Напоминание

"Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей дошкольного возраста с НОДА"


Автор: Деева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №23
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей дошкольного возраста с НОДА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей

дошкольного возраста с НОДА

Дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. Это

становится возможным благодаря овладению детьми представлениями об окружающем мире,

содержание которого представлено двумя взаимосвязанными системами: «предметный мир» и

«мир взаимоотношений». Знакомясь с многообразием предметного мира и функциональными

его свойствами, усваивая суть человеческих взаимоотношений и овладевая навыками общения,

ребенок

дошкольного

возраста

становится

полноценным

членом

социума,

получает

возможность успешно обучаться в школе.

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую

остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями,

куда входят и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Социализация

является

наиболее

приоритетной

в

плане

становления,

самореализации и самоутверждения ребенка–инвалида в современном обществе.

Усвоение принятых в обществе социальных норм происходит через социализацию.

Поэтому необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно

необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли себя обслуживать и ориентироваться в

окружающем.

Рассматривая условия социализации ребенка дошкольного возраста, необходимо

остановиться на влиянии и значимости сюжетно-ролевой игры в данном процессе. Ведь

игровая деятельность для ребенка с 3 до 7 лет является основной.

Принципиально

важным

для

специальной

педагогики

и

психологии

является

выдвинутое Л.С.Выгодским положение об общности закономерностей развития ребенка. В

связи с этим в психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья

присутствуют

те

же

стадии,

что

и

в

развитии

нормального

ребенка,

происходит

последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии

к

другой.

Следовательно,

в

жизни

дошкольника

с

ОВЗ

игра

должна

стать

ведущей

деятельностью,

обеспечивать

зону

его

ближайшего

развития,

оказывать

воздействие

на

развитие всех психических процессов и функций личности в целом. Однако это происходит

лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в

процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом

которого

является

целенаправленное

формирование

игровой

деятельности.

Недоразвитие

игровой деятельности у детей с ОВЗ оказывается как бы «запрограммированным» уже в

раннем

детстве.

Выделяются

основные

причины,

тормозящие

самостоятельное

последовательное становление игры, а именно - низкий уровень познавательной активности,

запаздывание

в

сроках

овладения

двигательными

функциями,

предметными

действиями,

речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением с взрослыми.

Практически

у

всех

детей

с

ОВЗ

наблюдается

неустойчивый

интерес

к

играм

(выражается, как правило отсутствием глубокого поглощения игрой), отвлечение от игры

случайными раздражителями (которые приводят к разрушению игры и ее прекращению),

нарушение

мелкой

моторики

и

зрительно-двигательной

координации

(которое

затрудняет

точное

и

четкое

выполнение

отдельных

игровых

действий),

не

умение

договариваться,

эмоционально не устойчивы, общительны либо замкнуты.

В

исследованиях

И.И.Мамайчук (доктор

психологических

наук,

профессор

факультета психологии

СПбГУ,

ведущий

специалист

по

детской

клинической психологии)

отмечается, что дошкольники с ОВЗ длительное время не обнаруживают потребности в игре.

Их

не

привлекает

возможность

действовать

с

игрушками,

налаживать

по

этому

поводу

контакты со взрослыми и детьми, находящимися рядом. Потребность в игре возникает лишь

под влиянием обучения и особенно ярко проявляется на седьмом году жизни, когда дети

овладевают

разнообразными

знаниями

об

окружающей

действительности,

деятельности

людей и их взаимоотношениях, приобретают игровой опыт.

Итак, исходя из вышесказанного, делаем вывод, что только в процессе обучения дети с

ОВЗ овладевают системой знаний, которые на элементарном уровне позволяют им проникнуть

в сущность некоторых областей деятельности взрослых. В подходах к процессу обучения игре

детей много общего, к ним относятся:

1.

Построение процесса обучения игре на основе системы дидактических принципов.

2.

Общность содержания обучения игре.

3.

Комплексный характер обучения игре.

4.

Использование

различных

форм

организации

процесса

обучения

игре,

а

также

разнообразных

методов

и

приемов,

обеспечивающих

формирование

знаний,

умений

и

навыков.

5.

Организация развивающей среды.

Успешность процесса обучения игре детей с ОВЗ обусловлена в его использовании

построения комплексного подхода, который представляет собой систему педагогических мер,

способствующих возникновению и развитию сюжетно-ролевой игры. Последовательное его

применение

обеспечивает

формирование

всех

компонентов

игровой

деятельности:

потребностно - мотивационного, целевого, операционного и содержательного.

Компоненты комплексного подхода обучения детей:

изучение игровой деятельности детей;

организация пространственно-развивающей среды;

ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром;

проведение обучающих игр;

общение взрослого с детьми в процессе игры.

Изучение игровой деятельности детей

В

процессе

обследования

важно,

чтобы

окончательные

выводы

о

тех

или

иных

параметрах игровой деятельности, входящих в схему её обследования, являлись результатом

многократных наблюдений как кратковременных (3-5 минут) так и более длительных (15-20

минут).

Наблюдения

могут

специально

планироваться,

и

тогда

необходимо

подготовить

условия, побуждающие ребенка к игре (игрушки, партнер), но могут быть проведены и

спонтанно. В этом случае используется любой момент, когда педагог заметит, что ребенок

готовится к игре, начинает играть, играет (в одиночку или с партнерами), или завершает игру.

При этом результаты наблюдений следует фиксировать, не оценивая их. Это можно делать в

форме дневника или протокола наблюдения за игрой. Частота появления того или иного

показателя по каждому выделенному параметру будет

отражать тот качественный уровень

игры, которого достиг ребенок на момент его обследования.

Организация

пространственно-развивающей среды

является необходимым условием

формирования игровой деятельности детей. Она должна давать детям возможность играть в

самые разнообразные игры как по виду (сюжетно – ролевая, театрализованная, дидактическая,

конструктивная) так и по содержанию (семья, магазин, аптека…). Дети с ОВЗ чувствуют себя

комфортно

в

привычной

обстановке,

среди

знакомых

предметов

и

игрушек

и

получают

удовольствие

от

деятельности,

когда

действуют

с

привычными,

хорошо

известными

предметами и игрушками, действиями с которыми уже овладели.

Эту особенность и следует

учитывать

при

организации

игровой

среды,

и

любое

ее

изменение

осуществлять

после

знакомства детей с новым предметом и действиями с ним.

Ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром

Формирование у детей с ОВЗ представлений о себе, об окружающем природном и

социальном мире является необходимым элементом их подготовки к обучению сюжетно

-

ролевой игре и обогащению ее содержания. Оно происходит как в специально организованной

деятельности,

так

и

в

повседневной

жизни

детей.

На

специальных

групповых

и

индивидуальных

занятиях

дети

знакомятся

с

разнообразными

свойствами

предметов,

их

назначением, учатся действовать с предметами, знакомятся с профессиями. Организуются

наблюдения за деятельностью взрослого, где бы дети имели возможность четко видеть все

выполняемые им действия. Значительный вклад вносит участие родителей воспитанников,

которые получают конкретные задания (сделать совместные покупки в магазине, в аптеке).

Формированию

у

детей

интереса

к

игре

способствуют

многократные

специально

организованные наблюдения за игровыми действиями, выполняемыми педагогом с реальными

предметами, с предметами-заместителями. Все действия выполняются педагогом на высоком

эмоциональном уровне. Ребенок должен чувствовать интерес и увлеченность со стороны

взрослого.

В

работе

с

детьми

используется

система

дидактических

игр.

Игры

должны

быть

разнообразны,

проводиться

в

различных

вариантах

и

постепенно

усложняться.

Последовательно вводятся дидактические игры с предметами и игрушками, затем настольно-

печатные.

Важное

место

в

системе

работы

по

обогащению

опыта

занимает

экскурсия.

В

зависимости от задач они могут быть ознакомительными, и закрепляющими (итоговыми). В

процессе закрепления представлений, полученных на экскурсии, традиционно используется

такой вид работы, как беседа по картинке или сериям сюжетных картинок. Для оживления и

закрепления впечатлений от экскурсий можно использовать произведения художественной

литературы.

Проведение обучающих игр

Обучающие

игры

это

своеобразная

форма

передачи

игрового

опыта

в

процессе

естественного общения взрослых и детей в ходе решения игровых задач, где ведущая роль

принадлежит взрослому. В зависимости от уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей,

обучающие игры могут быть направлены на:

демонстрацию отдельных игровых действий;

обучение цепочке действий;

демонстрацию новых, более обобщенных способов решения игровых задач с

помощью игрушек-заместителей, нарисованных или воображаемых предметов.

Общение взрослого с детьми в процессе игры

Общение взрослого с детьми в процессе обучения игре имеет большое значение, так как

именно в ходе общения ребенок овладевает социальным опытом. Общение сопровождает

процесс формирования у детей игровых действий и организацию их деятельности. Взрослый

показывает

детям

образцы

общения

с

различными

людьми,

эталоны

эмоциональных

проявлений, внимательно следит за реакциями детей, организует взаимодействие их друг с

другом,

учит

эмоциональному

общению

в

процессе

игры.

В

ходе

обучения

взрослый

выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности детей вплоть до

последнего года обучения в детском саду.

В

руководстве

игрой

дошкольников

используются

прямые

(которые

преобладают

в

обучении

детей

с

ОВЗ)

и

косвенные

приемы.

Прямое

руководство

предполагает

непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом

участии в игре, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении

новой темы для игры. Как правило взрослый является организатором игр детей.

Комплексный подход предполагает обучение сюжетно-ролевой игре в тесной связи со

всеми образовательными областями (ФГОС).

Содержание

детских

игр

всегда

отражает

особенности

деятельности

людей

в

той

социальной среде и той культуре, в которой они воспитываются. В связи с этим в нашей

группе

оборудованы

и

пользуются

интересом

у

детей

игры

традиционных

сюжетов

«Магазин», «Почта», «Парикмахерская», «Семья», «Больница», «Автомобили».

Возможные варианты развития сюжета игры:

«СЕМЬЯ»

- «Утро в семье»; «Обед в семье»; «Вечер в семье»; «Выходной день в

семье»; «Помогаем маме стирать белье»; «Помогаем маме готовить обед»; «День рождения

дочки».

«АВТОБУС» - «Строим автобус»; «Едем в гости»; «Едем в детский сад».

«МАГАЗИН» - «Овощной магазин»; «Продуктовый магазин»; «Магазин игрушек».

«ПАРИКМАХЕРСКАЯ» - «Мама ведет дочку в парикмахерскую»; «Делаем прически

к празднику».

«ДОКТОР» - «Кукла Катя заболела»; «На приеме у врача»; «Мама вызывает врача на

дом», «Аптека».

«ПОЧТА» - «Почтальон принес нам письмо»; «Пишем и отправляем письма друзьям»;

«Посылка от бабушки».

«ПЕШЕХОДЫ-ВОДИТЕЛИ» - «Автомастерская»; «Гараж»; «Безопасная дорога».

Обучение сюжетно-ролевой игре, хотя и занимает важное место в коррекционно-

воспитательной работе, однако не является ее самоцелью, поэтому нельзя считать время

потерянным, если ребенок не научился самостоятельно играть, и будет нуждаться в помощи.

Главным является то, что ребенок выходит из своего замкнутого мира. У него появляется

интерес к окружающему миру и деятельности, в частности к игре. Формируется понимание,

возникает положительное эмоциональное отношение к игре, желание в ней участвовать,

возникает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Посильное участие ребенка с

ОВЗ в игре способствует его психическому и физическому развитию.

Таким образом,

осуществляется первичная социализация ребенка.

Сюжетно-ролевая игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная

жизнь в обществе сверстников. И немаловажную роль в поддержании игровой деятельности,

внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу.



В раздел образования