Напоминание

"Нетрадиционные формы работы с семьёй"


Автор: Подниколенко Юлия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 106 "Анютины глазки" комбинированного вида" г.Орска
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: реферат
Тема: "Нетрадиционные формы работы с семьёй"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГАОУ СПО «Педколледж» г.Орска
Р

Е

Ф

Е

Р

А

Т
на тему :
«

Нетрадиционные

формы

работы

с

семьёй

»

Выполнил
: воспитатель МДОАУ «Детский сад № 106» Анютины глазки» г.Орска Подниколенко Ю.Ю.
Проверил:
кпн преподаватель педагогики Аляева И.Н. 2015 год
Содержание 1. Введение 2. Основная часть 3. Заключение 4. Литература
ВВЕДЕНИЕ Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу". Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Поэтому
актуальность проблемы
состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в ДОУ, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие
основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно- положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы ДОУ была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях .
Цель
нашей работы – изучение нетрадиционных форм работы с семьёй в ДОУ, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Были поставлены следующие
задачи
: 1. Изучить основные направления ДОУ с семьей с точки зрения нестандартного подхода. 2. Рассмотреть современные нетрадиционные формы работы с родителями в условиях ДОУ. 3. Описать эффективность и развивающий эффект нетрадиционных форм работы с семьей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Нетрадиционные формы работы с родителями - т.е. нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятого. В настоящее время разработаны технологии новых форм работы с родителями, обеспечивающих эффективное взаимодействие педагога и родителей детей дошкольного учреждения. Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для:  привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка;  целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения;  формирования активной позиции воспитательной роли семьи. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в табл. 1 Таблица 1

Нетрадиционные формы организации общения

педагогов и родителей

Наименование

С какой целью

используется эта форма

Формы проведения

общения

Информационно-

аналитические
Н ап р а вл е н ы н а выявление интересов, потребн остей, запро сов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, р о д и т е л я м и и детьми.  Социологические опросы  Социологические срезы  тесты  анкетирование  почтовый ящик  информационные корзины
Досуговые
Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках  «Встреча Нового года»  «Масленица»  «Праздник мам»  «Праздник урожая»  «Спортивный праздник с родителями»  «Дог-шоу», «Семейные театры»  различные выставки
Познавательные
Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.  Семинары-практикумы  педагогический брифинг,  педагогическая гостиная,  проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме,  устные педагогические журналы,  игры с педагогическим содержанием,  педагогическая библиотека для родителей  «КВН»  «Педагогическое поле
чудес»  «Театральная пятница»  «Педагогический случай»  «Что? Где? Когда?»  «Круглый стол»  «Ток-шоу»  «Телефон доверия»  Викторины
Наглядно-

информационные:

информационно-

ознакомительная

форма;

информационно-

просветительска

я форма
Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.  дни открытых дверей  открытые про смотры занятий и других видов деятельности детей.  выставки детских работ  выставки совместных работ детей и родителей  информационные проспекты для родителей,  видеоролики о жизни ДОУ  выпуск газет,  организация мини- библиотек  использование современных технологий  информационные стенды  папки-передвижки  тематические выставки  мини газеты  библиотеки по основным проблемам семейной педагогики В других источниках говорится о реализации нетрадиционных форм взаимодействия с родителями по нескольким направлениям (табл. № 2). Таблица 2 Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей
Направление

Формы

Рекламное
Стенды Дни открытых дверей Работа сайта ДОУ Публикация
Сотрудничество со СМИ
Диагностическое
Анкетирование Опросы Беседы Тестирование Комплексные исследования Работа почтового ящика
Психолого-педагогическое
Наглядная педагогиче ская пропаганда Родительские собрания Консультации Беседы Тренинги Игра Работа «Родительского клуба» Мастер классы
Непосредственное

участие

р од и т е л е й

в

о б р а з о в а т е л ь н о м

процессе
Участие родителей в проектно- познавательной деятельности детей Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-до суговых мероприятиях Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители, это: - групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу с включением игровых моментов, с приглашением специалистов; - «Родительский клуб», мастер-классы для родителей; -«Дни открытых дверей»; -проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, экскурсии и т.п.); - организация проектной деятельности педагог - дети – родители; - оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей. Традиционной формой работы с родителями в любом образовательном учреждении является
родительское

собрание
. Но можно провести его
в

нетрадиционных формах.
Нетрадиционная форма проведения обычного родительского собрания - конференция, дебаты, мастер-класс, деловая игра и др. Собрания как форма сотрудничества дают возможность родителям ближе узнать содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ, а педагоги узнают особенности воспитания в семьях наших детей. Приобщение родителей к жизни детского сада создаёт ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с
ребёнком игры, общая командная победа. Всё это сплачивает семью, повышает её педагогическую культуру. Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Также, в настоящее время собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Мы считаем, что собрания, консультации для родителей важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т.к. современные родители не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводится не для «галочки», а для пользы дела. На данный момент широко описываются и предлагаются две наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и семьи:
семейные и

родительские клубы
. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Например, практика существования клубов под названием «Клуб молодых родителей», «Материнская школа», «Родительский университет», «Семейная гостиная», «Радость общения», «Год до школы», «Растим здорового ребенка», «Хотим быть здоровыми» доказывает эффективность и развивающий эффект такого взаимодействия. Учитывая занятость современных родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей как
«Родительская почта»
и
«Телефон доверия».
Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Деловая игра
- простор для творчества. Цель: выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия
педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?».
Тренинговые игровые упражнения и задания.
Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Нетрадиционной формой работы с семьей является и
библиотека игр.
Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. Привлекают, способствуют сближению педагогов, родителей и детей различные творческие мастерские, кружки
''Очумелые ручки”, «Копилки идей
». Современная суета и спешка почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием и изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.
Вечера вопросов и ответов
. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по разнообразным вопросам, которые носят дискуссионный характер, и ответы на них переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Форма проведения таких вечеров очень важна. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий. Желательно присутствие специалистов: медика, психолога и др., в зависимости от содержания вопросов. Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также можно предложить продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.
Встречи за круглым столом.
Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы могут быть различными. Беседу следует начинать родителям- активистам, затем в нее должны включиться психолог, врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встречи. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая полезные советы. Обобщить и закончить беседу может психолог.
«Заочные» консультации
. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получает отклик у родителей - они задают разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух. Досуг родителей и детей позволяют заполнить
спортивно - массовые

мероприятия
. Например: «Мама, папа и я - спортивная семья». Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, способствуют укреплению и углублению связей между ними. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары- практикумы, школу молодых родителей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Встречи с родителями, такие как «Педагогический калейдоскоп», «Юморина», «Валентинов день» позволяют не только выявить педагогические знания родителей, их кругозор, но и помогают сблизиться друг с другом, вызвать эмоциональный отклик от общения, от проведенного мероприятия, а также вызывают интерес и желание сотрудничать с педагогами. Большое значение в воспитательном процессе имеет проведение совместных мероприятий таких, как
театрализованные представления
. На общих родительских собраниях можно показать выступления родителей и детей в спектаклях. Это оказывает огромную радость на родителей и детей при подготовке и показе театрализованных представлений. Совместный успех можно разделить за чашкой ароматного чая .
Семейный вернисаж, фотовыставки
«Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни». Живой интерес и даже удивление родителей вызывает выставка - стенд «Семья глазами ребенка», где дети делятся своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Но дети высказывают другие пожелания: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставляет родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Видеофильмы,
которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др. Интересной формой сотрудничества является
выпуск газеты
. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома». В создании газеты могут участвовать администрация детского сада, педагоги, специалисты.
«Устный журнал»
- одна из целесообразных форм работы с коллективом родителей, позволяющая ознакомить их сразу с несколькими проблемами воспитания детей в условиях детского сада и семьи, обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам. Каждая "страница" "Устного журнала" заканчивается выступлениями детей, что позволяет родителям увидеть имеющиеся знания детей по данным проблемам. Например, первая страница "Устного журнала" посвящается обучению детей правилам дорожного движения. Дети готовят сценки и стихи, посвящённые профилактики ДТП. Подобная форма работы с родителями вызывает у них интерес и желание сотрудничать с педагогами. «Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.
«Дискуссионный клуб»
- одна из целесообразных и действенных форм работы с родителями, которая вызывает желание у родителей поразмышлять над вопросами о роли семьи в формировании личности, проанализировать ситуации, собственные действия в семье, поделиться своими наблюдениями, позволяет активно высказать своё мнение. Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно установить в совместной деятельности. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.
Совместные экскурсии, походы, пикники
. Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия». В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
А также, должны найти место в работе с родителями: домашние педсоветы, педагогические гостиные, лектории, неформальные беседы, пресс -конференции, клубы отцов, бабушек, дедушек. Таким образом, работу с семьей можно осуществлять по - разному. Важно только избегать формализма. Творческое использование нетрадиционных форм работы позволяет более успешно и эффективно сотрудничать с родителями. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная тема привлекла меня тем что, она актуальна в наши дни, формы работы с родителями разнообразны и интересны. Коллектив образовательных учреждений сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования; представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава родителей (одиночки, семейные пары, безработные, очень обеспеченные и т.д.), их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого специалисты должны менять формы и направления работы с семьей . Таким образом, благодаря использованию нетрадиционных форм, в лице родителей можно найти активных и заинтересованных участников и помощников. Предполагаемые результаты: Дети - сформировано заботливое отношение к своей семье; - сформировано чувство уверенности и защищённости. Родители - повышение уровня доверия родителей к педагогам и ОУ; - повышение педагогической грамотности родителей; - обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов; Педагоги - продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей; - создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями; - повышение профессиональной компетентности педагогов. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения
позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений. ЛИТЕРАТУРА 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 2. Семейный и родительский клубы в детском саду .Методические рекомендации/ Под редакцией Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2012. 3. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. М.: ТЦ Сфера, 2012. 4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка- Пресс, 2007. 6. Социальное партнерство детского сада с родителями. Сборник материалов/ Сост. Т.В.Цветкова.- С.: ТЦ «Сфера», 2013.

Тренинг комфортного общения

(нетрадиционная форма работы с семьей)
Оборудование: мяч, разрезанные картинки 2 шт., 2 листа ватмана, фломастеры Цели: - сплачивать родителей; - создавать условия для непринужденного общения; - развивать коммуникативные навыки участников, создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности. Содержание:
Упражнение «Ласковое имя»
Цель: запомнить имена друг друга и установить контакт. Ведущий говорит: «Вспомните, как ласково вас называют дома. Мы будем бросать друг другу мяч. И тот, к кому мяч попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен».
Пантомима «То, что я люблю»
Цель: Развивать коммуникативные навыки участников. Участники распределяют между собой роли. Ведущий рассказывает историю. Каждый раз, когда в ней упоминается определенный персонаж, участник, который исполняет эту роль, должен произносить соответствующие звуки или слова. Работник перрона «Назад!» Продавец мороженого «Шоколадное мороженое. Ванильное мороженое!» Продавец пирожков «Пирожки горячие!» Мужчина с чемоданом «Всего хорошего!» Женщина с корзиной «До свидания!» Тетя Аня: шмыгает носом. Дядя Петя «Будьте осторожны!» Вокзальные часы «Тик-так! Тик – так!» Локомотив «Пуф-пуф! Пуф-пуф!» Паровоз «Ту- ту! Ту- ту!»
Вагонная дверь «Бумс!» Ролей должно быть столько, чтобы были задействованы все участники. Если группа очень большая, одну роль могут выполнять несколько участников. История может быть такая: «Стрелки на вокзальных часах… поворачиваются. Тетя Аня… прощается с женщиной, которая держит корзину… и с мужчиной, обхватившим небольшой чемодан… Работник перрона… поднимает свой флажок. Локомотив проезжает по пятому пути…». И.т.д. Можно предложить одному из игроков самому рассказать историю.
Игра «Свеча»
Цель: формировать чувство единства и взаимного доверия. Участники образуют небольшой тесный круг и крепко берутся за руки. Один участник стоит в центре круга и, старясь держать тело прямо, падает на круг в любом направлении.
Игра «Собери картинку»
Цель: формировать умение входить в контакт с партнером. Группа делится на 2 команды. Каждой предлагается за определенное время собрать разрезанную на части картинку. Но при этом нельзя разговаривать друг с другом и делать какие-либо комментарии.
Игра «Цвета эмоций»
Цель: развивать умение разряжаться физически и эмоционально. Участники делятся на 2 команды, которые (каждая по очереди) загадывают один из основных цветов и своим поведением, эмоциональным состоянием стараются изобразить этот цвет, не называя его. Другая команда отгадывает.
Игра «Рисование по кругу»
Цель: развивать воображение и взаимопонимание. Две команды участников. Каждая команда получает лист ватмана и фломастеры. Командам предлагается нарисовать совместный рисунок, но при этом нельзя договариваться о его теме. Игроки рисуют по кругу, по очереди, продолжая рисунки друг друга.
Упражнение «Путаница»
Цель: формировать групповое единство. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и, не разжимая рук участников, распутывает их. В заключение тренинга подводятся итоги.

Формы работы педагога ДОУ с родителями
№ п/п Наименование формы работы с родителями Преимущество Недостатки 1. Посещение семей Устанавливается более тесный контакт с семьей неправильное понимание со стороны родителей 2. День открытых дверей Ознакомление с ДОУ, особенностями его работы, особенност ями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. не все режимные моменты освещаются 3. Беседы (индивид, групповые) живой диалог педагога и родителя кратковременны 4. Консультации по инициативе родителей педагог отвечает на вопросы рассматривается только одно направление или тема 5. Семинары-практикумы обмен опытом, повышение компетенции родителей отсутствие диалога 6. Родительские собрания ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями недостаточность индивидуального общения формализм
детей, формирование у родителей практических навыков воспитания детей 7. Родительские гостиные тесное сотрудничество с родителями 8. Вечера отдыха нестандартная форма общения, сплочение занятость родителей 9. Спортивные мероприятия теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В основном рассчитаны на полные семьи 10. Семейные посиделки Не все родители принимают участие 11. Родительские конференции Освещаются вопросы работы ДОУ Выступают педагоги, узкие специалисты Эмоциональная недостаточность 12. Подготовка спектаклей непосредственное участие самих родителей 13. День пап, день мам родители и дети – активные участники 14. Семейный вернисаж, фотовыставка со стороны родителей – больше внимания уделяется детям, сплочение семьи Не все родители принимают участие, а только активные 15. Встречи за круглым столом активизация всех участников проходит в форме диалога выступление узких специалистов Малочисленность группы 16. Деловые игры предупреждение
конфликтных ситуаций 17. Тренинги снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива Зажатость, отсутствие инициативы участников
План индивидуальной работы

с семьей

Аверьянова Степана
Проблема: семья, относящаяся к «группе риска» (неполная: воспитывает одна мама – внебрачное рождение ребенка).
Сентябрь – Октябрь - Ноябрь
1. Изучение индивидуальных особенностей семьи, ее воспитательных возможностей, исследование по определению социального статуса (степень благополучия, количество детей) и микроклимата в семье: - создание банка данных о семье - посещение семьи (с целью разъяснения и уточнения знаний по вопросам воспитания ребенка, установление тесного контакта с семьей). - беседы с родителем и ребенком - групповые и индивидуальные консультации -анкетирование родителя - анализ рисунков воспитываемого «Моя семья», «Мой самый любимый человек» 2. Предложить родителю домашнее задание: составить перечень, в чем нуждается ребенок по степени значимости: движения, игра с родителями, друзьями, красивые вещи, лакомства, ласка, похвала. - неформальные беседы о ребенке (обсуждаем его достигнутые успехи) - индивидуальные занятия с ребенком из неполной семьи 3. Выявить причины неблагополучия семьи.
- индивидуальные беседы с родителем (понимает ли он, что их семья нуждается в «лечении», какие видит пути выхода из создавшейся ситуации) - консультации на темы «Общение ребенка с папой», «Эмоциональная сфера дошкольника, живущего в неполной семье», «Роль бабушки и дедеушки в семейном воспитании» - тренинг с психологом «Снятие психоэмоционального напряжения» - оформление папки «Воспитать ребенка полноценным» (советы и рекомендации специалистов, статьи по теме).
Декабрь – Январь - Февраль

1.
Родителю предлагается понаблюдать за игровой деятельностью в стенах детского сада.
-
посещение родителем Дней открытых дверей в ДОУ
-
консультация «Чем занять ребенка дома».
2.
Приглашение и участие в новогоднем конкурсе-выставке поделок «Дед Мороз и Снегурочка».
-
изготовление поделки, участие в совместном конкурсе «родители –дети- педагоги»
-
оформление стенда с благодарственными письмами, грамотами для родителей
3.
Анализ конфликтных ситуаций. Ситуация «Я – это он» (представить, как поведет себя ребенок, если его отозвать от любимого занятия, не купить понравившееся лакомство).
-
тренинг с психологом «Детско-родительские отношения»
Март - Апрель – Май
Если ребенка воспитывает одна мама 1. Тематическая встреча «Быть матерью не так просто, как обычно думают». Выставка методической литературы. 2. «Поговорим за чашкой чая». Праздничное чаепитие. Знакомство с книгой Б.Спока «Разговор с матерью». 3. Творческая гостиная с участием психолога «Как любить ребенка».
4. Оформление стенда с фото мам 5. Приглашение на спортивные праздники, развлечения, целевые мероприятия в группе (родительские собрания, оформление тематических стендов, посадка цветов и т.д.).


В раздел образования