Напоминание

"Помощь логопеда детям с ОВЗ"


Автор: Метина Раиса Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №27
Населённый пункт: город Находка
Наименование материала: статья
Тема: "Помощь логопеда детям с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Помощь логопеда детям с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие

различные отклонения психического и физического плана, которые не

позволяют им вести полноценную жизнь. Они нуждаются в специальном

(коррекционном) обучении и воспитании, так как лишены доступных их

здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в

передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не

могут овладеть всем многообразием человеческого опыта. Многие из них

лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в

игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших

психических функций.

Количество детей с ОВЗ, имеющих отклонения в речевом развитии,

неуклонно растёт. Своевременное и личностно ориентированное

воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть

ребёнка на онтогенетический путь развития. Для таких детей очень важна

психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение,

истощение, стойкие отрицательные переживания. Дети с ОВЗ замечают

значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их

сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления.

По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей

характеризуется определёнными особенностями интеллектуальной

деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием

интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.

Недоразвитие моторики, неловкость, неуклюжесть движений, абстрактное

мышление, повышенная чувствительность к незначительным раздражениям,

слабая интеграция отдельных процессов, нарушение внимания, памяти – всё

это способствует недоразвитию речи.

Ведущим фактором при фонетико-фонематическом недоразвитии является

несформированность процессов восприятия звуков речи. Кроме

особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом

недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи:

темп, тембр, мелодика. Таким образом, указанные особенности психического

и моторного развития детей с ОВЗ не могут не отразиться на формировании

речевой функции.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могу полностью

преодолеваться в процессе развития, другие лишь сглаживаться, а некоторые

только компенсироваться.

Коррекционно-развивающая работа включает:

-выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ,

методов и приёмов обучения в соответствии с его индивидуальными

особенностями развития. Началу коррекционной работы должен

предшествовать этап диагностического обследования, позволяющий выявить

характер речевых нарушений, сделать заключение об их возможных

причинах и на основании этого строить коррекционную работу.

Коррекционная логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения

речи, проводится поэтапно:

-развитие артикуляционной и мелкой моторики кистей и пальцев рук;

-развитие фонетико-фонематических представлений;

-постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков;

-коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

-формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется

определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и

количеством дефектных звуков (чем большее количество звуков не

сформировано, тем ниже фонематическое восприятие). Таким детям

свойственна общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная

выразительность и чёткость речи. Это в основном дети с ринолалией,

дизартрией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляторно-

фонематической формы. Для них характерна неустойчивость внимания,

отвлекаемость, они хуже, чем другие дети запоминают речевой материал, с

большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной

речевой деятельностью.

Основная работа по коррекции речи проводится индивидуально, учитывая

особенности развития детей с ОВЗ. Индивидуальные занятия направлены на

формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку,

автоматизацию, развитие фонематического слуха и восприятия.

Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения

определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями

каждого ребёнка и индивидуальным перспективным планом. Постановка

звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Заостряем внимание детей на основные элементы артикуляции звуков в

период первоначальной постановки, которая является важным этапом в

постановке звука. Частые приёмы коррекции определяются и

детализируются в зависимости от состояния строения и функции

артикуляционного аппарата. Поэтапность устранения нарушения

звукопроизношения устанавливается логопедом с учётом особенностей

артикуляционной базы родного языка, но при этом учитывается следующее:

-для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к

различным фонетическим группам;

-звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во

времени;

-окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе

дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается

таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и

уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно

строить предложения и связную речь.



В раздел образования