень их психо-
лого-педагогических знаний, что в свою очередь способствовало бы успешному
усвоению дошкольниками основной образовательной программы ДОО. В ходе
взаимодействия был реализован запланированный план мероприятий, внедрены
нетрадиционные формы работы (встреча-консультация, «душевный разговор»,
семинар-практикум,
групповые
выставки,
ежегодные
собрания-встречи
сов-
местно с детьми как эффективный метод активизации родителей. Мы постоянно
используем классическую форму – тематическую беседу, чтобы наладить дове-
рительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных
ситуациях. Все используемые формы работы подчинены основной цели взаимо-
действия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, ро-
дителями и педагогом.
В результате проведенной работы контакт с родителями стал теснее. Ро-
дители стали проявлять интерес к жизни группы, интересоваться различными
сторонами воспитания детей, активнее посещать мероприятия, участвовать в их
организации. Об этом свидетельствуют результаты участия родителей и детей в
творческих конкурсах, акциях городского (районного) уровня детского сада.
В ходе сотрудничества с родителями проявилась их «включенность» в об-
разовательный процесс. Это отражалось в количественном показателе присут-
ствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собра-
ний; присутствие на детских праздниках; участие в выставках, конкурсах; по-
мощь в оснащении педагогического процесса. Также отмечались такие каче-
ственные показатели, как инициативность, ответственность, отношение роди-
телей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает
знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,
организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребе-
нок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОО. Гар-
моничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в об-
разовательном процессе вряд ли возможно. Анализ работы показывает, что в
дальнейшем необходимо продуктивно организовывать сотрудничество с родите-
лями и повышать эффективность образовательного процесса, изменять позицию
семей по отношению к детскому саду.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями
необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий,
как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.
Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на до-
верии. Сотрудничество должно быть направлено на осуществление педагогики
сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального
уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных тре-
бований педагогической пропаганды.
Выявление всех категорий посредством социально-педагогических мето-
дов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей
и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с
детьми, организация работы ДОО как открытой системы приносят весомые ре-
зультаты.
А если к этому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного
образования, можно добиться большего.
Введение
в
систему
дошкольного
образования
ДОО,
работающих
по
открытой системе, только улучшит качество взаимодействия педагогов с роди-
телями, укрепит связь детских садов и социумных объектов, обеспечит более
оперативное и эффективное распространение передового педагогического опы-
та, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению роди-
телей дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении фе-
дерального государственного образовательного стандарта дошкольного образо-
вания».
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1987.
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М., 2008.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руко-
водителю о работе с родителями). М., 1994.
Семейное воспитание: Словарь/ Под ред. М.И. Кондакова. М., 1972.
Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником// Дошкольное воспи-
тание. 1997. № 12
Воспитатели и родители: Из опыта работы. М., 1985.