Напоминание

Педсовет "Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ФГОС"


Автор: Есько Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Краснослободская ООШ"
Населённый пункт: г.Почеп Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педсовет "Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование метапредметных результатов в

урочной деятельности

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

И. Г. Песталоцци

Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности –

познавательные, коммуникактивные, регулятивные.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных

предметах и применяются учащимися, как в рамках обра-зовательного процесса, так и при

решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность

компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие

ключевые компетентности:

• математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией –

владение математическими умениями;

• коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть

понятым, владение умениями общения;

• информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение

работать со всеми видами информации;

• социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в

коллективе, в команде;

• продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию

собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

• нравственная компетентность – готовность, способность и потреб-ность жить по

общечеловеческим нравственным законам.

Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной про-блема

самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, уме-ний и компетенций,

включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение

универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты»

Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но

метапредметные и личностные результаты.

Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор данной темы :

«Формирование метапредметных результатов в уроч-ной деятельности».

Целью работы является изучение особенностей системы формирования метапредметных

результатов на ступени начального школьного образования.

Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:

• рассмотреть цели, задачи и направления развития начального обра-зования

• изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных

результатов;

• изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных,

метапредметных результатов;

• подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности коммуникативных учебных

действий.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают

необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как

условия достижения высокого качества образования. Существующие сегодня «Примерные

программы обучения» на основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели

обуче-ния:

• Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее со-ставляющих: речевая, языковая,

социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

• Развитие личности учащихся.

• Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

1.Предметные результаты.

2.Личностные результаты:

- формирование мотивации учения;

- осознание возможностей самореализации;

- стремление к совершенствованию;

- формирование коммуникативной компетенции;

- формирование общекультурной и этнической идентичности;

- толерантное отношение к проявлениям иной культуры;

- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую

позицию.

.Метапредметные результаты:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи,

- развитие исследовательских учебных действий,

- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание

текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты,

устанавливать логическую последовательность основных фактов;

осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной

деятельности.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы,

помогающими преодолеть горы знаний.

Понятие метапредметности.

Что же такое метапредметы и принцип метапредметности?

Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая

образовательная форма, которая выстраивается поверх традицион-ных предметов, в ее основе

лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного

отношения к базисным орга-низованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться.

Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собствен-ный процесс

работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.

Можно сделать вывод о том, что у ребенка развиваются такие способности, как понимание,

воображение, мышление, рефлексия, действие.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам,

схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время

воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Принцип метапредметности заключается в акцентировании обу-чаемых на способах

представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных

дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм

деятельности учащихся и преподавателя. Стандарты второго поколения предусматривают

преподавание метапредметов как отдельных дисциплин. Под метапредмет-ными результатами

понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и

способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов

образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются

учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных

жизненных ситуациях.

Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность

ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких

умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей

познавательной деятельностью.

Основное содержание формирования метапредметных результатов в на-чальной школе

строится вокруг умения учиться.

Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения

комплексных заданий на межпредметной основе. Таким образом, формирование

метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Начальное

образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие

ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие

регулятивные учеб-ные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей

младшего школьного возраста:

1.Умение учиться и способность к организации своей деятельности (плани-рование, контроль,

оценка):

• способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

• умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

• преодоление импульсивности, непроизвольности;

• умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

• умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

• умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в дости-жении целей, жизненного

оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

• целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

• готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов

разрешения трудностей (стратегия совладания);

• формирование основ оптимистического восприятия

Формы, методы, инструменты контроля метапредметных резуль-татов

Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность у

обучающихся регулятивных, коммуникативных и по-знавательных универсальных учебных

действий ( далее - УУД).

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный

опрос; персонифицированный и не персонифицированный

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или

дневник самооценки

Метапредметные результаты Уровни

1уровень 2 уровень 3 уровень

Регулятивные Умение плани-ровать собственную деятельность в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить

коррективы в их выпол-нение на основании оценки и учета характера ошибок самостоятельно

преобразовывать практическую задачу в познавательную; Приобретения навыка саморегуляции

Прояв-лять инициативу и самостоятельность в обучении

Познавательные Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и

задачи умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной

информации из различных информационных источников Умение использовать знаково-

символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения

учебно-познавательных и практических задач. Умение интегрироваться в группу сверстников и

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Коммуникативные Умение со-трудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных про-

блем Умение слу-шать и всту-пать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

проблемы Владение моно-логической и диалогической формами речи; Умение выра-зить и

отстоять свою точку зре-ния, принять другую

Формы работы по формированию базовых коммуникативных компетенций

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к

групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее

нужно выяснить причину отказа); со-вместная работа не должна превышать 10—15 мин, во

избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной

тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.

Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие

формы, например проектные задания, специальные тре-нинговые занятия по развитию

коммуникативных навыков. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а

также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов (универсальных

учебных действий)

Заключение.

Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать

главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного

общего среднего образования:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой

происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с

другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

2. Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществ-ляется в рамках

нормативно - возрастного развития личностной и познава-тельной сфер ребёнка.

3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое

предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает

существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний,

умений и форми-рования компетенций.

Аннотация

Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности

– познавательные, коммуникактивные, регулятивные. В основе формирования метапредметных

результатов лежит «умение учиться», кото-рое предполагает полноценное освоение всех

компонентов учебной деятель-ности и выступает существенным фактором повышения

эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И.

Пидкасистого, М. 2004, с.197.

2. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе:

Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.

3. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /festival.1septemberarticles/100689/.

4. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе

принципов метапредметно-сти/fomenko.edusitep35aa1.html/.

5. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического

исследования //



В раздел образования