Автор: Мячина Мария Владимровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №21 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО- Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Календарно- тематическое планирование" по образовательной программе "Югорский трамплин"
Раздел: дошкольное образование
План образовательной деятельности
С «14» декабря по «18» декабря 2015 год
Группа Старшая 6- 7 лет «А»
ТЕМА НЕДЕЛИ: «Зимующие птицы»
В активный словарь
:
голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест, птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья, дикие,
зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь), высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать,
чирикать, нахохлиться.
Утро: Прием детей в группе.
Дидактическая игра «Если я потерялся». Цель: повторить домашний адрес.
Беседа: «Как я помогаю родителям дома» Цель: формировать коммуникативно-речевые умения.
Утренняя гимнастика: Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы», «Стая птиц», «Птичка» Цель: Развитие речи и мелкой моторики.
Дежурство по столовой.
Утренний сбор: Приветствие. Беседа «Что ты знаешь о птицах». Цель: Уточнить знания детей о знакомых зимующих птицах родного города. Знакомство детей с темой недели «Зимующие птицы». Работа с
письмом. Планы на сегодня. Обмен новостями. Выбор центров активности.
Дни
неде
ли
Центры активности
Центр
строительства
Центр математики.
Настольные игры
Центр
искусств
Центр грамоты
Центр
драматизации
с/р игры
Центр науки
Центр песка и
воды
Индивидуализа
ция в подгруппе
и с отдельным
ребенком
Изменение в
развивающей
среде
Понедельник 14 декабря
Изготовление
кормушек из
бросового
материала.
Цель: Развивать
творческое
мышление.
Воспитывать
желание помочь
птицам.
Игровое упражнение
«Помоги птичке».
Цель: Развивать
мышление,
слуховое и зрительное
восприятие.
Воспитывать желание
помогать птицам.
Дидактическая игра
«Счет птиц»
Цель: закрепление
согласования
числительных с
существительными.
Дидактическая игра
«Кто как голос
падает? »
Цель: Развитие
слухового и
зрительного
внимания. Развивать
мышление и речь
детей, обогащать их
словарь.
Сюжетно ролевая
игра «Птичий
двор»
Цель: Формировать
знания детей о том,
как кричат
зимующие дикие и
зимующие
домашние птицы,
развивать
правильное
звукопроизношение.
Закрепить знания о
домашних птицах,
пользе приносимой
человеку,
формировать умение
устанавливать
ролевые связи по
НОД с просмотром
презентации.
Тема: «Зимующие
птицы»
Цель: Формировать
знания о зимующих
птицах. Уточнить
представления детей
о знакомых птицах
города, условиях их
жизни, роли человека
в жизни зимующих
птиц.
Рассматривание
альбома «Зимующие
птицы»
Опыт
«Как работает
термометр»
Цель:
Посмотреть,
как работает
термометр.
Предложить
альбом «Я учусь
рисовать»
(птицы),
трафареты и
раскраски с
изображением
птиц.
Цель:
Продолжать
развивать
творческое
воображение,
зрительное
ввосприятие.
Располагать
рисунок по всему
листу дополняя
деталями.
Подбор
дидактических
игр, наглядного
материала по
теме, настольно-
печатных игр,
иллюстраций.
Открытая площадка: Сравнительные наблюдение за воробьем и синицей. Цель: На примере воробья и синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни. Воспитывать доброжелательное
отношение к птицам.
Труд: Развешивание кормушек на территории детского сада. Цель: Учить выполнению трудовых действий.
Подвижная игра «Совушка» Цель: Учить внимательно, слушать команду ведущего. Развивать внимание за правильностью выполнения задания, развивать внимание.
Индивидуальная работа «Лазанье» Цель: Развивать координацию движений. Развивать смелость, решительность.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна.
Дидактическая игра «третий лишний». Цель: Упражнять в классификации зимующих птиц.
Дидактическая игра «Птичья семейка» Цель: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Просмотр познавательного видеофильма «Как живут птицы зимой». Цель: развивать любознательность и познавательную активность детей
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Цель: учить детей самостоятельно находить занятие по душе.
Работа с родителями: по дороге с детьми в детский сад и домой, наблюдать за птицами. Просмотреть домашние энциклопедии с информацией о птицах и их фотографии.
Рекомендации для родителей по теме: Рассмотреть вместе с ребёнком картинки с изображениями птиц. Закреплять знания детей в назывании птиц умение их узнавать по внешнему вид.: снегирь, синица,
ворона, голубь, воробей, галка, дятел, свиристель, щегол, сова, филин, клёст. Закрепить в словаре обобщающее понятие «зимующие птицы»
Утро: Прием детей в группе.
Утренняя гимнастика: Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
Артикуляционная гимнастика Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается». Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения
позиций губ.
Беседа на социально – нравственные темы «Мои добрые поступки» Цель: Уточнить понимание детьми правил взаимоотношений, связь правил с конкретными поступками.
Игровая ситуация «Ударил своего товарища» Цель: воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение.
Дежурство по столовой.
Утренний сбор: Решение проблемной ситуации «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?» Цель: Учить высказывать и аргументировать свое мнение, находить пути
решения созданной проблемы.
Приветствие. Работа с письмом. Планы на сегодня. Обмен новостями. Выбор центров активности.
Дни
неде
ли
Центры активности
Центр
строительства
Центр математики.
Настольные игры
Центр искусств
Центр
грамоты
Центр драматизации
с/р игры
Центр науки
Центр песка и
воды
Индивидуализа
ция в подгруппе
и с отдельным
ребенком
Изменение в
развивающей
среде
Вторник 15 декабря
Конструировани
е из «Лего»
«Кормушки для
птиц»
Цель: Учить
строить
кормушки для
птиц из
конструктора.
Развивать
творческие
навыки
НОД
Цель: Упражнять в
видоизменении
геометрических фигур:
составлять из одних фигур
другие, целые фигуры из
частей.
Совершенствовать
навыки счета в пределах
10 (считать звуки,
движения),
обозначать
количество
цифрой.
Закреплять знания о
частях суток, называть
их.
И/У «Дорисуй»
Цель: Разбор логических
задач на поиск
недостающих в ряду
фигур.
Лепка «Птицы на
кормушке».
Развивать
логическое
мышление, умение
объяснять смысл
пословиц о
птицах, расширять
словарный запас.
Учить лепить птиц
детально,
передавать форму
и относительную
величину
туловища и
головы, различия в
величине птиц.
С/ р игра
«Ветеринарная
лечебница.
Цель: Вызвать у
детей интерес к
профессии
ветеринарного
врача. Продолжать
учить
договариваться о
роли в игре с
сверстниками.
Воспитывать
чуткое, отношение к
птицам и
животным, доброту,
отзывчивость,
культуру общения.
Знакомство с
моделью «Пт
ица»
Цель:
уточнить
представление
детей о
строении
птиц.
Совершенство
вать умение
пользоваться
знаково-
символическо
й схемой
строения
птиц.
Опыт «Как
устроены
перья у птиц»
Цель: Установи
ть связь между
строением и
образом жизни
птиц в
экосистеме.
«Состав числа»
Цель:
Закрепление
состава чисел 5,
6, 7.
Пополнить
развивающую
среду группы
материалами и
оборудованием
по теме.
Пополнить
центр грамоты
книгами о
зимующих
птицах.
Открытая площадка: Наблюдение за следами птиц на снегу. Цель: Учить распознавать птичьи следы на снегу.
Труд: Расчистка участка от снега. Цель: Воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы, воспитывать желание приходить к взрослому на помощь.
Подвижная игра: «След в след» Цель: Упражнять в ходьбе друг с другом, след в след, добиваясь легкости и точности выполнения движений.
П/и «Эстафета с игрушками» - учить играть в команде, развивать ловкость, быстроту реакции.
Индивидуальная работа «Донеси мешочек зерен» Цель: Упражнять в соблюдении равновесия.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна.
Беседа «Зачем нужны птицы? ». Цель: объяснить роль и значение птиц в природе.
Чтение художественной литературы В. Звягиной «Воробей» Цель: Воспитывать желание слушать текст до конца, усидчивость.
Самостоятельная деятельность детей по желанию.
Работа с родителями: Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц.
Рекомендовать родителям: предложить ребенку пересказать небольшой текст по предложенным темам.
Утро: Прием детей в группе.
Беседа «Зачем нужны птицы? ». Цель: объяснить роль и значение птиц в природе. Работа в музыкальном уголке Цель: развитие слухового восприятия
Настольно- печатная игра «Подбери пару» Цель: Развитие зрительного внимания и памяти.
Утренняя гимнастика: Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
Игра на формирование речевого выдоха Цель: Произнесение определённого количества слов на одном выдохе (5 – 7 слов)
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы», «Стая птиц», «Птичка». Цель: Развитие речи и мелкой моторики пальцев рук.
Дежурство по столовой.
Утренний сбор: Приветствие. Работа с письмом. Планы на сегодня. Обмен новостями. Выбор центров активности.
Дни
неде
ли
Центры активности
Центр
строительства
Центр
математики.
Настольные игры
Центр искусств
Центр грамоты
Центр
драматизации
с/р игры
Центр науки
Центр песка и
воды
Индивидуализа
ция в подгруппе
и с отдельным
ребенком
Изменение в
развивающей
среде
Среда 16 декабря
Конструирован
ие из
напольного и
настольного
строителя по
замыслу.
Цель:
упражнять в
конструктивны
х умениях,
воспитывать
дружеские
взаимоотношен
ия через игру.
Настольная
игра
«Чья тень»
Цель: развивать
внимание,
наблюдательность,
зрительную
память, речь.
Коломбовое яйцо
«Яйцо»
Цель: Развивать
логическое
мышление, учить
собирать из частей
целое.
Рисование «Моя
любимая
птичка»
Цель: учить
сравнивать и
передавать в
рисунке
характерные
черты строения
птиц.
НОД Тема: «Кормушка»
Рассказывание по серии
сюжетных картин
Цель: продолжать учить
детей составлять короткие
рассказы по сюжетной
картине. Учить
использовать в речи
разные типы предложений;
воспитывать интерес к
птицам, желание им
помогать.
Д\и “Один – много”.
Цель: Продолжать учить
образовывать форму мн.ч.
сущ
С/р игра по
желанию детей
Цель:
закреплять
умение
договариваться
о сюжете игры,
учить уступать
друг другу,
разрешать
конфликты
нормативными
способами.
Работа с
календарем
погоды:
Наблюдения за
птицами на
кормушке,
выставление в
«календаре
природы»
иллюстраций
зимующих птиц
Опыт «Как
устроены
перья у птиц»
Цель: Установи
ть связь между
строением и
образом жизни
птиц в
экосистеме.
Индивидуальн
ая работа по
развитию
речи «Исправь
ошибки»
Цель: закрепить
умение
согласовывать
слова в
предложении
Обеспечить
детей (игровым,
дидактическим
и др.)
материалом для
развития
познавательной
активности по
теме
Открытая площадка: Наблюдение за птицами. Цель: Углубленные знания о жизни птиц зимой, формировать умение и желание помогать им.
Труд: Сгребание снега к деревьям. Цель: Воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижная игра: «Птицы и кукушка». Цели: развивать ловкость, быстроту.
Игры со снегом. Разгадывание загадок о птицах. Цель: обогащение словаря детей.
Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: Продолжать учить ходить на лыжах.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна.
Минутка вежливости Д/и «Добрые слова» Цель: Вызвать желание использовать свои речи добрые и вежливые обращения.
Книжкин доктор Цель: учить детей бережно относиться к книгам, подклеивать страницы и обложки
Чтение сказки В. Осеевой «Сороки». Цель: учить слушать текст, развивать внимание. память.
Игры с мелким конструктором «Лего» Цель: Продолжать строить по замыслу, схеме.
Работа с родителями: Консультации родителей по интересующим их вопросам.
Утро: Прием детей в группе.
Дидактическая игра «Назови причины пожара» Цель: формировать знания о причинах пожара .Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Дидактическая игра «Доскажи словечко» Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Утренняя гимнастика: Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
Артикуляционная гимнастика ««Любопытный язычок» «Язык здоровается с подбородком» «Язык здоровается с верхней губой» Цель: укреплять мышцы языка, развивать его
подвижность
Дежурство по столовой.
Утренний сбор: Приветствие. Работа с письмом. Планы на сегодня. Обмен новостями. Выбор центров активности.
Беседа с презентацией по пожарной безопасности на тему «Опасный огонь». Цель: Обобщить и углубить представления детей о пожарной безопасности (знания детей об опасных
ситуациях, окружающих их в доме, на улице, в лесу; знать какой вред приносят игры с огнем, уточнить знания о работе пожарных, правила поведения при пожаре. Закреплять знания о
том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01». Формировать умение вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, уважительно относиться к собеседнику)
Дн
и
нед
ели
Центры активности
Центр
строител
ьства
Центр математики.
Настольные игры
Центр искусств
Центр грамоты
Центр
драматизации
с/р игры
Центр науки
Центр песка
и воды
Индивидуализац
ия в подгруппе и
с отдельным
ребенком
Изменение в
развивающей
среде
Четверг 17 декабря
Д/игра «Раздели
квадрат на части»
Цель: упражнять в
делении квадратов
на 2 и 4 равные
части
И/упражнение
«Обведи фигуру и
заштрихуй»
Цель: упражнять в
обведении фигур по
трафарету и их
заштриховке
НОД аппликация
«Синички»
Цель: Учить
изображать птицу
аппликационным
способом из отдельных
частей разной формы и
величины, наклеивая
частично одну деталь
на другую; продолжать
учить заготавливать
исходные формы,
соответствующие по
величине и форме
синички.
НОД Согласный
звук [п] и буква
Пп.
Цель: Уточнить
артикуляцию звуков
[п-п'], закрепить
умение детей
определять место
звука в слове,
составлять
предложение с
предлогами по, под,
перед, ознакомить
детей с образом
буквы П п.
С/Р игра
«Зоомагазин»
Цель: развиват
ь умение детей
распределять
роли,
соответствоват
ь выбранной
роли, развивать
сюжет игры.
Беседа с просмотром
презентации «Как
помочь птицам
зимой?» Цель: создать
условия для
закрепления знаний о
зимующих птицах.
Рассмотреть виды
кормушек и виды корма
для зимующих птиц.
Способствовать
развитию речевых
умений, воспитывать
ответственное
отношение к природе
на примере посильной
помощи людей
зимующим птицам.
Опыт
«Как
работает
термометр»
Цель:
Посмотреть,
как работает
термометр.
Д/игра «Назови
звук»
Цель: закреплять
умение
различать
гласные, твердые
и мягкие
согласные звуки.
Создавать
условия и
помогать
организовыват
ь сюжетно
ролевые игры.
Открытая площадка: Наблюдение за кормушкой. Цель: Определить какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета
перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?
Труд: Отчистка кормушек от снега Цель: учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Подвижная игра: «Совушка» Цель: Учить внимательно, слушать команду ведущего. Развивать внимание за правильностью выполнения задания, развивать внимание.
Индивидуальная работа: Пройди по мостику. Цель: Упражнять в равновесии.
Самостоятельная деятельность детей на участке, игры с выносным материалом. Цель: развитие навыков совместной игровой деятельности
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна.
Чтение русской народной сказки «Лиса и дрозд». Цель: продолжать учить детей слушать сказки, зачитывать понравившийся отрывок.
Пятиминутка по ППБ «Пожар» Цели: Учить детей совершать правильные действия при пожаре. Воспитывать в детях чуткость, сострадание, взаимопомощь.
Загадывание загадок о разных птицах. Предложить детям нарисовать отгадки. Цель: формировать умение узнавать птиц по характерным признакам, отображать их в своих рисунках.
Привлечь внимание к самостоятельной игровой деятельности. Цель: Формировать у детей организаторские умения, самостоятельно распределять роли с учетом возможностей и
желаний каждого участника, устанавливать правила и четко выполнять их.
Работа с родителями: Консультации для родителей «Кормушки и как их сделать», «Домики от ветра».
Утро: Прием детей в группе.
Беседа по экологии «Наша Красная Книга» Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края. Познакомить детей с некоторыми видами растений и животных,
занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.
Утренняя гимнастика: Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
Артикуляционная гимнастика Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается». Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения
позиций губ.
Дежурство по столовой.
Утренний сбор:
Настольная игра на формирование экологического представления «Зоологическая
столовая» Цель: Формировать представления дошкольников о способах питания животных и
группировке их по этому признаку.
Настольная игра «Лесной многоэтажный дом»
Цель: Закрепление у детей представлений о лесе, как природном сообществе.
Приветствие. Работа с письмом. Планы на сегодня. Обмен новостями. Выбор центров активности.
Дни
недел
и
Центры активности
Центр
строительства
Центр математики.
Настольные игры
Центр искусств
Центр грамоты
Центр
драматизации
с/р игры
Центр науки
Центр песка и
воды
Индивидуализаци
я в подгруппе и с
отдельным
ребенком
Изменение в
развивающей
среде
Пятница 18 декабря
Конструирова
ние птиц из
природного
материала.
Цель:
Способствова
ть развитию
фантазии,
творчества.
Воспитывать
аккуратность
в работе с
природным
материалом.
Ручной труд «Снегири
на ветке»
(Коллективная работа)
Цель: Учить создавать
композицию с
птицами; показать
приемы складывания
из бумаги фигуры
птицы по типу
оригами
многократным
складыванием и
сгибанием. Развивать
творческое
воображение,
фантазию мелкую
моторику ребенка;
воспитывать
аккуратность, умение
бережно использовать
материал; заботливое
отношение к птицам.
Д/И «Назови и
опиши птицу»
Цель: Учить детей
называть птиц и
описывать их,
развивать связную
речь, активизировать
словарь.
Дидактическая игра
«Назови птичку,
которой не стало»
Цель: развитие
внимательности и
наблюдательности
детей, закрепление
названий птиц.
Театрализован
ная игра «Лиса
и дрозд».
Цель: учить
детей
разыгрывать
представление
по сказке.
Рассматривание
изображений
зимующих птиц на
иллюстрациях в
книгах и журналах.
Экспериментир
ование по
желанию детей.
Рисование
восковыми
мелками с
помощью
шаблонов
«Птицы».
Цель: развитие
моторики рук
Открытая площадка: Наблюдение за зимующими птицами. Цель: Закреплять знания о зимующих птицах. Продолжать формировать представление о добывании пищи зимующими птицами.
Труд: Расчистка дорожек, скамейки, бума от снега. Цель: Воспитывать трудолюбие, дружескую взаимопомощь.
Подвижная игра: «Коршун и наседка». Цели: развивать ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа: закрепление навыков ходьбы на лыжах. Цель: развитие силы и выносливости.
Игра-эстафета «Замени предмет». Цель: Совершенствовать умение детей правильно выполнять основные движения при беге на скорость, развивать скоростно-силовые качества. Помочь детям организовать
соревнования, соблюдать правила эстафеты.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна.
Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Кто лучше знает птиц?» Цель: Закрепить знания детей о птицах. Учить детей различать, группировать, устанавливать причинно-следственные
связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение. Развивать внимание, мышление, воображение, память, связную речь.
Д/и «Хорошо-плохо» . Цель: научить видеть противоречия в природе, неоднозначность явлений, взаимосвязь живого и неживого; развить речь, мышление.
Строительные и настольно печатные игры по желанию детей.
Работа с родителями: оформление информации «Внимание, грипп! Симптомы, профилактика», «Дыхательная гимнастика как средство профилактики простудных заболеваний ребенка»
Подведение итогов за неделю.