Напоминание

"Сотрудничество с родителями как условие эффективного воспитания детей"


Автор: Герасимова Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1" п. Палатка
Населённый пункт: поселок Палатка
Наименование материала: статья
Тема: "Сотрудничество с родителями как условие эффективного воспитания детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад





СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ

ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ
Общество вправе ждать от педагогов глубоких педагогических результа- тов, которые определяются уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения. ФГОС ДО ставит воспитателя перед необходимо- стью пересмотра привычных отношений «педагог – родитель». Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребен- ка выступает конструктивное взаимодействие с семьей. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей в соответствии с ФГОС: - создавать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимо- действия педагогов и родителей с детьми; - привлекать семьи воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); - поощрять родителей за внимательное отношение к потребностям ребен- ка, создавать необходимые условия для их удовлетворения в семье. Во ФГОС ДО определен принцип партнерского взаимодействия с родите- лями. Стандарт ориентирует их на участие в реализации программы, создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Родители долж- ны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сто- ронними наблюдателями. Задача детского сада сегодня – выстроить эффективное взаимодействие с семьей, а это станет возможно, если изменяется не только формы и методы вза- имодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества и партнерства». Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова- ния – инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение но- вых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый внесе- мейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогиче- ское просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит даль- нейшее развитие ребенка. И наоборот, от качества работы ДОО зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и семейного воспитания детей. А чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольно- го воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к реко- мендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспита- тели должны постоянно повышать требования к себе, своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. В семье растет ребенок. С первых лет жизни он усваивает нормы обще- ния, человеческих отношений, впитывая в себя и хорошее и плохое. Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни, ответ будет один – вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но под - час у родителей возникает столько неотложных «взрослых» дел, что в повсед- невной жизни теряется это самое главное, откладывается «на потом». Смысл пе6дагогического сотрудничества с родителями мы видим в созда- нии условий для комфортной жизни ребенка, развития его индивидуальности в детском саду и дома. Ключевой момент в этом сотрудничества – преследование единой цели в воспитании и развитии ребенка. Воспитатель должен занимать новую «профессиональную позицию» педагога-психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию с детским садом, сделать его конструк- тивным, объединить родителей для решения насущных проблем воспитания и развития. Прежде чем наметить задачи, мы провели анализ социологического пас- порта. На основе собранных данных проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспита-
ния. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каж- дой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Изучение семьи воспитанника позволяет воспитателю ближе позна- комиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад и традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителя- ми. Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требую- щее от педагога проявления уважения ко всем ее членам, искренности, желания оказать помощь. Следующий этап – проведение анкетирования родителей. Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее: родители недостаточно осведомлены в вопросах воспитания дошкольников, не читают педагогические периодические издания, посвященные проблемам их воспитания. Подавляющее большинство родителей группы занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Так, 45% родителей хотели бы по- лучать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собрани- ях, 55% ответивших не хотели бы участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени. По результатам анкетирования были поставлены следующие задачи по взаимодействию с родителями: - установить прочные партнерские взаимоотношения между детским са- дом и семьей; - сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть об- разовательные возможности в вопросах воспитания и развития, сохранности здоровья своих детей; - повысить степень вовлеченности родителей в образовательный процесс ДОО. Для решения поставленных задач использовались следующие формы вза- имодействия:
- просветительская (оформление папок-передвижек, выпуск информаци- онных папок, консультации, родительские собрания, организация совместных мероприятий); - исследовательская (анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседо- вание); - практическая (семинары-практикумы, конкурсы, совместные праздники и развлечения, акции, трудовая деятельность). Вся работа была построена и направлена на то, чтобы обеспечить эффек- тивность участия родителей в жизни своих детей, повысить уровень их психо- лого-педагогических знаний, что в свою очередь способствовало бы успешному усвоению дошкольниками основной образовательной программы ДОО. В ходе взаимодействия был реализован запланированный план мероприятий, внедрены нетрадиционные формы работы (встреча-консультация, «душевный разговор», семинар-практикум, групповые выставки, ежегодные собрания-встречи сов- местно с детьми как эффективный метод активизации родителей. Мы постоянно используем классическую форму – тематическую беседу, чтобы наладить дове- рительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Все используемые формы работы подчинены основной цели взаимо- действия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, ро- дителями и педагогом. В результате проведенной работы контакт с родителями стал теснее. Ро- дители стали проявлять интерес к жизни группы, интересоваться различными сторонами воспитания детей, активнее посещать мероприятия, участвовать в их организации. Об этом свидетельствуют результаты участия родителей и детей в творческих конкурсах, акциях городского (районного) уровня детского сада. В ходе сотрудничества с родителями проявилась их «включенность» в об- разовательный процесс. Это отражалось в количественном показателе присут- ствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собра- ний; присутствие на детских праздниках; участие в выставках, конкурсах; по- мощь в оснащении педагогического процесса. Также отмечались такие каче-
ственные показатели, как инициативность, ответственность, отношение роди- телей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребе- нок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОО. Гар- моничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в об- разовательном процессе вряд ли возможно. Анализ работы показывает, что в дальнейшем необходимо продуктивно организовывать сотрудничество с родите- лями и повышать эффективность образовательного процесса, изменять позицию семей по отношению к детскому саду. Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий, как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на до- верии. Сотрудничество должно быть направлено на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных тре- бований педагогической пропаганды. Выявление всех категорий посредством социально-педагогических мето- дов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОО как открытой системы приносят весомые ре- зультаты. А если к этому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования, можно добиться большего. Введение в систему дошкольного образования ДОО, работающих по открытой системе, только улучшит качество взаимодействия педагогов с роди- телями, укрепит связь детских садов и социумных объектов, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опы-
та, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению роди- телей дошкольников. ЛИТЕРАТУРА Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении фе- дерального государственного образовательного стандарта дошкольного образо- вания». Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1987. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М., 2008. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руко- водителю о работе с родителями). М., 1994. Семейное воспитание: Словарь/ Под ред. М.И. Кондакова. М., 1972. Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником// Дошкольное воспи- тание. 1997. № 12 Воспитатели и родители: Из опыта работы. М., 1985.


В раздел образования