Напоминание

приобщение дошкольников к русской народной культуре


Автор: Демидова Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД103
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: кружковая работа
Тема: приобщение дошкольников к русской народной культуре
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 103

ПРОГРАММА

ПО

приобщению дошкольников к русской народной культуре

(социально-личностное развитие)

КРУЖОК «ПОЧЕМУЧКИ»

Возраст детей: средний дошкольный (4-5лет)

Срок реализации: 1 учебный год

Автор: Демидова Юлия Анатольевна

высшая категория

2016-2017гг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность разработки программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по

приобщению дошкольников к русской народной культуре, при взаимодействии с семьей, способствует формированию

интеллектуальных способностей речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического

развития. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь

внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять свою ценность.

Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную, поиграть с

детьми. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере (стреляла).

Приобщение новых поколений к народной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности,

так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и

стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Русская

народная культура — это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность

и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.

Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация ребенка, то есть

приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.

Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника,

которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность,

духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания

Приобщение детей к народной культуре так же является одним из средств формирования патриотических чувств и

развития духовности.

Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества.

Цель работы кружка:

Воспитание любви к своей Родине, культуре, традициям, уважения к себе, окружающим.

Цель обуславливает следующие задачи:

1. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями,

народным творчеством искусством.

2. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине.

3. Раскрыть детям ценности семьи, доброго слова и доброго дела в жизни человека.

4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических

особенностей.

Для достижения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих и взаимосвязанных методов:

изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ публикаций по этой теме; педагогическое наблюдение;

индивидуальные беседы с детьми; педагогический эксперимент.

Педагогическая целесообразность.

Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации программы, подобраны из числа адаптированных

к особенностям физиологии и психологии дошкольников. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и

организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности

воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.

Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию

детей среднего дошкольного возраста. Программа предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс

через участие в открытых занятиях, анкетирование, организацию фоторепортажа.

Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Количество детей в группе: 30 человек.

Работа по подгруппам по 15 чел

Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения.

Режим занятий: 1 раз в месяц по 20 мин.

Условия реализации программы.

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы.

Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:

дети должны иметь представление о:

1. русской народной игрушке- матрёшке, игрушках из глины,

2. предметах народного быта: веретено, пряжа. Прялка

3. характерных особенностях русского костюма

4. истории возникновения ручки

5. старинной русской обуви- лапти

6. народных праздниках

Способы проверки результатов.

Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:

- данных планового мониторинга

детей в ДОУ (сентябрь и май);

- бесед с воспитанниками и их родителями; анкетирования родителей.

Формы подведения итогов реализации программы:

1этап – выступление на родительском собрании, открытое занятие кружка, выставка рисунков детей на социально-

личностную тематику.

2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, фоторепортаж фрагментов занятий;

3 этап – выступление на общей родительской конференции.



В раздел образования