Авторы: Доронина Юлия Геннадиевна, Мельшина Людмила Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МОУ детский сад №236
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Создание предметно – пространственной среды на участке детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Создание предметно – пространственной среды
на участке детского сада»
Авторы: Доронина Ю.Г., Мельшина Л.А., Сафронова О.В.
Место: МОУ «Детский сад № 236 Краснооктябрьского района Волгограда»
Организация
жизнедеятельности
дошкольников
в
летний
период
имеет
очень
важное
значение
для
детей
,
посещающих
ДОУ
:
надо
узнать
много
нового
об
окружающем
мире
,
вдоволь
поиграть
,
побегать
,
пообщаться
друг
с
другом
и
у к р е п и т ь
с в о е
з д о р о в ь е
.
К о л л е к т и в
н а ш е г о
Д О У
организовал
работу
летом
так
,
чтобы
детям
было
интересно
в
детском
саду
,
а
родители
были
спокойны
за
здоровье
детей
.
Летом
мы
проводим
много
игр
,
досугов
,
развлечений
,
з а к а л и в а ю щ и х
п р о ц е д у р
,
э к с п е р и м е н т о в
,
о п ы т о в
,
наблюдений
.
Участки
нашего
дошкольного
учреждения
мы
постарались
оборудовать
так
,
чтобы
детям
было
интересно
играть
,
заниматься
любимым
делом
и
получать
знания
.
Мы
разбили
участки
детского
сада
на
«
зоны
»
и
площадки
:
физкультурно
–
оздоровительная
площадка
,
экологическая
тропа
,
тропа
здоровья
,
театральный
уголок
,
центры
для
сюжетно
-
ролевых
игр
,
метеостанция
,
песочный
дворик
,
деревенское
подворье
,
площадка
ПДД
,
наш
огород
и
сад
,
зона
леса
.
Особое
место
на
территории
нашего
сада
занимает
размещение
сказочных
персонажей
,
это
дает
возможность
проводить
с
детьми
увлекательные
беседы
,
к о т о р ы е
н о с я т
з а к р е п л я ю щ и й
з н а н и я
х а р а к т е р
.
В о с п и т а н н и к и
н а ш е г о
д о ш к о л ь н о г о
у ч р е ж д е н и я
с
у д о в о л ь с т в и е м
з а н и м а ю т с я
и
п о л у ч а ю т
м а с с у
положительных
эмоций
.
Актуальность
Детская
площадка
–
это
территория
для
игр
и
активного
время
провождения
.
Это
место
,
где
ребенок
общается
со
сверстниками
,
находит
друзей
,
развивается
физически
и
духовно
.
В
общественном
процессе
развития
–
среда
окружения
не
только
определяет
условия
существования
р е б е н к а
,
н о
и
с о с т а в л я е т
о с н о в ы
ф о р м и р о в а н и я
потребностей
.
Для
их
удовлетворения
ребенку
необходимо
пространство
.
Пространство
включает
в
себя
улицу
,
двор
,
город
,
детский
сад
,
прогулочные
площадки
в
детском
саду
.
И
эстетическое
оформление
этих
площадок
имеет
важное
з н а ч е н и е
в
с т а н о в л е н и и
л и ч н о с т и
р е б е н к а
и
непосредственно
влияет
на
эмоциональный
микроклимат
детского
коллектива
.
А
также
постройки
на
участках
должны
давать
возможность
детям
для
новых
игр
,
творчества
и
познания
в
соответствии
возрастных
особенностей
детей
.
Концепция
проекта
:
Мы
не
можем
изменить
весь
мир
,
но
можем
изменить
себя
,
можем
изменить
то
,
что
нас
окружает
.
Детей
учит
то
,
что
их
окружает
!
Гипотеза
:
Мы
считаем
,
что
методически
грамотная
о р г а н и з а ц и я
р а з в и в а ю щ е й
с р е д ы
н е
т о л ь к о
в н у т р и
дошкольного
учреждения
,
но
и
на
его
территории
,
позволит
содействовать
развитию
психических
процессов
детей
дошкольного
возраста
,
усвоению
обязательных
знаний
,
умений
,
норм
,
правил
,
приобщению
детей
к
природе
,
формированию
нравственных
и
эстетических
начал
,
большей
социализации
.
Цель
:
создание
эмоционально
-
благоприятных
условий
пре б ы в ани я
д е т е й
в
дошкольном
учреждении
ч е р е з
благоустройство
территории
и
организацию
познавательной
,
творческой
,
оздоровительной
деятельности
детей
во
время
пребывания
на
воздухе на
участках
детского
сада
в
теплое
время
года
.
Задачи
:
*
улучшение
экологического
и
эстетического
состояния
территории
ДОУ
;
*
создание
комфортных
условий
воспитания
и
развития
детей
дошк
-
го
возраста
;
*
объединение
усилий
родителей
и
сотрудников
дошкольного
учреждения
по
благоустройству
прогулочной
площадки
;
*
оборудование
на
площадке
;
*
воспитание
бережного
отношения
к
окружающему
миру
.
Оформление
территории
детского
сада
делится
на
несколько
участков
,
каждый
из
которых
имеют
свое
название
,
в
соответствии
с
которым
предполагается
создание
фигур
-
персонажей
:
- «
В
гостях
у
сказки
» –
фигуры
Илья
Муромец
и
Змей
Г о р ы н ы ч
,
Ц а р е в н а
-
л я г у ш к а
,
А л е н у ш к и
,
К о л о б о к
,
персонажи
сказки
«
Пузырь
,
Соломенка
и
Лапоть
»,
герои
–
Смешарики
,
Клоун
Степа
;
- «
Веселая
лужайка
» –
комарик
,
червячок
,
божьи
коровки
,
цветы
-
ромашки
- «
В
зоопарке
» –
фигуры
жираф
,
зебра
,
черепаха
;
- «
Водоем
» -
лебеди
и
озеро
;
лягушка
,
улитка
;
- «
На
лесной
поляне
» -
фигуры
волк
,
заяц
,
белка
,
сова
,
змея
.
- «
Ферма
» -
семейство
поросят
;
собаки
таксы
,
Бобик
с
сыном
,
коты
Центр
экологии
(
эстетическая
зона
):
высадка
семян
и
рассады
в
подготовленные
клумбы
;
изготовление
клумб
;
уход
за
растениями
;
экскурсии
по
экологической
тропе
;
работа
в
огороде
;
наблюдения
у
«
Птичьих
столовых
»
Центр
познания
:
Познавательная
активность
в
зонах
: «
Животные
жарких
стран
», «
Зона
леса
», «
Зона
сада
»
Наблюдения
на
метеоплощадке
Центр
безопасности
:
сюжетно
-
ролевые
игры
«
Автобус
», «
Экскурсия
в
зоопарк
»;
Чтоб
аварий
избегать
.
Надо
строго
соблюдать
Правила
движения
И
нормы
поведения
.
Центр
физического
развитие
:
упражнения
с
использованием
нестандартного
физоборудования
;
занятия
на
«
Спортивно
-
игровой
площадке
»,
на
которой
дети
смогут
развивать
свои
спортивные
способности
;
«
Тропа
здоровья
»
Таким
образом
,
у
нас
педагогов
есть
прекрасная
возможность
научить
детей
видеть
и
понимать
окружающий
мир
,
ощутить
красоту
природы
,
развить
творчество
и
фантазию
,
а
также
укрепить
здоровье
детей
на
прогулке
,
постараться
сделать
так
,
чтобы
участок
детского
сада
стал
объектом
для
развития
познавательных
интересов
детей
.
Созданная
нами
развивающая
среда
на
участке
позволяет
обеспечить
максимальный
психологический
комфорт
для
к а ж д о г о
р е б е н к а
,
с о з д а т ь
в о з м о ж н о с т ь
д л я
выб о р а
самостоятельной
и
индивидуальной
деятельности
,
а
так
же
решить
многие
коррекционно
-
педагогические
задачи
.
Предметно
-
пространственная
среда
на
участке
детского
сада
Зоны и их использование.
Для наших ребят мы организовали много различных зон и площадок:
1.
Эстетическая
зона.
Оформлены
цветники
и
клумбы.
Это
способствует
изучению
и
наблюдению
за
растениями
в
летний
период.
Помогает
организовывать работу по обучению детей подготавливать клумбы, высаживать
новые
растения,
поливать
их,
наблюдать
за
цветами,
видеть
красоту
и
неповторимость каждого цветка. Формировать чувство близости к природе.
2.
Обновлена экологическая тропинка, путешествуя по которой мы решаем ряд
задач:
Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих научить детей соблюдать
нормы поведения в природе, в обществе.
Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
Формирование
познавательных,
практических
и
творческих
умений
экологического
характера.
3.
Разбит небольшой огород, где ребята знакомятся с правилами посева семян.
При этом решаются задачи:
воспитание уважения к труду взрослых;
беседы с детьми о том, для чего нужны овощи;
исследовательская деятельность (знакомство детей старших групп со свойствами почвы - сухая,
влажная земля); обработка почвы: перекопать, разрыхлить;
опытная деятельность (замочить часть семян за несколько дней до посева, другую часть посадить
сухими. Проследить, какие быстро взойдут).
4.
Выделены уголки жарких стран, зона сада и уголок леса. Где мы с ребятами
закрепляем
знания
о
животных,
о
растениях,
растущих
на
данных
территориях,
отгадываем загадки и придумываем их сами.
5.
«В
гостях
у
сказки». На
территории
детского
сада
расположены
фигуры
сказочных персонажей. Рядом с ними проводятся увлекательные занятия по
яхудожественной литературе и развитию речи.
- Провести конкурс стхов?
- Закрепить изученные ранее стихи?
- Рассказать герою сказку или рассказ?
- Придумать свои сюжеты? Это запросто.
6.
Птичья столовая позволяет не только наблюдать за птицами и их повадками, но
и проявлять к ним заботу.
7.
На участке, где организуются прогулки, мы предусматриваем создание уголка
экспериментирования или мини-лаборатории.
8.
На каждом участке нашего дошк-го учреждения есть «Центр воды и песка»
Целью центра «Воды и песка» является оздоровление и развитие ребенка.
Задачи:
• Стабилизировать психоэмоциональное состояние;
• Стимулировать познавательный интерес и расширять кругозор;
• Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно- кинестетической
чувствительности;
• Совершенствовать координацию движений и пальцевую моторику;
• Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию.
Оборудование :
•Песочница с увлажнённым песком
•Выносной материал
•Плескательницы
9.
Площадка для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения
Для ознакомления детей с Правилами дорожного движения и дорожными знаками на
территории детского сада выделена площадка.
Цель: Научить детей ориентироваться в пространстве, сформировать навыки культуры
поведения
на
улице,
в
транспорте,
закрепить
назначения
дорожных
знаков
и
светофора.
Оборудование:
•Дорожные знаки
•Светофор
•Атрибуты для регулировщика, водителей и пешеходов.
Чтоб
аварий
избегать
.
Надо
строго
соблюдать
Правила
движения
И
нормы
поведения
.
10.Для того чтобы наполнить время прогулки интересными и коррекционными
упражнениями
и
при
том
не
слишком
утомлять
детей,
мы
используем
нестандартное физоборудование и тропинку здоровья.
11.
Центр театрализованной деятельности
Цель театральной деятельности –формирование у детей театрально-творческих и
артистических способностей .
Оборудование :
•Ширма
•Атрибуты к театральным играм
12.
Центр сюжетно - ролевых игр
На дет. площадке предусмотрено место для сюж.-ролевых игр, с необход. атрибутами:
•«Больница» •«Магазин» •«Школа» •«Транспорт»
У нас прекрасный детский сад –
Прийти к нам в гости каждый рад!
Там детки весело живут
И с нетерпеньем встречи ждут.