Автор: Александрова Алла Муксиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ПГО Детский сад № 54 Населённый пункт: Город Полевской, Свердловская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Сборник подвижных игр" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №54»
Методическая разработка "Сборник
подвижных игр"
Сборник «Двигаемся, играем, радуемся» как содержательное
условие формирования двигательных навыков детей
старшего дошкольного возраста в подвижной игре
Сборник «Двигаемся, играем, радуемся» как содержательное условие по
формирования двигательных навыков детей старшего дошкольного возраста в
подвижной игре. Игры рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста.
Новизною данного сборника является то, что весь материал распределен по
разделам: игры с бегом; игры с прыжками; игры с метанием; игры с лазаньем.
Сборник адресован педагогам, воспитателям дошкольных учреждений и
родителям.
Исполнитель: Александрова А.М.
(Воспитатель)
Полевской
2016г
Содержание
Пояснительная записка……………………………2
Подвижные игры с бегом…………………………6
Подвижные игры с прыжками...............................15
Подвижные игры с метанием……………………..35
Подвижные игры с лазаньем.................................40
Библиографический список источников литературы.........61
Пояснительная записка
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на
достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения
к занятиям физической культуры. В дошкольном возрасте ведущим видом
деятельности является игра. Воспитательное значение игры, ее всестороннее
влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща
детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна
творить чудеса. В целях всестороннего развития и воспитания ребенка
широко используются подвижные игры. Игра для детей – это важное
средство самовыражения, проба сил, развитие физических качеств.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей
совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных
человеку естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания,
ловли – и поэтому является самым универсальным и незаменимым средством
в развитии физических качеств. Новизна данного сборника в том, что весь
материал распределен по разделам. Данный сборник предназначен для
воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Цель сборника: Создать содержательные и организационные условия для
развития двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного
возраста в подвижной игре.
Данный сборник подвижных игр строится по следующим принципам:
• Принцип доступности и учету возрастных особенностей детей;
• Принцип систематичности и последовательности проведения подвижных
игр;
• Принцип прогрессирования;
Подвижные игры подбирались разнообразного содержания с учетом
интересов детей.
Материал сборника распределен по разделам: 1. Игры с бегом;
2. Игры с прыжками; 3. Игры с метанием; 4. Игры с лазаньем.
Игра
–
это
необходимая
часть
жизни
ребенка,
бесконечно
важная
для
воспитания
его
чувств,
развития
речи,
воображения,
помощи
на
пути
общения
со
сверстниками.
Активные
действия
в
игре
помогают
детям
устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.
Подвижная игра – самый понятный и любимый вид двигательной
деятельности
детей,
так
как
именно
в
подвижной
игре
реализуется
потребность
ребенка
в
движении.
Подвижные
игры
имеют
большую
воспитательную
ценность:
они
дисциплинируют
детей,
помогают
воспитывать
умение
самостоятельно
договариваться,
действовать
согласованно, считаться с мнениями большинства.
В ДОУ одна из задач физического воспитания – развитие физических
качеств.
Почему необходимо развивать такие двигательные качества как быстрота и
ловкость?
Выдающиеся
психологи
нашей
современности
отмечают,
что
двигательные
быстрота
и
ловкость
–
это
своего
рода
двигательная
находчивость,
но
сплошь
и
рядом
эта
простейшая
форма
находчивости
постепенно перерастает в умственную находчивость.
Высокий уровень развития быстроты и ловкости необходим там, где
условия выполнения физических упражнений, да и любых других заданий,
все время изменяются.
Подвижным играм, как виду деятельности, присущ и такие признаки, как
быстрота и ловкость.
Таким образом, гармонично развитые двигательные качества, в том числе
быстрота
и
ловкость,
играют
решающую
роль
в
подвижных
играх
и
разнообразной
деятельности
детей
в
меняющихся
условиях
среды,
способствуют
проявлению
активности,
самостоятельности,
уверенности,
самообладания.
Цель сборника «Движение + движение»
- создание содержательных условий для обеспечения педагогов ДОУ и
родителей
знаниями
по
развитию
быстроты
и
ловкости,
в
процессе
физического воспитания детей.
Задачи сборника:
-
ознакомить
педагогов
ДОУ
и
родителей
с
методикой
проведения
подвижных
игр
как
физического
упражнения,
развивающие
быстроту
и
ловкость, в условиях ДОУ и семьи;
- формировать ценностное отношение к здоровью детей;
- способствовать воспитанию нравственно – волевых качеств у детей и
привычки к здоровому образу жизни.
В сборник вошли подвижные игры для детей старшего дошкольного
возраста, в которых совершенствуются двигательные умения и навыки, а так
же развиваются физические качества.
Новизна сборника «Движение + движение» не только в том, что в нем
представлены разнообразные подвижные игры, способствующие развитию
быстроты и ловкости, но и в том, что конспекты составлены посезонно –
осень, зима, весна, лето. Систематизируются по основным видам движения –
ходьба,
бег,
лазанье,
прыжки,
метание
и
ловля,
а
так
же
учитывается
поэтапное распределение игр: 1 этап – обучающий – разучивание правил
подвижной игры; 2 этап – развивающий – усложнение правил и заданий
выполнения
упражнений,
придумывание
правил
подвижной
игры
самостоятельно;
3
этап
–
закрепляющий
–
проведение
подвижных
игр
соревновательного
характера,
включающих
те
или
иные
виды
основных
движений. Т.е., одна и та же игра проводиться несколько раз, но уже с
усложнением.
Практическая значимость сборника очевидна, так как конспекты
составлены
точно
в
соответствии
с
методическими
требованиями
предъявляемыми
к
проведению
подвижных
игр:
организационно
–
мотивационный
прием,
объяснение
правил
игры,
анализ.Сборник
предназначен для педагогов и родителей.
Старшая группа
Третий лишний
Цель: учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту бега.
Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары
находится впереди, а другой —сзади него. Расстояние между парами — 1—2
м. Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит.
Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда
стоящий сзади оказывается «третьим лишним» и должен убегать от второго
водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями.
Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.
Разновидности игры
1. Стоящий сзади в паре «третий лишний» должен не убегать, а догонять
второго водящего.
2. Игроки стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки. Убегающий
может встать между руками любой пары. К кому он встанет спиной, тот
«третий лишний» и должен убегать.
3. Играющие прогуливаются по кругу парами, держат друг друга за руки, а
свободные руки на поясе. Убегающий, спасаясь от преследования, может в
любой момент взять кого-нибудь под руку. Тогда стоящий с другой стороны
становится убегающим. Эту же игру можно проводить под музыку.
Совушка
Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.
Выбирают водящего - "совушку", остальные дети изображают птичек.
Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями.
"Совушка" сидит в дупле (обозначенное на площадке место).
Когда вожатый произнесет слово "Ночь", совушка вылетает из дупла и бегает
по площадке, зорко следя за птичками.
Птички по сигналу "Ночь" должны остановится на месте и не двигаться.
Кто пошевелится, того "совушка" уводит в свой дом, и сама снова выбегает
на площадку.
Когда вожатый скажет "День", "совушка" прячется в дупло, а птички, кроме
уведенных совушкой, начинают летать.
Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек.
Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.
Кто самый меткий
Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость.
Для игры нужны палки (по количеству участников) с заостренными концами,
заменяющие копья, длиной 0,5–1 м. На земле чертят линию, в 10 м от нее –
кружок диаметром с тарелку среднего размера. Первый игрок бросает
«копье», стараясь попасть в кружок. За ним по очереди бросают «копья»
остальные. Попавший в цель получает название «меткий».
При большом количестве участников можно начертить 2–3 кружка и
разделить играющих на команды.
Чье звено скорее соберется
Цель: учить бегать на скорость.
У детей разноцветные и разные по величине геометрические фигуры. В
разных местах группы размещены символы. Дети должны определить своё
место (по цвету и размеру).
Волк и козлята
Цель: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил.
Участники берутся за руки и образуют цепочку - они козлята. Впереди - коза.
За ними охотится волк, но он может поймать только последнего козленка.
Коза пытается помешать ему, закрывает детеныша, а остальные козлята
двигаются за ней, не расцепляя рук.
Волк схватил козленка? Отводит к себе в логово.
Игра заканчивается, когда волк переловит всех козлят.
Иголка, нитка, узелок
Цель: развивать быстроту и реакцию, воспитывать смелость.
Жила-была лисичка, которая хотела научиться шить, но иголка с ниткой и
узелок никак не давались ей.
Итак, кто будет лисичка, кто иголка, кто нитка, а кто узелок? Выбрали?
Остальные участники встают в круг и берут друг друга за руки. Иголка, нитка
и узелок образуют цепочку и бегают от лисы. Они то забегают в круг, то
выбегают из него. а лиса за ними. Если ей удается кого-нибудь из них
поймать или кто-то расцепит руки, лиса тут же занимает его место. Игрок
возвращается в круг, а остальные участники выбирают новую лисичку.
Добеги и прыгни
Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
На противоположных сторонах площадки проводят линии на расстоянии 10 м
друг от друга — это дома. Играющие делятся на 2—3 группы и встают у
одной линии. Дети, назначенные водящими, переходят на противоположную
сторону и встают у черты, каждый напротив своей группы.
Игру начинают первые номера. По сигналу они бегут к противоположной
линии, добегают до водящих, ударяют их по протянутой ладони и быстро
возвращаются. Водящие стараются догнать убегающих и осалить.
Если игрок осален, то он идет на сторону водящего и встает впереди него.
Игроки, которым удалось уйти неосаленными, встают в конец своего ряда.
Игра кончается, когда пробегут последние игроки групп. Побеждает группа, в
которой меньше осаленных участников игры.
Указания к проведению
Если площадь игровой площадки позволяет, то расстояние между домами
можно увеличить до 30 м. Количество игроков не ограничивается. Если в
игре принимает участие более 25 человек, нужно разделить их на 4 группы.
Попрыгунчики
Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину круга — он
пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не
грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга.
Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к
центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя
выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пятнашкой.
Правила
1. Играющим из круга разрешается только выпрыгивать. Тот, кто из круга
выбегает, выходит из игры.
2. Пятнашка преследует играющих, также прыгая на двух ногах.
Указания к проведению
Величина круга зависит от числа играющих. Перед началом игры нужно
договориться, как дети будут перепрыгивать через черту круга: на одной ноге
(правой или левой), прямо или боком на двух ногах.
Вариант игры
Игра начинается так же, но осаленный из круга не выходит, а становится
помощником пятнашки. Как только число пятнашек увеличится до 5, четверо
уходят за круг, а тот, кого осалили последним, остается пятнашкой. Игра
повторяется.
У оленя дом большой
Цель: закреплять умение соотносить движение с текстом.
Ведущий на сцене произносит следующие слова, сопровождая их
движениями: У оленя дом большой, Он глядит в свое окно. Заяц по лесу
бежал, В дверь к нему стучал. Тук - тук –тук, - олень, открой. Там в лесу
охотник злой. Заяц, заяц, забегай, лапу подавай
Ведущий разучивает слова с детьми и поясняет, что каждое слово
обыгрывается соответствующими движениями рук. Темп постоянно
нарастает.
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит.
В дверь ему стучит:
«Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!
Быстро двери открывай,
Лапу мне давай
Вед. обращается к ребятам: Для того чтобы нам сыграть в одну интересную
игру, необходимо выучить лова и движения. Повторяйте за мной. Вед.
напевает следующие слова: — У оленя дом большой (поднимает скрещенные
руки над головой, изображая рога оленя). — Он глядит в свое окошко
(имитирует окошечко). — Заяц по полю бежит (изображает бег на месте). —
В дверь к нему стучит (стучит в воображаемую дверь). — Тук, тук, дверь
открой (имитирует стук в дверь и тянет на себя ручку воображаемой двери).
Там в лесу охотник злой (показывает большим пальцем назад, затем
имитирует ружье). — Заяц, заяц забегай (машут руками над головой,
изображая уши зайца, затем делают приглашающий жест). — Лапу мне давай
(сцепляют руки в замок). Когда ребята запоминают слова, они произносят их
и делают движения в более быстром темпе.
Библиографический список источников литературы
1. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры
дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П. Бауэр; под ред. С.О.
Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С. 331-332. [текст]
2 . Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: 1983г.[текст]
3 .ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.-304с. [текст]
4 .Гайдай Е. П. Игры, забавы, развлечения [Текст] – М., «АРКТИ» 2000г.
[текст]
5. Гейнисман МЛ. Развитие основных двигательных качеств как важнейшее
средство оздоровления детей дошкольного возраста // Матер, науч. конф. по
итогам работы за 1990/91 гг. Омск, 1992, с. 73-74.[текст]
6. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного
возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. [текст]
7 . Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного
возраста. М.: 2005г. [текст]
8. Тимофеева Е.А. «Подвижные игры с детьми старшего дошкольного
возраста» М.: «Просвещение», 1986г. 159с. [текст]
9. Фролов В.Г., Юрко Г.П. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми
дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада». М.:
«Просвещение», 1983г. [текст]
10 .Юдина Р.А., Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет
Владос 2004. [Текст].