Автор: Дробатухина Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ ПГО "СОШ №8"
Населённый пункт: город Полевской Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Два крыла культуры" (интегрированный урок литературы и математики)
Раздел: среднее образование
«Два крыла культуры»
Интегрированный урок литературы и математики в рамках дня проектов «Ваша покорная слуга – математика»
ДРОБАТУХИНА Е.В., учитель русского языка и литературы МАОУ ПГО «СОШ №8»
Тема: «Два крыла культуры»
Тип урока: урок
открытия новых знаний
Цели как деятельность учеников:
М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица), преобразовывать информацию из одной
формы в другую (из таблицы в текст, в ключевые слова, составлять таблицу), анализировать, сравнивать, группировать,
делать выводы, строить рассуждения.
Цель: раскрытие смысла понятия «два крыла культуры»
Задачи:
- расширить образовательное пространство обучающихся;
- выяснить, как математика помогает понять литературные произведения;
Этапы урока
Ход урока
Деятельность учащихся
УУД
1.Орг. момент
Приветствие.
Подготовка к уроку.
2.Языковая
разминка
1.Чтение «цифровых стихотворений» выразительно.
2
15 42 511 16
42 15 5 20 337
37 08 5 712 19
20 20 20! 2000 0 47
17 30 48
140
10 01
126
138
Определение настроения
стихотворения по
звучащему ритму.
140 3 501
(Весёлое, грустное, Пушкин «Мороз и солнце!..»)
- Вступают ли в противоречие цифры и поэтические
строчки?
- Вступают ли в противоречие эпиграфы к сегодняшнему
уроку? Как вы их понимаете? Можете ли привести
примеры?
… нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом
в душе. С.В. Ковалевская
(Ломоносов, Лобачевский)
Поэт тем талантливее, чем математичен его дар. Эдгар По
1. Некоторые герои произведений Пушкина решают проблемы
точных наук того времени. В романе «Евгений Онегин» (1823 —
1831) главный герой увлекается чтением популярных
работ Б.Фонтеля, в которых пропагандируются идеи Н.Коперника
о гелиоцентрической системе мира. В «Пиковой даме» (1833)
автор, анализируя внутренний мир молодого инженера Германа,
высказывает мысли, близкие и понятные любому представителю
физической науки: «Две неподвижные идеи не могут вместе
существовать в нравственной природе так же, как два тела
не могут в физическом мире занимать одно и то же место»!
В «Сценах из рыцарских времён» (1835) Бертольд питает надежды
изобретения вечного двигателя и мечтает об успехах в области
алхимии — модных направлений того времени, но антинаучных
и потому обречённых на неудачу.
2.
Однажды
Лермонтов
приехал
в
Москву
и
остановился
у
Лопухина.
Накануне
он
никак
не
мог
решить
одну
сложную
математическую задачу. Решение ее пришло во сне. Более того, во
сне
решил
ее
не
сам
Лермонтов,
а
приснившийся
ему
выдающийся шотландский математик Джон Непир, умерший за
197 лет до рождения поэта. После пробуждения Лермонтов, бывший
прекрасным
художником,
писал
изображение
пришельца
из
далекого
прошлого.
Потом
выяснилось,
что
это
портрет
математической знаменитости.
3.
Л.Н. Толстой «Арифметика»
А.С. Пушкин: «Вдохновение нужно в геометрии не
меньше, чем в поэзии».
Каков будет вопрос урока? Какую проблему будем
решать?
Вопросы урока:
Вступают ли в противоречие цифры и поэтические
строчки?
Возможна ли гармония математики и литературы?
В чём она может проявляться?
3.
Актуализация
изученного.
I. Что можно посчитать в литературе?
Задачи по литературным произведениям.
1.
И.С. Тургенев «Муму»
«…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом
был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков
роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».
Решение: Зная соотношения между старорусскими мерами
длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,5
см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см.
Решение задач.
Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали
лишь число вершков, на которое он превышал два аршина.
Проведем повторное вычисление:
1) 2*72см = 144см (2 аршина)
2)144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).
Ответ: рост Герасима был 1м 98см - высокий человек.
2. Н.А.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»
« Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину».
Каковы же размеры островка в современных единицах
длины и площади? S= а*в, а = 1аршин=72см, в=1 сажень
=216см. S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2. Ответ: островок
небольшой.
II. Что ещё может делать математика и математики в
литературе и языке?
1.
Софья Васильевна Ковалевская.
Чтение стихотворения «Пришлось ли раз вам
безучастно…»
- Это стихотворение на писано первой русской женщиной
математиком. Кто это?
2. Знакомство с интересными фактами биографии С.
Ковалевской «Верите ли вы, что…»
- Ковалевская в детстве изучала математику по
приклеенным вместо обоев листам из учебника
математики.
(
Софья вспоминала - «Листы эти, испещрённые
странными, непонятными формулами, скоро обратили на
себя моё внимание. Я помню, как в детстве проводила
целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь
разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в
котором листы должны следовать друг за другом».)
- В 15 лет получила разрешение слушать лекции по
математике и астрономии в Военно-медицинской
академии.
(
Талант юной Софьи к науке заметили сразу, в 15 лет она
получила разрешения слушать лекции математика И. М.
Сеченова и изучать астрономию у профессора В. Л.
Грубера в Военно-медицинской академии.)
- Вступила в «фиктивный» брак, чтобы продолжить
обучение наукам за границей.
(
Софья хотела продолжить обучение наукам за границей,
Запись фактов биографии
в тетрадь.
но по правилам 19 века она могла путешествовать по
Европе только с родственниками или мужем. Сестра Анна
посоветовала ей фиктивный брак, который поможет
осуществить задуманное.
«На преждевременное развитие Софы имела большое
влияние не по летам развитая и бойкая Анюта, которая
была старше ее на семь лет» - вспоминала подруга
Софьи.)
- Она обратилась к великому математику
Вейерштрассу, чтобы учиться в Берлинском
университете.
(
В 1870 году 20-летняя Ковалевская отправилась в Берлин,
чтобы продолжить учебу в Берлинском университете, где
получила отказ «Женщина не может числиться в законных
студентах Берлинского университета».
За помощью она обратилась к великому математику
Вейерштрассу, при встрече она не смогла подобрать слов
и протянула свои листки с записями. Просмотрев работу
молодой особы, восхищенный ученый согласился давать
Софье частные уроки. )
- Её называли «Принцессой наук».
- Первая в России и в Северной Европе женщина-
профессор и первая в мире женщина - профессор
математики.
- Продвинула астрономию далеко вперёд.
(
Кроме того, Ковалевской удалось доказать
существование голоморфного решения задачи Коши
(дифференциальные уравнения) и тот факт, что кольца
Сатурна находятся в абсолютном равновесии, что
позволило продвинуть астрономию далеко вперед.)
- Именем Ковалевской названа теорема.
(
В своей диссертации она придала теореме совершенную
по точности, строгости и простоте форму. Задачу стали
называть «теорема Коши — Ковалевской», и она вошла во
все основные курсы анализа.)
- Была знакома с Ф.М. Достоевским.
(Ковалевская — автор повести «Нигилистка» (1884),
драмы «Борьба за счастье» (1887, совместно со шведской
писательницей А. Ш. Леффлер), семейной хроники
«Воспоминания детства» (1890), где Ковалевская
рассказывает об усадебном быте 1860-х гг., о своей сестре
А. В. Корвин-Круковской (по мужу Жаклар), впоследствии
участнице Парижской Коммуны, о Ф. М. Достоевском.)
3.С.В. Ковалевская выбирала область деятельности:
математика или литература.
«Размер стихов всегда производил на меня такое
4. Теория.
5. Развитие
практических
умений.
чарующее действие, что уже с пятилетнего возраста я
сама стала сочинять стихи». С. Ковалевская.
III. Силлабо-тоническая система стихосложения М.В.
Ломоносова.
1.
Заслуги Ломоносова в области языка и литературы.
Н.В. Гоголь: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов,
как вступление впереди книги».
2.
Тредиаковский «Ворон и Лисица» (силлабическая
система стихосложения)
3.
Двухсложные и трёхсложные стихотворные
размеры.
4.
Определение стихотворных размеров.
Заполнение таблицы.
Выполнение практической
работы.
6.Итог урока
Два крыла культуры.
Обзор литературы показал, что знания по математике
нужны не только математикам, но и писателям и поэтам.
В художественных произведениях можно заметить
«руку математика». На страницах книг содержится много
загадок, а иногда автор дает и отгадку.
Самооценка в тетради.
Авторы, используя в своих произведениях
математические данные, не просто дают готовые знания и
выдают математические секреты, а предлагают читателю
подумать и дают «пищу» для размышления. А разве книга
не должна давать читателю пищу для ума?
Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто
умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и
воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания
и отвечать на интересующие его вопросы. Математика и
литература не так далеки друг от друга, как многие
думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой
смелости, зоркости в наблюдении различных явлений
жизни. Служение науке многие математики представляют
себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен
видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А
это должен и математики.
7. Домашнее
задание.
1. Определить размер стихотворения С. Ковалевской.
2. Решить задачу из «Арифметики» Л.Н. Толстого.
3. кто из учёных является автором-исполнителем
бардовских песен?
8. Обратная
связь
Дерево настроения.