Автор: Авсеенко Татьяна Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ Веневский ЦО №2 детский сад №4 комбинированного вида
Населённый пункт: город Венев, Тульская область
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Музыкально-эстетическая деятельность как средство оздоровления дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ»
Музыкальное воспитание в нашем детском саду подчинено общей цели всестороннего и
гармонического воспитания личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального
искусства и особенностей дошкольников.
В ДОУ 12 возрастных групп: 1 младшая (2 группы), 2 младшая(2группы), средняя (2
группы), старшая (логопедическая) и подготовительная (2группы).
Музыкальное развитие детей осуществляет музыкальный руководитель и воспитатель,
работа проводится в полном обоюдном понимании и контакте по Программе воспитания и
обучения в детском саду
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,… Т. С.
Комаровой,М.Васильевой. Творческому раскрепощению педагогов способствует возможность
использования новых программ и методик.
В процессе музыкально-ритмического воспитания используется программа
«Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-
творческих
основ
личности,
что
способствует
психологическому
раскрепощению
каждого
ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций.
Программа «Ладушки», авторы: И.Каплунова и И.Новоскольцева является оригинальной
разработкой
системы
музыкальных
занятий
с
дошкольниками.
В
этой
программе
меня
заинтересовал раздел развития чувства ритма, который в занятиях выделен особо. Чувство
ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Внедрение этого раздела
происходит в игровой форме, игры проводятся постоянно и неоднократно повторяются. К концу
учебного года дети способны чувствовать и понимать ритм. Развитие чувства ритма происходит
посредством
движения.
Программа
«Ладушки»
предусматривает
обязательное
участие
взрослых вместе с детьми в праздниках в музыкальном и театрализованном исполнительстве, в
разнообразных играх и затеях. Взаимодействие ДОУ и семьи на всех этапах создания детских
праздников формирует у родителей понимание значимости такого события для ребенка.
В коррекционной работе с логопедическими детьми я использую логоритмические
занятия, ритмопластику, психологические этюды Чистяковой, которые дают возможность для
свободы самовыражения. Одной из причин выбора этих программ является то, что они не
противоречат и не дублируют, а органично дополняют друг друга.
Для реализации этих программ в ДОУ созданы необходимые условия:
1. Организована развивающая среда в музыкальном зале, в группах имеются «музыкальные
уголки». Используется пианино, магнитофоны, имеются детские музыкальные инструменты –
металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки, дудочки и др.
Кассеты по программе «Ладушки», «Ритмическая мозаика», театральные шумы, музыка из
мультфильмов
и
др.
Методическая
литература:
журналы
«Музыкальный
руководитель»,
«Ребенок в детском саду», «Музыкальная палитра», сборники
«Праздник каждый день»,
«Ритмическая мозаика» Бурениной, «Топ-хлоп, малыши» Т.Саухо, и др. Кассеты по программам
«Ритмическая
мозаика»,
«Топ-хлоп,
малыши»;
на
занятиях
используются
иллюстрации
и
репродукции,
игровые
атрибуты,
«живые»
игрушки
(воспитатели
или
дети,
одетые
в
соответствующие костюмы).
2. В ДОУ есть традиция празднования юбилеев и знаменательных событий.
3. Педагоги имеют специальное образование, большой стаж работы или обучаются в учебных
заведениях, принимают участие в работе творческих групп.
Курсы повышения квалификации я проходила в ГОУ ДПО ТО «ИПК» и ППРО ТО по
«Повышение
квалификации
музыкальных
руководителей
дошкольных
образовательных
учреждений» в объеме 162 часа
Считаю, что главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию
является умение работать вместе, объединяя усилия заведующей, методиста, музыкального
руководителя и всех воспитателей и родителей в единую творческую команду.
Результаты педагогической деятельности подтверждает диагностика уровня развития детей.
В детском саду дети ежедневно занимаются музыкальной деятельностью. Работаю с
ними над развитием музыкальных способностей, прививаю эстетический вкус.
Детский сад и семья - два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание
ребенка.
Музыкально-эстетическое искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном,
эстетическом и физическом воспитании. Начинаю работать с детьми в возрасте от двух до семи
лет и провожаю их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята
систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учатся
петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах.
В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки,
умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией. Ребенок учится правильно
пропевать звуки, слова, предложения, выразительно, ритмично, красиво танцевать, выражать в
танце свои чувства и эмоции, приглашать на танец друг друга и провожать после танца.
Танцевать очень полезно для здоровья. У ребенка развивается правильная осанка; в
дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.
Также прививаю любовь к классической музыке, расширяем кругозор. При систематическом
слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание. Это уже подготовка к школе
и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем их
раскрытию.
Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек,
которому
в
детстве
распахнули
окно
в
мир
прекрасного,
умеет
полнее
и
радостнее
воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть
красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить,
что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие
и духовный мир ребенка.
Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие и эмоциональное самочувствие
ребенка. Ускоряется рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Под действием музыки
активизируются
энергетические
процессы
организма,
направленные
на
физическое
оздоровление.
Поэтому
на
музыкальных
занятиях
мы
тщательно
отбираем
музыкальный
материал.
Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у
малыша не сразу получается петь и танцевать, для этого требуется время.
На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку
индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос. Именно голос
способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем.
Ежегодно ребята принимают участие в районных, городских конкурсах художественного
творчества и фестивалях, где неизменно занимают призовые места.
На утренниках мы часто показываем музыкальные сказки. Сказочные спектакли пользуются
у
детей
неизменной
любовью.
Их
можно
использовать
как
чудесный
ключик,
который
открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок, звуков, движений.
Обучая пению, я учитываю физиологические особенности ребенка, методику работы над
дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбираю в соответствии с
возрастной группой.
Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. На
музыкальных занятиях учу детей любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров,
правильно, красиво и эстетично двигаться.
Провожу работу и с родителями : консультации, беседы, родительские собрания,
совместные праздники, советую, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми
они уделяли внимание музыкальному воспитанию малышей и помогали реально воспринимать
действительность во всей красоте и многообразии, не разрушая чудесный мир ребенка.
Оздоровление дошкольников посредством
музыкально-эстетической деятельности.
В настоящее время весьма актуальной и важной является проблема оздоровления детей
дошкольного возраста. Основная причина всё более углублённого изучения данной темы -
растущее число ослабленных часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения.
Обусловлено такое положение, прежде всего ухудшением экологической ситуации в городах,
увеличением вредных воздействий и влияний на психическое, физическое и нравственное
здоровье детей.
Наше дошкольное учреждение работает по направлению физическое развитие, сохранение
и укрепление здоровья детей. Я считаю, что необходимо оздоровление детей, причём не только
с
точки
зрения
физиологии,
но
и
с
позиций
музыкально-эстетической
направленности,
позволяющих влиять на морально - психологическое состояние ребёнка. Ведь здоровье детей
напрямую
связано
с
их
душевным
равновесием,
эмоциональным
благополучием.
Поэтому
ребёнок,
находящийся
в
спокойном,
уравновешенном
состоянии,
меньше
болеет,
легче
переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. А если к этому добавить ещё и
творческую активность, увлечь, заинтересовать маленького человечка чем-то новым, будящим
фантазию
и
положительные
эмоции,
то,
несомненно,
эмоциональное
благополучие
будет
достигнуто.
Я стремлюсь к созданию таких условий, которые смогут дать возможность ребёнку
выразить
себя,
показать
свои
способности,
которые
помогут
ему
открыть
в
себе
новые,
неведомые доселе качества.
Самовыражение,
на
мой
взгляд,
великая
сила,
оно
неизбежно
ведёт
к
развитию
ощущения веры в себя, а эта уверенность, в свою очередь, позволяет ребёнку почувствовать
себя счастливым и благополучным. Творческий импульс постепенно распространяется на все
стороны жизни, радуя малыша и помогая ему преодолеть возникающие трудности, в том числе
и школьного обучения и общения.
Комфортность, раскрепощение, которые дают музыкальные занятия - важный аспект
оздоровления. Эти факторы, формируясь в детском сознании, позволяют детям при переходе в
школу чувствовать себя комфортно и в среде незнакомых сверстников и взрослых, больше
внимания и сил затрачивая на процесс поглощения знаний, нежели на процесс установления
контактов. Им ничего не мешает ощущать себя своими даже в новой обстановке.
Основными составляющими моей деятельности являются музыкально-эстетические
занятия, включающие театрализованные игры, психологические этюды, коммуникативные игры
и танцы, валеологические распевки, пальчиковые игры, музыкально-дидактические игры, пение
и танцевальные композиции,- как средство раскрепощения и эмоционального развития детей,
музыкально-
развивающие
игры
для
развития
слуха
и
голоса,
оздоровления
гортани
и
укрепления артикуляционной мускулатуры.
Включение в педагогическую технологию развития речи обусловлено нашим глубоким
убеждением в том, что психологическое равновесие детей напрямую зависит от их способности
ясно,
правильно
и
без
затруднений
выражать
свои
мысли,
красиво
говорить,
развивает
коммуникативные возможности, уравновешивает с окружающим миром.
Музыкальные развивающие игры-вокализации наиболее понятное и близкое ребёнку с
момента
его
рождения
музыкальное
действие,
а
потому
и
наиболее
эмоционально
им
воспринимаемое. Их цель побуждать детей к осознанию отношений с окружающими и с самим
собой.
Игры
имеют
выраженный
психотерапевтический
характер,
позволяют
создать
обстановку взаимопонимания и любви, ощущение защищённости и доверия.
Практический материал составлен из выразительных этюдов, имитационных игр и
смоделированных ситуаций с использованием музыки.
На
начальном
этапе
даётся
заданная
песенка,
текст
которой
исполняется
каждым
ребёнком по кругу в адрес сидящего от исполнителя справа. Затем предлагается напеть тот же
текст на свою мелодию и, наконец, последним этапом является досочинение первой фразы
своим текстом и мелодией.
Можно
дополнить
эту
игру
внесением
на
занятие
“Бабушкиного
сундука”
со
“взрослыми” вещами, и предложить детям, придумав себе образ посредством переодевания,
спеть похвальную песенку от его лица. Такое перевоплощение будит воображение, позволяет
прожить другую реальность, чужой опыт, переносит в иную плоскость бытия, наделяет детей
новыми возможностями и качествами.
Вольное, импровизационное обращение с музыкальным и литературным действием, его
персонификация стимулируют фантазию ребёнка, изменяют его отношение к самому себе,
раскрепощают его в отношении к собственным действиям.
Оздоровительным
является
также
комплекс
упражнений
для
голосового
и
артикуляционного аппарата. Упражнения эти включают ряд специфических положений гортани,
при которых возникают условия для полной её очистки от накопившихся вредных компонентов
вдыхаемого воздуха.
При выполнении упражнений возникает нагрузка на голосовой аппарат, усиливающая
микроциркуляцию в мышцах и слизистой оболочке гортани.
Одним из основных упраженений начального этапа является штро-бас, положительно
влияющий на состояние голосового аппарата. Это нефиксированный по высоте тона звук
низкого тембра, по сути гортанный вибрант. Он производится краями голосовых складок, при
вертикальном их колебании, при полном расслаблении гортани, в режиме релаксации всего
голосового
аппарата,
что
очень
важно,
так
как
позволяет
отдохнуть
голосовому
аппарату
ребёнка после общения на повышенных тонах (что свойственно детям). Цель этого упражнения
-
торможение речевого стереотипа и начало работы над голосом ребёнка, интонационным,
метроритмическим его совершенствованием.
Значительная часть упражнений основана на играх, способствующих развитию
правильного дыхания у детей. Процесс дыхания сложен, и в нём принимает участие весь
организм. Именно поэтому очень важно научить детей дышать не грудной клеткой, а животом,
что
значительно
полезнее
для
всего
организма,
так
как
помогает
развить
диафрагменное
дыхание, более глубокое, и с точки зрения многих медиков, более целесообразное.
Основная цель этих упражнений не объяснить детям как надо правильно дышать (это
может вызвать зажимы у многих детей), а спровоцировать путём упражнений правильное
дыхание и поддерживать его, создавая у детей иллюзию лёгкости этого процесса организма.
Обучение
правильному
дыханию
происходит
при
использовании
имитации
и
подражательности. Игровые упражнения построены таким образом, что ребёнок попросту не
успевает осознать момент обучения, не задумывается над серьёзностью решаемых проблем на
начальном этапе - и потому не впадает в состояние робости и стресса, как часто бывает, если
ему не понятен смысл требуемого.
Например,
обучение
взятию
дыхания
происходит
следующим
образом:
ребёнку
предлагается просто широко открыть рот, попытавшись нарисовать губами поставленный на
меньшую сторону прямоугольник. При этом верхние и нижние зубы должны быть обнажены,
верхняя губа подтянута к носу, нижняя опущена к подбородку, уголки рта свободны, без
напряжения слегка растянуты, а нижняя челюсть опущена вниз до предела.
Первоначально такое упражнение выполняется перед зеркалом в несколько этапов и
служит всего лишь зарядкой для лица. При таком положении рта вдох перед пением или
произнесением любого звука происходит сам собой, причём легко и бесшумно, что является
основным
условием
взятия
вдоха
перед
пением.
Ребёнок
просто
не
может
сделать
вдох
неправильно, а значит, не ощущает себя неудачником.
Таким образом, нам довольно легко удаётся раскрепостить ребёнка, призвав на помощь
его генетический и жизненный опыт, создав игровые условия для пробуждения его голосовой
активности.
Важным условием оздоровительной работы считаю также формирование у детей запаса
художественных
и
музыкальных
впечатлений
посредством
ознакомления
их
с
образцами
мировой художественной культуры, в том числе к классической музыке.
Музыка обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, и от
её воздействия на психику зависит, какие силы она высвободит, какие оттеснит вглубь сознания.
Внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию не только слухового
рецептора,
но
и
всего
организма
в
целом.
Это
происходит
в
силу
влияния
музыки
на
центральную нервную систему и если установить причины и механизмы влияния музыки на
организм, можно узнать, как вызвать или ослабить возбуждение или какое-либо иное состояние
(В.М.Бехтерев).
Музыкальный ритм связан с ритмом работы внутренних органов человека (особенно
сердца),
с
физиологическими
особенностями.
Постепенно
ребёнок
начинает
осознавать
программные
связи
музыки
с
уже
известными
ему
явлениями,
чувствами,
состояниями
человека, их взаимопроникновение и взаимоподдержку. Он начинает понимать, что при помощи
музыки можно развеселить грустного, успокоить и сделать добрым сердитого, даже вылечить
больного.
Это
позволяет
расширить
кругозор
малыша,
обогатить
его
впечатлениями
об
окружающем мире, научить более глубоко и целостно воспринимать явления и чувства, связи и
закономерности реальной жизни.
Самым эффективным средством воспитания “языка чувств”, влияющего и на здоровье
людей, можно считать исполнительскую деятельность во всём многообразии её проявлений.
Такую деятельность лучше всего способен реализовать театр. Атмосфера творческого, весёлого
настроения, которая сопутствует репетициям, просто необходима маленьким детям.
Кроме того, театр универсален, процесс подготовки спектакля, исходя из нашего опыта
может быть превращён в обучение, удовольствие, оздоровление, воспитание, и коррекцию для
дошкольников.
Детям
нравится
выступать,
показываться
в
костюмах,
представлять
себя
сказочными героями, жить их жизнью. А если ещё сюжет спектакля является результатом
сотворчества взрослых и самих детей, то ощущение радости и чувство удовлетворения от
сделанного не будет знать предела.
Юные артисты начинают осознавать силу своего таланта, обретают веру в себя и в свои
силы, причём не только в театрализованной деятельности. Ощущения, полученные в процессе
создания спектакля и при выступлении, ребёнок переносит в реальную жизнь в другие области
своей деятельности. Он по-другому начинает вести себя на занятиях, в семье, с близкими и
сверстниками. Как правило, и самочувствие и поведение детей улучшается; они, движимые
одной целью с педагогами и другими детьми, внимательнее слушают и лучше воспринимают
любой
материал,
энергичнее
работают,
а,
главное,
получают
от
своего
успеха
истинное
наслаждение.
Как следствие положительных эмоций, переключение внимания с собственных проблем на
более
глобальные
цели
способствует
не
только
сохранению
здоровья
ребёнка,
но
и
его
улучшению.
Значение русской народной музыки в оздоровлении детей.
На занятиях знакомлю детей с произведениями устного народного творчества,
музыкальным фольклором, народными играми, дети активно принимают участие в народных
праздниках.
Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы
доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и
педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю».
Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником
процесса познания.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это
занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в
любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной
деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в
которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды
деятельности.
Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает
эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой,
остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность
небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают
сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления.
Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С
играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто
доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.
Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не
исказив.
Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано -
музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно
выделить четыре аспекта музыкального фольклора:
1. Народная песня.
2. Народная хореография.
3. Народные игры.
4. Народные музыкальные инструменты.
Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей
Жизнь в детском саду должна быть насыщенной, разнообразной: плодотворной, предельно
организованной и содержательной. Этому способствует развивающая среда. Занятия проходят в
специально оборудованном зале с техническим оснащением. Особое место в музыкальном
зале
занимает
уголок
«Юный
музыкант»,
включающий
в
себя
различные
музыкальные
инструменты
для
детского
музицирования:
маракасы,
бубны,
треугольники,
цитры,
металлофоны, ксилофоны... Мною был изготовлен и шумовой оркестр, для самых маленьких
музыкантов в нашем саду, из бросового материала – шумелки, сопелки, погремушки... В
народном уголке музыкального зала находятся разнообразные русские народные инструменты:
ложки, трещотки, бубенцы...Игра на инструментах доставляет детям необычайную радость,
раскрепощают
их,
раскрывая
творческий
потенциал.
Дети
с
удовольствием
играют
на
инструментах на занятиях, праздниках и развлечениях.
Имеется разнообразный наглядный материал: иллюстрационные альбомы, портреты
композиторов, предметные картинки. Всё это стимулирует творческую деятельность, расширяет
кругозор дошкольников.
Мною были изготовлены музыкально-дидактические игры, способствующие полному
творческому
раскрытию
ребёнка:
«Кто
в
домике
живёт?»,
«Музыкальный
будильник»,
«Чудесный мешочек», «Выбери инструмент», «Музыкальная лесенка», «Угадай на чём играю?»,
«Весёлые ноты», «Собери песенку», «Музыкальный букварь»...
В театральном уголке вместе с детьми и родителями изготавливаем костюмы, маски,
наголовники, декорации к различным мероприятиям.
В каждой возрастной группе нашего детского сада
имеется музыкальный уголок, где дети
могут в полной мере насладиться общением с музыкой. Данные уголки красочно оформлены
мною совместно с воспитателями и содержат разнообразные детские инструменты – барабаны,
бубны, гармошки, дудочки, колокольчики.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
№ Формы и методы
Содержание
Контингент
детей
1
Обеспечение
здорового
о б р а з а
жизни
- щадящий режим (адаптационный период) -
гибкий режим
-
организация
микроклимата
и
стиля
поведения
детей
в
музыкальной деятельности на основе:
- коррекция биоритмологической активности
-логоритмика
-вариативность проведения музыкальных занятий, как одной из
основных
форм
организации
музыкальной
деятельности,
сберегающее здоровье детей.
Все группы
Старшая
группа
2
Физические
упражнения
- утренняя гимнастика
- физкультурно - оздоровительные занятия
- подвижные и музыкальные игры
-
профилактическая
гимнастика
(дыхательная,
звуковая,
пальчиковая
гимнастика,
психологиче ские
э т юд ы ,
валеологические распевки)
- использование ритмопластики
Все группы
Старшая
группа
3
Активный отдых
- развлечения, праздники
-игры-забавы
- дни здоровья
- каникулы
Все группы
4
Музтерапия
- музык. сопровождение режимных моментов
- муз. оформление фона занятий
- муз театральная деятельность
- хоровое пение ( в том числе звуковое)
Все группы
5
А у т о т р е н и н г
и
психогимнастика
- игры и упражнения на развитие эмоциональной среды
- игры- тренинги на подавление отрицательных
эмоций и
снятие невротических состояний
- коррекция поведения
- релаксация
Все группы
6
Спецзакаливание
- игровой массаж ( пальчиковые игры)
- дыхательная гимнастика
Все группы
7
Пропаганда
здорового
о б р а з а
жизни
- музыкально- валеологическое воспитание.
- курс бесед
Старшая
и
средняя
группы
8
Ритмопластика
- ритмика
-танцы ( народные и эстрадные)
Старшая
группа
Все группы
В результате работы над данной темой добилась определенных успехов, которые
фиксировались
в
ходе
проведения
диагностики
и
мониторинга
развития
музыкальных
способностей детей и развития интегративных качеств детей.
Данную тему считаю актуальной на сегодняшний день. Результатом
работы являются
следующие методические разработки:
1.
Рабочая программа для детей от2 до 3 лет по теме «Эмоциональное восприятие музыки
на основе фольклора и элементах театрализоции» (презентация программы).
2.
Обобщение опыта работы по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании старших
дошкольников» (презентация темы).
3.
Проектная деятельность: проект «Мы помним» (презентация проекта).
4.
Обобщение опыта работы по теме «Музыкально-ритмическая деятельность как средство
оздоровления у детей логопедической группы» (презентация темы).
Литература:
Кириллов И.Л. Сюжетная игра средство становления психологически здорового ребенка.
Темненко Л.В. Особенности инициативного поведения детей с проявлениями дисгармоний в
эмоциональном мироощущении (старший дошкольный возраст).
Пересадина Ю.Е. Эстетическое воспитание как средство развивающей оздоровительной работы
с детьми старшего дошкольного возраста.
Штефанюк И.В. Оздоровление дошкольников посредством музыкально-эстетической
деятельности.
Штефанюк И.В. Музыка как условие и средство коррекции застенчивости.
Черноиванова Н.Е., Егоров Б.Б. Средства народной культуры в воспитании дошкольников
Малова Г.П., Аралина Н.А. Новые подходы к оздоровлению ребенка-дошкольника в детском
саду и семье