Автор: Вахрушина Зимфира Рифовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 34 "Радуга"
Населённый пункт: г. Октябрьский РБ
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование метода наглядного моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование
«Использование метода наглядного моделирования
в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей
дошкольного возраста »
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет
социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка
необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде
всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений,
навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных
учреждений общего типа. Правильная речь - один из показателей готовности
ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения:
ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие
общим недоразвитием речи и фонематического слуха, являются
потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями
письма и чтения).
Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно
растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный
слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать
звуки. Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же.
Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить
звуки. Фонематический слух нужен для того, что бы можно было соотнести
звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень
осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со
слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной
акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от
другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление
одного звука другому на основе общности большинства признаков. Это
приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к
неправильному произношению(например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк",
жук-"щук") Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как
самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров
теряется и меняется смысл высказывания. Часто вместе с понятием
"фонематический слух" специалисты употребляют и понятия
"фонематическое восприятие" и "фонематический анализ и синтез".
Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по
дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.
То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то
конкретное слово( например, возьмём слово"кот"-оно состоит из звуков:"к",
"о","т").Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают
трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и
артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.) Фонематический анализ и синтез -
умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При
недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении:
побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (которые
проявляются в пропусках согласных при стечении: паста -"паса",
марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их
стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и
вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках,
перестановках слогов: лопата -"лата","лотапа".
Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь
внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют
произносительной стороной речи. Однако без специального коррекционного
воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать
звуко-слоговой состав слов, а это может привести к появлению стойких
ошибок при овладении письменной речью.
Одно из направлений работы образовательной области «Речевое развитие» -
овладение звуковой культурой речи, являющееся обязательным условием
успешного речевого (и не только) развития дошкольников. Занятия по
звуковой культуре речи включают воспитание её произносительной стороны
(произношение, речевое дыхание, дикция и т. д., воспитание интонационной
выразительности, воспитание речевого слуха и фонематического восприятия)
и, наконец, подготовку к обучению грамоте, предполагающей обучение
навыкам языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова.
Разделение процесса овладения звуковой культурой речи на разные виды
работы достаточно условно. Так, например, обучение звуковому анализу
невозможно без достаточной сформированности фонематического
восприятия. Более того, звуковой анализ и есть его высшая ступень. Другими
словами, не развив у детей способность, воспринимать и различать звуки
речи, мы не сможем научить их расчленять слова на составляющие их звуки.
Развитию фонематического восприятия в Программе уделено достаточно
много времени. Начиная со средней группы, детей учат дифференцировать
наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие, звонкие и глухие,
сонорные.
В Программе реализуется добукварный период звукового аналитико-
синтетического метода обучения грамоте. Исходный принцип метода состоит
в том, что знакомству и работе ребенка с буквами (букварному периоду)
должен предшествовать чисто звуковой период обучения. Прежде, чем дети
начинают знакомиться с буквами, их надо научить узнавать и различать
между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Таким образом,
в основе метода лежит звук. На протяжении всей работы сочетаются
приемы анализа и синтеза. Дети учатся:
• делить предложение на слова;
• составлять предложение по опорным словам;
• делить слова на слоги;
• объединять слоги в слова;
• дополнять слог до слова;
• выделять звуки из слогов и слов;
• объединять звуки и слоги в слова;
• последовательно выделять все звуки в слове.
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия,
побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие
потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками.
Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и
деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Работая с
детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их
обучении, логопеду приходится искать вспомогательные
средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс
усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является
наглядное моделирование, который дает возможность ребенку зрительно
представить абстрактные понятия: звук, слово, текст, научиться
практическим действиям с ними. В настоящее время в связи с введением
ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как
одно из универсальных учебных действий. Это особенно важно для
дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с
преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается
лучше вербального.
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств
изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Использование
моделирования в процессе коррекции речи имеет два аспекта:
– служит определенным методом познания;
– является программой для анализа новых явлений.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в
определенной последовательности с повышением доли самостоятельного
участия дошкольников в этом процессе.
Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие
дидактические задачи:
1. Знакомство с графическим способом представления информации.
2. Формирование навыка дешифровки модели.
3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.
Метод наглядного моделирования особенно эффективен для дошкольников,
так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит
непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с
преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается
лучше вербального. Дети учатся давать характеристику любому звуку,
развивается способность ощущать движения органов артикуляции. У детей
формируется ассоциация между звучанием звука и термином. Система
работы по использованию методов наглядного моделирования была
опробована в группах детей 5–7-летнего возраста с речевым заключением
фонетико - фонематическое нарушение. Первое, где мы начинаем
использовать модели - это артикуляционная гимнастика. Знакомство со
звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов
артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения
собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых
профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука,
отбирая необходимые символы. При знакомстве с названиями упражнений
сначала используем картинки-символы, которые соответствуют данному
упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями, можно показать
при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня
работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает
детей.
Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения
звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их
запоминать. Звуковой анализ и синтез слогов и слов - это один из этапов
коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие
трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие
какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить
последовательность в слоге или в слове. Для обозначения звуков мы
используем (общепринятые) три цвета:
красный - для гласных, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких
согласных. Сказочные герои Гномики - звуковички, помогают не только
заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что
звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие. Сначала ведется
работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают
гласные, переходим к согласным. Помимо общепринятых обозначений звуков
цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно
использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а]
обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] -
кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] - губы растянуты в улыбке.
На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой
полости. Таким образом, еще не зная букв, дети “читают” слоги и слова, а
абстрактное понятие “звук” приобретает для них конкретное значение.
Работая над звуками, мы учим детей давать характеристику звукам. Чтобы
облегчить детям их усвоение, на занятиях используем графические символы.
Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке идет
речь. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке. Применяя
графические символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят,
чем один звук отличается от другого. Модели артикуляции звуков облегчают
усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой
для автоматизации и дифференциации звуков. Поднимают наглядность на
высший качественный уровень - уровень мыслительных операций. Знания,
заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если
осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания,
которые можно взять сразу, модели требуют различных операций
теоретического мышления. Использование данного наглядного материала
целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это - и
изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов,
и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к
"зашифрованным" словам. Предлагая данный вид работы, мы идем от
простого к сложному.
Вот несколько примеров использования наглядного моделирования
(игры-слайды).
Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное
моделирование является актуальным современным эффективным методом
коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на
отдельный недостаток - речевое недоразвитие, но и на всю познавательную
деятельность и личность воспитанника в целом. Использование наглядных
методов моделирования помогает сделать материал более доступным,
разнообразным и интересным. Таким образом, моделирование способствует
формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою
деятельность, грамотно и целенаправленно. Оно не требует ни
дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки.
Положительный результат от введения предлагаемого метода наглядного
моделирования появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.