Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "О жизнь, я все тебе прощаю" (по творчеству А. Жигулина)
Раздел: среднее образование
«
О жизнь! Я все тебе прощаю…»
(литературная композиция,
посвященная творчеству
А.В. Жигулина )
Цели:
1.
познакомить учащихся с личностью поэта;
2.
познакомить учащихся с произведениями Анатолия Жигулина, посвященными
лагерной тематике, другим темам;
3.
стимулировать развитие художественного мировоззрения, нравственного сознания
учащихся
4.
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости и любви к своему краю;
Оборудование:
выставка фотоматериалов из семейного архива А.В.Жигулина;
иллюстрации А.Кузнецова к стихотворениям А.Жигулина ;
книжная выставка произведений А. Жигулина;
кинофрагмент хроники Великой Отечественной войны;
карта ГУЛАГа, слайды – кадры с изображением лагеря Бутугычага ;
эпиграф
… И кровью алою -
Калина красная.
И горькой памятью –
Калина чёрная…
А.Жигулин
Учащийся: В Доме литераторов в Москве висит мемориальная доска в память о тех
писателях, кто погиб на войне, всего - 70 имен. Если бы была установлена такая же доска
с именами репрессированных поэтов и писателей (а она до сих пор не установлена), то,
конечно, среди этих имен было бы имя и Анатолия Владимировича Жигулина. Одного из
редких русских людей и по творческому дару, и по обостренному чувству совести. Он
прожил жизнь чисто и честно, по законам “любви и отваги ”.
Учащийся: (слайды) :
Мать Жигулина, Раевская Евгения Митрофановна – из знаменитого дворянского рода
Раевских… – правнучка первого декабриста Владимира Федосеевича Раевского…
Отец
–
Жигулин
Владимир
Федорович
–
из
богатой
крестьянской
семьи
села
Монастырщина близ границы Воронежской губернии. В гражданскую войну старшие
братья отца воевали в армии А.И. Деникина. Отец как младший попал в Красную армию…
И Раевских, и Жигулиных люто преследовали. Ни одна беда их не миновала. Родился
Анатолий Жигулин (как он сам себя называл “потомок двух разгромленных сословий”) в
г. Воронеже 1 января 1930 года. Раннее детство будущего поэта прошло в селе Подгорное.
Учащийся:
Школа.
Война.
Беспризорные
скитания.
(слайды
с
кадрами
военной
хроники ). Голод 1946 – 1947 гг. Еще в школе в 9 классе Володя Жигулин вступил в
подпольную антисталинскую организацию КПМ, Коммунистическую партию молодежи.
Наивные дети тех времен, молодые люди искали идейную опору в борьбе со сталинским
режимом в
марксизме, и у них не было
альтернативы. Живя в наглухо закрытой, с
тираническим режимом стране, они просто не знали другой реальной философии. И они
изо всех сил сопротивлялись ненавистной диктатуре.
Учащийся:
В 1949 году
В. Жигулин
поступил в Воронежский лесохозяйственный
институт. 17 сентября того же года был арестован, просидел в тюрьме около года. И все
это время жестокие избиения и пытки. В.Жигулина и его товарищей (всего 24 человека)
судило Особое Совещание при МГБ СССР. Срок - 10 лет… Осужден я был по статье –
террор. 7 августа 1949 года он расстрелял из нагана портрет Сталина и ему полагалась
высшая мера наказания. А в это время на краткий период смертная казнь в СССР была
отменена. Но, находясь в тюрьме, Жигулин не знал об этом и ожидал расстрела.
Учащийся:
Начинаю поэму
Я у правды в долгу.
Я решить эту тему
По частям не смогу.
Только в целом и полном
Это можно понять.
Только в целом — не больно
Эту правду принять.
Как случилось такое,
Понять не могу:
Я иду под конвоем,
Увязая в снегу.
Не в неволе немецкой.
Не по черной золе.
Я иду по советской,
По любимой земле.
Не эсэсовец лютый
Над моею бедой,
А знакомый как будто
Солдат молодой.
Весельчак с автоматом
В ушанке большой,
Он ругается матом
До чего ж хорошо!
— Эй, фашистские гады!
Ваш рот-перерот!
Вас давно бы всех надо
Отправить в расход!..
И гуляет по спинам
Тяжелый приклад...
А ведь он мой ровесник,
Этот юный солдат.
Уж не с ним ли я вместе
Над задачей сопел?
Уж не с ним ли я песни
О Сталине пел?
Про счастливое детство,
Про родного отца...
Где ж то страшное место,
Где начало конца?
Как расстались однажды
Мы с ним навсегда?
Почему я под стражей
На глухие года?
Ой, не знаю, не знаю.
Сказать не могу.
Я угрюмо шагаю
В голубую тайгу...
Учащийся: Обо всем этом более подробно рассказано в моей автобиографической повести
“Черные камни”. И
о следствии, и о лагерях, и о тюрьмах. В начале моей лагерной
“одиссеи” был Озерный лагерь (лесоповал, строительство железной дороги Тайшет –
Братск). Близ этих мест Иркутской губернии находится и село Олонки, где отбывал ссылку
мой знаменитый предок. Такое вот совпадение! И часто виделся мне в солнечном сиянии
над иркутской тайгою кружащийся белый лебедь, словно с герба рода Раевских.
Учащийся:
Но не хочет всех лелеять
Век двадцатый, век другой.
И опять кружится лебедь
Над иркутскою тайгой.
И легко мне с болью резкой
Было жить в судьбе земной.
Я по матери — Раевский.
Этот лебедь — надо мной.
Даль холодная сияет
Облака — как серебро.
Кружит лебедь и роняет
Золотистое перо.
Учащийся: А потом, после Сибири, была Колыма, особый береговой лагерь Бутугычаг
(демонстрируются слайды). Однажды охотники и племена оленеводов, кочуя по реке
Детрин, натолкнулись на громадное поле, усеянное человеческими черепами и костями,
вскоре олени в стаде начали болеть странной болезнью - у них выпадала вначале шерсть
на ногах, а потом животные ложились и не могли встать. Это место охотники назвали
долиной смерти- Бутугычагом, и с тех пор это место обходили стороной.
Учащийся:
Позже здесь, в годы советской власти, были открыты урановые рудники, где
люди в некоторых местах получали порою смертельную дозу радиации и умирали в
тяжелых
мучениях…
Рудообогатительная
фабрика
была
самым
вредным
производством,
и
химический,
и
прессовый
цехи,
и
сушилка
(сушильные
печи
для
обогащенной
руды)
были
чрезвычайно
опасны
едкими
вредоносными
испарениями.
Вокруг не было никакой растительности. Радиация убила все живое. Только мох рос на
черных камнях. У печей, где на металлических подносах выпаривали воду из уранового
концентрата после промывки, заключенные работали одну-две недели, после чего обычно
умирали, а на смену им гнали новых. Мне посчастливилось остаться в живых.
Учащийся: историческая справка: В Бутугычаге, Колымском лагере, умерло 380 тысяч
человек... Здесь добывали уран для советской атомной бомбы. Здесь же велись строго
засекреченные "медицинские эксперименты" на мозге заключенных, трупы которых потом
выбрасывали в районе лагерного кладбища.
Учащийся: В этом лагере Анатолию Жигулину удалось выжить. Он вернулся домой
совершенно больным физически, с подорванным здоровьем, тяжелейшими заболеваниями,
чтобы успеть до смерти написать свою "Соловецкую чайку" - вечный реквием по всем
погибшим заключенным, как их называли зэкам.
Учащийся:
Соловецкая чайка
Всегда голодна.
Замирает над пеною
Жалобный крик.
И свинцовая
Горькая катит волна
На далекий туманный
Пустой материк.
А на белом песке -
Золотая лоза.
Золотая густая
Лоза-шелюга.
И соленые брызги
Бросает в глаза,
И холодной водой
Обдает берега.
И обветренным
Мокрым куском янтаря
Над безбрежием черных
Дымящихся вод,
Над холодными стенами
Монастыря
Золотистое солнце
В тумане встает...
Только зыбкие тени
Развеянных дум.
Только горькая стылая
Злая вода.
Ничего не решил
Протопоп Аввакум.
Все осталось, как было
И будет всегда.
Только серые камни
Лежат не дыша.
Только мохом покрылся
Кирпичный карниз.
Только белая чайка -
Больная душа -
Замирает, кружится
И падает вниз.
Учащийся: А. Жигулин вспоминал:
В последнее время мне особенно часто снится
Бутугычаг,
рудник,
рудообогатительная
фабрика,
сушилка…
Большие
длинные
печи,
большие стальные противни. Много лет спустя я был с писательской делегацией на
подобной фабрике для обогащения металлической руды. Кажется, вольфрамовой. Многое
похоже. Но работают там в специальных респираторах. И вообще – техника безопасности,
охрана труда. А на Бутугычаге не было никакой охраны труда. Естественная логика того
времени – зачем зэкам - смертникам охрана труда?… И хоронили умерших заключенных
здесь же, на склонах сопок.
Учащийся: В 1961 году А. Жигулин написал стихотворение «Кладбище в Заполярье».
Я видел разные погосты.
Но здесь особая черта:
На склоне сопки – только звезды,
Ни одного креста
А выше – холмики иные,
Где даже звезд фанерных нет,
Одни дощечки номерные
И просто камни без примет.
Лежали там под крепким сводом
Из камня гулкого и льда
Те, кто не дожил до свободы
(Им не положена звезда).
…А нас, живых, глухим распадком
К далекой вышке буровой
С утра, согласно разнарядке,
Вел мимо кладбища конвой
Напоминали нам с рассветом
Дощечки черные вдали
Что есть еще позор
Посмертный,
Помимо бед, что мы прошли…
Мы били штольню сквозь мерзлоты.
Нам волей был подземный мрак
А поздно вечером с работы
Опять конвой нас вел в барак…
Спускалась ночь на снег погоста,
На склон гранитного бугра.
И тихо зажигала звезды
Там,
Где чернели
Номера…
Учащийся: Лагерные лишения и мучения не сломили дух писателя, он не озлобился на
весь белый свет, он не проклял предателей, стукачей, коих в лагерях было великое
множество.
С мудростью много испытавшего человека он
утверждал, что проходят
личные
обиды
на
людей.
Позже,
в
повести
«Черные
камни»,
посвященной
судьбе
заключенных на Колыме, он изменил имена, фамилии предателей и сделал это из чувства
милосердия, но «не к ним, а к их детям, их близким».
Учащийся: Даже
в
невыносимых
условиях
многие
из
заключенных
оставались
настоящими людьми, сохранили человеческие чувства, способность радоваться жизни,
наслаждаться природой. Показательно в этом плане стихотворение «Летели гуси за Усть –
Омчуг»
Летели гуси за Усть-Омчуг,
На индигирские луга,
И все отчетливей и громче
Дышала сонная тайга.
И захотелось стать крылатым,
Лететь сквозь солнце и дожди,
И билось сердце под бушлатом,
Где черный номер на груди.
А гуси плыли синим миром,
Скрываясь в небе за горой,
И улыбались конвоиры,
Дымя зеленою махрой.
И словно ожил камень дикий,
И всем заметно стало вдруг,
Как с мерзлой кисточкой брусники
На камне замер бурундук…
Учащийся: Синий мир - символ добра, где нет жестокости, зла. К этому идеалу стремится
душа человеческая. Такое просветление душ помогало всем: и жертвам, и конвою –
преобразиться, хоть на время отвлечься от чудовищных будней.
Учащийся:
Позже,
в
1963
году,
А.
Жигулин
напишет
еще
одно
стихотворение
-
удивительно
доброе,
проникнутое
теплыми
воспоминаниями
от
встречи
с
представителями живой природы на колымской суровой земле.
Учащийся: « Бурундук»
Раз под осень в глухой долине,
Где шумит Колыма-река,
На склоненной к воде лесине
Мы поймали бурундука.
По откосу скрепер проехал
И валежник ковшом растряс,
И посыпались вниз орехи,
Те, что на зиму он запас.
А зверек заметался, бедный,
По коряжинам у реки.
Видно, думал:
"Убьют, наверно,
Эти грубые мужики".
- Чем зимой-то будешь кормиться?
Ишь ты,
Рыжий, какой шустряк!..-
Кто-то взял зверька в рукавицу
И под вечер принес в барак.
Тосковал он сперва немножко
По родимой тайге тужил.
Мы прозвали зверька Тимошкой,
Так в бараке у нас и жил.
А нарядчик, чудак-детина,
Хохотал, увидав зверька:
- Надо номер ему на спину.
Он ведь тоже у нас - зека!..
Каждый сытым давненько не был,
Но до самых теплых деньков
Мы кормили Тимошу хлебом
Из казенных своих пайков.
А весной, повздыхав о доле,
На делянке под птичий щелк
Отпустили зверька на волю.
В этом мы понимали толк.
Учащийся: И особенно радовались заключенные хрупким северным цветам, потому что
они
пробуждали самые светлые
воспоминания той счастливой долагерной жизни,
напоминали о родных, любимых, тех, кого они так давно не видели.
Учащийся: «Полярные цветы»
Сползла машина с перевала.
И в падях,
Что всегда пусты,
Нас будто всех околдовало —
Мы вдруг увидели
Цветы!
И разом ахнули ребята,
Нажал водитель на педаль:
Была светла и розовата
От тех цветов глухая даль.
И через каменные глыбы,
По чахлым ивовым кустам,
Не в силах потушить улыбок,
Мы побежали к тем цветам.
Студент-геолог, умный парень,
Заспорить с кем-то был готов,
Что, дескать, только в Заполярье
Известен этот вид цветов.
Но порешили, кто постарше,
На спор поставив сразу крест,
Что те цветы, конечно, наши —
Из тульских и рязанских мест.
Что просто здесь,
В сторонке дальней,
В просторах вечной мерзлоты,
Они немножечко печальней
И чуть суровей, те цветы.
И под нависшим серым небом
С колымским талым ветерком
Дохнуло вдруг соломой, хлебом,
Коровьим теплым молоком...
Цветы, цветы...
Они — как люди:
Им легче, если много их.
Где мы еще теперь побудем,
Каких путей хлебнем земных?..
Уж пятый час трясется кузов,
И склоны гор опять пусты,
А мы в ладонях заскорузлых
Все держим нежные цветы...
Учащийся:
Но
не
только
о
любви
к
природе,
умении
радоваться
жизни
вопреки
трагическим обстоятельствам, ценить ее проявления писал А. Жигулин. Одной из главных
в его творчестве была тема человека, его современника, на долю которого выпало много
тяжких испытаний и который сумел остаться человеком, другом.
Учащийся: «Снег над соснами кружится, кружится».
Снег над соснами кружится, кружится,
Конвоиры кричат в лесу...
Но стихи мои не об ужасах.
Не рассчитаны на слезу.
И не призраки черных вышек
У моих воспаленных глаз.
Нашу быль все равно опишут,
И опишут не хуже нас.
Я на трудных дорогах века,
Где от стужи стыли сердца,
Разглядеть хочу человека -
Современника
И борца.
И не надо бояться памяти
Тех не очень далеких лет,
Где затерян по снежной замети
Нашей юности горький след.
Там, в тайге,
Вдали от селения,
Если боль от обид остра,
Рисовали мы профиль Ленина
На остывшей золе костра.
Там особою мерой мерили
Радость встреч и печаль разлук.
Там еще сильней мы поверили
В силу наших рабочих рук.
Согревая свой хлеб ладонями,
Забывая тоску в труде,
Там впервые мы твердо поняли,
Что друзей узнают
В беде.
Учащийся: Как это ни удивительно, но стихи о сталинских тюрьмах и лагерях Жигулин
печатал,
начиная
с
хрущевской
оттепели,
почти
в
каждом
своем
сборнике
–
весь
брежневский и дальнейший “догласный” период. Критики же не могли (не разрешала
цензура) называть вещи своими именами и туманно, и даже несколько загадочно называли
его поэтом “трудной темы”. После выхода сборника стихов “Прозрачные дни” (1970)
Александр
Михайлов и другие критики нашли ему
место в так называемой
“тихой
лирике”. Со временем этот рабочий термин забылся и он стал просто поэтом.
Учащийся: В большую литературу А. Жигулин вошел в середине 60-х годов, когда вслед
за книгой “Память” московские издательства выпустили его книги “Избранная лирика”
(1965)
и
“Полярные
цветы”
(1966).
Писатель
и
критик
Вадим
Кожинов
отметил:
“Появление
на
всесоюзной
литературной
арене
Анатолия
Жигулина
изменило
нравственную атмосферу всей поэзии”.
Учащийся: Откликнулся из Рязани и Александр Солженицын. Вот отрывок из его первого
письма Жигулину: “…Анатолий Владимирович! Я вообще отношусь к поэзии XX века
настороженно – крикливая, куда-то лезет, хочет как-то изощриться особенно, обязательно
поразить и удивить. Но я рад сказать, что все это совершенно не относится к Вам. Ваши
стихи
тронули
меня,
что
бывает
очень
редко.
Вы
человек
честный,
душевный
и
думающий.
И
все
это
очень
хорошо
передают
стихи.
Без
всякого
насилия,
круто
и
аппетитно замешивается у Вас и лагерный колымский быт, и разные виды работ, и стихи»
Учащийся:
Известность Жигулина стремительно росла от книги к книге, что, впрочем, не
сделало
его
жизнь
спокойной
и
безмятежной.
Под
постоянным
гнетом
болезней,
в
подцензурное время слежек и запретов, не
уезжая из страны, он создал уникальную
поэзию, не подвластную натиску официоза. Именно он не дал теме ГУЛАГа исчезнуть из
нашей литературы. Его “лагерные стихи останутся памятником сложной и трагической
эпохе”, – писал А.Борщаговский.
Учащийся: Жигулин был ценим как лирический поэт, как поэт, продолжающий традиции
русской лирики XIX века. Главное, он нашел свой стиль, выразил свой XX век в его самых
страшных
проявлениях
(война,
лагерь),
нашел
в
этих
традициях
опору
своему
пронзительному лиризму и милосердию.
Учащийся: О Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои проселки, перелески –
Все, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной – и утешенье,
И исцеление мое.
Учащийся:
А.
Жигулин
никогда
не
обижался
на
судьбу
за
то,
что
ему
пришлось
пережить.
С
благодарностью
и уважением
он
относился и
к
Колыме, принесшей ему столько
страданий и испытаний.
Позже, в 1966 году, он посвятил Магадану одно из своих
стихотворений:
Вспоминаются черные дни.
Вспоминаются белые ночи.
И дорога в те дали - короче,
Удивительно близки они.
Вспоминается мутный залив.
На воде нефтяные разводы.
И кричат,
И кричат пароходы,
Груз печали на плечи взвалив.
Снова видится дым вдалеке.
Снова ветер упругий и жесткий.
И тяжелые желтые блестки
На моей загрубевшей руке.
Я вернулся домой без гроша...
Только в памяти билось и пело
И березы дрожащее тело,
И костра золотая душа.
Я и нынче тебя не забыл.
Это с той нависающей тропки,
Словно даль с голубеющей сопки,
Жизнь открылась
До самых глубин.
Магадан, Магадан, Магадан!
Давний символ беды и ненастья.
Может быть, не на горе -
На счастье
Ты однажды судьбою мне дан?..
Учащийся:
6
августа
2000
года
завершился
жизненный
путь
поэта
Анатолия
Владимировича
Жигулина. Тяжело восприняли эту утрату те, кто его знал. Илья Дадашидзе, его друг, так
писал о Жигулине в те дни: «Жигулин никогда не был человеком состоятельным и
особенно
сильно
бедствовал
в
последние
годы.
Он
никогда
не
был
суетным
и
многословным. Он всегда был честным и прямым, что, впрочем, подчеркивать излишне».
Юрий Буртин, критик, поэт: «Лирика А. Жигулина на уровне лучших достижений той
поэтической традиции, которая берет свое начало у Тютчева и Фета».
Учащийся:
Феликс Светов: «Судьба Жигулина-поэта непросто характерна для судьбы
русских поэтов в XX веке вообще, но это именно та самая судьба поэта, без которой поэт
не существует в России. Он был подлинным и настоящим поэтом».
Учащийся: Евгений Евтушенко: Еще одним поэтом стало меньше, еще одним живым
свидетелем войны против собственного народа, унесшей миллионы жизней. Ему повезло,
потому что он все-таки выжил, выкарабкался в литературу сквозь штабеля остекленевших
трупов, навечно примороженных друг к другу внутри той самой земли, по которой мы так
забывчиво ходим. «Нет, не “Железного Феликса” надо поставить напротив Лубянки, а
Толю Жигулина, в бронзе и граните. Если бы я был скульптором, то именно с него я бы
слепил неизвестного лагерника».
Учащийся: Лев Анненский: Для того, кто знает, как калечила Анатолия Жигулина жизнь,
его смерть не стала неожиданностью. Эта смерть потрясает на другом уровне сознания:
завершена судьба поэта, масштаб которого был ясен при жизни. Я многое говорил ему – и
когда впервые вчитался в его стихи в 60-е годы, и когда работал вместе с ним в редакции
журнала “Дружба народов” в 70-е, и когда на пороге 90-х был некоторое время хранителем
рукописи его мемуаров. Я многое говорил ему. Кроме одного. Кроме того, что имя его
никогда не исчезнет из истории русской поэзии и тем будет причастно вечности. Такие
вещи человеку в лицо не говорят. Я говорю это теперь, над его гробом.
Учащийся:
Жизнь! Нечаянная радость!
Счастье, выпавшее мне.
Здесь вечерняя прохладность,
Белый иней на стерне.
И война, и лютый голод,
И тайга – сибирский бор,
И колючий, жгучий холод
Ледяных гранитных гор.
Всяко было, трудно было
На земле твоих дорог.
Было так, что уходила
И сама ты из-под ног.
Как бы ни было тревожно,
Говорил себе: держись!
Ведь иначе – невозможно,
Потому что это – жизнь.
Всё приму, что мчится мимо
По дорогам бытия…
Жаль, что ты неповторима,
Жизнь прекрасная моя.
Учащийся:
Давно с берёз слетели листья,
И на рябинах у крыльца
Повисли трепетные кисти,
Как обнажённые сердца.
И всюду видится нетвёрдость,
Непостоянство бытия…
И не горит, как мокрый хворост,
Душа притихшая моя.
И сердце бьётся неприметно,
Оно устало на весу
Дрожать от холода и ветра
В пустом неприбранном лесу.
О, жизнь! Я всё тебе прощаю,
И давний голод в недород,
И что увлёк меня, вращая,
Большой войны круговорот.
Прощаю бед твоих безмерность –
Они устроены людьми.
Прощаю, как закономерность,
Измены в дружбе и любви.
Для всех утрат, былых и близких,
Я оправданий не ищу.
Но даже горечь дней колымских
Тебе я всё-таки прощу.
И только с тем, что вечно стынуть
Придётся где-то без следа,
Что должен я тебя покинуть, –
Не примирюсь я никогда.