Напоминание

"Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС"


Автор: Уколова Оксана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д,с № 69 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: "Игры на развитие диалогической речи и формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников"
Тема: "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры на развитие диалогической речи

и формирование коммуникативной

компетентности старших дошкольников»

Разработала: старший воспитатель

Уколова О.В.

высшая квалификационная категория

Для маленького ребенка родной язык — это не предмет для изучения,

а его повседневная жизнь с ее открытиями, радостями, шалостями,

огорчениями и приключениями, это игра со словами

и эксперименты по словотворчеству

К.Д. Ушинский

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста

состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок

научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем

их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.

Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта

этого процесса:

во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы

диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в

диалоге,

а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления

или поддержания разговора и следовать правилам диалога.

Задача взрослого — помочь малышу усвоить это как можно быстрее. В решении этой

задачи лучший помощник – игра.

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с

детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является

то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей

к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Виды игр

Тема

Задачи

Источник

Дидактические

игры

Сюжетно-дидактические

«Магазин», «В гостях у куклы»

-Формировать умения поделиться

своим

замыслом,

предложить

план будущей игры.

-Учить выслушивать и понимать

предложения других участников

игры

Гербова В.В. Занятия

по

развитию

речи

с

д е т ь м и

4 - 6

л е т .

М.1987.

И г р ы

с

г е о м е т р и ч е с к и м и

фигурами:

мозаики

«Кружок»,

«Овал»,

«Геометрическая мозаика»

-Формировать у детей

умение

ориентироваться на партнера по

общению,

развивать

позитивное

о т н о ш е н и е

к

п р о ц е с с у

сотрудничества.

Сертакова Н.М. Игра

к а к

с р е д с т в о

социальной

адаптации

дошкольников:

Ме т од .

П о с .

д л я

педагогов

ДОУ.

СПб.:ООО

«ИЗАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2009.

Игры с песком:

«Следы

невиданных

зверей»,

«Игра на пианино»

-Развивать

речевую

активность,

сотрудничество, умение работать

в подгруппе, коллективе

Сертакова Н.М. Игра

к а к

с р е д с т в о

социальной

адаптации

дошкольников:

Ме т од .

П о с .

д л я

педагогов

ДОУ.

СПб.:ООО

«ИЗАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2009.

Настольно-печатные

и г р ы :

«Лото»,

«Домино»,

« М а р ш р у т н ы е

р а з р е з н ы е

картинки»

-Учить способам диалогического

взаимодействия:

соблюдению

о ч е р е д н о с т и ,

в е ж л и в о м у

обращению

друг

к

другу

по

имени.

Ф о р м и р о в а т ь

у м е н и е

аргументирование

отстаивать

Казарцева,

О.

М.

Культура

речевого

общения:

Теория

и

практика

общения:

у ч е б .

п о с о б и е . -

М.Флинта, 2003.

Здесь хотелось бы

отметить, что деление игр весьма условно, можно использовать

разные игры. Главное, чтобы взрослый точно осознавал цель использования данной игры и

мог передать ее детям.

Можно использовать любые игры при формировании коммуникативной компетентности.

Главное – формирование осознанного отношения к сверстнику и осознание конструктивных

правил взаимодействия с ним. Взрослый должен направлять данный процесс.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Есть такие игры, в которых нужно уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только

двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении

спорных

вопросов.

В

игре

развивается

способность

аргументировать

свои

утверждения,

доводы.

В

заключение

еще

раз

напомним

о

том,

что

ребенок

не

может

овладеть

речью

самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к

организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в

развитии его диалогической речи.



В раздел образования