Автор: Чеботарёва Ирина Влалимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Новониколаевский д/с №5"
Населённый пункт: Волгоградская обл. Новониколаевский р-н.р.п. Новониколаевский
Наименование материала: статья
Тема: Консультация: "Речевое развитие детей"
Раздел: дошкольное образование
Актуальная
тема
для
разговора
во
все
времена
–
это
здоровье
человека
.
Здоровье
нельзя
удержать
лекарствами
.
Но
есть
другое
средство
–
движение
.
Физические
упражнения
,
движение
должны
прочно
войти
в
быт
каждого
человека
,
который
хочет
сохранить
работоспособность
,
здоровье
,
полноценную
долгую
жизнь
.
Дошкольный
возраст
является
решающим
этапом
в
формировании
фундамента
физического
и
психического
здоровья
ребенка
.
В
этот
период
идет
интенсивное
развитие
органов
и
становление
функциональных
систем
организма
.
Наметившаяся
в
последние
годы
устойчивая
тенденция
ухудшения
здоровья
дошкольников
,
увеличение
количества
детей
с
нарушениями
психического
и
речевого
развития
,
диктует
необходимость
поиска
механизмов
,
позволяющая
изменить
эту
ситуацию
.
Основная
задача
детского
сада
-
подготовить
ребенка
к
самостоятельной
жизни
,
дав
ему
для
этого
необходимые
умения
,
навыки
,
воспитав
определенные
привычки
.
В
структуру
оздоровительных
режимов
каждой
группы
,
должны
быть
вплетены
спектры
медико
-
восстановительных
методик
,
приемов
,
способов
:
-
Динамические
паузы
,
которые
проводятся
воспитателем
во
время
занятий
, 2-5
мин
.,
по
мере
утомляемости
детей
.
Могут
включать
в
себя
элементы
гимнастики
для
глаз
,
дыхательной
гимнастики
и
других
в
зависимости
от
вида
занятия
.
-
Физкультминутки
.
Систематическое
использование
физкультминуток
приводит
к
улучшению
психоэмоционального
состояния
,
к
изменению
отношения
к
себе
и
своему
здоровью
.
Можно
предложить
провести
физ
.
минутки
кому
-
нибудь
из
детей
.
-
Подвижные
и
спортивные
игры
.
Проводят
воспитатели
,
руководитель
физического
воспитания
.
Как
часть
физкультурного
занятия
,
на
прогулке
,
в
групповой
комнате
–
малоподвижные
игры
.
-
Релаксацию
.
Проводят
воспитатели
,
руководитель
физического
воспитания
,
психолог
в
любом
подходящем
помещении
.
Для
всех
возрастных
групп
.
Можно
использовать
спокойную
классическую
музыку
(
Чайковский
,
Рахманинов
),
звуки
природы
.
-
Гимнастика
пальчиковая
.
Проводится
с
младшего
возраста
индивидуально
либо
с
подгруппой
ежедневно
воспитателем
или
логопедом
.
Рекомендуется
всем
детям
,
особенно
с
речевыми
проблемами
.
Проводится
в
любое
удобное
время
,
а
так
же
во
время
занятий
.
-
Гимнастика
для
глаз
.
Ежедневно
по
3-5
мин
.
в
любое
свободное
время
и
во
время
занятий
,
чтобы
снять
зрительную
нагрузку
у
детей
.
-
Гимнастика
дыхательная
.
В
различных
формах
физкультурно
-
оздоровительной
работы
,
на
физ
.
минутках
во
время
занятий
и
после
сна
,
во
время
гимнастики
.
При
помощи
правильного
дыхания
можно
избежать
гайморита
,
астмы
,
неврозов
,
избавиться
от
головной
боли
,
насморка
,
простуды
,
расстройства
пищеварения
и
сна
и
быстро
восстановить
работоспособность
после
умственного
и
физического
утомления
.
Для
полноценного
дыхания
необходимо
соблюдать
следующие
правила
:
дышать
надо
только
через
нос
равномерно
и
ритмично
;
стараться
максимально
наполнять
легкие
воздухом
при
вдохе
и
делать
максимально
глубокий
выдох
;
при
появлении
малейшего
дискомфорта
занятия
дыхательной
гимнастикой
прекратить
.
-
Гимнастика
бодрящая
.
Ежедневно
после
дневного
сна
, 5-10
мин
.
Форма
проведения
различна
:
упражнения
на
кроватках
,
обширное
умывание
;
ходьба
по
ребристым
дощечкам
.
Проводит
воспитатель
.
-
Гимнастика
корригирующая
и
ортопедическая
.
В
различных
формах
физкультурно
-
оздоровительной
работы
.
Проводят
воспитатели
,
руководитель
физического
воспитания
.
-
Физкультурные
занятия
.
Проводятся
в
хорошо
проветренном
помещение
2-3
раза
в
неделю
,
в
спортивном
зале
.
Младший
возраст
- 15-20
мин
.,
средний
возраст
- 20-25
мин
.,
старший
возраст
-
25-30
мин
.
Проводят
воспитатели
,
руководитель
физического
воспитания
.
-
Самомассаж
.
В
различных
формах
физкультурно
-
оздоровительной
работы
или
во
время
физ
.
минуток
,
в
целях
профилактики
простудных
заболеваний
.
Проводят
воспитатели
.
-
Психогимнастика
. 1
раз
в
неделю
со
старшего
возраста
по
25-30
мин
.
Проводит
психолог
.
-
Физкультурные
праздники
являются
эффективной
формой
активного
отдыха
детей
.
Практика
дошкольных
учреждений
показала
значимость
праздников
в
активном
приобщении
каждого
ребенка
к
занятиям
физической
культурой
.
Имеется
немало
положительных
примеров
творческого
подхода
педагогических
коллективов
к
их
организации
и
проведению
.
-
Физкультурные
праздники
,
организованные
на
открытом
воздухе
,
приносят
наибольшую
пользу
для
оздоровления
и
закаливания
детей
.
-
Физкультурные
досуги
.
Наряду
с
физкультурными
праздниками
следует
широко
использовать
физкультурный
досуг
как
организованную
форму
активного
отдыха
детей
.
Физкультурный
досуг
не
требует
специальной
подготовки
,
он
строится
на
хорошо
знакомом
детям
материале
и
проводится
несколькими
группами
,
близкими
по
возрастному
составу
и
музыкального
воздействия
.
-
Музыкально
-
ритмическая
деятельность
.
Занятия
по
ритмике
и
танцу
включают
различные
виды
деятельности
:
1.
Упражнения
,
с
помощью
которых
совершенствуются
навыки
основных
движений
(
ходьба
,
бег
,
прыжки
),
происходит
усвоение
танцевальных
элементов
(
упражнения
для
рук
и
верхнего
плечевого
пояса
),
упражнения
без
музыки
и
психогимнастика
.
2.
Упражнения
с
музыкально
–
ритмическими
заданиями
или
музыкально
–
дидактическая
игра
.
3.
Упражнения
с
предметами
(
если
они
не
входят
в
упражнения
по
совершенствованию
основных
движений
),
подвижные
игры
,
танцы
.
Дополнительно
можно
использовать
методы
закаливания
:
-
полоскание
горла
и
полости
рта
растворами
трав
(
эвкалипта
,
шалфея
,
ромашки
,
календулы
и
т
.
д
.),
обладающих
антисептическим
действием
на
слизистую
оболочку
дыхательных
путей
,
или
раствором
морской
соли
проводится
ежедневно
после
обеда
в
течение
2
недель
поочередно
.
-
умывание
холодной
водой
после
дневного
сна
.
-
босохождение
в
сочетании
с
воздушными
ваннами
проводится
на
занятиях
по
физической
культуре
и
после
дневного
сна
.
-
Здоровый
образ
жизни
включает
в
себя
адекватную
физическую
активность
,
рациональное
питание
,
личную
гигиену
,
здоровый
психологический
климат
в
семье
,
в
школе
,
внимательное
отношение
к
своему
здоровью
.
Вся
эта
работа
осуществляется
комплексно
,
в
течение
всего
дня
и
с
участием
медицинских
и
педагогических
работников
:
воспитателя
,
учителя
–
логопеда
,
педагога
-
психолога
,
инструктора
по
физической
культуре
,
музыкального
руководителя
.
И
все
-
таки
главными
воспитателями
ребенка
являются
родители
.
От
того
,
как
правильно
организован
режим
дня
ребенка
,
какое
внимание
уделяют
родители
здоровью
ребенка
,
зависит
его
настроение
,
состояние
физического
комфорта
.
Здоровый
образ
жизни
ребенка
,
к
которому
его
приучают
в
образовательном
учреждении
,
может
или
находить
каждодневную
поддержку
дома
,
и
тогда
закрепляться
,
или
не
находить
,
и
тогда
полученная
информация
будет
лишней
и
тягостной
для
ребенка
.
Забота
о
здоровье
–
одна
из
важнейших
задач
каждого
человека
.
Среди
всех
земных
благ
здоровье
–
ценный
дар
,
данный
человеку
природой
,
заменить
который
нельзя
ничем
,
однако
люди
не
заботятся
о
здоровье
так
,
как
это
необходимо
.
Но
важно
понимать
,
что
забота
о
здоровье
наших
детей
сегодня
–
это
полноценный
трудовой
потенциал
нашей
страны
в
ближайшем
будущем
.
Все
мы
,
родители
,
врачи
,
педагоги
,
хотим
,
чтобы
наши
дети
хорошо
учились
,
год
от
года
становились
сильнее
,
вырастали
и
входили
в
большую
жизнь
людьми
не
только
знающими
,
но
и
здоровыми
.
Ведь
здоровье
–
это
бесценный
дар
!