Автор: Есько Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Краснослободская ООШ"
Населённый пункт: г.Почеп Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педсовет "Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Формирование метапредметных результатов в
урочной деятельности
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»
И. Г. Песталоцци
Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности –
познавательные, коммуникактивные, регулятивные.
Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных
предметах и применяются учащимися, как в рамках обра-зовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность
компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие
ключевые компетентности:
• математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией –
владение математическими умениями;
• коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть
понятым, владение умениями общения;
• информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение
работать со всеми видами информации;
• социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в
коллективе, в команде;
• продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию
собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
• нравственная компетентность – готовность, способность и потреб-ность жить по
общечеловеческим нравственным законам.
Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной про-блема
самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, уме-ний и компетенций,
включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение
универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты»
Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но
метапредметные и личностные результаты.
Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор данной темы :
«Формирование метапредметных результатов в уроч-ной деятельности».
Целью работы является изучение особенностей системы формирования метапредметных
результатов на ступени начального школьного образования.
Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:
• рассмотреть цели, задачи и направления развития начального обра-зования
• изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных
результатов;
• изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных,
метапредметных результатов;
• подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности коммуникативных учебных
действий.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают
необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как
условия достижения высокого качества образования. Существующие сегодня «Примерные
программы обучения» на основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели
обуче-ния:
• Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее со-ставляющих: речевая, языковая,
социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
• Развитие личности учащихся.
• Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
1.Предметные результаты.
2.Личностные результаты:
- формирование мотивации учения;
- осознание возможностей самореализации;
- стремление к совершенствованию;
- формирование коммуникативной компетенции;
- формирование общекультурной и этнической идентичности;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую
позицию.
.Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение ставить перед собой цели и определять задачи,
- развитие исследовательских учебных действий,
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание
текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты,
устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной
деятельности.
Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы,
помогающими преодолеть горы знаний.
Понятие метапредметности.
Что же такое метапредметы и принцип метапредметности?
Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая
образовательная форма, которая выстраивается поверх традицион-ных предметов, в ее основе
лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного
отношения к базисным орга-низованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться.
Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собствен-ный процесс
работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.
Можно сделать вывод о том, что у ребенка развиваются такие способности, как понимание,
воображение, мышление, рефлексия, действие.
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам,
схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время
воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Принцип метапредметности заключается в акцентировании обу-чаемых на способах
представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных
дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм
деятельности учащихся и преподавателя. Стандарты второго поколения предусматривают
преподавание метапредметов как отдельных дисциплин. Под метапредмет-ными результатами
понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и
способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов
образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются
учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях.
Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность
ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких
умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей
познавательной деятельностью.
Основное содержание формирования метапредметных результатов в на-чальной школе
строится вокруг умения учиться.
Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения
комплексных заданий на межпредметной основе. Таким образом, формирование
метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Начальное
образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие
ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие
регулятивные учеб-ные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей
младшего школьного возраста:
1.Умение учиться и способность к организации своей деятельности (плани-рование, контроль,
оценка):
• способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
• умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
• преодоление импульсивности, непроизвольности;
• умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
• умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
• умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в дости-жении целей, жизненного
оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
• целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
• готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов
разрешения трудностей (стратегия совладания);
• формирование основ оптимистического восприятия
Формы, методы, инструменты контроля метапредметных резуль-татов
Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность у
обучающихся регулятивных, коммуникативных и по-знавательных универсальных учебных
действий ( далее - УУД).
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный
опрос; персонифицированный и не персонифицированный
Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или
дневник самооценки
Метапредметные результаты Уровни
1уровень 2 уровень 3 уровень
Регулятивные Умение плани-ровать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить
коррективы в их выпол-нение на основании оценки и учета характера ошибок самостоятельно
преобразовывать практическую задачу в познавательную; Приобретения навыка саморегуляции
Прояв-лять инициативу и самостоятельность в обучении
Познавательные Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и
задачи умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной
информации из различных информационных источников Умение использовать знаково-
символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно-познавательных и практических задач. Умение интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Коммуникативные Умение со-трудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных про-
блем Умение слу-шать и всту-пать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении
проблемы Владение моно-логической и диалогической формами речи; Умение выра-зить и
отстоять свою точку зре-ния, принять другую
Формы работы по формированию базовых коммуникативных компетенций
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к
групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее
нужно выяснить причину отказа); со-вместная работа не должна превышать 10—15 мин, во
избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной
тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.
Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие
формы, например проектные задания, специальные тре-нинговые занятия по развитию
коммуникативных навыков. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а
также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
Система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов (универсальных
учебных действий)
Заключение.
Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать
главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного
общего среднего образования:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой
происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с
другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществ-ляется в рамках
нормативно - возрастного развития личностной и познава-тельной сфер ребёнка.
3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое
предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает
существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний,
умений и форми-рования компетенций.
Аннотация
Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности
– познавательные, коммуникактивные, регулятивные. В основе формирования метапредметных
результатов лежит «умение учиться», кото-рое предполагает полноценное освоение всех
компонентов учебной деятель-ности и выступает существенным фактором повышения
эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И.
Пидкасистого, М. 2004, с.197.
2. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе:
Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.
3. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /festival.1septemberarticles/100689/.
4. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе
принципов метапредметно-сти/fomenko.edusitep35aa1.html/.
5. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического
исследования //