Автор: Метина Раиса Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №27
Населённый пункт: город Находка
Наименование материала: статья
Тема: "Помощь логопеда детям с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Помощь логопеда детям с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие
различные отклонения психического и физического плана, которые не
позволяют им вести полноценную жизнь. Они нуждаются в специальном
(коррекционном) обучении и воспитании, так как лишены доступных их
здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в
передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не
могут овладеть всем многообразием человеческого опыта. Многие из них
лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в
игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших
психических функций.
Количество детей с ОВЗ, имеющих отклонения в речевом развитии,
неуклонно растёт. Своевременное и личностно ориентированное
воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть
ребёнка на онтогенетический путь развития. Для таких детей очень важна
психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение,
истощение, стойкие отрицательные переживания. Дети с ОВЗ замечают
значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их
сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления.
По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей
характеризуется определёнными особенностями интеллектуальной
деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием
интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.
Недоразвитие моторики, неловкость, неуклюжесть движений, абстрактное
мышление, повышенная чувствительность к незначительным раздражениям,
слабая интеграция отдельных процессов, нарушение внимания, памяти – всё
это способствует недоразвитию речи.
Ведущим фактором при фонетико-фонематическом недоразвитии является
несформированность процессов восприятия звуков речи. Кроме
особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом
недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи:
темп, тембр, мелодика. Таким образом, указанные особенности психического
и моторного развития детей с ОВЗ не могут не отразиться на формировании
речевой функции.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могу полностью
преодолеваться в процессе развития, другие лишь сглаживаться, а некоторые
только компенсироваться.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ,
методов и приёмов обучения в соответствии с его индивидуальными
особенностями развития. Началу коррекционной работы должен
предшествовать этап диагностического обследования, позволяющий выявить
характер речевых нарушений, сделать заключение об их возможных
причинах и на основании этого строить коррекционную работу.
Коррекционная логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения
речи, проводится поэтапно:
-развитие артикуляционной и мелкой моторики кистей и пальцев рук;
-развитие фонетико-фонематических представлений;
-постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков;
-коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
-формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется
определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и
количеством дефектных звуков (чем большее количество звуков не
сформировано, тем ниже фонематическое восприятие). Таким детям
свойственна общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная
выразительность и чёткость речи. Это в основном дети с ринолалией,
дизартрией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляторно-
фонематической формы. Для них характерна неустойчивость внимания,
отвлекаемость, они хуже, чем другие дети запоминают речевой материал, с
большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной
речевой деятельностью.
Основная работа по коррекции речи проводится индивидуально, учитывая
особенности развития детей с ОВЗ. Индивидуальные занятия направлены на
формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку,
автоматизацию, развитие фонематического слуха и восприятия.
Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения
определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями
каждого ребёнка и индивидуальным перспективным планом. Постановка
звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Заостряем внимание детей на основные элементы артикуляции звуков в
период первоначальной постановки, которая является важным этапом в
постановке звука. Частые приёмы коррекции определяются и
детализируются в зависимости от состояния строения и функции
артикуляционного аппарата. Поэтапность устранения нарушения
звукопроизношения устанавливается логопедом с учётом особенностей
артикуляционной базы родного языка, но при этом учитывается следующее:
-для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к
различным фонетическим группам;
-звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во
времени;
-окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе
дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается
таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и
уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно
строить предложения и связную речь.