Напоминание

"НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ - ДЕФЕКТОЛОГОМ В ОБУЧЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"


Автор: Рыба Светлана Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 42
Населённый пункт: Невинномысск
Наименование материала: статья
Тема: "НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ - ДЕФЕКТОЛОГОМ В ОБУЧЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Участие в конкурсе

«НОВЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

УЧИТЕЛЕМ

-

ДЕФЕКТОЛОГОМ

В

ОБУЧЕНИИ

И

РЕАЛИЗАЦИИ

ТВОРЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Мои воспитанники имеют речевые нарушения. Моя миссия -

помочь ребенку

благополучно справиться с имеющимися у него нарушениями речи, укрепить здоровье, и

овладеть образовательной программой детского сада а затем и школы.

Система

логопедического

воздействия

на

детей

имеет

комплексный

характер:

коррекция

звукопроизношения

сочетается

с

развитием

моторных

функций,

с

формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны

речи и связного высказывания. Но работая в традиционных направлениях, мы не всегда

получаем положительный результат. Поэтому сталкиваясь с проблемами в обучении детей,

мне

приходится

искать

различные

вспомогательные

средства,

облегчающие

и

систематизирующие процесс усвоения нового материала.

Следуя

афоризму

Н.А.

Рубакина

«Никогда

не

прекращайте

вашей

самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы

вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов», постоянно изучаю новые

подходы

обучения

и

воспитания,

направленные

на

активизацию

речевого

развития

ребёнка, позволяющие по-новому организовать коррекционный процесс.

Я пришла к выводу, что эффективность применения нетрадиционных творческих

приёмов в коррекционной работе очевидна. Их использование помогает организовать

занятие интереснее и разнообразнее, превращает скучную работу в живую и творческую,

поддерживает заинтересованность детей, обеспечивает быстроту запоминания, понимания

и усвоения программного материала в полном объёме.

Для детей с ЗПР характерны низкая активность познавательной деятельности,

быстрая

утомляемость,

недостаточные

работоспособность,

устойчивость

внимания

на

занятиях,

малая

инициативность

в

игровой

деятельности,

слабая

продуктивность

запоминания.

Обладая

в

целом

полноценными

предпосылками

к

овладению

мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления и

без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и

обобщением.

Развить

эти

способности

у

детей

помогает

мне

в

моей

практике

технология

дидактического синквейна.

Составление

синквейна

-

это

форма

свободного

творчества,

которая

направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и

существенные

признаки,

анализировать,

делать

выводы,

кратко

формулировать

свои

высказывания.

В чём же его эффективность и значимость для детей с ЗПР?

Во-первых, его простота. Составить синквейн могут все дети. Во-вторых – в

составлении

синквейна

каждый

ребёнок

реализовывает

свои

творческие

и

интеллектуальные возможности.

Мы с детьми осваиваем эту технологию. Для того, чтобы наиболее правильно,

полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный словарный запас

по данной теме. Работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее

действия предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над

предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» я накапливаю

материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями

«живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим

предметы, действия и признаки предмета, изображать его графически, проявляя своё

творчество.

Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями.

После проведения обучающего семинара родители вместе с детьми пишут «Сочинения»

по

пройденной

лексической

теме,

оформляя

их

графически

в

виде

рисунков

или

аппликации. А к концу второго года обучения, дети, умеющие читать и писать, создают

синквейн, записывая его печатными буквами.

Опыт

работы

по

использованию

технологии

синквейна

был

представлен

и

педагогам

ДОУ.

Познакомившись

с

понятием

дидактического

синквейна,

его

происхождением,

правилами

составления,

его

значимостью

и

эффективностью

применения в работе с детьми, педагоги сами практически поучаствовали в составлении

синквейнов на различные темы, получив массу удовольствия, раскрывая свои творческие

возможности.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний

инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и

представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому.

Это сложная и плодотворная работа, как для меня, учителя-дефектолога, так и для

детей.

При

проведении

диагностического

обследования

отмечается

положительная

динамика

развития

всех

компонентов

речевого

развития

словарный

запас

детей

увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли

вслух.

Созданные детьми стихотворения по технологии синквейна стали «изюминкой» в

моей непосредственной образовательной деятельности.



В раздел образования