Напоминание

"Современные образовательные технологии для подготовки читателя, как одно из условий успешного развития младшего школьника (на основе методики Н.А. Зайцева)"


Автор: Терешкина Валентина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №16
Населённый пункт: г.Якутск, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии для подготовки читателя, как одно из условий успешного развития младшего школьника (на основе методики Н.А. Зайцева)"
Раздел: начальное образование





Назад




Современные образовательные технологии для подготовки читателя, как одно из условий успешного развития младшего школьника (на основе методики Н.А. Зайцева). “Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения требует отработку навыков чтения при изучении всех учебных предметов, поэтому в Стандартах второго поколения умение читать рассматривается как метапредметный результат. Требования к этому универсальному умению повышаются, так как чтение становиться инструментом удовлетворения познавательного интереса, поиска, освоения и использования информации. Формирование первичных читательских навыков возлагается на начальное образование. Цель учителя не просто научить читать ребенка, а научить читать осознанно, уметь использовать чтение для поиска и выделения нужной информации при решении практических задач, ее интерпретации и преобразования. Эти умения являются опорными, и только при овладении ими, можно говорить об успешном последующем образовании. Таким образом, тема этого доклада «Современные образовательные технологии для подготовки читателя, как одно из условий успешного развития младшего школьника» является актуальной для большинства учителей начальной школы. Демонстрироваться она будет на примере использования методики обучения чтению Н.А.Зайцева. Почему выбрана эта методика? 1. Стандарт второго поколения требует реализации деятельностного подхода в образовании. В его условиях ребенок выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности ребенок становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Методика Н.А. Зайцева полностью опирается на деятельность самого ребенка. 2. Стандарт второго поколения требует формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. По методике Зайцева дети часто работают в группах, и могут одновременно с обучением испытать радость познания, самоутверждения, получить положительный эмоциональный заряд, который дарит увлекательная игра. Они участвуют в обсуждении прослушанного или прочитанного текста, задают вопросы, высказывают и обосновывают собственное мнение. Такая активная деятельность способствует успешному формированию ууд. 3. Стандарт второго поколения требует формирование осознанного чтения для работы с информацией, т.к. именно быстрое осознанное чтение активизирует все процессы мышления и является одним из средств успешности обучения. Методика Н.А. Зайцева позволяет сформировать эти качества чтения, называя их совокупность “вдумчивым чтением”, которое предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на скорости чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. 4. Стандарт второго поколения требует организовать процесс образования без перегрузок и негативных эмоций. Именно методику Н.А.Зайцева физиологи считают безупречной с точки зрения охраны здоровья ребенка. Таким образом методика обучения грамоте Н.А.Зайцева полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта В чем суть метода?
Н.А. Зайцев применяет складовой метод обучения чтению. Он известен ещё со времён Л.Н. Толстого. Н.А. Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков и в таблицах. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова. Методика относится к фонетическим методам, ведь склад - это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы «поодиночке». Кубики, таблицы Зайцева отличаются от других пособий по складовому чтению тем, что это не просто пособие, а настоящая увлекательная игра, которая нравится младшим школьникам. Приемы методики Зайцева, применяемые на уроке.  Работа по слоговым таблицам Слоговые таблицы помогают обогатить содержание урока дополнительным материалом для чтения, расширить круг игровых заданий, сформировать у детей умение читать слоги и слова. Принцип их создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - прямые открытые слоги. Детям дается вся таблица сразу, и она должна быть перед глазами, по-возможности, весь период обучения чтению. Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и прямых открытых слогов, быстрее их запомнить. Слоговую таблицу полезно использовать на каждом уроке, особенно на начальных ступенях обучения грамоте, поскольку их основное назначение в том, чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога. Достоинство слоговых таблиц состоит в том, что дети, которые обучаются чтению, осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с гласным) и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить его как единое целое. Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т.е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным. Ребята не любят секундомерные проверки скорости чтения, но им нравится соревноваться в быстрочтении скороговорок и чистоговорок. Можно провести и личные и командные состязания для укрепления техники чтения, чистоты, четкости речи. Например,скороговорка записывается на отдельных листах бумаги. Каждое слово вплоть до предлогов. Например: ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ. Сначала детям показывается первое слово «ОТ». Затем второе «ТОПОТА». Карточки обратно собираются, и дети читаю уже два слова «ОТ» «ТОПОТА», затем присоединяют следующее слово «ОТ» «ТОПОТА» «КОПЫТ», причем каждый раз повторяя предыдущие слова. Этот прием хорош еще и потому, что дети усваивают написание предлогов со словами, и то, что слова слышатся так, а пишутся по-другому. В 3-4 классах работа усложняется тем, что после знакомства со скороговоркой или пословицей ребята по памяти пытаются её записать.  Следующий приём – работа по карточкам.
Учитель раскладываю карточки по столам и предлагаю ребятам их прочитать. Прочитанные карточки ребята берут себе, потом каждый свою стопочку раскладывает на столе. Дается задание: “Принесите названия цветов!” (животных, фруктов, машин, предметов одежды и т.п.). Ребята отыскивают такие карточки и располагают их в указанном месте. Это многократное прочитывание слов способствует развитию ориентации и внимания.  Стихи и песни. Стихи-плакаты (представляют собой исполненные крупным шрифтом произведения известных писателей. Дети по стихам-плакатам с удовольствием, громко и с выражением читают эти произведения. Выразительное чтение и хоровое пение очень важны в начальной школе. Кроме песен и стихов (в 1-ых классах) можно использовать алфавит. Для этого нужно расписать алфавит определенным образом на ватмане и затем распевать его на знакомые мелодии (например, “В лесу родилась елочка”). Ребятам нравятся подобные песни. Песни-плакаты важны еще и тем, что приучают детей к пению, которое способствует развитию и укреплению дыхательной системы ребенка.  «Книжка – коллективка». Ребята получают одинаковые книги с крупным шрифтом. Учитель читает, ребята отслеживают текст глазами. В это время они читают внутренним голосом. Внутренний голос со временем крепнет, и у ребят появляется потребность в чтении вслух. Поэтому за ним следует чтение с вторением, которое помогает к накопленным навыкам добавить еще и участие голоса. Чтобы при чтении вслух не ошибиться, надо научиться глазами заглядывать на несколько слов вперед, видеть знаки препинания, не просто прочитывать слово, а читать с выражением. Резюме. Использование приёмов и методов Н.А. Зайцева значительно облегчает обучение чтению. Учит:  Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;  Участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение). Повышает:  Мотивацию в обучении чтению, интерес к чтению;  Тренирует память, внимание, логику, развивает восприятие, мышление, что повышает интеллектуальный уровень, способствующий успешному развитию ребенка; Сохраняет:  здоровье обучающихся, так как все обучение проходит в игре, изучаемый материал запоминается намного быстрее и радостнее. Ребенок включается в познание мир, воспринимая окружающее через отношение и деятельность. И строится его отношение на восприятии, наблюдении, чувствах и опыте. Соответствует:  Требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Умение осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, умение воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта – это не только залог успешного учения, это надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым придется столкнуться нашим сегодняшним ученикам. Также эти умения входят в планируемые результаты освоения основной образовательной программы Стандарта второго поколения. Но начинать формирование этих умений надо с малого, с обучения грамоте. И методика Николая Александровича Зайцева успешно с этой задачей справляется. И в заключение хочу напомнить слова В.А. Сухомлинского, который говорил, что “Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.
Список литературы 1. ФГОС 2. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18. 3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997. 4. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2. 5. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2. 6. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19. 7. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997. 8. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г. 9. Зайцев В.Н. Письмо. Чтение. Счет. – М., Лань, 1998 г. 10. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69. 11. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с. 99 - 101. 12. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17 13. Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16. Список литературы 14. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997. 15. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. – М., Лань, 1998 г. 16. Зайцев Н.А. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г. 17. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.


В раздел образования