Напоминание

Развитие познавательной деятельности через краеведение


Автор: Терешкина Валентина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №16
Населённый пункт: г.Якутск, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной деятельности через краеведение
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие познавательной деятельности через краеведение

Младший школьный возраст – это благоприятный период для умственного развития

учащихся, усвоения ими научных знаний, способов учебной деятельности.

Я стремлюсь создать благоприятные условия для развития познавательных

способностей , их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора, опираясь

на природу ребенка, его стремления и потребности.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека

постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.

При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он

испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес не

только положительно влияет на процесс и результат деятельности, но и на

протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания,

которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и

направленность.

Одним из направлений познавательной деятельности является краеведение.

Краеведение - это народное знание о своих родных местах

Главные задачи краеведа:

- введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того

места, с которого начинается его судьба;

- по возможности «приблизить» историю, литературу, культуру Якутии к

ученику, к школе;

- открыть для ребят новые имена;

- показать им истинную ценность и своеобразие культурного наследия родного

края;

- заложить основу, на которой должна развиваться интеллектуальная,

нравственно- эстетическая надстройка, которая необходима для развития

личности;

- духовная ориентация на народные традиции и общечеловеческие ценности

должны воплотиться в практическую деятельность, так как они являются

аккумулятором общечеловеческих норм;

- учащихся младшего школьного возраста следует планомерно знакомить с

опытом народного воспитания, с прогрессивными традициями, чтобы дети

могли усвоить их в плане не только знания, но и поведения в школьном

коллективе и семье.

Золотая формула этнопедагогики

Без памяти-нет традиций,

без традиций-нет культуры,

без культуры-нет воспитания,

без воспитания-нет духовности,


без духовности-нет личности ,

без личности-нет народа, как исторической общности.

Авторские разработки:

1.. Уроки математики с элементами этнопедагогики:

Урок – обряд - путешествие «Посвящение в охотники «Урок-путешествие»:

«Волшебный звездопад или путешествие по звездному небу»:

«Путешествие к божеству Айыыьыт»;

«Жилище предков»;

Урок-экскурсия в грибной дождь;

Урок-путешествие по рекам Якутии;

«Сюрпризы Чысхаана»;

Путешествие по кладовой земли»;

«Удачливые рыболовы»;

Путешествие по г.Якутску;

Урок, посвященный А.Е.Кулаковскому;

Урок – сказка «Возрождение древа мироздания - Аал Луук Мас» и т.д.

Игровые и занимательные задания с элементами этнопедагогики по теме «Сложение

и вычитание в пределах 10» для 1 класса четырехлетней начальной школы

1. «Выполни задание Дьоhогой А йыы».

2.«Кто быстрее почистит карась?»

3. «Шьём бастына» (Составляем головной убор из геометрических фигур).

4 «Найди зверей и выполни задание».

5. «Угадай место зверя».

6. «Кто соберёт больше ягод?»

7. «Состав чисел (оборудование: чороны, макеты коров и коней, косточки и т.д.)

8. «Раскрась национальный костюм мальчика или девочки по ответам»

9.Игра- соревнование «Возрождение древа мироздания»

10.»Выполни задание якутяночки»

11. «Угадайте в каком балагане живёт каждая девочка?»

12. «Назовите геометрические фигуры на якутском орнаменте».

13. «Помогите старушке Таал-Таал»


14. «Помоги Чаачахаану» (по мотивам сказки «Алаа Монус»

15. «Помоги лягушке»

16. «Наряжаем якутяночку» и т. д

Идеальной формой воплощения традиции как «способа сохранения

человеческого измерения реальности» является музей.

Включенность музея в образовательный процесс способствует формированию

психологической и нравственной готовности человека не только жить в

стремительно изменяющемся современном мире, но и быть субъектом происходящих

в нём социокультурных преобразований.

Понимая всю важность значения музея в образовательном процессе, в 2007

году создала музей «Возродить забытое, восстановить утраченное», где

представлены материалы о материальной и духовной культуре народа Саха.

Экспонаты музея сделаны руками родителей
.
.

Основные направления деятельности музея

Учебно- познавательная деятельность

Работа с памятниками культуры

Поисковая деятельность учащихся

Учет и обеспечение сохранности фондов музея. Собирательская работа

Исследовательская деятельность учащихся

Культурно-просветительская деятельность

Участие на смотрах и конкурсах

Взаимодействие музея с научными, государственными и общественными

организациями.

Использование материалов музея образовательным учреждением

Эстетика и оформление музея

Учебно-познавательная деятельность:

- Классные часы

- музейные уроки

- посещение выставок

- экскурсии

- встречи с ветеранами, бывшими выпускниками и учителями школы

- интеллектуальные игры

Основные направления деятельности музея


Учебно- познавательная деятельность

Работа с памятниками культуры

Поисковая деятельность учащихся

Учет и обеспечение сохранности фондов музея. Собирательская работа

Исследовательская деятельность учащихся

Культурно-просветительская деятельность

Участие на смотрах и конкурсах

Взаимодействие музея с научными, государственными и общественными

организациями.

Использование материалов музея образовательным учреждением

Эстетика и оформление музея

Учебно-познавательная деятельность:

- Классные часы

- музейные уроки

- посещение выставок

- экскурсии

- встречи с ветеранами, бывшими выпускниками и учителями школы

- интеллектуальные игры

- устное народное творчество;

- философское учение «Айыы уорэ5э»;

- материальная культура народа Саха;

- духовная культура;

- народная педагогика;

- искусство;

- история Якутии;

- детское творчество.

Музей является центром научно-исследовательской и краеведческой работы

учащихся, местом, где человек не только приобретает знания, но и как бы

воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает эстетические ценности,

т.е. получает идейные и эмоциональные импульсы.

Ученики ведут исследовательскую работу по истории и культуре родного края.

Свои проекты они достойно защищают на школьных и городских научно-

практических конференциях.


В ходе исследовательской работы у школьников формируются умения собирать

материал, анализировать и констатировать факты; навыки составления

проблемных вопросов, развиваются умения публичного выступления,

самостоятельного исследования.

Темы исследовательских работ

« Тотемические животные»;

« Алгыс сиэрэ- туома»;

« Якутские народные календари»;

« Эhэ – ытык кыыл»;

« Древние игрушки народа Саха»;

« Виды коновязей»;

« Якутская народная медицина»;

« Без прошлого нет настоящего»;

«Астрономия глазами древних якутов» и т.д; .

В этих работах раскрывается настоящая кладезь народной мудрости,

которая имеет большое значение в нравственном значении учащихся.

Все работы были посвящены материальной и духовной культуре народа

Саха и позволяют не только получить определенную информацию, но и

помогают ученикам «вписать» себя в конкретное историческое пространство.

Распространение педагогического опыта

2004г- III слет творчески работающих учителей ( в педагогической студии) -доклад

«Использование элементов этнопедагогики на уроках математики в начальных

классах»(сертификат)

2005г.- республиканская НПК «Школа.Наука.Культура.» по теме «Толерантность как

социально- образовательная ценность в концепции академической программы»;

- обобщение педагогического опыта работы на уровне города в рамках 65-летия

методической службы «Начальная школа принимает гостей»(сертификат МО РС(Я))

2006г.- авторский семинар для учителей города и преподавателей ЯГУ ;

- IV городской слет творчески работающих учителей «Учителями славится

Якутск» ( в педагогической мастерской) сертификат, денежная премия);

- литературная гостиная «И дольше века длится день…» к 100- летию якутского

писателя Н.Е.Мординова – Амма Аччыгыйа для преподавателей ЯГУ, СГПА;

- республиканская НМК «Алексеевские чтения» (сертификат МО РС(Я))» ;

- республиканские курсы учителей иностранных языков (интегрированный урок

«На Земле Олонхо»);


- семинар учителей начальных классов МОУ СОШ №10 им.Новопашина

г.Якутска ;

2007г.- НПК , посвященная 50-летию ЯГУ, 25-летию ГНО ПИ ЯГУ , 5 -летию СГПА

– доклад «Духовное воспитание младших школьников»(сертификат ,статья в

сборнике СГПА);

- республиканская НМК «Алексеевские чтения (сертификат МО РС(Я))» ;

- научно–практический семинар «Организационные формы учебно-

методической работы

2008г-республиканские фундаментальные курсы учителей начальных классов –

доклад «Формы и методы приобщения учащихся к национальной культуре»;

(сертификат ИПКРО );

2009г-городская конференция руководителей школьных музеев- доклад

«Исследовательская работа учащихся»;

-городской конкурс руководителей школьных музеев (сертификат , 1 место

грамота);

2009 г. - республиканская НПК «Роль школьных музеев в гражданско-

патриотическом воспитании детей» (сертификат)

- республиканский НМС «Здоровьесберегающие технологии в

условиях школы» (сертификат);

конкурс музейно- образовательных занятий и проектов «Наследие детям» .

посвящённом Году молодёжи (грамота);

- городской фестиваль музейно- образовательных занятий и проектов

«Наследие детям» . посвящённом Году молодёжи (сертификат);

- городской конкурс поисковых групп «Учителя-воины», посвящённом 65-

летию в Вов (Почётная грамота ДДТ) ;

- V республиканские рождественские чтения «Нравственное воспитание

подрастающего поколения. Ценности и ориентиры» (сертификат Епископа

Якутский и Ленский);

2010г. - VI городской слет творчески работающих учителей (диплом качества);

- Городская выставка педагогов столицы «Город мастеров»;

Публикации

Статья «О5ону норуотун угэhигэр иитии» («Народное образование Якутии» №4

2000г.)

Статья «Возродить забытое, восстановить утраченное» в книге «Навеки сплотила

великая Русь» (2007)

Статья «Формы и методы приобщения учащихся к национальной культуре» в

электронном пособии ИПКРО (2008)


Статья «Воспитание младших школьников на традициях народа Саха» («Язык,

литература, методика преподавания» сборник ЯГУ 2009г.)

Статья «Интегрированный урок по математике» (сборник «Методическая работа в

школе» 2009г.)

Статья «Музей СОШ№16 Истоки народной мудрости»

(«Брошюра «Школьные музеи» 2010)

Приобщение учащихся к краеведческой деятельности будет способствовать общему и

политехническому образованию, расширять кругозор, развивать познавательные

интересы учащихся, приобщать к творческой деятельности, формировать

практические и интеллектуальные умения, помогать в выборе профессии, повышать

уровень самостоятельной работы школьников, развивать у них чувство гражданства

и патриотизма.

Обращение к историческим корням, к обычаям и традициям народа способно

изменить пренебрежительное отношение к культуре своего народа.

А чтобы узнать народ, нужно обращаться к истокам, к системе его воспитания.

Тогда дети будут восхищаться мудростью предков, сопоставлять его со своими

духовными ценностями, делами, действиями, захотят стать более человечными,

добрыми, благородными.


В раздел образования