Автор: Смусенок Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №1
Населённый пункт: г. Сортавала, Республики Карелия
Наименование материала: методическая разработка урока по ОРКСЭ
Тема: "Правила твоей жизни. Права ребёнка в новом веке"
Раздел: начальное образование
Смусенок Т.А.,
учитель начальных классов
МКОУ Сортавальского МР РК
Средняя общеобразовательная школа № 1
Технологическая карта урока
Пояснительная записка
Название материала
Тема: «Правила твоей жизни. Права ребёнка в новом веке» (2 часа)
(1 урок по теме)
Тип урока
Открытие новых знаний
Класс
4 класс
Учебный предмет
Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Цель
Формирование
представления об основном законе нашей страны – Конституции, о правах и обязанностях
граждан России
Планируемые
результаты
Предметные результаты:
расширять знания об основном законе – Конституции России;
формировать представление о правах и обязанностях школьника;
совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя
приобретенные на уроке знания;
совершенствовать умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной задачи совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
- Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
осуществлять анализ и синтез.
1
- Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать
свою точку зрения.
Личностные результаты:
формировать уважительное отношение к иному мнению;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах общения;
адекватно оценивать свои успехи и неудачи, уметь сотрудничать;
формировать учебно-познавательный интерес к новым знаниям через учебную игру.
Название учебного
пособия
Студеникин М.Т. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики: учебник для 4
класса общеобразовательных организаций .-М.: ООО «Русское слово- учебник», 2015 .-160с
Техническое
оснащение,
оборудование
Мультимедийное оборудование, презентация, карточки, Конституция РФ, парты расставлены в группы
Методы
Частично -поисковый , проблемная ситуация, объяснительно-иллюстративный, наглядный
Технологии
Педагогика сотрудничества, проблемно-диалогическая, личностно-ориентированная, ИКТ, технология
критического мышления
Технологическая карта
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
I. Организационный
момент.
Нам пора начать урок.
Всем пойти он должен впрок.
Подготовка класса к работе. Включение в учебную
деятельность.
Личностные:
- определять и
выполнять общие для
всех правила
2
поведения.
Регулятивные:
- управлять своим
настроением.
II .Мотивация
(самоопределение) к
учебной деятельности
(слайд 2)
Игра «Все мы разные»
Вначале нашего занятия мы поиграем в
игру
«Все мы разные». Сейчас я буду
называть какие-либо ваши черты, и у кого
они присутствуют, должен будет встать.
Договорились?
-) встаньте, пожалуйста, те, у кого:
- голубые глаза;
- кто сегодня пришел в
брюках;
- есть на одежде белый цвет;
- черный цвет волос;
- у кого на форме есть эмблема
школы;
- у кого в имени есть гласная
буква «А»;
-
у
кого
сегодня
хорошее
настроение.
-) Молодцы ребята. Вы были очень
внимательны, и мы с вами убедились, что
все вы разные и у каждого из вас есть
свои отличительные черты, у нас разные
имена, цвет глаз и много чего другого,
что нас отличает друг от друга. Но у нас
есть одно, что нас всех объединяет: все
люди имеют одинаковые права и
обязанности.
Ребята выбирают, какие черты к ним подходят, и
встают.
Личностные:
-самоопределение
-мотивация учения
3
III. Актуализация
знаний.
(слайд 3)
-Что изображено на слайде?
- Что вы уже знаете о России?
- Знаете ли вы, кто руководит Россией?
Работа в парах
Карточка 1
Прочитайте легенду и ответьте на
вопросы.
«Давным-давно
было
два
государства:
Можно
и Нельзя. В государстве Можно
все было разрешено: хочешь воровать -
воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь
оскорблять-
оскорбляй.
Можно
всё.
В
государстве Нельзя жители жили совсем
иначе. Там нельзя было убивать, грабить,
г р у б и т ь .
Го с уд а р с т в а
п о с т о я н н о
враждовали
между
собой.
И
вот
настал
день
решающей
битвы.
С ражение
выиграло
государства
Можно.
Оно
захватило
половину
государства
Нельзя.
Что
тут
началось!
В
городах
и
селах
бывшего
государства
Нельзя
стали
воровать,
безнаказанно
убивать
друг
д р у г а ,
н а
д о р о г а х
х о з я й н и ч а л и
разбойники. Государство Можно пришло в
упадок.
И
тогда
правители
государства
Можно попросили помощи у государства
Нельзя. Долго они совещались и пришли к
решению - объединиться и создать новое
государство
- Законию.
В
государстве
установили порядок, а все жители стали
счастливы и довольны».
ВОПРОСЫ:
-Как вы думаете, почему страна стала
-)карта России
Ученики показывают свои знания
Работа в парах
Заслушиваются ответы детей
Личностные:
- высказывать своё
мнение.
-оценивание
содержания исходя из
социальных и
личностных
ценностей
Познавательные:
- анализ, синтез,
сравнение,
обобщение.
Коммуникативные:
- инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации;
- слушать и понимать
речь сверстников.
Регулятивные:
- планирование
учебного действия.
- высказывание своего
мнения
4
(слайд 4)
(слайд 5)
IV. Постановка
учебной задачи,
формулировка темы
(слайд 6)
процветающей, счастливы стали все ее
жители, почему они чувствовали себя в
безопасности?
-)Что такое закон?.
-)Почему важно соблюдать законы?
-)Какие законы вы знаете?
-)Как называется основной закон страны?
- В Конституции, основном – главном –
законе государства, записаны многие
статьи, где сказано, как строятся
взаимоотношения граждан друг с другом
и с государством. Здесь записаны
основные права граждан и их
обязанности.
-)Как понимаете слово «права»?
Право – это правила, по которым живут
люди. Эти правила охраняются
государством и определяют отношения
людей в обществе.
Сформулируйте тему урока.
Поставьте учебную задачу.
Жители стали жить по законам
Важное правило, которое все обязаны соблюдать
Конституция РФ
Тема: Правила твоей жизни. Права ребёнка в
новом веке
Познакомимся с законами России, с Конституцией
РФ
Регулятивные:
-определять и
формулировать цель
деятельности на
уроке;
- понимать,
принимать и
сохранять учебную
задачу.
- под руководством
5
учителя планировать
свою деятельность на
уроке;
V. Открытие новых
знаний.
(слайд 7)
Работа в группах.
Карточка 2
Прочитать «Сказку о царе Законе и его
жителях Правах».
Заполнить таблицу.
Как звали царя?
Как зовут дочь царя и
чем она славилась?
Как звали жителей
государства?
Как называются
терема, в которых
живут жители
государства?
Название теремов?
У каких жителей
государства нет
своего терема?
Какие полномочия
имеют жители, у
которых нет своего
терема?
Как называлась
большая площадь в
государстве?
Все ли равны перед
Законом?
Работа в группах
-)Заслушиваются ответы детей
Личностные:
- высказывать своё
мнение;
- понимать факторы
успеха в учебной
деятельности.
Регулятивные:
- понимать,
принимать и
сохранять учебную
задачу;
- оценивать свои
достижения,
осознавать
возникающие
трудности,
стремиться их
преодолеть
Коммуникативные:
- оценивать работу
одноклассников;
- слушать и понимать
речь других;
- строить понятные
для партнёра
высказывания;
- вступать в
сотрудничество с
учителем и
6
одноклассниками;
- участвовать в
коллективном
обсуждении
прочитанного.
Познавательные:
- анализ, синтез,
сравнение,
обобщение.
VI. Физкультминутка
VII. Построение
проекта выхода из
затруднения
(слайд 8)
Работа в группах.
Соотнесите картинку с названием
Карточка 3
Проверка «цепочкой». Учитель
дополняет и объясняет.
Работа в группах. Выбор ответственного, который
будет отвечать.
Ответы детей.
Познавательные:
- осознанно и
произвольно строить
речевые
высказывания;
- поиск необходимой
информации из
текста;
- построение
логической цепочки
рассуждения.
Личностные:
- самоопределение.
Коммуникативные:
- работать в группах;
- слушать и понимать
речь других.
Регулятивные:
- контроль, оценка,
7
коррекция знаний.
VIII. Открытие
новых знаний
(слайд 9)
Проблемная ситуация.
Инсценирование.
- Рассмотрим ситуацию. В комнате
собралась вся семья: бабушка вяжет,
мама пишет, папа чинит стул. Забегает
сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей
дай поесть (садится за стол, начинает
есть).
Мама: С грязными руками за стол?!
Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы
сегодня с Конвенцией о правах ребенка
знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за
лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право
эксплуатировать ребенка (встает из-за
стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать
детский труд, мамочка!
Папа: Выключи телевизор и садись за
уроки, иначе получишь ремня.
Сын: Это проявление жестокости.
- О нарушении каких прав говорил Петя?
- Согласны ли вы с ним?
- Почему?
-) Нужно помогать старшим, убирать за собой
-) Обязанности
Личностные:
- высказывать своё
мнение;
Регулятивные:
- оценивать свои
достижения,
осознавать
возникающие
трудности,
стремиться их
преодолеть.
Коммуникативные:
- оценивать работу
одноклассников;
- слушать и понимать
речь других;
Познавательные:
-уметь определять
уровень усвоения
учебного материала;
8
(слайд 10-16)
- А кто догадался, каким словом можно
назвать необходимость помогать другим,
убирать за собой?
- Как вы думаете, как обязанности у
граждан России?
Знакомство с обязанностями
(рассказ учителя)
-)Каждый гражданин имеет свои права и
обязанности
IX. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи
(слайд 17)
Работа в группах
Карточка1.Прочитайте отрывок и
определите, какие права героев сказки
нарушались или защищались.
(обосновать)
Отрывок из произведения
К.И.Чуковского «Айболит»
"...И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!..."
Карточка2.Прочитайте отрывок и
определите, какие права героев сказки
нарушались или защищались.
(обосновать)
Отрывок из произведения Алексея
Толстого «Золотой ключик»
Вот кто я, поди-ка...
Грозный Карабас,
Славный Барабас.
Куклы предо мною
Стелятся травою...
У меня есть плетка,
Плетка в семь хвостов.
Обучающиеся работают в группах, определяют о
каких правах говорится в произведение,
нарушалось ли оно или нет.
Выбирают ответственного, который высказывает
мнение группы.
Другие группы слушают, добавляют.
Личностные:
- выражать и
отстаивать свою
позицию.
Познавательные:
- анализ объектов с
целью выделения
признаков;
- осознанно и
произвольно строить
речевые
высказывания.
Регулятивные:
- контроль, оценка,
коррекция,
Коммуникативные:
- слушать сверстника;
- оформлять свои
мысли в устной
форме.
9
Пригрожу лишь плеткой –
Мой народец кроткий
Песни распевает,
Денежки сбирает
В мой большой карман,
В мой большой карман...
Карточка3.Прочитайте отрывок и
определите, какие права героев сказки
нарушались или защищались.
(обосновать)
отрывок из рассказа «Цветик-
семицветик»
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав, круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
Карточка4.Прочитайте отрывок и
определите, какие права героев сказки
нарушались или защищались.
(обосновать)
Отрывок из сказки «Золушка».
Дразнят Золушкой меня,
Оттого, что у огня,
Силы не жалея,
В кухне я тружусь, тружусь,
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
Карточка 5.Прочитайте отрывок и
определите, какие права героев сказки
Коммуникативные:
- с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Познавательные:
- осознанно и
произвольно строить
речевые
высказывания.
Личностные:
- оценивать поступки
в соответствии с
определённой
ситуацией.
10
нарушались или защищались.
(обосновать)
Отрывок из русской народной сказки
«Гуси-лебеди»»
Налетели Гуси-лебеди стаею большой.
Унесли Ванюшу к Бабе – Яге домой.
Кинулася девица: глядь, а братца нет.
Лишь метнулся в небе лебединый
след.
Побежала девица братика спасать.
Где ж его, родимого, ей теперь искать?
Карточка 6 Прочитайте отрывок и
определите, какие права героев сказки
нарушались или защищались.
(обосновать)
Отрывок из произведения С. Михалкова
«Три поросёнка»
Жили-были поросята,
Три весёлых дружных брата.
Летом бегали, играли,
Холода совсем не ждали.
Вскоре осень наступила,
Поросят предупредила:
"Нужно строить всем дома:
Скоро к вам придёт зима!"
X. Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
(слайд 18,19)
-Вам предлагается в группах разгадать
кроссворд.
1.
Оно каждому дано,
Оно каждому важно.
Много их на свете есть,
Всех на пальцах и не счесть.
2.
Знают взрослые и дети:
Работа в группах.
Коммуникативные:
- слушать и понимать
речь сверстников.
Регулятивные:
- контроль и оценка.
Личностные:
- с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли,
11
Права нет важней на свете!
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду.
3.
У взрослых право на работу,
А у детей - на их …
4.
У всех есть право на …,
Я маму так свою люблю.
Люблю братишку-сорванца!
И очень я люблю отца!
5.
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку,
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
6.
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач,
Вам поможет только ….
Что нового узнали
сегодня на уроке?
- Где записаны права и обязанности
граждан России, в том числе детей?
- Что такое Конституция?
- Для чего вы знакомились со своими
правами и обязанностями?
Проверка. Обоснование ответа.
1
и
м
я
2
о
б
р
а
з
о
в
а
н
и
е
3
з
а
б
о
т
а
4
с
е
м
ь
я
5
ж
и
л
ь
ё
6
в
р
а
ч
отстаивать свою
позицию.
Познавательные:
- построение цепочки
рассуждений.
12
1
2
3
4
5
6
XI.Итог урока
- Давайте проверим, насколько хорошо вы
поняли то, о чем говорили на уроке.
- Закончите фразу:
Отстаивая свои права, не забывай –
у других они … .
Твои права заканчивают там, где
начинаются …
-
)В Конституции РФ
-)точно такие же.
-)обязанности.
Личностные УУД:
-
устанавливать связь
между целью учебной
деятельности
и
ее
мотивом (зачем?).
Регулятивные:
- оценивать свои
достижения,
осознавать
возникающие
трудности,
стремиться их
преодолеть;
Коммуникативные:
- строить понятные
для партнёра
высказывания
Познавательные:
- делать выводы.
XII. Рефлексия.
(слайд 20)
- Заполните таблицу «Плюс-Минус-
Интересно»
П
М
И
В графу «П» - «плюс» запишите всё, что
понравилось на уроке, информация и
формы работы, которые вызвали
положительные эмоции, либо, по вашему
мнению, могут быть вам полезны для
достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» запишите всё,
Дети оценивают свою работу и заполняют таблицу
Подготовленный ученик читает:
Лишь появится ребенок,
Познавательные:
- рефлексия.
Личностные:
-смыслообразование;
- адекватное
понимание успеха
(неуспеха) в учебной
деятельности.
13
что не понравилось на уроке, показалось
скучным, вызвало неприязнь, осталось
непонятным или информация, которая, по
вашему мнению, оказалась для вас не
нужной, бесполезной с точки зрения
решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» запишите
все любопытные факты, о которых
узнали на уроке, и что бы еще хотелось
узнать по данной проблеме, вопросы к
учителю.
и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права! Он имеет
право жить,
развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
XIII. Информация о
домашнем задании.
- Задание по выбору:
составить загадки о правах и
обязанностях человека;
найти пословицы о правах и
обязанностях человека
- Ребята, спасибо за работу, за помощь и
поддержку.
Урок окончен.
Дети записывают домашнее задание.
Личностные:
-оценивание своих
возможностей по
выполнению
домашнего задания.
Приложение
1.
Карточка №1 «Легенда»
2.
Карточка №2 « Сказка о царе Законе и его жителях правах»
3.
Карточка №3 «Права ребёнка»
4.
Карточка №5 «Права в сказках»
5.
Карточка №5 «Кроссворд»
6.
Карточка №6 «Рефлексия»
7.
Презентация «ОРКЭС. Права и обязанности»
14