Напоминание

"Разработка памятки по адаптации в доу"


Автор: Смолина Лариса Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 235
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: памятка для родителей
Тема: "Разработка памятки по адаптации в доу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Памятка для родителей.

Разработала педагог-психолог Смолина Л.А.

Адаптация ребенка в детском саду

Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к

новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще

неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском

организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно

видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы вы знали, что творится в

организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его

когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в

сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на

грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.

В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с

мамой - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая

прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой

обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой

новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он

не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А

страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от

всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в

ее альтруистической любви.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период

адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы

это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще,

чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою

личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств

окружающей среды.

Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада.

По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные

группы.

Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки

нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее

неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка:

Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с

ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к

другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит

встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо

безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители

находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском

саду.

Запомните! Ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей,

нуден еще педиатр или узкий специалист!

Средняя степень адаптации - в эту группу опадают дети без нервных расстройств -

они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен"

всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети -

у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации

заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие

мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация

его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку

и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

Поведение ребенка:

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя,

либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно

спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть

игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать

установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному

коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило,

болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком

отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Легкая адаптация - наконец, почти половина детей составляет самую благополучную

группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно

период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и

изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны,

поэтому ребенок не болеет.

Поведение ребенка:

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем

остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда

тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить

о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например,

понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная,

эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения,

адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он

умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для

тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш

адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца.

Как надо вести себя родителям с ребенком,

когда он начал впервые посещать детский сад?

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца.

И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро

ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как

можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду,

следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по

желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду,

внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он

приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и

умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых,

благодаря их постоянным поощрениям.

Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике,

поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет

самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с

ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру

на положительный результат.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети,

которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после

ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует,

что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже

ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми

доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы

на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к

эмоциональным реакциям детей.

В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления,

новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит

домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело.

Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

Воспитатели рекомендуют:

• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что

он дорос до сада и стал таким большим.

• Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы

беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным

выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и

он долго не будет вас отпускать.

• Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы

первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в

дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

• Щадить его ослабленную нервную систему.

• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить

походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях

малыша.

• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с

температурой в группе.

• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском

учреждении.

• Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.

• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше

обратиться к детскому врачу или психологу.

• При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней

дома и выполнять все предписания специалиста.

***



В раздел образования