Автор: Кинаш Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 97
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Проект "Мюзикл в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
ШКОЛА № 97
Рабочая программа
по проекту «Мюзикл в детском саду»
Направленность программы: художественно-эстетическая
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Срок реализации программы - 7 месяцев
Музыкальный руководитель
Кинаш И.Н.
1
Содержание
I. Пояснительная записка…………………………………………………3.
II.Учебно- тематическое планирование………………………………….9.
III. Содержание программы ……………………………….10.
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы………………………………………………………………..21.
V. Список литературы……………………………………21.
2
Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь
и музыкальный - для не умеющих говорить. (...)
Шарль Азнавур
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский музыкальный театр, как определенный вид искусства и
дополнительного образования в детском саду является средством
художественно-эстетического развития дошкольников. Союз музыки и театра,
включающий в себя сценографию, костюмы, пластику, постановку, актерскую
игру и пение - далеко не полный перечень искусств, объединяющийся для
"донесения музыкального содержания до юного зрителя-слушателя".
Театр искусство коллективное. В основе учебного процесса – как
профессиональное, так и духовное воспитание маленького актера: взаимное
уважение, товарищество, расширение общего кругозора и культуры.
Задача руководителя музыкального детского театра, научить детей
художественной выразительности, "театральному" исполнению вокальных
партий, музыкально-сценической интерпретации музыки. В этом заключается
суть музыкально-постановочной деятельности педагога.
Форма театра мюзикла выбрана не случайно. Именно в таком
музыкальном коллективе могут заниматься дети, имеющие хорошие
вокальные данные, и дети, не обладающие таковыми.
Необходимым условием реализации данной учебной программы является
организация дошкольного театра мюзикла, на базе которого проводятся
занятия, происходит постановка и выпуск детских музыкальных спектаклей.
В репертуаре могут использоваться мюзиклы, детские музыкальные
сказки, игры-драматизации.
Учебная работа в детском музыкальном театре осуществляется в трех
направлениях: а) музыкальном, б) театральном, в) танцевальном.
Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия.
Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса,
формирование вокально-исполнительских умений, подготовку
исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной
партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры
будущего музыкального спектакля
.
Хоровые занятия представляют собой работу над хоровыми фрагментами
партитуры музыкально - сценического произведения, кроме того, они
формируют умения и навыки хорового пения : полетный звук, певческое
дыхание, интонацию, ритм, дикцию, использование певческих регистров.
Театральное направление представляет собой занятия по актерскому
мастерству и сценической речи. Эти занятия направлены на развитие
3
творческого воображения и фантазии, умения " перевоплощаться", " верить "
в предлагаемые обстоятельства мизансцены, владеть собой, своими
чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью
раскрепостить детей, выработать и них умения сценической импровизации,
театрального ансамбля.
Занятия сценической речью должны развивать речевой аппарат,
вырабатывать классическое произношение гласных звуков, образность и
эмоциональную подачу текста, культуру поведения на сцене, дикцию.
Танцевально-пластическое занятия ставят своей целью приобретение
навыков исполнения основных танцевальных движений, фигур, под музыку, а
также постановку корпуса, рук, ног, головы.
Программа рассчитана на 30 часов , что составляет 1 час в неделю, срок
реализации 7 месяцев обучения, предназначена для детей возраста от 5 до 7
лет.
Основная цель программы:
приобщение детей к театральному искусству через развитие вокально-
сценической культуры ребенка.
Реализация поставленной цели возможна через решение ряда задач:
1. Образовательные:
- ввести обучающихся в мир художественной культуры
- формировать целостное представление об искусстве;
- сформировать навыки творческой деятельности;
- сформировать навыки и умения в области актерского мастерства,
вокально-хорового исполнительства.
2. Воспитательные:
- способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса,
интереса к искусству;
- способствовать воспитанию чувства ответственности за коллективный
труд;
- расширять представления о культуре общения на сцене и в жизни.
3. Развивающие:
- развивать сознательное и эмоциональное восприятие произведений.
- сформировать способность самостоятельного освоения художественных
ценностей;
- создать условия для реализации творческих способностей;
- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и
воображение;
4
- работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь
применить на практике полученные знания;
- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности.
Реализация поставленных задач предполагается через такие виды
деятельности, как:
- беседа;
- игровые виды деятельности;
- вокально-хоровая работа;
- восприятие музыки;
- слушание музыкального произведения и создание его образа;
- выразительное чтение;
- создание масок, костюмов, декораций;
- участие в постановке спектаклей.
Формы организации учебного процесса,
предполагаемые методы и приемы
Все занятия коллективные, сочетают в себе три основных вида
деятельности: беседа, игра и хоровое пение.
Одним из средств достижения поставленной цели выступает
художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми
видами деятельности, приобретение навыков творческих действий.
Таким образом, кроме приобретенных новых знаний и умений, происходит
обогащение жизненного опыта.
Основным методом развития творческих способностей выбрана
импровизация:
- хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация,
импровизация на заданную тему;
- импровизация сопровождения музыкального сопровождения звучащими
движениями.
Такой подход позволяет максимально учитывать возрастные
психофизиологические особенности детей.
При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение
участников на следующие группы:
- солисты: в эту группу входят дети. Имеющие достаточно высокий
потенциал музыкальных способностей, а также дети с вокальными данными
или перспективой их развития.
- актерская группа: основные действующие лица на сцене.
5
Эти группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть
переведены из одной группы в другую.
Итогом деятельности обучающихся является их участие в постановке
спектакля.
Условия реализации программы:
- наличие просторного помещения, возможности репетиций в
музыкальном зале
- наличие музыкального инструмента (фортепиано);
- материальная база для создания костюмов и декораций;
- комплект детских шумовых инструментов;
- аудио- и видеотехника;
- библиотека справочных изданий по предмету;
- фонотека;
- наглядные и демонстрационные пособия;
- наличие в учреждении музыкальной аппаратуры.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
6
Дети должны знать
Дети должны уметь к концу года
Правила поведения, технику
безопасности
Соблюдать правила поведения на
занятиях, правила техники
безопасности при работе в темном
помещении.
Особенности театра как вида
искусства.
Различать виды театра (кукольный,
драматический, оперный, мюзикла)
Устройство речевого аппарата и
звукообразования
Правильно произносить звуки.
Формирование правильного
звукообразования
Играть на шумовых инструментах.
Упражнения на внимание
координацию движений
Концентрировать внимание и
координировать движения
Сценическую культуру
Выступать на концертах и мини-
спектаклях.
Методы настройки певческого голоса
Исполнять мелодический канон, петь
в унисон.
Способ звуковедения
Исполнять легкое стаккато,
переходящее в легато, нон легато,
маркато, переходящее в плотное
легато.
Сценическое действие
- Действовать в коллективе;
- свободно ориентироваться на
сценической площадке;
- управлять интонацией своего
голоса;
- действовать в вымышленных
обстоятельствах;
- произносить текст внятно, с
выражением;
- правильно распределять
дыхание;
- импровизировать на заданную
тему.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7
Учебно-тематический план 2016-2017 год
№
п/п
Содержание темы
Кол-во
часов
1
Вводные занятия
1
2
Вместе весело играть
1
3
Мир вокруг нас
1
4
В гостях у сказки
2
5
Как звучат слова
1
6
Волшебной музыки страна
1
7
С песенкой по лесенке
1
8
Работа над репертуаром
22
Всего
30
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Кол-во
занятий
Теоретическая
часть занятий
Цели и задачи
Практическая
часть занятий
1
Вводное занятие
Рассказать о работе театра
мюзикла, о правилах
поведения, провести
инструктаж по технике
безопасности
Провести диагностику
развития общих и
музыкальных
способностей
Просмотр
видеороликов
1
Вместе весело
играть
Игра на общение;
приобретение навыков и
развитие умений
действовать в коллективе
Контактные,
сюжетно-ролевые
игры. Игры-
упражнения на
развитие
слухового
внимания
8
1
Мир вокруг нас
Формировать
представления о понятиях:
искусство, живопись,
музыка, театра, цирк,
музей, концерт, артист.
Расширять
общекультурный кругозор.
Просмотр
репродукций,
картин.
Фотоматериалов.
Сюжетно-ролевые
игры,
Упражнения на
развитие
слухового
внимания.
2
В гостях у сказки
Чтение, пересказ
сказки «Муха
Цокотуха»
Формировать творческую
художественно-речевую
деятельность; развивать
умения осмысливать
содержание
художественного
произведения. Развивать
внимание, память,
воображение.
Инсценирование
отдельных
эпизодов.
Упражнения на
развитие мелкой
моторики
Создавать на занятиях
положительный
эмоционально-
психологический настрой.
Развивать навыки
концентрации внимания и
координации движений.
Формировать
представления об
устройстве речевого
аппарата и
звукообразования
Веселая
гимнастика.
Психогимнастика.
Зарядка для лица
и языка.
Игры-
упражнения;
музыкально-
ритмические
упражнения.
Упражнения на
развитие речевого
аппарата.
1
Как звучат слова.
Играем
пальчиками и
развиваем речь.
Забавные
чистоговорки.
Игры- говорилки
Развивать мелкую
моторику рук и высших
корковых функций (память,
внимание, мышление,
оптико-пространственное
восприятие. Воображение,
наблюдательность.
Формировать навыки
правильного
звукообразования.
Развивать речь,
интонационную
Как звучат слова.
Играем
пальчиками и
развиваем речь.
Забавные
чистоговорки.
Игры-говорилки
Упражнения на
дыхание, дикцию
и артикуляцию.
Выразительное
чтение. Игры со
9
выразительность.
словами.
1
Волшебной
музыки страна.
В гости к
музыке.
В мире
загадочных
звуков.
Формировать
представления о музыке
как виде искусства.
Воспитывать навыки
восприятия музыкального
произведения; накапливать
музыкально-слуховые
впечатления.
Формировать
представления о понятиях:
звук, мелодия, динамика,
регистр, темп;
Песня, танец, марш;
оркестр, дирижер;
композитор, исполнитель,
слушатель.
Развивать музыкальный
слух. Приобретать навыки
игры на детских шумовых
инструментах.
Музыкально-ритмическое
воспитание.
Слушание
музыки.
Музыкально-
дидактические
игры
Игры на
ритмические
рисунки.
1
С песенкой по
лесенке
Развивать вокально-
хоровые умения и навыки.
Формировать
представления о понятиях:
куплет, припев,
аккомпанемент, дирижер,
хор, солист, дуэт, трио.
Развивать умения
управлять своим голосом,
соотносить его звучание со
звучанием музыкального
инструмента. Формировать
навыки певческого
дыхания и
звукообразования.
Развивать умения
отзываться на дирижерские
жесты
Работа с
песенным
репертуаром;
упражнения на
развитие
певческого
дыхания и голоса.
Музыкальные
игры.
22
Работа над
репертуаром
Работать над вокальной
речью. Воспитывать
исполнительскую культуру.
Индивидуальные
занятия
10
1
Итоговое занятие
Подвести итоги
Концертная
программа
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Правила техники безопасности на занятиях.
2. Фонограммы песен для прослушивания, разучивания и
исполнения. (CD –диск)
3. Театрализованные представления для детей (CD–
диск).
4. Скороговорки для занятий.
4. Нотный репертуар.
5. Разработка сценария для постановки.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкина, С. Музыка и движение./С. Белкина, Т. Ломова, Е. Соковнина.-
М., 1984.
2. Данилова. Л. Работа над детской оперой./ Л. Данилова.-М., 1988.
3. Козлянинова, И.П. Сценическая речь/И.П. Козлянинова. – М.:
Просвещение, 1976.
4. Кох, И.Э. Основы сценического движения/И.Э. Кох – М.: Просвещение,
1979.
5. Михайлова, М. Развитие музыкальных способностей детей./ М.
Михайлова.- М.. 1997.
6. Стриганова. В.М., Уральская, В.ИТ. Современный танец/В.М.
Стриганова. В.И. Уральская.-М.: Просвещение. 1987
11