Автор: Черненко Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №165"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разнообразные формы работы с семьей по речевому развитию детей"
Раздел: дошкольное образование
Разнообразные формы работы семьи по речевому развитию детей
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в
общей системе работы по обучению родному языку. Чем
богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем
шире
его
возможно сти
познать
действительно сть,
полноценнее
взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно и его
личность
в
целом.
Педагогу
важно
помнить,
что
для
успешного
речевого
развития
каждого
ребенка
необходимо
объединить
усилия
взрослых
воспитателей
и
родителей.
Работа
по
взаимодействию
с
родителями
воспитанников
группы
может
включать
в
себя
следующие
мероприятия.
Индивидуальные встречи с родителями, на которых до родителей доводятся
результаты речевого обследования ребенка, даются конкретные рекомендации и
задания родителям для их ребенка.
Подгрупповые
консультации проводятся
для
родителей,
у
детей
которых
обнаружены
одинаковые проблемы в речевом развитии. На таких встречах воспитатель дает
более
подробную
консультацию,
показывает,
как
работать
над
решением
выделенных
речевых
проблем,
разучивает
с
родителями
необходимые
дидактические игры. На таких встречах родители могут поделиться друг с
другом своим положительным опытом в решении единых для всех собравшихся
п р о б л е м
р а з в и т и я
р е ч и
д е т е й .
В группе могут быть заведены такие речевые традиции как "Копилка слов", "Я
дарю
тебе
словечко"
и
другие,
в
которых
принимают
участие
и
родители.
"Копилка
слов".
Традиция
по
расширению,
закреплению
и
конкретизации
словаря начинается в детском саду. Постепенно к этой работе привлекаются
родители, например, через такие задания (которые даются детям): подобрать с
мамой (папой, бабушкой, сестрой, братом) красивые (осенние, зимние, острые,
вкусные
и
т.п.)
предметом,
показать
всем
детям
и
назвать
е го .
"Я дарю тебе словечко". Эта традиция рождается в детском саду. Воспитатель
"дарит" детям разнообразные слова к различным праздникам. В последующем
он предлагает детям тоже подготовить дома подобные слова-подарки. Например,
ребенку на день рождения дарятся веселые слова, гостям группы - приветливые
и
т.п.
Уникальная
форма
взаимодействия
с
семьей
- игротека.
Игротеки
проводятся
1
раз
в
неделю
во
второй
половине
дня.
Воспитатели
соответствующим
образом
готовят
группу
к
играм
детей
с
участием
их
родителей.
Например,
один
стол
готовится
для
свободной
изобразительной
деятельности, другой - для решения определенных речевых задач и т.д. Каждый
ребенок сам определяет, во что он сегодня будет играть. Родители приходят по
мере возможности. Игротека помогает родителям научиться контактировать со
своим ребенком и его друзьями на разных содержаниях, разучить разнообразные
игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия, лучше увидеть
и оценить своего ребенка. Главное правило при
организации
игротеки
-
никогда
не
включать
новые
учебные
задачи
и
содержания. Одна из
форм работы с родителями - консультации, посвященные какой-либо проблеме
или особенности речевого развития. Хорошо, если каждая консультация будет
заканчиваться домашним заданием, выполнив которое, родители смогли бы
увидеть
проблемы
своего
ребенка
и
о сознанно
помогать
е м у.
В
группе
(детском
саду)
можно
создать
специальный фонд
материалов,
обеспечивающих работу родителей с ребенком в домашних условиях. Сюда
относятся: библиотечка книг для родителей по проблемам речевого развития,
подборки
картинок
под
разные
речевые
задачи,
дидактические
игры
по
развитию
речи,
материалы
для
развития
мелкой
моторики
ру к .
Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность
педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности
и
проблемы
и
получить
желаемый
результат
в
речевом
развитии
каждого
ребенка группы
Литература:
1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.
2. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет.