Напоминание

"Формирование информационной культуры младших школьников"


Автор: Ластина Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 1 г. Коряжмы"
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование информационной культуры младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Ластина Марина Николаевна

учитель начальных классов

высшая категория

МОУ «СОШ №1г. Коряжмы»

«Формирование информационной культуры

младших школьников»

Как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным,

манящим? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать

этот мир, открыть его сокровища для себя? Как сделать мир информации необходимым для

современного школьника?

Помочь ответить на эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить

ребенку

непонятое,

неизвестное

в

мире

информации.

Школа

призвана

научить

ребенка

пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему окружающий мир.

Под информационной культурой подразумевается элемент общей культуры человека,

связанный

с

потреблением

и

созданием

информационных

ресурсов

и

выполнением

информационной деятельности.

«Тот, кто владеет информацией, владеет миром» Ротшильд.

В

рамках

анализируемой

нами

проблемы

значительный

интерес

представляет

характеристика

современных детей,

выросших

в изменившейся

социальной

ситуации.

Исследователи-педагоги

подчеркивают:

резко

возросла

информированность

детей.

Если

раньше

школа

была

основным

источником

получения

ребенком

информации

о

мире,

человеке,

обществе,

природе,

то

сегодня

СМИ

оказываются

существенным

фактором

формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции,

получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных

детей.

Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

начального

общего

образования

особое

место

занимает

формирование

познавательных

универсальных учебных действий, а именно использование различных способов поиска

информации, сбора, обработки, анализа, организация передачи и интерпретации её.

Кроме

того,

предметные

результаты

с

учетом

специфики

содержания

предметных

областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение

самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу;

пользоваться

справочными

источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Таким

образом,

информационная

грамотность

в

новом

образовательном

стандарте

рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования, что

говорит об актуальности данного вопроса.

Существуют различные источники информации. По данным диагностики очевидно, что

обучающиеся

используют

возможности

интернета

для

получения

дополнительной

информации. 80% обучающихся хотят научиться пользоваться интернетом. Но интернет это

не единственный источник информации.

В начальной школе навыки работы с информацией формируются преимущественно в

ходе

изучения

трех

учебных

дисциплин:

русского

языка,

литературного

чтения

и

информатики.

В пояснительной записке «Примерной программы по русскому языку» указано, что в

ходе

освоения

русского

языка

формируются

умения,

связанные

с

информационной

культурой:

читать,

писать,

эффективно

работать

с

учебной

книгой,

пользоваться

лингвистическими словарями и справочниками. Метапредметными результатами изучения

русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска

необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

Для

формирования

информационных

умений

необходимо,

чтобы

в

учебно-

методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в

школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему

необходимо работать с информацией:

вычленять её, (осознанное чтение текста);

воспринимать (первичные навыки работы с информацией);

фиксировать (умение работать с рисунками, таблицами, схемами, диаграммами);

преобразовывать

(чтение

информации, представленной

в

наглядно-

символической форме);

сохранять,

излагать

(принятие

решений

в

простых учебных и практический

ситуациях).

Таким образом, формируется навык самообразования, умение ребёнка учиться.

Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом,

чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный

характер.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении в начальной школе

новых технологий.

По

данным

исследования

американского

психолога

Уильяма

Глассера

больший

процент усвоения информации происходит тогда, когда обучаемый данную информацию

преподаёт кому – то или обсуждает, а не тогда, когда мы информацию слышим, видим,

читаем.

Таким образом, основой обучения должно стать интерактивное обучение, когда

прослеживается

обратная

связь

между

учителем

и

учеником,

учеником

и

учеником.

Интерактивными методами обучения являются групповые и индивидуальные.

Внедрение

новых

информационных

технологий

в

учебный

процесс

позволяет

активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп

урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Управление обучением с помощью компьютера непременно приводит к активизации

мыслительной деятельности учащихся. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс

– ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер

учебной

деятельности

ученика

и

роль учителя.

Диалоговые

и

иллюстрированные

возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса,

на его деятельностную структуру.

Какие технологии способствуют формированию информационных умений младших

школьников?

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), т. к.

она представляет собой целостную систему, формирующую умения работать с информацией.

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с информацией, получат

возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации, преобразовывать

информацию, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям

урока:

подготовительный – стадия вызова;

восприятие нового – смысловая стадия;

присвоение информации – стадия рефлексии.

Приёмы

ТРКМЧП

способствующие

формированию

информационной

культуры

младших школьников:

«Дерево предсказаний»

«Пирамида»/«Синквейн»

«Кластер»

«Фишбон»

«Тонкие и толстые вопросы»

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать

изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулируются

выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу учит детей рассуждать,

сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ, работая с источником

информации.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности «Технология

продуктивного чтения», которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами

его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения

1.

Антиципация

(предвосхищение,

предугадывание

предстоящего

чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение

его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей

тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.

Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание,

или

комбинированное

чтение.

Выявление

совпадений

первоначальных

предположений

учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или

его отдельных фрагментов).

3.

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение,

беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего

вопроса к каждой смысловой части.

4.

Беседа

по

содержанию

текста.

Обобщение

прочитанного.

Постановка

к

тексту

обобщающих вопросов. Обращение (к отдельным фрагментам текста).

5.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.

Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской пози цией. Выявление

основной идеи текста.

2.

Знакомство

с

писателем.

Работа

с

материалами

учебника,

дополнительными

источниками.

3.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности

учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Процесс

работы

с

произведением

это

обобщение,

поиски

и

открытия

истин,

сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и

исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский

характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют

и понимают прочитанное.

На уроках технологии во 2 классе предусмотрено знакомство с понятийным аппаратом

информатики (информация, источники информации, виды информации, алгоритм и т.д.);

в 3-ем

классе

учащиеся

знакомятся

с

компьютером:

основными

устройствами

компьютера,

организацией

информации

в

компьютере,

знакомством

с

текстовым

и

графическим редактором Microsoft Word;

в 4-ом классе предусмотрено знакомство с информационной деятельностью человека,

информационной безопасностью, сетью Интернет).

В содержание учебного материала третьего и четвёртого класса включен практический

модуль “Учимся работать на компьютере”.

Благодаря

применению

в

своей

практике

данных

технологий,

мы

воспитываем

вдумчивого

читателя.

Диагностика

уровня

понимания

прочитанного

текст а

продемонстрировали

следующие

результаты:

100%

учащихся

определяют

жанр

произведения, главных героев, 92% учащихся выстраивают логическую цепочку событий

происходящих в произведении, 84% учащихся определяют основную мысль произведения.

Данные

результаты

подтверждают

необходимость

формирования

информационной

культуры

младших

школьников. Деятельность учителя начальной школы направлена на

формирование

познавательных

универсальных

учебных

действий

средствами

системы

работы с информацией, что предусмотрено требованиями ФГОС.



В раздел образования