Напоминание

Поликультурное образование с позиции ФГОС ДО


Автор: Дробышева Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ НШ "Гармония" п.г.т. Безенчук Самарской области
Населённый пункт: п.г.т. Безенчук Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Поликультурное образование с позиции ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

начальная школа «Гармония» п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский

Самарской области

Тема: «Поликультурное образование с позиции ФГОС ДО».

Выполнила

воспитатель высшей

квалификационной

категории:

Дробышева Валентина

Анатольевна

Безенчук, 2017

Поликультурное образование с позиции ФГОС ДО

Непредсказуемые

изменения,

которые

происходят

в

социально-

экономической

системе

страны,

нарастающий

объем

информации,

усложнение

ситуации

в

межэтнических

отношениях,

между

различными

социальными

системами

диктуют

необходимость

решения

проблемы

формирования

личности,

способного

жить

в

условиях

поликультурного

пространства, личности толерантной и творческой, ответственной, готовой

предпринимать

конструктивные

и

компетентные

действия

в

сложных

жизненных условиях.

Таким

образом,

объективными

предпосылками

данного

исследования

становятся противоречия:

- между объективно существующим поликультурным образовательным

пространством и недостаточной реализацией целей и задач поликультурного

образования в современной образовательной практике;

-

между

необходимостью

подготовки

воспитателей

педагогов

ДОУ

с

учетом национально-региональных условий и отсутствием практики такой

подготовки в деятельности системы образования.

Проблема

поликультурного

образования

детей

в

процессе

их

социализации

находят

отражение

в

работах

философов,

историков

современности.

«Пониманию

сущности,

целей,

функций

поликультурного

образования помогают идеи Н.К. Рериха о благодетельном синтезе».

Под

которым

он

понимает

«единение

культур»,

культурно-исторического

развития

человечества

и

наличии

некоторых

сходных

создающее

благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и

историков

современности

(Н.А.

Данилевский,

Э.Мейлер,

А.Тойнби,

Ю.

Яковец)

о

целостности

принципов

функционирования

культур

разных

народов.

В

настоящее

время

в

жизни

общества

происходят

глубочайшие

изменения. Утраченные со временем народные традиции: любовь к Родине,

уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных

корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других

2

национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым

создание

новой

модели

взаимодействия

ребенка

с

окружающим

миром:

формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к

другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к

лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких

поколений,

объединяют

прошлое,

настоящее

и

будущее. Поликультурное

образование

стало

опять

занимать

центральное

направление

в

работе

с

детьми

дошкольного

возраста,

поэтому

проблема

поликультурного

образования является актуальной.

Цель

исследования:

разработать

содержание

поликультурного

образования

и

определить

педагогические

условия

его

реализации

в

контексте с ФГОС ДО.

Задачи:

рассмотреть ФГОС ДО, с позиции поликультурного образования;

разработать

модель

поликультурного

образования

в

ДОУ

в

соответствии ФГОС ДО;

создать единое

пространство

детского

сада

и

семьи

по

решению

проблемы поликультурного образования.

Во

всем

мире

основным

социальным

институтом,

который

осуществляет адаптацию человека к изменяющимся условиям,

является

система образования.

Образование – это часть культуры. Образование является важнейшей

функцией

культуры,

так

как

именно

оно

обеспечивает

ее

сохранность,

трансляцию и потенциальное развитие. В соответствии с новой парадигмой

образования в основу концепции российского образования положен принцип

овладения воспитанниками знаниями, умениями и навыками в контексте

единой

общечеловеческой

культуры,

поскольку

сегодня

каждый

человек

органически вписан в сеть массовых коммуникаций, становится носителем

не только набора элементов национальных и региональных субкультур, но и

общечеловеческой культуры.

3

Поликультурное образование – это составной элемент мировоззрения

человека, способ формирования его открытой, понимающей и принимающей

позиции

при

соприкосновении

с

представителями

разных

культур,

формирование отношения к своему и другим народам с помощью средств

материальной, духовной и нравственной культуры.

Поликультурное

образование

подразумевает

систему

знаний

детей

о

материальной, духовной и нормативной культуре разных народов.

В соответствии с частью 3 ст. ФЗ от 29 декабря 2012г. за №273-ФЗ "Об

образовании в РФ" разработан и утвержден Федеральный образовательный

стандарт

дошкольного

образования

(приказ

Минобрнауки

России

от17

октября 2013 г. №1155).

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

ФГОС ДО гласит, что дошкольный возраст является первым периодом

рождения

л и ч н о с т и

и

в х о ж д е н и я

е ё

в

с о ц и у м .

Для

растущего

человека

понятие

Родина

начинается

с

любви

к

маме,

к

близким людям, к родному дому. Велика роль семьи в воспитании личности

ребенка. Постепенно ребенок социализируется в обществе через систему

образования в детском саду. Здесь он учится общаться со сверстниками,

любить,

уважать

.

Педагогам,

работающим

в

системе

дошкольного

образования, очень важно прививать детям интерес к различным культурам

мира.

Поликультурное

образование

способствует

формированию

умений

и

навыков

поведенческой

культуры

личности

в

условиях

неизбежной

глобализации

общественного

устройства.

Более

того,

сегодня

ребенок

становится

активным

субъектом

образовательного

процесса,

наряду

образования

в

условиях

поликультурного

общества

предполагает

сотрудничество на базе диалога взаимных интересов. Особая роль в этом

процессе

отводится

педагогу,

поскольку

именно

педагог

самая

важная

фигура для воспитанника в системе образования.

4

Таким образом, на первый план выдвигается не только квалификация и

профессионализм педагога, но и его личностные качества, его мировоззрение

и социальная позиция. Только во взаимодействии педагога с воспитанником

происходит

развитие

личности ребенка.

Педагог

определяет

комплекс

специфических

методов

и

приемов

воздействия

на

ребенка,

применение

которых обеспечивает решение важных образовательный и воспитательных

задач,

поставленных

в

ходе

образовательного

процесса.

А

в

условиях

поликультурной среды эти задачи приобретают острый социальный оттенок,

требующий от педагога максимальной терпимости и любви к детям. Более

того,

педагог

обязан

учитывать

индивидуальные

особенности

каждого

ребенка,

специфику

его

интересов,

а

также

среду

обучения,

которая

в

условиях многонационального общества становится поликультурной.

Обращение к проблеме поликультурного образования в современном

обществе,

как

средству

воспитания

основ

толерантности,

связано

с

происходящими в стране значительными демографическими изменениями.

Среди воспитанников моей группы есть дети разных национальностей.

Поэтому научить ребенка понимать богатое многообразие культур нашего

мира,

формы

самовыражения

и

способов

проявления

человеческой

индивидуальности является основной задачей дошкольного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета

среди

других

народов

авторитета

достойно

завоеванного

русским

искусством, литературой» (Д. Лихачев)

Согласно этой истине, родная культура должна стать неотъемлемой

частью

души

каждого русского

человека,

началом,

порождающим

национальное самосознание.

Я,

как

педагог,

понимаю

профессиональную

ответственность

за

духовное и нравственное воспитание своих воспитанников и просвещение

родителей по данной проблеме.

Успешность

работы

в

данном

направлении

возможна

лишь

при

постоянном повышении своего педагогического уровня образования.

5

Мною

были определены направления в работе - это формирование у

детей дошкольного возраста базиса личностной культуры; необходимость

культурно-просветительской

деятельности

в

среде

родительской

общественности;

необходимость

взаимодействия

на

профессиональной

основе с коллегами-педагогами.

Также намечены пути интеграции личности ребёнка в национальную и

мировую

культуру

-

это

изучение

культуры

своего

народа;

сравнение

культуры

с

культурой

других

народов;

интеграция

в

национальную

и

мировую культуру.

Определяющей составляющей для успешной реализации воспитательно-

образовательных задач стал творческий подход - к подготовке материально-

информационной базы к созданию предметной развивающей среды в группе; к

работе по взаимодействию с родителями воспитанников и коллегами.

В соответствии с направлением работы в ДОУ были созданы

условия,

необходимые

для

свободного

выражения

ребёнком

впечатлений,

полученных в процессе самостоятельной и совместных с педагогами видах

деятельности.

Руководствуясь т р е б о ва н и я ми

ФГО С

в системе

дошкольного

образования,

а

также

важными

принципами

возрастной

адекватности

и

интеграции содержания образовательного процесса, мною был составлен

перспективный

план

работы

с

детьми

по

поликультурному

воспитанию,

состоящий

из трёх этапов. Это - подготовительная работа, педагогические

образовательные

мероприятия

с

учётом

интеграции

образовательных

областей и отчётные итоговые мероприятия.

Целью данной деятельности была работа по профилактике проявлений

негативных

явлений

в

среде

детей

старшего

дошкольного

возраста

и

предупреждение межэтнической и межнациональной напряженности.

Средством достижения цели явилось ознакомление детей дошкольного

в о з р а с т а

с особенностями

материальной,

духовной

и

нравственной

культурой народов Поволжья и народов мира.

6

I

этап

работы

включал:

экскурсии,

различные

виды

детской

деятельности,

чтение

художественной

литературы,

работу

с

аудио

и

видеоматериалами. Воспитание чувства любви к Родине, толерантных

взаимоотношений с людьми разных национальностей, развитию интереса к

культуре и традициям разных народов является одной из первостепенных

задач в дошкольном учреждении.

Давая детям знания о народных традициях разных народов, их обычаях

и обрядах, мы содействуем формированию гуманного отношения ребенка к

миру, осознанию своего места в нем.

Результатом

II

этапа

работы

стали

педагогические

мероприятия,

подготовленные

с

учётом

интеграции

образовательных

областей:

«Все

народы встали в круг», «Родная земля», «Добро пожаловать!»,

«Праздник

лакомки», «Наше гостеприимство», «Дружат дети на планете» и др.

III

этап

работы

состоял

из

тематических

мероприятий

для

детей,

родителей,

гостей

ДОУ:

«Город

мой

родной»,

«Моя

Родина

Россия»;

выставок

поделок

и

рисунков:

«Возьмемся

за

руки,

друзья»,

«Моя

родословная»; фотовыставка «Детский сад – моя семья».

Ведь

одним

из

важных

звеньев

по

поликультурному

образованию

у

дошкольников

является

взаимодействие

педагогов

и

родителей

детей.

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка

трудно

переоценить.

Родители

являются

первыми

и

основными

воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка,

как и любое другое качество без родителей. И наши родители являются

союзниками в решении этой проблемы, потому что мы все хотим, чтобы

нашим детям было хорошо в будущем.

В рамках проведения мероприятий по поликультурному воспитанию и

образованию в условиях дошкольного учреждения мною проводилась работа

по

обмену

опытом

с

педагогами

ДОУ,

учреждений

дополнительного

образования.

7

Результаты

экспресс-опроса

по

итогам

работы

показали

стабильное

повышение интереса детей дошкольного возраста к жизни и культурным

традициям народов, населяющих территорию Самарской области и народов

мира.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод,

что

удовлетворение

образовательных запросов представителей всех этносов, а также воспитание

и

подготовка

детей

дошкольного

возраста

к

жизни

в

поликультурном

обществе в условиях дошкольного учреждения решается успешно.

8



В раздел образования