Авторы: Спицына Оксана Борисовна, Свиридова Оксана Геннадьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Никольский детский сад ОРВ"
Населённый пункт: с.Никольское,Аннинского р-на,Воронежской обл.
Наименование материала: Программа
Тема: "Рабочая программа разновозрастной группы"
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ «Никольский детский сад ОРВ»
Утверждена:
Приказ № _______ от ______________
Директор МКОУ____________Губанова А.С.
Рабочая программа разновозрастной группы (3-7 лет)
на 2016 – 2017 учебный год
Разработали воспитатели:
Свиридова О.Г., Спицына О.Б.
с. Никольское
2016 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы……………………………...4
3. Цели и задачи…………………………………………………………………………………..4
4. Режим дня……………………………………………………………………………………....5
5. Списочный состав группы
5. Социальный паспорт семьи……………………………………………………………………6
6. Возрастные особенности детей
……………………………………………………………….6
7. Годовые задачи ……………………………………………………………………………….11
8. Перечень программ, технологий, пособий, используемых в данной группе…………….11
9. Особенности образовательного процесса в разновозрастной группе…………………….12
10. Годовое комплексно - тематическое планирование и итоговые мероприятия
…………...13
11. Расписание организованной образовательной деятельности ……………………………16
12. Примерный объём непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной
группе …………………………………………………………………………………………17
13. Формы организации образовательного процесса
…………………………………………..17
14. Задачи воспитания и развития по образовательным областям
…………………………...17
15. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
……………………………………....20
16. Условия реализации рабочей образовательной программы разновозрастной группы ...20
17. Взаимосвязь с другими учреждениями………………………………………………………
21
18. План взаимодействия с семьями воспитанников по ФГОС ДО
…………………………..21
19. Циклограмма ежедневного планирования воспитательное – образовательной работы с
учё-том комплексно - тематического планирования с детьми разновозрастной группы
общераз-вивающей направленности по ФГОС
ДО………………………………………………….35
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разновозрастной группы «МКОУ Никольский детский сад ОРВ»
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №
1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
- Образовательной программой ДОУ и с учетом примерной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на основании приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 « Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
-Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Уставом МКДОУ.
Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и
организации образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с ФГОС, современный
детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах
жизни и видах деятельности. Основная задача воспитателя - наполнить повседневную
жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в
содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной
активности. Особенно актуальна эта задача для воспитателя разновозрастной группы
детского сада.
Основываясь на этих положениях, разработана рабочая программа образовательной работы
для разновозрастной группы, предполагающая реализацию положений ФГОС,
направленных на психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребёнка и
организацию образовательной деятельности ДОУ в соответствии с новыми нормативными
документами в системе дошкольного образования.
Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической
деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания,
3
создания условий для практического освоения задач образовательных областей,
обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого
ребенка.
Рабочая программа рассчитана на 2015 - 2020 учебный год.
Рабочая образовательная программа воспитателя обеспечивает развитие детей в возрасте от
3-7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
образовательным областям: физическому развитию, социально – коммуникативному,
познавательному, художественно – эстетическому и речевому развитию.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ
К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности
и сложности, требует от педагога знания программных требований всех возрастных групп,
умения сопоставлять их с возрастными и индивидуальными особенностями детей,
способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю
группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Педагог
должен так спланировать и организовать учебно-воспитательный процесс в
разновозрастной группе, чтобы привлечь каждого воспитанника к активному участию в
образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.
Содержание рабочей образовательной программы воспитателя разновозрастной группы
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и
выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее
развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.
Рабочая образовательная программа воспитателя разновозрастной группы сформирована в
соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО.
Организация образовательной деятельности (ООД) с детьми, в основе которой доминирует
игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся
подгруппами и индивидуально – это обязательное условие организации жизни в
разновозрастной группе. Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в
направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности («Я – сам! ») и
обогащения его деятельности новым содержанием. Выполнение программных задач
происходит путем использования комплексно – тематического планирования, в форме
совместной деятельности педагога и детей, и взаимодействия с семьями воспитанников
которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач
развития и воспитания с учётом возрастных особенностей и интересов детей.
Предпочтение отдаётся игровому построению всего образа жизни детей.
4
Цели и задачи рабочей программы:
Создание положительного настроения у детей дошкольного возраста, поддержание
стремления к самостоятельности, не погасив его критикой неумелых действий ребёнка, не
подорвав его веру в собственные силы, не высказывая, нетерпение по поводу его медлен-
ных, неумелых действий, построение работы таким образом, чтобы игры была
содержанием детской жизни.
Данная цель реализуется через качественное выполнение задач:
Основной образовательной программы дошкольного образования дошкольной
разновозрастной группы общеразвивающей направленности, с учётом приоритетных
направлений данной группы:
-способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных
отношений с воспитателем и детьми в группе;
-обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение ОВД и
элементарными культурно – гигиеническими навыками;
-способствовать развитию познавательной активности – представления о людях,
предметах, явления и пр.;
-способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами
действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой
деятельности и общения;
-воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;
-развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих за-
мыслов;
-развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано;
-формировать представления о здоровом образе жизни через привитие
культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование
элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов,
выработку осознанного отношения к своему здоровью;
-воспитывать у детей любовь к матери, Родине, родному дому, своим близким, родной
природе, родному селу.
Режим дня и максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует
санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29
мая 2013 г., регистрационный № 28564).
5
Режим дня МКДОУ «Никольский детский сад общеразвивающего вида»
Вид деятельности
1 подгруппа
( от 3 до 4лет)
2 подгруппа
(от 4 до5 лет)
3 подгруппа
(от 5 до 6 лет)
4 подгруппа
(от 6 до 7 лет)
Приём детей,
осмотр,
самостоятельная
игровая
деятельность,
дежурство, утренняя
гимнастика
7.00-8.30
Подготовка к
завтраку, завтрак
8.30 – 9.00
Основная
образовательная
деятельность
9.10-9.25
9.35-9.50
9.10-9.30
9.40- 10.00
9.10-9.35
9.40-10.10
9.10-9.40
9.50-10.20
Второй завтрак
10.20
Самостоятельная
деятельность
10.25-10.35
Подготовка к
прогулке, прогулка,
наблюдения
10.35-12.00
Подготовка к обеду,
обед
12.00- 12.30
Подготовка ко сну.
Дневной сон
12.30- 15.00
Подъём, гимнастика,
воздушные, водные
процедуры
15.00- 15.30
Подготовка к
полднику, полдник
(уполотнённый)
15.30-16.00
Образовательная
деятельность
16.00-16.15
16.00-16.20
16.00 – 16.25
16.00 – 16.30
Игровая
деятельность,
подготовка к
прогулке, прогулка,
наблюдения, уход
детей домой
16.30-19.00
6
Списочный состав группы
1. Ботов Дмитрий
2. Губанова София
3. Долинский Никита
4. Кузнецов Андрей
5. Кузнецов Сергей
6. Лаптева Анна
7. Лаптев Глеб
8. Микляева Анастасия
9. Мучников Егор
10. Саприн Алексей
11. Саприн Александр
12. Саликова анна
13. Саликова Елизавета
14. Свиридова Екатерина
15. Свиридов Иван
16. Свиридов Максим
17. Селиванова Виктория
18. Спицына Надежда
19. Сушкова Виктория
20. Сушкова Надежда
21. Сушкова Юлия
22. Сушкова Ксения
23. Чепель Анна
24. Якушева Ирина.
Социальный паспорт группы
Семьи
7
I группа здоровья – 50%
II группа здоровья - 49,95%
III группа здоровья – 0,05%
Данная рабочая программа обеспечивает сохранение здоровья ребенка и развитие
личности в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей, состояния
здоровья и социальной ситуации развития. Психолого-педагогическая работа с
воспитанниками учреждения строится с учётом возрастных особенностей развития
детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации
осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях
дошкольного образовательного процесса.
8
Кол-во детей
Многодетные
11
Опекаемые
2
Неполные
2
С детьми инвалидами
0
Всего детей
24
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ.
В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его
общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только
как член семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребёнка
выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями.
Ребенок стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без
помощи взрослого. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой
деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция,
которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной
готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий,
критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию:
он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
На основе наглядно-действенного подхода к 4-м годам начинает формироваться наглядно-
образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка
от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок
способен воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое
значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор.
Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает
узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно
связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то,
что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном
предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе.
Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть
от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а
затем косвенно контролироваться взрослыми.
9
Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на
оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в
характере выбираемых игрушек и сюжетов.
К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между
тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе,
воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш,
проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в
различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку
формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к
самостоятельности.
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников.
Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-
заместителями. Сюжеты игр просты и не развернуты. Младшие дошкольники скорее
играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми
возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников
во многом определяется мнением воспитателя. В играх ребенок самостоятельно передает
несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе с
взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком
механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать
в игре зверей и птиц.
Происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов,
совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об
окружающем. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все
части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и
поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность,
готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.
Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в
мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чём
свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти
представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое
значение для развития мелкой моторики младших до школьников имеет лепка. В этом
возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная
деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К
концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм
предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада.
Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут
запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться
наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые
10
простые связи между событиями, предметами или явлениями. Возрастает
целенаправленность действий.
В возрасте 4-5 лет в игровой деятельности детей появляются ролевые взаимодействия. Они
указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе
игры роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение
игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает
изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным.
Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа,
волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона
изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры,
вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется
конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки
конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности
действий. Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой
и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте
лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через
небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста
восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными называть
форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах
простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны
упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие
параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает
складываться произвольное внимание: дети способны принять задачу на запоминание,
помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает
развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые
схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут
строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе
пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате
их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и
во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого
возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества,
объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь
белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?»,
большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или
бумажных?», ответ будет таким же – больше белых. Продолжает развиваться воображение.
Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут
самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается
устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в
11
течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо
действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение
звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют
голоса животных, интонацию выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают
ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи.
Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей
при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со
взрослыми становится вне ситуативной. Изменяется содержание общения ребёнка и
взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в
процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него
интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них
оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной
обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной
феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая
выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по
играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность,
соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию
образа Я ребёнка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием
игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием
изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием;
совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения,
эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи,
познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности
в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности,
соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его
детализацией.
В возрасте 5-6 лет дети уже могут распределять роли до начала игры и строить своё
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах
деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем
другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией
ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором
выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром
оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания
выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх
становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст
12
наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч
рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные
впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам.
Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но
могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и
динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто
встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив,
существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным
и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструирование характеризуется
умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и
называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки
в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом
обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой
постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по
замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть
сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от
природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает»
природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от
художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает
необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться
восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму
прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко
выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Однако
дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов,
если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это
свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для
дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать
несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном
возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить
задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой
последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения
окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,
которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления,
отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты,
а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и
13
ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий,
представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения,
что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё
отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам,
которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического
сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке
объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали
исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны
рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения
не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте
позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно
разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии
проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться
устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том
числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и
сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи
при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно
занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать
по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста
характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием
игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности,
отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого
способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов
одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм
объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
В сюжетно-ролевых играх дети от 6 лет до 7 лет ( подготовительной группы)
начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые
жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и
т.д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который
не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть
несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом
дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и
менять своё поведение в зависимости от места в нём. Так, ребёнок уже обращается к
14
продавцу не только как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофёр и т.п.
Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового
пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса,
ребёнок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры
требует появления новой роли, то ребёнок может по ходу игры взять на себя новую роль,
сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем
или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений,
передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки
приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более
явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно
изображают технику, космос, военные действия и т.п. Часто встречаются и бытовые
сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. Изображение человека становится ещё более
детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос,
брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном
педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в
изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной
степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют
обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только
анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют
их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. Свободные
постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство
осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают
необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в
которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её
выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по
собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить
сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно
специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для
углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из
природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по
предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать
фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не
всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается
образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это
легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором
нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не
воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на
друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться
навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются
15
наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто
приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств
массовой информации, приводящим к стереотипности детских образов. Продолжает
развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах
деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников
продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся
словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают
активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у
дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В
подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации,
формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает
высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в
дальнейшем успешно учиться в школе.
ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ
Основная цель: создание образовательного пространства, направленного на непрерывное
накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного
взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при
решении задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-
эстетического и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями.
Задачи:
• сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение физической и психической
безопасности; создание комфортных условий жизнедеятельности для развития физических,
интеллектуальных и личностных качеств;
• создание обогащённой предметно-пространственной среды, способствующей развитию
социальных и психологических качеств личности дошкольника в различных видах
деятельности;
• совершенствование профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с
родителями воспитанников;
• построение эффективной системы административно-хозяйственной работы в
обеспечивающей стабильное повышение уровня оказываемых педагогическим
16
коллективом дошкольной группы МКДОУ «Никольский детский сад ОРВ»
образовательных услуг.
• Продолжить работу по внедрению в воспитательно-образовательный процесс
инновационных образовательных технологий.
• Продолжить работу по:
1) оптимизации оздоровительной деятельности;
2) обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворение духовных и физических
потребностей детей;
3) построение педагогического процесса на основе игровых педагогических технологий.
4) оказание необходимой консультативно-практической помощи семьям дошкольников.
5) обогащение и совершенствование детской речи.
6) обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ,
ПОСОБИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДАННОЙ ГРУППЕ:
Литература:
1.
Рабочая программа воспитателя: Ежедневное планирование образовательной
деятельности с детьми 3 -7 лет в разновозрастной группе под редакцией Н. Н.
Гладышева, И. Н.
2.
Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет / авт.-сост.
О. Р. Меремьянина. - Волгоград : Учитель, 2012. - 221 с.
3.
Давыдова, О. И. Беседы об ответственности и правах ребёнка / О. И. Давыдова, С.
М. Вялкова. - М. ; ТЦ Сфера, 2008. - 112 с. - (Вместе с детьми.)
4. З. Дыбша, О. В. Что было до... : Игры-путешествия в прошлое предметов / О. В. Ды-
бина. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 160 с.: цв. вкл. - (Вместе с детьми.)
5. Ковалёва, Г. А. Воспитывая маленького гражданина... : практическое пособие для ра-
ботников ДОУ / Г. А. Ковалёва. - М. : АРКТИ, 2003. - 80 с. - (Развитие и воспитание
дошкольника.)
6. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет : формирование мелкой моторики, развитие речи /
авт.-сост. Н. Л. Стефанова. ~ Волгоград : Учитель, 2012.-261 с.
7. Окружающий мир : интегрированные занятия с детьми 4-7 лет / авт.-сост. М. П. Костю-
ченко. - Волгоград: Учитель, 2012. - 190 с.
8. Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа / авт.- сост. В. Н.
Кастрыкина, Г. П. Попова. - Волгоград : Учитель, 2012.-200 с.
9. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа / авт.-сост, Т. Г.
Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. — Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 329
с.
10. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа / авт.-сост. Т. Г. Кобзева,
И. А. Холодова, Г. С. Александрова. - Изд. 2-е. - Вол гоград : Учитель, 2013. - 330 с.
11. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / авт.-сост. Т. Г. Кобзева,
Г. С. Александрова, И. А. Холодова. - Изд. 2-е. — Волгоград: Учитель, 2013. - 287 с.
17
12. Основы безопасного поведения дошкольников : занятия, планирование, рекомендации /
авт.-сост. О. В. Чермашенцева. - Волгоград : Учитель, 2012., -207 с.
13. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках,чаях и
поверьях) : для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / сост. Л. А.
Владимир-ская. - Изд. 2-е. - Волгофад : Учитель, 2012.-159 с.
14. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2~7 лет / сост. Т. В. Калинина [и др.]. —
Вол-гоград : Учитель, 2012. - 151 с.
15. Развивающие игры для детей 2-7 лет / авт.-сост. Е. Н. Михина. - Волгоград : Учитель,
2012. - 153 с,
16. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упраж-
нения / авт.-сост. О. Н. Арсеневская. - Волгоград : Учитель, 2012.-204 с.
17. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет : совместная деятельность, развиваю-
щие занятия / авт.-сост. Т. Д. Пашкевич. - Волгоград : Учитель, 2012.-123 с.
18. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет / авт.-сост. Е. И. Подоль-
ская. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2013. - 183 с,
19. Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3~7 лет / авт.-сост. Е. И.
Подольская. - Волгофад : Учитель, 2009. - 174 с,
20. Физическое развитие детей 2-7 лет : сюжетно-ролевые занятия / авт.-сост. Е. И. Подоль-
ская. - Волгоград : Учитель, 2012. - 229 с.
21. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет : модели комплексных заня-
тий / авт.-сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. - Волгоград : Учитель, 2013. - 159 с.
22. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет : «Азбука безопасно-
сти», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н. В. Коло- меец. - Волгофад : Учитель, 2013. -
168 с.
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы / авт.-сост. Л. Н.
Менщикова. — Волгоград : Учитель, 2009. - 130 с.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ:
Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе связаны
с отбором содержания, форм и методов, используемых в работе с детьми одновременно
младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В данной рабочей программе
предлагаются варианты объединения детей общей тематикой образовательного процесса, с
постепенным усложнением педагогических задач для детей разного возраста. В освоении
темы участвуют дети младшего, среднего и старшего возраста, но характер их участия,
педагогические цели определяются в соответствии с возрастными возможностями каждой
подгруппы детей. Такое тематическое содержание, которое одинаково значимо для детей
разных возрастных подгрупп, в основу которого положена идея интеграции содержания
всех образовательных областей вокруг единой, общей темы, что соответствует принципу
развивающего образования. При одинаковом содержании деятельности дети решают
разные программные задачи и выполняют их на разном качественном уровне,
соответствующем возрасту и индивидуальным особенностям детей.
18
Планирование построено на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из
которых и ведущим видом деятельности для них является игра, поэтому освоение
содержания всех образовательных областей предусмотрено в игровой деятельности, а
также в коммуникативной, двигательной, музыкальной, трудовой, изобразительной,
познавательно-исследовательской деятельности, восприятии художественной литературы и
фольклора, конструировании. Предусмотрена такая организация образовательного
процесса, чтобы каждый ребёнок мог проявить свои качества, способности, предпочтения
и получить удовольствие от совместной познавательной, творческой, игровой деятельности
со сверстниками и детьми другого возраста.
Комплексно – тематическое планирование воспитательно– образовательной
работы с детьми в разновозрастной группе ОРВ.
по ФГОС ДО
Календарный
месяц
Темы
Период
Итоговые мероприятия
Сентябрь
1. День знаний.
1сентября – 5
сентября.
1. Праздник «День знаний».
Развлечение для детей,
организованное сотрудниками
детского сада с участием
родителей. Дети в подготовке не
участвуют, но принимают
активное участие в развлечении.
2. Я в мире
Человек.
7 – 19 сентября.
1. Открытый день здоровья.
2. Фотовыставка «Я и моя семья».
3. Осень
21-26 сентября.
1. Презентация «Съедобные и
несъедобные грибы»
Октябрь
1. Осень
(продолжение)
28 сентября – 17
октября.
1.Выставка поделок «Поделки из
природного материала, овощей и
фруктов».
2.Конкурс рисунков «Осень,
осень в гости просим».
3. Праздник «Золотая осень».
19
2. День народного
единства.
19октября –7
ноября.
1. Презентация «Моя Родина
-Россия»
2. Спортивный праздник
«Карусель народных игр».
3.Аппликация «Народное
единство».
Ноябрь
1. Неделя театра.
9 ноября-14
ноября.
1. Театрализованное
представление
по русско-народным сказкам.
2. Человек и
окружающий мир.
16 ноября -21
ноября.
1.Компьютерная презентация
«Перелетные птицы», «Домашние
животные», "Дикие животные".
3.Мамин день.
23 ноября – 28
ноября .
1.Открытое мероприятие «Моя
мама лучше всех».
2. Конкурс рисунков «Портрет
мамы».
Декабрь
1. «Здравствуй,
Зима».
30 ноября-5
декабря.
1. Викторина «Зимушка, зима».
2. Новый год у
ворот.
6 декабря-
31декабря.
1. Выставка рисунков о зиме.
2. Поделка « Новогодняя
игрушка на ёлку».
3.Праздник «Новогоднее
приключение».
Январь
1. Зима.
11 января-30
января.
1. Спортивная эстафета на
воздухе "Зимние виды спорта".
2. Компьютерная презентация
"Животные Севера".
3. Выставка рисунков
«Безопасное поведение зимой ».
Февраль
1.Современные
профессии.
1 февраля-6
февраля.
Игра-викторина «Что мы знаем о
профессиях».
20
2. Что было до (в
мире технике)
8 февраля-13
февраля
Викторина «В мире приборов».
3. День
Защитника
Отечества.
15февраля-20
февраля.
Праздник, посвященный Дню
защитника Отечества.
Март
1.8 Марта
22 февраля-8марта
1. Выставка детского творчества.
2.Праздник « День 8 Марта».
2. Знакомство с
народной
культурой и
традициями.
9 марта-26 марта
1.Изготовление игрушек.
2. Фольклорный праздник.
Апрель
1.Весна
28 марта-16
апреля.
1.Презентация «Загадочный
космос».
2. Экскурсия в парк.
3. Выставка пасхальных яиц.
2.Пожарная
безопасность
18 апреля-23
апреля.
1.Игра-ситуация «Спички - это не
игрушки»
Май
1. День Победы
25 апреля-9 мая.
1. Конкурс стихов.
2. Экскурсия к памятнику
погибшим воинам.
2.Цветы нашего
участка.
10 мая-14 мая.
2.Пано-коллаж «Аленький
цветочек».
3.Путешествие в
мир насекомых
16 мая-21 мая.
3.Выставка детского творчества.
4. «До свидания,
детский сад».
23 мая-31 мая.
Праздник «Выпускной»!
Мониторинг с 17-по 30 мая.
21
Расписание организованной образовательной деятельности
Подгру
ппы
Время
Понедельни
к
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
(3-4
года)
9.10-9.25
Речевое
развитие (0,5
развитие
речи).
Социально-
коммуникативн
ое развитие
( 0,5 ФЦКМ).
Познавательное
развитие
(математика).
Познаватель
ное «Мы
живём в
России»
Художественн
о-эстетическое
«Цветные
ладошки».
9.35-9.50
Художествен
но-
эстетическое
развитие
(аппл/лепка)
Художественно-
эстетическое
развитие
(рисование)
Физическое
развитие.
Музыка.
Физическое
развитие.
16.00-16.15 Физическое
развитие.
Музыка.
Познавательное
развитие ( 0,5
ПИиКД)
Речевое
развитие
( 0,5 чтение)
2-
(4года-
5лет)
9.10-9.30
Речевое
развитие (0,5
развитие
речи).
Социально-
коммуникативн
ое развитие
( 0,5 ФЦКМ).
Познавательное
развитие
(математика).
Познаватель
ное «Мы
живём в
России»
Художественн
о-эстетическое
«Цветные
ладошки».
9.40-10.00
Художествен
но-
эстетическое
развитие
(аппл/лепка)
Художественно-
эстетическое
развитие
(рисование)
Физическое
развитие.
Музыка.
Физическое
развитие.
16.00-16.15 Физическое
развитие.
Музыка.
Познавательное
развитие ( 0,5
ПИиКД)
Речевое
развитие
( 0,5 чтение)
22
3- (5-7
лет)
9.10-9.35
Речевое
развитие .
Социально-
коммуникативн
ое развитие
( ФЦКМ).
Познавательное
развитие
(математика).
Познаватель
ное «Мы
живём в
России»
Художественн
о-эстетическое
«Цветные
ладошки».
9.45-10.10
Художествен
но-
эстетическое
развитие
(аппл/лепка)
Художественно-
эстетическое
развитие
(рисование)
Физическое
развитие.
Музыка.
Физическое
развитие.
16.00-16.25 Физическое
развитие.
Музыка.
Познавательное
развитие
(ПИиКД)
Речевое
развитие
( чтение)
ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЁМ ОРГАНИЗОВАННОЙ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Дети в возрасте от 3 до 4 лет 12 занятий в неделю длительностью по 15 минут;
Дети в возрасте от 4 до 5 лет 12 занятий в неделю длительностью по 20 минут;
Дети в возрасте от 5 до 7 лет 14 занятий в неделю длительностью по 25 минут.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- организованная – образовательная деятельность;
-образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
-самостоятельная деятельность детей;
23
-взаимодействие с семьями воспитанников
-игры;
-беседы;
-чтение х/л;
-наблюдение;
-реализация проектов;
-экспериментирование;
-экскурсии;
-дежурство
-
просмотр телепередач, мультфильмов;
-конструирование;
-праздники;
-собрания;
-открытые просмотры;
-наглядная информация и др.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
Физическое развитие.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
24
Задачи:
- развитие физических качеств(скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными
движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
Познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве
и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях
и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения
- Обогащение активного словаря
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи
- Развитие речевого творчества
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы
25
- Формирование звуковой аналитика – синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте
Социально-коммуникативное развитие
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
и сверстниками
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий
-Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания
- Формирование готовности к совместной деятельности
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
- Формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества.
Художественно-эстетическое развитие
- Развитие предпосылок ценностного , смыслового восприятия
и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы
- Становление эстетического отношения к окружающему миру
- Формирование элементарных представлений о видах искусства
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной
и др.)
26
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ.
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В ДОШКОЛЬНОЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ:
-ежедневная утренняя гимнастика в дошкольной разновозрастной группе (весеннее – лет-
ней период на улице);
-физкультминутки во время ООД;
-физкультурные занятия (в носках);
-прогулки: дневная, вечерняя;
-сон с доступом воздуха +16 - +19;
-хождение босиком;
-утренний приём на улице в летнее время;
-солнечные ванны;
-дыхательная гимнастики;
-элементы обширного умывания;
-воздушно-температурный режим;
-воздушные ванны;
-облегчённая одежда;
-мониторинг детского развития.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
(СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ)
Создание и обновление предметно-развивающей среды в дошкольной разновозрастной
группе связано с ее влиянием на физическое, психическое и интеллектуальное развитие
ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую
27
детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также, с реализацией ФГОС ДО к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Разновозрастная группа представляет собой систему пространств, в которой развёртыва-
ются определённые функциональные процессы, связанные с жизнеобеспечением детей и
их полноценным развитием и рассматривается как объект проектирования.
Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенно-
сти и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие
и психологическую комфортность. Предметно - развивающая среда строиться на основе
учета принципов построения развивающей среды.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы и
уровень развитие интегративных качеств детей разновозрастной группы осуществляется 2
раза в год (сентябрь, май). В мониторинге используются те методы, применение которых
позволяет получить объем информации в оптимальные сроки. Результаты мониторинга
образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по
образовательным областям).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
-
Никольский ФАП ;
-МКОУ " Никольская СОШ " ;
- Сельская библиотека.
28
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
В разновозрастной группе родители принимают активное участие в жизни группы,
педагоги используются различные способы вовлечения родителей в воспитательный и
образовательный процесс:
Традиционные:
родительские собрания. Проводятся 3 раза в год: в начале года (знакомство); в
середине года (успехи); в конце года (итоги, результаты), а также для вновь
поступающих детей (апрель);
консультации (устные, письменные (папки-передвижки,стеды);
беседы;
анкетирование (по мере необходимости);
утренники;
оформление информационных стендов, буклетов, памяток.
ведение социальных паспортов на воспитанников МДОУ.
Нетрадиционные:
участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского
сада: в занятиях, в утренниках, в смотрах-конкурсах, в выставках рисунков;
совместные развлечения детей и родителей ;
выставка родительских работ по изодеятельности;
презентация детского сада;
Циклограмма планирования воспитательно – образовательной работы
воспитателя с детьми разновозрастной группы 3 -7 лет в соответствии
с ФГОС ДО
Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, преду-
смотренной перспективным планом, воспитатель использует в работе календарные пла-
ны. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и
вторая половины дня.
В первой половине дня воспитатель планирует:
29
- Беседы;
- Дежурства в уголке природы;
- Утреннюю гимнастику;
- Упражнения на развитие мышц и моторики артикуляционного аппарата;
- Пальчиковые игры;
- Повторение песенок, потешек, стихотворений, пословиц, поговорок и т.д.;
- Привитие культурно-гигенических навыков;
- Рассматривание предметов и иллюстраций;
- Наблюдение в природе и явлений общественной жизни;
- Индивидуальную работу;
Во второй половине дня воспитатель проводит с детьми:
- Занятия по изучению произведений живописи: картин, иллюстраций, альбомов;
- Беседы;
- Экспериментирование;
- Индивидуальную работу;
- Работу с родителями (беседы, консультации);
- Чтение произведений художественной литературы с продолжением;
- Развлечения, досуги;
- Наблюдение в природе и явлений общественной жизни;
Циклограммы планирования
совместной деятельности взрослых с детьми по ФГОС ДО.
Цель: способствовать оптимальному использованию разнообразных форм совместной
деятельности, предусмотренных рабочей программой.
Принципы календарного планирования на основе перспестивно- тематического :
- Приоритет игровых форм взаимодействия взрослого с ребенком;
- Системность и последовательность;
30
- Соответствие возрасту и программному содержанию;
- Учет индивидуальных психологических особенностей детей.
Перечисленные в циклограммах формы работы могут «наполняться» любым интерес-
ным содержанием, необходимыми и интересными темами. В зависимости от обстоя-
тельств могут вноситься изменения. Последовательность игр, упражнений может ме-
няться в течение дня.
31