Напоминание

"Правила твоей жизни. Права ребёнка в новом веке"


Автор: Смусенок Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №1
Населённый пункт: г. Сортавала, Республики Карелия
Наименование материала: методическая разработка урока по ОРКСЭ
Тема: "Правила твоей жизни. Права ребёнка в новом веке"
Раздел: начальное образование





Назад




Смусенок Т.А.,

учитель начальных классов

МКОУ Сортавальского МР РК

Средняя общеобразовательная школа № 1

Технологическая карта урока

Пояснительная записка

Название материала

Тема: «Правила твоей жизни. Права ребёнка в новом веке» (2 часа)

(1 урок по теме)

Тип урока

Открытие новых знаний

Класс

4 класс

Учебный предмет

Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Цель

Формирование

представления об основном законе нашей страны – Конституции, о правах и обязанностях

граждан России

Планируемые

результаты

Предметные результаты:

расширять знания об основном законе – Конституции России;

формировать представление о правах и обязанностях школьника;

совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя

приобретенные на уроке знания;

совершенствовать умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

Метапредметные результаты:

- Регулятивные УУД:

составлять план решения учебной задачи совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

- Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

осуществлять анализ и синтез.

1

- Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать

свою точку зрения.

Личностные результаты:

формировать уважительное отношение к иному мнению;

развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о

нравственных нормах общения;

адекватно оценивать свои успехи и неудачи, уметь сотрудничать;

формировать учебно-познавательный интерес к новым знаниям через учебную игру.

Название учебного

пособия

Студеникин М.Т. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики: учебник для 4

класса общеобразовательных организаций .-М.: ООО «Русское слово- учебник», 2015 .-160с

Техническое

оснащение,

оборудование

Мультимедийное оборудование, презентация, карточки, Конституция РФ, парты расставлены в группы

Методы

Частично -поисковый , проблемная ситуация, объяснительно-иллюстративный, наглядный

Технологии

Педагогика сотрудничества, проблемно-диалогическая, личностно-ориентированная, ИКТ, технология

критического мышления

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организационный

момент.

Нам пора начать урок.

Всем пойти он должен впрок.

Подготовка класса к работе. Включение в учебную

деятельность.

Личностные:

- определять и

выполнять общие для

всех правила

2

поведения.

Регулятивные:

- управлять своим

настроением.

II .Мотивация

(самоопределение) к

учебной деятельности

(слайд 2)

Игра «Все мы разные»

Вначале нашего занятия мы поиграем в

игру

«Все мы разные». Сейчас я буду

называть какие-либо ваши черты, и у кого

они присутствуют, должен будет встать.

Договорились?

-) встаньте, пожалуйста, те, у кого:

- голубые глаза;

- кто сегодня пришел в

брюках;

- есть на одежде белый цвет;

- черный цвет волос;

- у кого на форме есть эмблема

школы;

- у кого в имени есть гласная

буква «А»;

-

у

кого

сегодня

хорошее

настроение.

-) Молодцы ребята. Вы были очень

внимательны, и мы с вами убедились, что

все вы разные и у каждого из вас есть

свои отличительные черты, у нас разные

имена, цвет глаз и много чего другого,

что нас отличает друг от друга. Но у нас

есть одно, что нас всех объединяет: все

люди имеют одинаковые права и

обязанности.

Ребята выбирают, какие черты к ним подходят, и

встают.

Личностные:

-самоопределение

-мотивация учения

3

III. Актуализация

знаний.

(слайд 3)

-Что изображено на слайде?

- Что вы уже знаете о России?

- Знаете ли вы, кто руководит Россией?

Работа в парах

Карточка 1

Прочитайте легенду и ответьте на

вопросы.

«Давным-давно

было

два

государства:

Можно

и Нельзя. В государстве Можно

все было разрешено: хочешь воровать -

воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь

оскорблять-

оскорбляй.

Можно

всё.

В

государстве Нельзя жители жили совсем

иначе. Там нельзя было убивать, грабить,

г р у б и т ь .

Го с уд а р с т в а

п о с т о я н н о

враждовали

между

собой.

И

вот

настал

день

решающей

битвы.

С ражение

выиграло

государства

Можно.

Оно

захватило

половину

государства

Нельзя.

Что

тут

началось!

В

городах

и

селах

бывшего

государства

Нельзя

стали

воровать,

безнаказанно

убивать

друг

д р у г а ,

н а

д о р о г а х

х о з я й н и ч а л и

разбойники. Государство Можно пришло в

упадок.

И

тогда

правители

государства

Можно попросили помощи у государства

Нельзя. Долго они совещались и пришли к

решению - объединиться и создать новое

государство

- Законию.

В

государстве

установили порядок, а все жители стали

счастливы и довольны».

ВОПРОСЫ:

-Как вы думаете, почему страна стала

-)карта России

Ученики показывают свои знания

Работа в парах

Заслушиваются ответы детей

Личностные:

- высказывать своё

мнение.

-оценивание

содержания исходя из

социальных и

личностных

ценностей

Познавательные:

- анализ, синтез,

сравнение,

обобщение.

Коммуникативные:

- инициативное

сотрудничество в

поиске и выборе

информации;

- слушать и понимать

речь сверстников.

Регулятивные:

- планирование

учебного действия.

- высказывание своего

мнения

4

(слайд 4)

(слайд 5)

IV. Постановка

учебной задачи,

формулировка темы

(слайд 6)

процветающей, счастливы стали все ее

жители, почему они чувствовали себя в

безопасности?

-)Что такое закон?.

-)Почему важно соблюдать законы?

-)Какие законы вы знаете?

-)Как называется основной закон страны?

- В Конституции, основном – главном –

законе государства, записаны многие

статьи, где сказано, как строятся

взаимоотношения граждан друг с другом

и с государством. Здесь записаны

основные права граждан и их

обязанности.

-)Как понимаете слово «права»?

Право – это правила, по которым живут

люди. Эти правила охраняются

государством и определяют отношения

людей в обществе.

Сформулируйте тему урока.

Поставьте учебную задачу.

Жители стали жить по законам

Важное правило, которое все обязаны соблюдать

Конституция РФ

Тема: Правила твоей жизни. Права ребёнка в

новом веке

Познакомимся с законами России, с Конституцией

РФ

Регулятивные:

-определять и

формулировать цель

деятельности на

уроке;

- понимать,

принимать и

сохранять учебную

задачу.

- под руководством

5

учителя планировать

свою деятельность на

уроке;

V. Открытие новых

знаний.

(слайд 7)

Работа в группах.

Карточка 2

Прочитать «Сказку о царе Законе и его

жителях Правах».

Заполнить таблицу.

Как звали царя?

Как зовут дочь царя и

чем она славилась?

Как звали жителей

государства?

Как называются

терема, в которых

живут жители

государства?

Название теремов?

У каких жителей

государства нет

своего терема?

Какие полномочия

имеют жители, у

которых нет своего

терема?

Как называлась

большая площадь в

государстве?

Все ли равны перед

Законом?

Работа в группах

-)Заслушиваются ответы детей

Личностные:

- высказывать своё

мнение;

- понимать факторы

успеха в учебной

деятельности.

Регулятивные:

- понимать,

принимать и

сохранять учебную

задачу;

- оценивать свои

достижения,

осознавать

возникающие

трудности,

стремиться их

преодолеть

Коммуникативные:

- оценивать работу

одноклассников;

- слушать и понимать

речь других;

- строить понятные

для партнёра

высказывания;

- вступать в

сотрудничество с

учителем и

6

одноклассниками;

- участвовать в

коллективном

обсуждении

прочитанного.

Познавательные:

- анализ, синтез,

сравнение,

обобщение.

VI. Физкультминутка

VII. Построение

проекта выхода из

затруднения

(слайд 8)

Работа в группах.

Соотнесите картинку с названием

Карточка 3

Проверка «цепочкой». Учитель

дополняет и объясняет.

Работа в группах. Выбор ответственного, который

будет отвечать.

Ответы детей.

Познавательные:

- осознанно и

произвольно строить

речевые

высказывания;

- поиск необходимой

информации из

текста;

- построение

логической цепочки

рассуждения.

Личностные:

- самоопределение.

Коммуникативные:

- работать в группах;

- слушать и понимать

речь других.

Регулятивные:

- контроль, оценка,

7

коррекция знаний.

VIII. Открытие

новых знаний

(слайд 9)

Проблемная ситуация.

Инсценирование.

- Рассмотрим ситуацию. В комнате

собралась вся семья: бабушка вяжет,

мама пишет, папа чинит стул. Забегает

сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей

дай поесть (садится за стол, начинает

есть).

Мама: С грязными руками за стол?!

Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы

сегодня с Конвенцией о правах ребенка

знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за

лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право

эксплуатировать ребенка (встает из-за

стола). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать

детский труд, мамочка!

Папа: Выключи телевизор и садись за

уроки, иначе получишь ремня.

Сын: Это проявление жестокости.

- О нарушении каких прав говорил Петя?

- Согласны ли вы с ним?

- Почему?

-) Нужно помогать старшим, убирать за собой

-) Обязанности

Личностные:

- высказывать своё

мнение;

Регулятивные:

- оценивать свои

достижения,

осознавать

возникающие

трудности,

стремиться их

преодолеть.

Коммуникативные:

- оценивать работу

одноклассников;

- слушать и понимать

речь других;

Познавательные:

-уметь определять

уровень усвоения

учебного материала;

8

(слайд 10-16)

- А кто догадался, каким словом можно

назвать необходимость помогать другим,

убирать за собой?

- Как вы думаете, как обязанности у

граждан России?

Знакомство с обязанностями

(рассказ учителя)

-)Каждый гражданин имеет свои права и

обязанности

IX. Первичное

закрепление с

проговариванием во

внешней речи

(слайд 17)

Работа в группах

Карточка1.Прочитайте отрывок и

определите, какие права героев сказки

нарушались или защищались.

(обосновать)

Отрывок из произведения

К.И.Чуковского «Айболит»

"...И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по животикам,

И всем по порядку

Даёт шоколадку,

И ставит и ставит им градусники!..."

Карточка2.Прочитайте отрывок и

определите, какие права героев сказки

нарушались или защищались.

(обосновать)

Отрывок из произведения Алексея

Толстого «Золотой ключик»

Вот кто я, поди-ка...

Грозный Карабас,

Славный Барабас.

Куклы предо мною

Стелятся травою...

У меня есть плетка,

Плетка в семь хвостов.

Обучающиеся работают в группах, определяют о

каких правах говорится в произведение,

нарушалось ли оно или нет.

Выбирают ответственного, который высказывает

мнение группы.

Другие группы слушают, добавляют.

Личностные:

- выражать и

отстаивать свою

позицию.

Познавательные:

- анализ объектов с

целью выделения

признаков;

- осознанно и

произвольно строить

речевые

высказывания.

Регулятивные:

- контроль, оценка,

коррекция,

Коммуникативные:

- слушать сверстника;

- оформлять свои

мысли в устной

форме.

9

Пригрожу лишь плеткой –

Мой народец кроткий

Песни распевает,

Денежки сбирает

В мой большой карман,

В мой большой карман...

Карточка3.Прочитайте отрывок и

определите, какие права героев сказки

нарушались или защищались.

(обосновать)

отрывок из рассказа «Цветик-

семицветик»

Лети, лети, лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся, сделав, круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

Карточка4.Прочитайте отрывок и

определите, какие права героев сказки

нарушались или защищались.

(обосновать)

Отрывок из сказки «Золушка».

Дразнят Золушкой меня,

Оттого, что у огня,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Карточка 5.Прочитайте отрывок и

определите, какие права героев сказки

Коммуникативные:

- с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли.

Познавательные:

- осознанно и

произвольно строить

речевые

высказывания.

Личностные:

- оценивать поступки

в соответствии с

определённой

ситуацией.

10

нарушались или защищались.

(обосновать)

Отрывок из русской народной сказки

«Гуси-лебеди»»

Налетели Гуси-лебеди стаею большой.

Унесли Ванюшу к Бабе – Яге домой.

Кинулася девица: глядь, а братца нет.

Лишь метнулся в небе лебединый

след.

Побежала девица братика спасать.

Где ж его, родимого, ей теперь искать?

Карточка 6 Прочитайте отрывок и

определите, какие права героев сказки

нарушались или защищались.

(обосновать)

Отрывок из произведения С. Михалкова

«Три поросёнка»

Жили-были поросята,

Три весёлых дружных брата.

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали.

Вскоре осень наступила,

Поросят предупредила:

"Нужно строить всем дома:

Скоро к вам придёт зима!"

X. Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону

(слайд 18,19)

-Вам предлагается в группах разгадать

кроссворд.

1.

Оно каждому дано,

Оно каждому важно.

Много их на свете есть,

Всех на пальцах и не счесть.

2.

Знают взрослые и дети:

Работа в группах.

Коммуникативные:

- слушать и понимать

речь сверстников.

Регулятивные:

- контроль и оценка.

Личностные:

- с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли,

11

Права нет важней на свете!

В школе, ВУЗе, ПТУ

Я всегда его найду.

3.

У взрослых право на работу,

А у детей - на их …

4.

У всех есть право на …,

Я маму так свою люблю.

Люблю братишку-сорванца!

И очень я люблю отца!

5.

Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку,

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …

6.

Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач,

Вам поможет только ….

Что нового узнали

сегодня на уроке?

- Где записаны права и обязанности

граждан России, в том числе детей?

- Что такое Конституция?

- Для чего вы знакомились со своими

правами и обязанностями?

Проверка. Обоснование ответа.

1

и

м

я

2

о

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е

3

з

а

б

о

т

а

4

с

е

м

ь

я

5

ж

и

л

ь

ё

6

в

р

а

ч

отстаивать свою

позицию.

Познавательные:

- построение цепочки

рассуждений.

12

1

2

3

4

5

6

XI.Итог урока

- Давайте проверим, насколько хорошо вы

поняли то, о чем говорили на уроке.

- Закончите фразу:

Отстаивая свои права, не забывай –

у других они … .

Твои права заканчивают там, где

начинаются …

-

)В Конституции РФ

-)точно такие же.

-)обязанности.

Личностные УУД:

-

устанавливать связь

между целью учебной

деятельности

и

ее

мотивом (зачем?).

Регулятивные:

- оценивать свои

достижения,

осознавать

возникающие

трудности,

стремиться их

преодолеть;

Коммуникативные:

- строить понятные

для партнёра

высказывания

Познавательные:

- делать выводы.

XII. Рефлексия.

(слайд 20)

- Заполните таблицу «Плюс-Минус-

Интересно»

П

М

И

В графу «П» - «плюс» запишите всё, что

понравилось на уроке, информация и

формы работы, которые вызвали

положительные эмоции, либо, по вашему

мнению, могут быть вам полезны для

достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» запишите всё,

Дети оценивают свою работу и заполняют таблицу

Подготовленный ученик читает:

Лишь появится ребенок,

Познавательные:

- рефлексия.

Личностные:

-смыслообразование;

- адекватное

понимание успеха

(неуспеха) в учебной

деятельности.

13

что не понравилось на уроке, показалось

скучным, вызвало неприязнь, осталось

непонятным или информация, которая, по

вашему мнению, оказалась для вас не

нужной, бесполезной с точки зрения

решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» запишите

все любопытные факты, о которых

узнали на уроке, и что бы еще хотелось

узнать по данной проблеме, вопросы к

учителю.

и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права! Он имеет

право жить,

развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

XIII. Информация о

домашнем задании.

- Задание по выбору:

составить загадки о правах и

обязанностях человека;

найти пословицы о правах и

обязанностях человека

- Ребята, спасибо за работу, за помощь и

поддержку.

Урок окончен.

Дети записывают домашнее задание.

Личностные:

-оценивание своих

возможностей по

выполнению

домашнего задания.

Приложение

1.

Карточка №1 «Легенда»

2.

Карточка №2 « Сказка о царе Законе и его жителях правах»

3.

Карточка №3 «Права ребёнка»

4.

Карточка №5 «Права в сказках»

5.

Карточка №5 «Кроссворд»

6.

Карточка №6 «Рефлексия»

7.

Презентация «ОРКЭС. Права и обязанности»

14



В раздел образования