Автор: Смолина Лариса Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 235
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: памятка для родителей
Тема: "Разработка памятки по адаптации в доу"
Раздел: дошкольное образование
Памятка для родителей.
Разработала педагог-психолог Смолина Л.А.
Адаптация ребенка в детском саду
Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к
новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще
неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском
организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно
видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы вы знали, что творится в
организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его
когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в
сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на
грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.
В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с
мамой - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая
прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой
обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой
новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он
не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А
страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от
всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в
ее альтруистической любви.
К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период
адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы
это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще,
чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою
личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств
окружающей среды.
Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные
группы.
Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки
нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее
неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка:
Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с
ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к
другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит
встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо
безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители
находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском
саду.
Запомните! Ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей,
нуден еще педиатр или узкий специалист!
Средняя степень адаптации - в эту группу опадают дети без нервных расстройств -
они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен"
всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети -
у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации
заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие
мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация
его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку
и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
Поведение ребенка:
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя,
либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно
спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть
игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать
установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному
коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило,
болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком
отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Легкая адаптация - наконец, почти половина детей составляет самую благополучную
группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно
период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и
изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны,
поэтому ребенок не болеет.
Поведение ребенка:
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем
остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда
тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить
о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например,
понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная,
эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения,
адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он
умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для
тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш
адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца.
Как надо вести себя родителям с ребенком,
когда он начал впервые посещать детский сад?
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца.
И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро
ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как
можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду,
следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по
желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду,
внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он
приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и
умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых,
благодаря их постоянным поощрениям.
Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике,
поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет
самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с
ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру
на положительный результат.
Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети,
которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после
ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует,
что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже
ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми
доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы
на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к
эмоциональным реакциям детей.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления,
новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит
домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело.
Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Воспитатели рекомендуют:
• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что
он дорос до сада и стал таким большим.
• Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы
беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным
выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и
он долго не будет вас отпускать.
• Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы
первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в
дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
• Щадить его ослабленную нервную систему.
• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить
походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях
малыша.
• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с
температурой в группе.
• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском
учреждении.
• Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.
• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше
обратиться к детскому врачу или психологу.
• При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней
дома и выполнять все предписания специалиста.
***