Напоминание

"Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей среднего дошкольного возраста".


Автор: Жирякова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №11
Населённый пункт: Волгоградская обл, г.Волгоград
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей среднего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы воспитателя Жиряковой Надежды Владимировны.

Приоритетным направлением в моей работе является «Развитие тонкой

моторики руки посредством квиллинга у детей среднего дошкольного

возраста».

Цель: проводимой работы – обучить детей среднй группы технике

обработки бумаги «квиллинг» посредством систематической и

последовательной работе с постепенным усложнением уровня выполнения

работ и совместной деятельности детского сада и семьи по освоению

данного вида конструирования.

Задачи: познакомить детей с новым видом конструирования –

квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль,

свободную спираль, каплю, стрелу), составлять из них различные

композиции от простых до более сложных. Посредством занятия

квиллингом повысить у детей уровень развития тонкой моторики,

развивать мышление, внимание, память, творческие способности. В

процессе работы привить детям эстетический вкус, интерес к творческому

труду. Организовать работу с родителями по ознакомлению с квиллингом с

использованием разных форм (мастер-класс, консультация, практикум,

оформление выставок совместных работ, мультимедийные просмотры).

В моей работе использует такие пособия, как «Квиллинг. Волшебство

бумажных завитков» С. Букина, М. Букин, «Узоры и мотивы из бумажных

лент» Д. Дженкинс, «Популярный квиллинг» У. Хелен, «Развитие и

обучение. Воспитателям и родителям» В. Н. Белкина. Я определила пути

реализации обучения детей среднего возраста группы технике обработки

бумаги «квиллинг» посредством создания условий (предметно-

развивающей среды, методического обеспечения, ТСО), обновления

содержания, форм и методов работы с детьми, просвещения родителей,

пропаганды среди них данного вида конструирования. В работе с детьми я

использую такие формы и методы, как подгрупповая деятельность, чтение

познавательной литературы. Большое внимание уделяю индивидуальной

работе с детьми. Активно использую мультимедийные средства для

обучения детей технике квиллинга. Предметно-

развивающая среда группы и веранды способствует и побуждает детей к

данному виду творчества. Использую игры с палочками и цветными

спичками, пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким

конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной

линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом,

различные виды аппликации, графические диктанты и т.д

В результате проводимой работы у детей средней группы эффективно

развивается тонкая моторика руки. Уровень развития тонких

дифференцированных движений пальцев и кистей рук становится более

целенаправленным. Особо важен показатель улучшения развития сложно-

координированных движений ведущей руки. Значительно улучшились у

воспитанников показатели развития речи, мышления, памяти, внимания,

связной речь.

История квиллинга.

Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно –

прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью

иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые

затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно

составить плоскостные или объемные композиции.

Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» — от

слова «quill» и переводится как «птичье перо». Именно птичье перо

сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из

бумаги: чтобы получить тонкую спираль для композиции, длинные

полоски бумаги накручивались как раз на него.

История квиллинга довольно необычна. Это искусство переходило от

запада к востоку и обратно, обогащаясь национальными особенностями

разных культур. Вполне возможно и то, что появление квиллинга

относится к разным культурам. Хотя происхождение квиллинга нигде не

зарегистрировано, некоторые считают, что этот вид искусства появился

сразу после изобретения бумаги в Китае в 105 году нашей эры. Другие

источники полагают, что этот вид искусства существовал в древнем

Египте. Очевидно одно – у квиллинга богатая история.

Считается, что в 300-ых и 400-ых годах серебряными и золотыми

полосками украшали колонны и вазы, а также используя эту технику,

создавали прекрасные ювелирные украшения. К 1200-ым годам этот вид

искусства был очень популярен.

В Корее бумагокручение приобрело характерные, присущие искусству

Востока качества. Каждая работа восточного мастера может требовать

огромного времени на изготовление, отличаться величайшей

тщательностью, тонкостью и состоять из сотен мельчайших деталей,

объединенных в одну совершенную композицию.

В Корее квиллинг входит даже в школьную программу, а так же считаться

видом национального искусства.

В Европе искусство бумагокручения возникло в эпоху ренессанса, в конце

XIV — начале XVI века. Создавать миниатюрные украшения из

позолоченной бумаги, которую частенько вырезали из позолоченных

полей книг, научились монахини в католических итальянских и

французских монастырях. Вполне возможно! Ведь таинственный и

неспешный мир средневековых монастырей вполне располагал к

несуетной работе во Славу Божию. Монахини украшали при помощи

квиллинга книжные обложки и предметы религиозного культа. При

близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали

полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага —

недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых

шедевров. Однако в Англии, в музее Виктории и Альберта в Лондоне

хранятся многие творения принцессы Елизаветы, которая всерьёз

увлекалась искусством квиллинга.

XVIII веке филигранное кружево из бумаги стало популярно в Европе, в те

времена девушки обучались рукоделию в специальных школах, это было

одно из немногих занятий позволительное женщинам из высших слоев

общества. Почему – именно из «высших»? – Вполне понятно, что

качественная разноцветная бумага была когда-то весьма дорогостоящим

материалом, свободно использовать которую мог только

привилегированный класс.

В XIX веке это уже было любимым дамским развлечением. Украшения из

квиллинга применялись повсеместно: на шкафах и стойках, кошельках,

дамских принадлежностях, картинах и рамах, корзинах, гербах и винных

бочках. Квиллинг очень активно применялся и в украшении мебели,

некоторая мебель изготавливалась со специальными углублениями в

лицевых панелях под бумажное кружево. Так же квиллинг использовался в

сочетании с вышивкой, живописью и другими видами искусства. Но

большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого

столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного

Образовательного стандарта общего образования одной из целей,

связанных с модернизацией содержания общего образования, является

гуманистическая направленность образования. Она обуславливает

личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности

ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен,

происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве

приоритетной проблему развития творчества, мышления,

способствующего формированию разносторонне-развитой личности,

отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности

определяются как способности к созданию оригинального продукта,

изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены

усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном

отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того,

чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности

ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в

детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения

на окружающую действительность. При этом уровень творчества

считается тем более высоким, чем большей оригинальностью

характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях

прикладным творчеством является обогащение мировосприятия

воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие

творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание

трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и

открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая работа по «Развитию тонкой моторики руки

посредством квиллинга у детей среднего дошкольного возраста» имеет

художественно-эстетическую направленность, которая является важным

направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для

детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью,

привлекательностью, эффективностью. Эта работа предполагает развитие

у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве

не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом

творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить,

творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего

детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги

обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор

творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником,

дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим

человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага

в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и

белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем

слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить

головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и

многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось,

бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он

самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный

материал (бумага) приобретает новое современное направление, им можно

работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника

обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая

название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству,

развивает их фантазию и художественные возможности. Работа построена

«от простого к сложному». Рассматриваются различные методики

выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых

разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика,

аппликация).

«Весёлый завиток» — так называется курс. Он предлагает развитие

ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление,

художественно-эстетический вкус, образное и пространственное

мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать

себя гармонично развитой личностью.

Ведущая идея данной работы — создание комфортной среды

общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка

и его самореализации.

Цель работы – научить детей новой технике обработки бумаги –

квиллингу, в свободное от занятий время, всестороннее интеллектуальное

и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными

приемами техники квиллинга, как художественного способа

конструирования из бумаги.

Задачи работы:

Обучающие:

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами

квиллинга. Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг,

квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике

квиллинга.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное

воображение.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии

детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным

движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук,

развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные

способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить

аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,

содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе работы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным

особенностям); наглядности (иллюстративность, наличие

дидактических материалов).

«Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии

какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся

эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее

сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и

дошкольника в социуме, реализация собственных творческих

потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и

теоретической основы);

Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников,

возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания

работы учитывается темп развития специальных умений и навыков,

уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Работа

позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям

будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно

предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл

работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха

перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по «Развитию тонкой моторики руки

посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста», дети

постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты

бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение,

технологию изготовления, назначение и др.

Организационно-методическое обеспечение работы по данной теме:

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы)

Работа по «Развитию тонкой моторики руки посредством

квиллинга у детей старшего дошкольного возраста», рассчитана на 2

года. Для ее успешного выполнения на занятии численность детей в

группе должна составлять не более 12 человек. Годовой курс работы

рассчитан на 72 часа , 3 занятия по 20 минут. Группа формируется из

детей в возрасте от 3-7лет.

Формы и методы:

В процессе занятий используются различные формы их

проведения: традиционные, комбинированные и практические занятия,

игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы: методы, в основе которых лежит способ

организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ и

т.д.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,

наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и

др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам

и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают

готовую информацию;

репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и

освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа

дошкольников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности

дошкольников на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и

фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение

проблем и др.

Ожидаемые результаты:

В результате проведённой работы по данной теме «Развитие тонкой

моторики руки посредством квиллинга у детей среднего дошкольного

возраста», дошкольники:

научатся различным приемам работы с бумагой;

будут знать основные геометрические понятия и базовые формы

квиллинга;

научатся следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы

изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными

картами и схемами;

будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике

квиллинга;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное

воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный

вкус, творческие способности и фантазию.

познакомятся с искусством бумагокручения;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки

работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации работы по данной теме

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ дошкольников: в детском саду, в городе.

Участие в выставках детского прикладного и технического

творчества.

Техническое оснащение занятий и инструменты для квиллинга

Для занятий необходимо иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной,

клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея,

салфетки, клеенка.

Подробнее:

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для

выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны,

т.к. они могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть

удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим

давлением.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для

максимально точной нарезки бахромы.

Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро

высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные

инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

Техника квиллинга

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для

квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно,

накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила.

Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без

использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками

пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время

скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная

спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего

многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до

нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая

фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать

самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип

остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию

Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.

Бумага для квиллинга

Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных

магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой

возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через

уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная

ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще

очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги

- самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках

бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать

форму.

Литература:

- Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек».

-Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент».

-Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги».

- Е. Котаргинова «Квиллинг». Бумажная пластика. 2008.

- А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань». Айрис-Пресс. 2010.

-Диана Боден «Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг» и

др.

- Журнал «Радуга идей (квиллинг)» №8 (14) 2012г.

- Журнал «Радость творчества: Фантазии из бумаги (квиллинг)» №6 2012г.

-Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике- 3»

Москва 2009



В раздел образования