Автор: Уколова Оксана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д,с № 69 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: "Игры на развитие диалогической речи и формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников"
Тема: "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Игры на развитие диалогической речи
и формирование коммуникативной
компетентности старших дошкольников»
Разработала: старший воспитатель
Уколова О.В.
высшая квалификационная категория
Для маленького ребенка родной язык — это не предмет для изучения,
а его повседневная жизнь с ее открытиями, радостями, шалостями,
огорчениями и приключениями, это игра со словами
и эксперименты по словотворчеству
К.Д. Ушинский
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста
состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок
научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем
их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.
Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта
этого процесса:
во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы
диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в
диалоге,
а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления
или поддержания разговора и следовать правилам диалога.
Задача взрослого — помочь малышу усвоить это как можно быстрее. В решении этой
задачи лучший помощник – игра.
Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с
детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является
то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей
к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.
Виды игр
Тема
Задачи
Источник
Дидактические
игры
Сюжетно-дидактические
«Магазин», «В гостях у куклы»
-Формировать умения поделиться
своим
замыслом,
предложить
план будущей игры.
-Учить выслушивать и понимать
предложения других участников
игры
Гербова В.В. Занятия
по
развитию
речи
с
д е т ь м и
4 - 6
л е т .
М.1987.
И г р ы
с
г е о м е т р и ч е с к и м и
фигурами:
мозаики
«Кружок»,
«Овал»,
«Геометрическая мозаика»
-Формировать у детей
умение
ориентироваться на партнера по
общению,
развивать
позитивное
о т н о ш е н и е
к
п р о ц е с с у
сотрудничества.
Сертакова Н.М. Игра
к а к
с р е д с т в о
социальной
адаптации
дошкольников:
Ме т од .
П о с .
д л я
педагогов
ДОУ.
–
СПб.:ООО
«ИЗАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2009.
Игры с песком:
«Следы
невиданных
зверей»,
«Игра на пианино»
-Развивать
речевую
активность,
сотрудничество, умение работать
в подгруппе, коллективе
Сертакова Н.М. Игра
к а к
с р е д с т в о
социальной
адаптации
дошкольников:
Ме т од .
П о с .
д л я
педагогов
ДОУ.
–
СПб.:ООО
«ИЗАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2009.
Настольно-печатные
и г р ы :
«Лото»,
«Домино»,
« М а р ш р у т н ы е
р а з р е з н ы е
картинки»
-Учить способам диалогического
взаимодействия:
соблюдению
о ч е р е д н о с т и ,
в е ж л и в о м у
обращению
друг
к
другу
по
имени.
Ф о р м и р о в а т ь
у м е н и е
аргументирование
отстаивать
Казарцева,
О.
М.
Культура
речевого
общения:
Теория
и
практика
общения:
у ч е б .
п о с о б и е . -
М.Флинта, 2003.
Здесь хотелось бы
отметить, что деление игр весьма условно, можно использовать
разные игры. Главное, чтобы взрослый точно осознавал цель использования данной игры и
мог передать ее детям.
Можно использовать любые игры при формировании коммуникативной компетентности.
Главное – формирование осознанного отношения к сверстнику и осознание конструктивных
правил взаимодействия с ним. Взрослый должен направлять данный процесс.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.
Есть такие игры, в которых нужно уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только
двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении
спорных
вопросов.
В
игре
развивается
способность
аргументировать
свои
утверждения,
доводы.
В
заключение
еще
раз
напомним
о
том,
что
ребенок
не
может
овладеть
речью
самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к
организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в
развитии его диалогической речи.