Автор: Демидова Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД103
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: кружковая работа
Тема: приобщение дошкольников к русской народной культуре
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 103
ПРОГРАММА
ПО
приобщению дошкольников к русской народной культуре
(социально-личностное развитие)
КРУЖОК «ПОЧЕМУЧКИ»
Возраст детей: средний дошкольный (4-5лет)
Срок реализации: 1 учебный год
Автор: Демидова Юлия Анатольевна
высшая категория
2016-2017гг
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по
приобщению дошкольников к русской народной культуре, при взаимодействии с семьей, способствует формированию
интеллектуальных способностей речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического
развития. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь
внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять свою ценность.
Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную, поиграть с
детьми. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере (стреляла).
Приобщение новых поколений к народной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности,
так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и
стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Русская
народная культура — это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность
и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.
Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация ребенка, то есть
приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.
Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника,
которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность,
духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания
Приобщение детей к народной культуре так же является одним из средств формирования патриотических чувств и
развития духовности.
Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества.
Цель работы кружка:
Воспитание любви к своей Родине, культуре, традициям, уважения к себе, окружающим.
Цель обуславливает следующие задачи:
1. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями,
народным творчеством искусством.
2. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине.
3. Раскрыть детям ценности семьи, доброго слова и доброго дела в жизни человека.
4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических
особенностей.
Для достижения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих и взаимосвязанных методов:
изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ публикаций по этой теме; педагогическое наблюдение;
индивидуальные беседы с детьми; педагогический эксперимент.
Педагогическая целесообразность.
Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации программы, подобраны из числа адаптированных
к особенностям физиологии и психологии дошкольников. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и
организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности
воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.
Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию
детей среднего дошкольного возраста. Программа предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс
через участие в открытых занятиях, анкетирование, организацию фоторепортажа.
Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Количество детей в группе: 30 человек.
Работа по подгруппам по 15 чел
Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения.
Режим занятий: 1 раз в месяц по 20 мин.
Условия реализации программы.
Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы.
Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
дети должны иметь представление о:
1. русской народной игрушке- матрёшке, игрушках из глины,
2. предметах народного быта: веретено, пряжа. Прялка
3. характерных особенностях русского костюма
4. истории возникновения ручки
5. старинной русской обуви- лапти
6. народных праздниках
Способы проверки результатов.
Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:
- данных планового мониторинга
детей в ДОУ (сентябрь и май);
- бесед с воспитанниками и их родителями; анкетирования родителей.
Формы подведения итогов реализации программы:
1этап – выступление на родительском собрании, открытое занятие кружка, выставка рисунков детей на социально-
личностную тематику.
2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, фоторепортаж фрагментов занятий;
3 этап – выступление на общей родительской конференции.