Автор: Ленкевич Оксана Кашафитдиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№26 им. А. С. Пушкина"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: Рабочая программа "Азбука пешехода"
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «АЗБУКА ПЕШЕХОДА»
Составитель рабочей учебной программы
учитель начальных классов
МБОУ «СШ№26 им. А, С. Пушкина»
города Смоленска
Ленкевич О. К.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» для 1-4
классов составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
Учебного плана МБОУ «СШ №26 имени А.С. Пушкина» города
Смоленска на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом от
01.09.2015 №118-ОД;
Основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ «СШ №26 имени А.С. Пушкина» принятой
педагогическим советом 29 августа 2015 года;
Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения
рабочих учебных программ муниципального бюджетного образовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №26 имени А.С. Пушкина.
Приказ № 96-ОД от 29.08.2014.
Для реализации программного содержания используется программа для
системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного
движения”, под редакцией П.В.Ижевского, Москва. “Просвещение”,2009 г.
Продолжительность освоения – 4 года.
Возрастной диапазон начала освоения программы – 7–11 лет.
Направление – социальное.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно –
транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного
движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного
движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой
медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-
транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота
реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое
восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за
свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную
этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к
собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися 4 класса следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения,
делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата
деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме,
в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Тематическое распределение часов
№п.п.
Содержание
раздела, темы
Количество
часов 1 класс
Количество
часов 2 класс
Количество
часов 3 класс
Количество
часов 4 класс
1
Дорожная
грамота.
10
10
10
10
2.
Транспортные
средства.
3
3
3
6
3
Здравствуй,
дорога! (Общие
правила)
3
3
3
6
4
Наш друг –
светофор.
3
3
3
3
5
Правила
дорожного
движения.
10
10
10
4
6
Дорожные знаки
4
5
5
5
Итого
33
34
34
34
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного
поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном
транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в
начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное
представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных
ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека,
выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает групповые занятия (школьный кабинет, стадион,
спортивный зал), а также проведение экскурсий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через
реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью
планируется использование таких форм проведения занятий, как
театрализованное представление, КВН, выпуск стенгазет, встреча с
работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок
на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые
ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, тестирование,
экскурсии по городу с целью изучения программного материала.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.
Согласно образовательному плану МБОУ СОШ № 26 имени А.С.Пушкина на
проведение занятий внеурочной деятельности “Азбука пешехода” на 1 – 4
класс начальной школы выделяется всего — 135 часов.
Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4
классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Планируемые результаты изучения курса “Азбука пешехода”.
Обучающиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения
Российской Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
основы страхования.
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных
переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных
средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и
специальным звуковым сигналом;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по
обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь
со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого
можно выезжать на улицы и дороги;
Обучающиеся 1-х классов должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным
случаям и авариям;
опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых
коньках, самокатных средствах, санках;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков
для водителей;
Обучающиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и
пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны
видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при
движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Обучающиеся 2-х классов должны знать (кроме перечисленного ):
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним
движением транспорта и трамвайными путями;
Обучающиеся 2-го класса должны уметь:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
при посадке и высадке из маршрутного такси;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за
препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края
проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного
транспорта, во время движения в салоне;
Обучающиеся 3-4 классов должны знать (кроме перечисленного ):
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от
каких факторов зависит;
Обучающиеся 3-4 класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с
двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей
части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной
местности;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-
транспортных происшествиях;
В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения
учащиеся должны приобретать такие качества, как самостоятельность,
аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Формы и методы контроля:
тестирование;
праздники, конкурсы.
Материально-техническое обеспечение.
Компьютер, проектор;
Настольные игры по правилам дорожного движения;
Таблицы по правилам дорожного движения.
Литература:
1.
Пособие для учителей “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–
4 кл., под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский,
Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
2.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно–
транспортного травматизма”, автор:Е.А.Козловская. Москва. Издательский
дом “Третий Рим”, 2007 г.
3.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–
4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
4.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по
изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др.
Москва. “Глобус”, 2008 г.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количе
ство
часов
1а
1б
1в
1г
1д
Дорожная грамота.
10
1.
Дорога в школу и домой.
2.
Как устроена дорога?
3.
Дорога в городе.
4.
Дорога в посёлке.
5.
Что такое улицы?
6.
Кого называют пешеходами?
7.
Кого называют водителем?
8.
Кого называют пассажирами?
9.
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
10.
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах?
Транспортные средства
3
11.
Транспорт и его виды.
12.
Пассажирский транспорт.
13.
Специальный транспорт.
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3
14.
Положительные и отрицательные привычки в
поведении детей на улицах и дорогах.
15.
Место, где мы живём.
16.
Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.
Наш друг - светофор.
3
17.
Наши верные друзья. (Сигналы регулировщика)
18.
Светофор и его сигналы.
19.
Светофоры для водителей и пешеходов.
Правила дорожного движения.
10
20.
Правила дорожного движения для пешеходов.
21.
Правила поведения на тротуаре, пешеходной
дорожке, обочине.
22.
Движение по тротуару в группе.
23.
Что такое проезжая часть дороги?
24.
Правила перехода дороги.
25.
Переход улицы при одностороннем движении.
26.
Переход улицы при двустороннем движении.
27.
Пешеходный переход.
28.
Правила поведения на остановках.
29.
Правила поведения в общественном транспорте
Дорожные знаки.
4
30.
Дорожные знаки.
31.
Дорожные знаки для пешеходов.
32.
Дорожные знаки для водителей.
33.
«Правила дорожные знать каждому положено»
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количество
часов
2в
Дорожная грамота.
10
1
Это должны знать все.
2
Улица полна неожиданностей.
3
Как правильно определить безопасный путь.
4
Практическое занятие. Безопасный путь домой.
5
Практическое занятие. Безопасный путь в школу.
6
Почему дети попадают в дорожные аварии.
7
Элементы улиц и дорог.
8
Дорожная разметка.
9
Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка.
10
Практическое занятие. Где можно кататься на велосипеде.
Транспортные средства
3
11
Виды транспортных средств.
12
Грузовой и легковой виды транспорта.
13
Конкурс на лучший рисунок.
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3
14
Регулирование дорожного движения.
15
Взаимно вежливые отношения на дороге.
16
Викторина.
Правила дорожного движения.
10
17
Где можно и где нельзя играть.
18
Где можно и где нельзя кататься на роликах, скейтбордах.
19
Где можно и где нельзя кататься на санках, лыжах.
20
Переход регулируемых перекрёстков.
21
Переход нерегулируемых перекрёстков.
22
Переход дороги с односторонним движением.
23
Переход дороги с двусторонним движением.
24
Правила посадки и высадки из общественного транспорта.
25
Правила поведения в общественном транспорте.
26
Переход дороги после выхода из общественного
транспорта.
Наш друг - светофор.
3
27
История возникновения светофора.
28
Виды светофоров.
29
Игра «Водители и пассажиры»
Дорожные знаки.
5
30
Дорожные знаки.
31
Группы дорожных знаков.
32
Дорожные знаки для пешеходов.
33
Обобщающее занятие.
34
Экскурсия(закрепление пройденного материала)
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количес
тво
часов
3а
3б
3в
3г
3д
Дорожная грамота.
10
1
Правила дорожные знать каждому положено.
2
История возникновения правил дорожного
движения.
3
Улица, транспорт и пешеходы.
4
Скрытые опасности на дороге.
5
Тренинг. Определение наиболее опасных участков
дороги.
6
Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения.
7
Остановочный и тормозной путь.
8
Встреча с работниками ГИБДД.
9
Викторина по правилам дорожного движения.
10
Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти во все
стороны гляди.
Транспортные средства
3
11
Рельсовый и безрельсовый транспорт.
12
Служба спасения, МЧС.
13
Конкурс детского рисунка.
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3
14
Сигналы регулировщика.
15
Инспектор ГИБДД (регулировщик)– наш друг и
помощник.
16
Викторина.
Правила дорожного движения.
10
17
Движение пешеходов.
18
Права и обязанности пешеходов.
19
Конкурс рисунков «Нарушители».
20
Игры детей и дорожная безопасность.
21
Причины дорожных аварий.
22
Перекрёсток и опасные повороты.
23
Практическая работа. Переход улицы с
двусторонним движением.
24
Железнодорожный переезд.
25
Правила перехода железной дороги.
26
Конкурс рисунков «Кто виноват?»
Наш друг - светофор.
3
27
Знакомство с транспортом города.
28
Сигналы, подаваемые водителями транспортных
средств.
29
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».
Дорожные знаки.
5
30
Запрещающие знаки.
31
Предписывающие знаки.
32
Знаки сервиса.
33
Экскурсия.
34
Обобщающее занятие.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количес
тво
часов
4а
4б
4в
4г
4д
Дорожная грамота.
10
1
Вводный урок. Правильно веди себя на дороге.
2
Игра «Подскажи словечко»
3
Конкурс рисунков на асфальте «Дорога и я».
4
Практическое занятие. Отработка практических
навыков.
5
Правила поведения в зоне жилых домов.
6
Один на дороге.
7
Мы на загородной дороге.
8
Переход дороги при плохих погодных условиях.
9
Правила поведения на дороге во время гололёда.
10
Игры и соревнования по правилам безопасного
поведения на улицах и дорогах.
Транспортные средства
6
11
Краткая история колеса.
12
Краткая история автомобиля.
13
Е.А.Яковлев - основоположник отечественного авто.
14
Что такое Автозавод?
15
Краткая история возникновения общественного
транспорта.
16
Настольные игры по правилам дорожного движения.
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
6
17
А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?
18
А знаешь ли ты, из чего сделана машина?
19
А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не
нужен был бензин?
20
Что такое правостороннее движение.
21
Тротуар – дорога для пешеходов.
22
Внимательный пешеход.
Наш друг - светофор.
3
23
Транспортные и пешеходные светофоры.
24
Мигающий жёлтый свет.
25
Роль светофоров в организации движения.
Дорожные знаки.
5
26
Дорожные знаки для пешеходов.
27
Дорожные знаки для водителей.
28
Виды дорожной разметки.
29
Причины дорожно-транспортных происшествий.
30
Игра «Знатоки дорожных знаков»
Правила дорожного движения.
4
31
Катание на роликовых коньках.
32
Практическое занятие «Расчёт тормозного пути
автомобиля»
33
Экскурсия «Я – пешеход».
34
Утренник «Знай правила движения как таблицу
умножения»