Автор: Мешина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №14 "Радуга"
Населённый пункт: г.Лобня,Московская обл.
Наименование материала: занятие в виде игры-путешествия
Тема: "Лесная история"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста .
Тема: «Лесная история».
Занятие в виде игры-путешествия.
Задачи:
Образовательные:
Дополнить знания детей о сезонных изменениях, которые происходят в жизни животных;
Расширять и уточнять знания о животных нашего леса;
Расширять знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимосвязь.
Развивающие:
Совершенствовать навыки разговорной речи;
Развивать диалогическую речь, умение строить суждение;
Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление, мелкую
моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
Развивать нравственные качества, желание прийти на помощь.
Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
Приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
Методы:
Наглядные: рассматривание, показ;
Словесные: вопросы, речевые упражнения, загадки, стихи;
Практические: дидактические игры и упражнения;
Приемы:
решение проблемной ситуации (игровая мотивация);
перенос в воображаемую ситуацию;
вопросы и ответы;
упражнение на ориентировку на листе бумаги;
складывание целого из частей;
сюрпризный момент (превращение зайчика).
Оборудование:
Демонстрационный:
следы животных;
силуэты животных;
изображения животных, разрезанные на части;
«одеяло» из листьев;
Фриз с изображением зайца;
Игрушки: белый и серый заяц;
Раздаточный:
Альбомный лист;
Наборы геометрических фигур и картинки: 2 овала голубого цвета, 1 овал серого цвета, желтый
круг, 5 снежинок, изображение куста, изображение серого зайчика;
Картинки с изображением корма для разных животных.
Предварительная работа:
Рассказы о животных;
Чтение художественной и познавательной литературы;
Заучивание стихов и загадок;
Наблюдения на прогулке и на экскурсиях;
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Нам с вами предстоит небольшое путешествие в лес. Но, прежде чем мы с
вами туда отправимся, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (ЛЕТО)
Ребята, назовите, какие летние признаки вы знаете?
Что происходит с деревьями?
Чем заняты животные?
Что делают птицы?
Еще я хотела бы напомнить вам правила, которые нужно соблюдать, отправляясь в лес: в лесу не
шуметь, не разводить костры.
Чтобы нам быстрее оказаться на лесной полянке, я предлагаю сказать такие слова:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Вот и оказались мы с вами на лесной полянке.
(Импровизация лесной полянки. На полу следы зверей. Под деревьями силуэты животных: зайца,
лисы, птицы.)
Дидактическое упражнение «Следопыты»
Воспитатель: Смотрите, здесь чьи-то следы. Давайте мы отправим наших следопытов и они нам
скажут, кто их оставил.
(Выбрать 3 ребенка. Они идут по следам и приносят силуэты животных)
Воспитатель: Угадайте, кто спрятался под деревьями? (лиса, заяц, птица)
Давайте проверим, правильно ли вы угадали.
Дидактическое упражнение «Сложи картинку»
Воспитатель: Чтобы узнать, кто это, нужно сложить части на этом силуэте и вы узнаете, кто
спрятался. Разделитесь на тройки. Возьмите каждый по детали и сложите фигуру.
Дидактическое упражнение «Кто, где живет?»
Воспитатель: У всех обитателей леса есть свои дома – жилища. Я буду показывать картинки, а
вы будете рассказывать кто это и как называется его жилище. (показываю картинки)
Мышка живет в норке.
Бобр живет в хатке.
Лиса живет в норе.
Дятел живет в дупле.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием!
Слышите, здесь еще кто-то есть. Я слышу какой-то хруст веток и шуршание. Как вы думаете, кто бы
это мог быть? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Да это же зайчик! (достать из-под куста серого зайчика) Он совсем еще крохотный.
Наверное, он совсем недавно родился.
Дидактическое упражнение «Теремок»
Воспитатель: Что-то случилось, и он остался в лесу совсем один без семьи. А в лесу столько
опасности для него.
Давайте мы расскажем зайчику, где и с кем он может жить и дружить.
Посмотрите, сколько здесь этажей. Каждое окошко на этаже определенного цвета, который что-то
обозначает и подсказывает нам, кто там может жить.
На первом этаже окошки белого цвета. На что они похожи? (на снег)
А кто под снегом холодной зимой прячется и спит до весны? (медведь и ёжик) Заселите их в свои
домики.
Второй этаж с голубыми окошками.
Что мы рисуем голубым цветом? (речку, воду)
Кто может жить в воде и строит там свой дом? (бобр и лягушка)
Заселите их в свои домики.
Следующий, третий этаж, с коричневыми окошками.
Что в природе бывает коричневым цветом? (земля)
Кто строит свой дом в земле? (лиса и мышь)
Заселите их в свои домики.
Следующий этаж с окошками зеленого цвета.
Что в лесу зеленого цвета? (высказывания детей)
Крона деревьев летом зеленая.
Кто строит свое жилище на деревьях? (белка и птичка)
Заселите их в свои домики.
Воспитатель: Всех расселили, а зайчик остался совсем один. Наверно он очень расстроился.
Зайчик! Не переживай! Ребята тебе помогут. Они подскажут, почему ты не можешь жить в этих
домиках.
Дидактическое упражнение
«Найдем домик зайчику»
Показ картинок с жилищами зверей. Рассуждения детей о том, почему заяц не может жить с:
белкой в дупле, с вороной в гнезде, с мышкой в норке, с бобрами в хатке, с медведем в берлоге.
Вывод: Где же может тогда жить зайчик? (под любым кустом)
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода кора.
Дидактическое упражнение «Что едят зайцы?»
Воспитатель: Пока мы ходили, бродили, наш зайчик проголодался.
Давайте выберем корм для зайчиков. Но сначала давайте уточним: зайцы хищники или
травоядные? (травоядные)
Выберите из предложенных картинок тот корм, которым может питаться зайка и разместите его
вокруг зайчика на доске.
Воспитатель: Накормили, теперь пусть немного поспит. Спрячем его обратно под
кустик. (Спрятать под белую простыню под кустик)
Игра «Кто меняет шубку на зиму?»
Воспитатель: А наш зайчик еще серый.
Посмотрите, как он заметен на белом снегу. Зимой ему будет очень опасно.
Что же нужно для того, чтобы он побелел? (высказывания детей)
А я предлагаю совершить небольшое волшебство – превращение.
Вы мне поможете? Тогда подойдите к столам.
Я буду читать волшебные слова, а вы будете выкладывать изображения на альбомный лист.
По небу плыли голубые, округлые облака.
Из-за облака выглянуло солнышко.
Внизу на земле была серая, мутная лужа.
Справа от лужи рос кустик.
Под кустом прятался зайчик.
Пошел первый, белый, пушистый снежок.
Наш зайчик превратился из серого в белого.
Воспитатель: Ребята, давайте устроим снегопад над кустиком, где спит наш зайчик, и посмотрим,
что произойдет с ним.
Идут к кустику. Сыплем бумажные снежинки и говорим слова:
Снег, снег кружится
Белая вся улица
Собрались мы в кружок
Завертелись как снежок.
Ну-ка, заяц, не зевай-ка
Быстро шубку ты меняй-ка!
Воспитатель: (достает зайца, но уже белого) Теперь он сможет спрятаться от хищных зверей!
Давайте мы с вами еще раз напомним зайчику правила безопасности для
зайцев. (высказывания детей)
Какое хорошее, доброе дело мы с вами сегодня совершили! Помогли зайчику найти свой дом и
поменять шубку.
Заяц, заяц длинноногий
Уноси скорее ноги:
От медведя, волка и лисицы
А еще от хищной птицы!
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова:
Вокруг себя повернись
В детском саду очутись!