Автор: Рыба Светлана Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 42
Населённый пункт: Невинномысск
Наименование материала: статья
Тема: "НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ - ДЕФЕКТОЛОГОМ В ОБУЧЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Раздел: дошкольное образование
Участие в конкурсе
«НОВЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
УЧИТЕЛЕМ
-
ДЕФЕКТОЛОГОМ
В
ОБУЧЕНИИ
И
РЕАЛИЗАЦИИ
ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Мои воспитанники имеют речевые нарушения. Моя миссия -
помочь ребенку
благополучно справиться с имеющимися у него нарушениями речи, укрепить здоровье, и
овладеть образовательной программой детского сада а затем и школы.
Система
логопедического
воздействия
на
детей
имеет
комплексный
характер:
коррекция
звукопроизношения
сочетается
с
развитием
моторных
функций,
с
формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны
речи и связного высказывания. Но работая в традиционных направлениях, мы не всегда
получаем положительный результат. Поэтому сталкиваясь с проблемами в обучении детей,
мне
приходится
искать
различные
вспомогательные
средства,
облегчающие
и
систематизирующие процесс усвоения нового материала.
Следуя
афоризму
Н.А.
Рубакина
«Никогда
не
прекращайте
вашей
самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы
вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов», постоянно изучаю новые
подходы
обучения
и
воспитания,
направленные
на
активизацию
речевого
развития
ребёнка, позволяющие по-новому организовать коррекционный процесс.
Я пришла к выводу, что эффективность применения нетрадиционных творческих
приёмов в коррекционной работе очевидна. Их использование помогает организовать
занятие интереснее и разнообразнее, превращает скучную работу в живую и творческую,
поддерживает заинтересованность детей, обеспечивает быстроту запоминания, понимания
и усвоения программного материала в полном объёме.
Для детей с ЗПР характерны низкая активность познавательной деятельности,
быстрая
утомляемость,
недостаточные
работоспособность,
устойчивость
внимания
на
занятиях,
малая
инициативность
в
игровой
деятельности,
слабая
продуктивность
запоминания.
Обладая
в
целом
полноценными
предпосылками
к
овладению
мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления и
без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и
обобщением.
Развить
эти
способности
у
детей
помогает
мне
в
моей
практике
технология
дидактического синквейна.
Составление
синквейна
-
это
форма
свободного
творчества,
которая
направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и
существенные
признаки,
анализировать,
делать
выводы,
кратко
формулировать
свои
высказывания.
В чём же его эффективность и значимость для детей с ЗПР?
Во-первых, его простота. Составить синквейн могут все дети. Во-вторых – в
составлении
синквейна
каждый
ребёнок
реализовывает
свои
творческие
и
интеллектуальные возможности.
Мы с детьми осваиваем эту технологию. Для того, чтобы наиболее правильно,
полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный словарный запас
по данной теме. Работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее
действия предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над
предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» я накапливаю
материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями
«живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим
предметы, действия и признаки предмета, изображать его графически, проявляя своё
творчество.
Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями.
После проведения обучающего семинара родители вместе с детьми пишут «Сочинения»
по
пройденной
лексической
теме,
оформляя
их
графически
в
виде
рисунков
или
аппликации. А к концу второго года обучения, дети, умеющие читать и писать, создают
синквейн, записывая его печатными буквами.
Опыт
работы
по
использованию
технологии
синквейна
был
представлен
и
педагогам
ДОУ.
Познакомившись
с
понятием
дидактического
синквейна,
его
происхождением,
правилами
составления,
его
значимостью
и
эффективностью
применения в работе с детьми, педагоги сами практически поучаствовали в составлении
синквейнов на различные темы, получив массу удовольствия, раскрывая свои творческие
возможности.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний
инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и
представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому.
Это сложная и плодотворная работа, как для меня, учителя-дефектолога, так и для
детей.
При
проведении
диагностического
обследования
отмечается
положительная
динамика
развития
всех
компонентов
речевого
развития
–
словарный
запас
детей
увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли
вслух.
Созданные детьми стихотворения по технологии синквейна стали «изюминкой» в
моей непосредственной образовательной деятельности.