Напоминание

"Игры -фантазии"


Автор: Сивко Марина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 74 "Филиппок"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игры -фантазии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРЫ – ФАНТАЗИИ

в работе с детьми дошкольного возраста

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом в

развитии

человека,

когда

закладываются

основы

личности,

развивается

волевая

сфера,

воображение,

творческие

способности

ребенка.

Эти

важнейшие качества формируются в ведущей деятельности дошкольника –

игре.

Игра – особая форма активности, занимающая в жизни ребенка главное

место.

Потребность в игре заложена в человеке. Игра отличается от любой

другой деятельности именно тем, что в основе ее лежит фантазия. Это особая

жизнь,

и

каждый

участник

игры

притворяется

кем-то

другим,

кем

не

является.

В

настоящее

время

в

дошкольной

педагогике

выделяют

несколько

классификация игр дошкольника, множество видов детской игры. Каждый

вид игры имеет свое содержание, свои особенности, выполняет свои функции

в развитии ребенка и пр.

В последнее время в педагогической литературе и практике особо начал

выделяться такой вид игры, как игры-фантазии. Иногда педагоги, психологи

объединяют понятия игры – фантазии, игры – воображения, творческие игры,

что в основном является одним и тем же.

Пожалуй, каждый взрослый – педагог, родитель, хотел бы видеть ребенка

творческой,

развитой

личностью,

способной

к

фантазированию.

Необходимыми составляющими

творчества являются - свободный полет

воображения, способность к фантазии, интуиция, которая может выливаться

в изобретениях и открытиях и пр.

Творчество,

игра,

фантазия

прекрасные

психотерапевтические

средства, которые дают возможность развиваться ребенку, отдохнуть, снять

напряжение, повысить эмоциональный тонус.

Здесь на помощь взрослому могут придти игры-фантазии с детьми. В

настоящее время нет точного определения, что такое игра – фантазия, игра –

воображение.

Из

практики

видно,

что

это

особый

вид

игры

ребенка

дошкольника,

имеющий

игровые

задачи,

содержание,

игровые

правила,

результат… главный участник игры - ребенок…

Игры-фантазии

содержат

в

себе

элементы

других

игр:

образных,

сюжетно-ролевых, режиссерских и др.

Прежде всего, для организации игр-фантазий необходима организация

предметной среды. Здесь для предметной среды важно не многообразие, а те

условия,

которые

дают

детям

возможность

фантазировать,

придумывать,

творить. Ребенка не должно окружать много предметов, наряду с хорошо

знакомыми

вещами

должны

быть

малоизвестные.

Неспецифические

предметы, которые можно использовать по-разному, по-другому. Необходимо

с

самого

раннего

возраста

давать

ребенку

«полуфабрикаты»,

которые

воображение

превратит

во

что

угодно.

Многие

исследователи

(Л.С.Выготский, О.Н.Дьяченко) указывали на необходимость создания такой

предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную

роль специфических предметах в развитии творчества.

Характерной

особенностью

игр-фантазий

является

умение

приспосабливать

для

игр

любой

предмет:

катушку

ниток,

деревянные

брусочки, палочки, веточки, цветные лоскуты и ленточки и пр. В играх-

фантазиях

всякий

предмет

мгновенно

меняет

значение:

повязанная

деревянная ложка становиться важной дамой и пр.

Способность

варьировать

объект

игры

при

помощи

фантазии,

дает

ребенку

чувство

власти

над

предметом

игры,

развивать

вкус

к

своей

творческой деятельности, создавать новые стимулы активности. Многие дети

любят фантазировать. Мир детской фантазии огромен и многообразен. Что в

свою

очередь

дает

простор

для

организации,

развития

игр

фантазий

дошкольников.

Работая над играми – фантазиями, необходимо быть готовыми, что все

дети ведут себя по-разному в игровой деятельности, а так же воспринимают

мир иначе, чем взрослый.

Пути развития игр-фантазий:

1. чтение детям книг: сказки, стихи, рассказы и пр.,

2. игры с предметами – заместителями, с образами – заместителями,

3. активное общение ребенка с взрослыми, с окружающим миром.

Работу над развитием игр-фантазий необходимо начинать с младшего

дошкольного возраста, хотя основной пик развития приходиться на старший

возраст. Игры-фантазии могут быть индивидуальные и коллективные.

Анализ программ воспитания и обучения детей в детском саду показал,

что в педагогическом процессе очень мало внимания уделяется

играм-

фантазиям, играм-воображениям, иногда их практически нет. Поэтому этот

вопрос

остается

актуальным.

Необходимо

разрабатывать

вопросы

игр-

фантазий,

игр-

воображений:

продумывать

конкретный

перечень

игр,

содержание игр, пути и методы работы с детьми, организация предметной

среды и пр.

Человек, ребенок, который умеет придумывать новые занятия находить

себе развлечения «на пустом месте» никогда не будет скучать.

Придумывание интересных игр – занятие не для ленивых, оно требует

опыта, фантазии, наблюдений и пр.

Задачи:

Развитие творческой активности, способности к фантазированию

и импровизации в игре.

Развивать

умение

общаться

по

повод

игры

определять

содержание, роли и пр.

Развитие

умения

мыслить

нестандартно

в

обычных

ситуациях,

создавать образы по словесной описанию или по другим опорам.

Развитие речевой активности, способов речевого общения, связной

речи.

Развитие мышления и мыслительных операций, внимания, памяти.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развивать

самосознание

и

мировосприятие

через

осмысление

своего я.

Воспитание

положительных

взаимоотношений

в

игровой

деятельности.

В каждом возрасте у детей свои игры – фантазии.

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

№ Название

Содержание

1

Странная

картинка

Педагог предлагает детям целую сюжетную картинку,

предметные

картинки

с

героями

и

явлениями

к

сюжетной

картинке.

Дети

рассматривают

и

расставляют

все

на

свои

места,

объясняя

свои

действия.

2

Оживи

картинку

Педагог

предлагает

детям

разные

картинки

с

изображением сказочных героев, детей, животных и

пр.

В

начале

картинки

могут

быть

сериями,

потом

одиночные картинки. В последствии дети оживляют

картинки, представляя что они могут делать, говорить

и пр.

3

Подружи

игрушки

Взрослый

предлагает

детям

набор

игрушек,

рассказывает

детям,

что

в

мире

все

дружат.

Чтобы

подружить игрушки между собой нужно связать их

рассказом про них. Он сам приводит 2-3 примера, а

затем

предлагает

детям:

еж,

заяц,

кукла,

машина,

карандаш и пр.

4

Продолжи

сказку

Педагог читает детям известную сказку, с известными

героями. Дети продолжают сказку, придумывая новый

финал истории. Для начала работы можно предложить

детям наглядный материал для игры.

5

Для

чего

эти

предметы?

Педагог предлагает детям набор обычных, известных

предметов:

газета,

катушка

ниток,

носовой

платок,

баночка

из-под

растворимого

кофе,

полиэтиленовый

пакет, носок, коробка из-под молока, подушечка для

иголок, глубокая тарелка, зонт и пр.

Взрослый берет какой-либо предмет и рассказывает,

как

его

можно

использовать.

Детям

предлагается

подумать,

пофантазировать

и

назвать

как

можно

больше

вариантов

использования

последовательно

предъявляемых известных предметов.

В з р о с л ы й

п р е д л а г а е т

н а з ы в а т ь

в а р и а н т ы

использования

предметов

по

кругу,

чтобы

каждый

ребенок мог хоть раз ответить первым. Если будут

затруднения,

взрослый

может

помогать

детям.

Принимаются и подсказки других детей

6

Игры на руках и

пальцах

Взрослый

предлагает

детям

поиграть

в

игру

без

игрушек.

Сначала

он

просит

повторять

за

ним

те

действия руками, которые он будет показывать. Все

действия

сопровождаются

словами.

Затем

взрослый

просит по очереди каждого ребенка изобразить что-

либо из того, что будет говорить взрослый, например: у

меня в руках маленький мячик, мои пальчики идут, у

м е н я

н а

г о л о в е

к о р о н а .

и пр.

После того как дети легко будут производить действия

вслед за взрослым, можно перейти к другой форме

игры: взрослый в среднем темпе наговаривает текст, а

дети стараются показать на руках и пальцах то, что

происходит в игре. Например, Стоит дом. Окошки в

н а ш е м

д о м е

к р е п к о

з а к р ы т ы .

Откроем окна и впустим свет!

7

Отгадай,

что

мы задумали

Взрослый

загадывает

какой-нибудь

предмет,

они

должны

отгадать

что

это

за

предмет.

Когда

дети

научились

играть

в

данную

игру

можно

играть

с

водящим.

Еще

позднее

можно

детям

предложить

показывать

признаки

задуманного

предмета.

Например,

задуман

мяч.

Дети

по

кругу

говорят

водящему: он красный, он большой, он круглый, он

катится и т. д. Водящий может назвать предмет после

любого

названного

признака.

Тогда

тот,

на

ком

произошло угадывание, становится водящим, и игра

начинается снова.

Сферу загадываемых предметов следует ограничить

игровой комнатой, домом и т. п., чтобы ребенок мог

отгадать задуманное. Взрослый не должен руководить

перечислением

признаков,

указывая

на

них

детям,

нужно добиваться, чтобы каждый ребенок делал это

самостоятельно,

даже

если

и

не

очень

удачно.

8

Дорисуй

Детям предлагают листы бумаги с нарисованными на

них элементами предметов. Это может быть, например,

силуэт дерева, простые геометрические фигуры и др.,

важно,

чтобы

изображение

не

было

однозначным.

Детей просят дорисовать каждую фигуру, так, чтобы

получилось что-то осмысленное. А потом рисунки всех

детей

рассматриваются,

составляется

рассказ

по

нарисованному.

9

Фантазеры

Педагог

предлагает

детям

поиграть

в

игру

и

пофантазировать. Дети смотрят

на что-то и говорят

что

напоминают

увиденные

образы,

на

что

они

похожи. Например, кляксы на листе, облака на небе,

ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле,

капля воска от свечи и др.

10

Мультфильм

Взрослый предлагает детям картинку и рассказывает

детям

начало

какой-то

истории,

например:

«Лето.

Утро. Мы вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит

солнце,

дует

приятный

легкий

ветерок...».

Далее

ребенок должен придумать продолжение истории. Он

представляет

себе

то,

что

происходит

дальше,

и

рассказывает. Затем ребенок останавливается и дальше

продолжение

придумывает

взрослый

и

др.

ребенок.

Позднее

придумывать

мультфильм

можно

без

наглядности.

11

Что

показывают

по

телевизору…

Педагог

предлагает

детям

макет

телевизора,

но

телевизор не работает. Дети придумывают, что может

показывать

телевизор

в

данный

момент:

передачи,

мультфильмы и пр., рассказывая содержание.

Творческие

игры-фантазии,

развивая

ребёнка,

помогут

измениться

и

взрослым.

Только

личностно

растущий

взрослый

способен

поддержать

рассказ малыша о каком-нибудь событии, игрушечке и пр., перевоплотиться в

любого животного и т.д., т.е. встать на один уровень с ребенком. Совместное

сочинение игр,

сказок

и пр. - всё это фундамент творческой развитой

личности.

Литература:

1.

Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение,

1987.-144с.-

2.

Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.:

Академия, 2000. – 112 с.

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:

Просвещение, 1991. - 93с.

4.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка:

Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.

5.

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 96 с.

6.

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во Моск.

ун-та, 1979. - 144 с.

7.

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Просвещение, 1996. -

160с.

8.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

школе. – М., 1991.

9.

Кудрявцев В. Сила воображения. // Дошкольное образование. – 2001. -№ 7.

10.Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси: Мецниереба,

1972. - 344 с.

11.Нестеренко А.Н. Методика придумывания сказки. // ТРИЗ. - 1991. - №2.

12.Симановский

А.Э.

Развитие

творческого

мышления

детей.

-

М.:

Академкнига, 2002.- 168 с.

13.Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для

родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

14.Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.:

ил. – (Библиотека для родителей).



В раздел образования